ст.20.6 ч.1 КоАП РФ



Р Е Ш Е Н И Е

Великий Новгород      11 января 2012 года

Судья Новгородского районного суда Новгородской области Константинова Ю.П.,

с участием Виниченко О.С.,

рассмотрев в порядке пересмотра жалобу Виниченко О.С. на постановление мирового судьи судебного участка № 29 Великого Новгорода от 18 ноября 2011 года в отношении должностного лица

Виниченко О.С., <дата> года рождения, уроженки <адрес>, зарегистрированной на <адрес> работающей в должности руководителя <данные изъяты> <данные изъяты>

о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст. 20.6 КоАП РФ с назначением административного штрафа в размере 4000 рублей,

у с т а н о в и л:

<дата> государственным инспектором Российской Федерации по пожарному надзору ФИО1 на основании акта проверки <номер>-ЧС составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ, в отношении руководителя <данные изъяты> Виниченко О.С., согласно которому 09 ноября 2011 года выявлено, что в нарушение Положения о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04.09.2003 №547, Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 №794, Перечня уполномоченных работников, проходящих переподготовку или повышение квалификации, утвержденного приказом МЧС России от 19.01.2004 №19 руководитель Управления не прошел подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций в учебно-методическом центре по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям; работник, специально уполномоченный решать задачи по предупреждению и ликвидации ЧС, не прошел подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций; председатель КПЛЧС и ОПБ не прошел повышение квалификации в области защиты от чрезвычайных ситуаций; члены КПЛЧС и ОПБ не прошли переподготовку или повышение квалификации в учебно-методическом центре по делам ГО и ЧС; не созданы резервы финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

По делу вынесено вышеуказанное постановление.

В поданной в порядке пересмотра жалобе Виниченко О.С., не соглашаясь с постановлением мирового судьи, просит его отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием события и состава административного правонарушения. Среди доводов жалобы указывает, что полномочие по организации и ведению гражданской обороны нормативно закреплено за Федеральной антимонопольной службой п. 22 Постановления Правительства РФ от 15.06.2010 №438 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ». При этом, Приказом ФАС России от 26 января 2011 года №30, вступившим в законную силу 20 мая 2011 года, утверждено новое Положение о территориальном органе ФАС. Соответственно с 20 мая 2011 года у руководителя Новгородского УФАС России возникли права и обязанности по осуществлению и ведению гражданской обороны. Руководитель Управления осуществляет организацию контроля за соблюдением законодательства РФ в соответствии с Положением о территориальном органе ФАС России, в связи с чем только с 20 мая 2011 года Управление приступило к исполнения обязанностей, установленных в области гражданской обороны. Для организации прохождения обучения необходимо время. Пункт 5 Положения о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера устанавливает, что для лиц, впервые назначенных на должность, связанную с выполнением обязанностей в области защиты от чрезвычайных ситуаций, переподготовка или повышение квалификации в течение первого года работы является обязательной. Таким образом, повышение квалификации в сфере гражданской обороны работники Новгородского УФАС России обязаны пройти в срок до 20 мая 2012 года. Кроме того, вопросы профессиональной подготовки и переподготовки требуют согласования с ФАС России для чего необходимо время. Новгородское УФАС России своевременно обратилось в Учебно-методический центр гражданской защиты и пожарной безопасности Новгородской области с заявкой на обучение, ответственные лица Управления включены в план обучения на апрель 2012 года. Помимо указанного, Новгородское УФАС России является территориальным органом ФАС России, финансируемым за счет средств федерального бюджета и не является распорядителем бюджетных средств. Возможность обратиться за выделением средств на создание финансовых ресурсов могла появиться у руководителя только при формировании соответствующей заявки в конце 2011 года. Вина руководителя Новгородского УФАС России в несоздании резервов финансовых ресурсов отсутствует, что также подтверждается письмом ФАС России от 29.11.2011 года.

Проверив дело об административном правонарушении, изучив доводы, изложенные в жалобе, выслушав Виниченко О.С., поддержавшую жалобу по изложенным в ней доводам, судья приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения влечет наложение административного штрафа.

Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, урегулированные Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства РФ.

Статья 13 указанного Закона определяет полномочия федеральных органов исполнительной власти в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Пределы полномочий данных органов и порядок исполнения возложенных на них задач закреплены в законах и иных нормативно-правовых актах.

Кроме того, статья 14 Закона устанавливает обязанности организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. В том числе организации обязаны: осуществлять обучение работников организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях; создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» утверждено Положение о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера №547. Положение определяет группы населения, проходящие обязательную подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также основные задачи и формы обучения населения действиям в чрезвычайных ситуациях.

Во втором пункте Положения установлено, что подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций проходят: руководители органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций; работники федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, специально уполномоченные решать задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и включенные в состав органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее именуются - уполномоченные работники).

Учитывая приведенные нормы, мировым судьей сделан обоснованный вывод об обязанности руководителя <данные изъяты> Виниченко О.С. пройти подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций. Отсутствие сведений о выполнении данной обязанности свидетельствует о допущенном нарушении требований закона.

