ст.18.15 ч.1 КоАП РФ



Дело №12-54/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Великий Новгород       02 марта 2012 года

Судья Новгородского районного суда Новгородской области Константинова Ю.П.,

с участием Холова А.Н., защитника Виноградова М.Н.,

рассмотрев в порядке пересмотра жалобу Холова А.Н. на постановление <номер> начальника УФМС России по <адрес> ФИО1 от <дата> в отношении

Холова А.Н., <дата> года рождения, уроженца <адрес>, гражданина <данные изъяты>, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>,

о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.15 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в сумме 25000 рублей,

у с т а н о в и л:

<дата> ведущим специалистом - экспертом отдела миграционного контроля УФМС России по <адрес> ФИО2 в отношении Холова А.Н. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ за привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина при отсутствии у этого иностранного гражданина разрешения на работу.

По делу вынесено указанное выше постановление.

В поданной в порядке пересмотра жалобе Холов А.Н. не соглашается с постановлением, просит его отменить, указывая, что состоит в трудовых отношениях с ЗАО «<данные изъяты>», является подсобным рабочим. Не является должностным лицом по смыслу ст. 2.4 КоАП РФ. <дата> попросил знакомых оказать помощь в выполнении порученной ему работы, о чем не ставил в известность работодателя. Одновременно, в жалобе Холовым А.Н. заявлено ходатайство о восстановлении срока на обжалование постановления.

Истребованные по жалобе Холова А.Н. подлинные материалы дела поступили в суд <дата>.

Изучив представленные материалы дела, судья приходит к выводу о восстановлении Холову А.Н. срока обжалования постановления.

В судебном заседании Холов А.Н. и его защитник поддержали жалобу по изложенным в ней доводам.

Выслушав Холова А.Н. и его защитника, изучив материалы дела, судья приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 18.15 КоАП РФ привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этих иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом, влечет наложение административного штрафа.

В целях настоящей статьи под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства.

Трудовая деятельность иностранного гражданина - работа иностранного гражданина в Российской Федерации на основании трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг).

Разрешение на работу - документ, подтверждающий право иностранного работника на временное осуществление на территории Российской Федерации трудовой деятельности или право иностранного гражданина, зарегистрированного в Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя, на осуществление предпринимательской деятельности (ст. 2 Федерального закона от <дата> N 115-ФЗ).

Согласно п. 4 ст. 13 Федерального закона от <дата> № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность при наличии разрешения на работу.

Согласно п.1, п. 10 ст. 13.3 указанного Закона граждане Российской Федерации имеют право привлекать к трудовой деятельности по найму на основании трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) для личных, домашних и иных подобных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (далее - трудовая деятельность у физических лиц), законно находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, при наличии у каждого такого иностранного гражданина патента, выданного в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Для осуществления иностранным гражданином, имеющим патент, деятельности, не являющейся трудовой деятельностью у физических лиц, данный иностранный гражданин обязан получить разрешение на работу в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. В этом случае разрешение на работу данному иностранному гражданину может быть выдано на срок не более одного года со дня въезда в Российскую Федерацию.

При рассмотрении дела об административном правонарушении установлено, что <дата> <дата> минут в ходе проверки миграционного законодательства по адресу: <адрес> выявлен гражданин Узбекистана Холов А.Н., который, являясь подсобным рабочим ЗАО «<данные изъяты>», незаконно привлек к трудовой деятельности гражданина <данные изъяты> ФИО3, у которого отсутствует разрешение на работу по <адрес>.

Таким образом, Холов А.Н.., являясь подсобным рабочим ЗАО «<данные изъяты>», незаконно допустил ФИО3 к трудовой деятельности без соответствующего разрешения.

По делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, и обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Диспозиция ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ устанавливает ответственность за привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина, а право привлекать и использовать труд иностранных работников имеют только работодатель и заказчик работ (услуг).

Предметом посягательства по ч. 1 ст. 18.15 является правило о том, что иностранный гражданин, лицо без гражданства могут осуществлять трудовую деятельность только при наличии у них специального документа (разрешения на работу) либо патента, а работодатель или заказчик работ (услуг), пригласившие иностранного работника, обязаны обеспечить получение этим работником такого разрешения.

Объективную сторону рассматриваемого правонарушения, таким образом, составляют действия (бездействие) работодателя, нарушение правила о приеме на работу иностранного гражданина.

В силу статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, несут административную ответственность как должностные лица.

Согласно ст. 61 ТК РФ трудовой договор вступает в силу со дня его подписания работником и работодателем, если иное не установлено федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации или трудовым договором, либо со дня фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя.

Противоправным является привлечение к трудовой деятельности, осуществляемое в виде фактического допуска конкретного иностранного гражданина или лица без гражданства в какой-либо форме к выполнению работ, оказанию услуг без соответствующего разрешения.

Исходя из положений пункта 4 статьи 13, пункта 9 статьи 13.1 Федерального закона от <дата> N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" в совокупности с требованиями ст. 2.4 КоАП РФ, привлечение Холова А.Н. к административной ответственности по ч.1 ст. 18.15 КоАП РФ возможно при доказанности того факта, что Холов А.Н., являясь должностным лицом ЗАО «<данные изъяты>», уполномочен от имени работодателя или каким-либо иным образом по своему усмотрению привлекать к осуществлению труда в ЗАО «<данные изъяты>» иностранных работников, а так же при доказанности того, что указанное нарушение совершено им в связи с ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Указанные обстоятельства при рассмотрении дела не выяснялись, что является нарушением требований ст. 26.1 КоАП РФ и свидетельствует об отсутствии доказательств того, что Холов А.Н. является субъектом ответственности по данному делу об административном правонарушении.

Указанное процессуальное нарушение является существенным, так как не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении.

Помимо изложенного, ст. 25.1 КоАП РФ определяет права и обязанности лица, привлекаемого в установленном КоАП РФ порядке к административной ответственности.

Одна из таких гарантий - возможность ознакомления со всеми материалами дела на всех стадиях производства по делу. Поэтому соответствующие должностные лица обязаны предоставлять эту возможность каждому привлекаемому к ответственности, начиная с момента составления протокола.

Из материалов дела следует, что протокол об административном правонарушении составлен <дата> и дело об административном правонарушении рассмотрено <дата>, копии протокола и постановления от <дата> были вручены Холову А.Н. одновременно.

В силу ч. 4 ст. 28.2 КоАП РФ физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении.

Вручение протокола об административном правонарушении и вынесение постановления о привлечении к административной ответственности в один день лишило Холова А.Н. возможности реализовать в полной мере предоставленное КоАП РФ право на защиту.

Указанные выше процессуальные нарушения являются существенными, так как не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении.

При таких обстоятельствах, постановление подлежит отмене, а дело направлению на новое рассмотрение, поскольку срок давности привлечения к административной ответственности не истек.

Руководствуясь ст.ст. 30.7 КоАП РФ, судья

р е ш и л:

Постановление <номер> начальника УФМС России по <адрес> ФИО1 от <дата> в отношении Холова А.Н. о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в сумме 25000 рублей, отменить, направить дело об административном правонарушении на новое рассмотрение в Управление Федеральной миграционной службы по <адрес>.

Решение может быть обжаловано лицами, указанными в ст. 25.1-25.5 КоАП РФ, и должностным лицом, вынесшим постановление, в Новгородский областной суд с подачей жалобы через Новгородский районный суд или непосредственно в Новгородский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья Новгородского

районного суда       Ю.П. Константинова