При этом, не имеет правого значения довод о наделении территориальных органов Федеральной антимонопольной службы полномочием по осуществлению и ведению гражданской обороны только с 20 мая 2011 года, поскольку вышеприведенное требование Положения о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также требование ст. 20 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций являются общеобязательными и действуют с момента их принятия.

Между тем, заслуживает внимания довод жалобы Виниченко О.С. об отсутствии факта нарушения требований вышеприведенного Закона, Положения о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций №794 в части непрохождения работником, специально уполномоченный решать задачи по предупреждению и ликвидации ЧС, подготовки в области защиты от чрезвычайных ситуаций; непрохождения председателем КПЛЧС и ОПБ повышения квалификации в области защиты от чрезвычайных ситуаций; непрохождения членами КПЛЧС и ОПБ переподготовки или повышения квалификации в учебно-методическом центре по делам ГО и ЧС; несоздания резервов финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В п. 5 Положения о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера установлено, что для лиц, впервые назначенных на должность, связанную с выполнением обязанностей в области защиты от чрезвычайных ситуаций, переподготовка или повышение квалификации в течение первого года работы является обязательной.

Поскольку из материалов дела следует, что уполномоченный решать задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуации и другие члены объектового звена РСЧС впервые назначены на должность, связанную с выполнением обязанностей в области защиты от чрезвычайных ситуаций, приказом от 12 апреля 2011 года, то обязанность пройти переподготовку и повышение квалификации в течение первого года работы ими должна быть выполнена до апреля 2012 года. Соответственно, отсутствие сведений о прохождении ими переподготовки и повышения квалификации до апреля 2012 года не может быть признано нарушением.

Согласно ст. 25 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Указанные резервы создаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления.

Порядок создания и использования указанных в части первой настоящей статьи резервов (резервных фондов) и порядок восполнения использованных средств этих резервов определяются соответственно Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Таким образом, создание указанных резервов предполагается на федеральном уровне федеральными органами исполнительной власти, на региональном уровне - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также на местном уровне - органами местного самоуправления.

Пунктом 20 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций №794 установлено, что для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются и используются: резервы финансовых и материальных ресурсов федеральных органов исполнительной власти; резервы финансовых и материальных ресурсов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций.

Порядок создания, использования и восполнения резервов финансовых и материальных ресурсов определяется законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и организациями.

Учитывая изложенное, ФАС России уполномочен разработать и утвердить нормативный акт (положение) о резервах финансовых и материальных ресурсов для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и, соответственно, создать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

С учетом требований ст. 13, 14 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» об обязанности создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также исходя из того, что Новгородское УФАС России является территориальным органом ФАС России, финансируемым за счет средств бюджета, при наличии сведений от заместителя руководителя ФАС России об отсутствии в федеральном бюджете для ФАС России средств для создания резервов финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также при отсутствии утвержденного ФАС России нормативного регулирования создания таких резервов, судом не усматривается вины должностного лица <данные изъяты> Виниченко О.С. в нарушении данного требования закона. Иное противоречило бы принципам административной ответственности, установленным в ст. 1.5 КоАП РФ.

В связи с выше изложенным, из обжалуемого постановления подлежат исключению выводы о вине Виниченко О.С. в том, что работник, специально уполномоченный решать задачи по предупреждению и ликвидации ЧС, не прошел подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций; председатель КПЛЧС и ОПБ не прошел повышение квалификации в области защиты от чрезвычайных ситуаций; члены КПЛЧС и ОПБ не прошли переподготовку или повышение квалификации в учебно-методическом центре по делам ГО и ЧС; не созданы резервы финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Другие выводы, содержащиеся в обжалуемом постановлении, вопреки доводам жалобы, соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

Постановление по делу об административном правонарушении в отношении Виниченко О.С. вынесено мировым судьей в пределах срока давности привлечения к административной ответственности. Наказание назначено в соответствии с требованиями ст.4.1 КоАП РФ, с учетом характера совершенного административного правонарушения и других обстоятельств в минимальном размере санкции статьи КоАП РФ.

Процессуальных нарушений, в том числе грубых нарушений, установленных Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» требований к организации и проведению проверок, влекущих отмену вынесенного в отношении Винниченко О.С. постановления при производстве по делу и его рассмотрении, допущено не было, в связи с чем, оснований для отмены указанного постановления, как и возможности освобождения Виниченко О.С. от административной ответственности не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья

р е ш и л :

Исключить из постановления мирового судьи судебного участка № 29 Великого Новгорода от 18 ноября 2011 года, в отношении руководителя <данные изъяты> Виниченко О.С. о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст. 20.6 КоАП РФ с назначением административного штрафа в размере 4000 рублей, выводы о вине Виниченко О.С. в том, что работник, специально уполномоченный решать задачи по предупреждению и ликвидации ЧС, не прошел подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций; председатель КПЛЧС и ОПБ не прошел повышение квалификации в области защиты от чрезвычайных ситуаций; члены КПЛЧС и ОПБ не прошли переподготовку или повышение квалификации в учебно-методическом центре по делам ГО и ЧС; не созданы резервы финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В остальной части постановление оставить без изменения, а жалобу Виниченко О.С. - без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу с момента вынесения и может быть обжаловано в порядке надзора путем подачи жалобы в Новгородский областной суд.

Судья Новгородского

районного суда        Ю.П. Константинова