ст. 7.30 ч.2 КоАП РФ



Дело №12-117/2012

Р Е Ш Е Н И Е

26 марта 2012 года судья Новгородского районного суда Новгородской области, расположенного по адресу: Великий Новгород, ул. Октябрьская, д.15, Константинова Ю.П.,

с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Алексеева В.Г., защитника Кульш Е.М., прокурора отдела по надзору за соблюдением федерального законодательства прокуратуры <адрес> ФИО1, главного специалиста - эксперта Новгородского УФАС России ФИО2

рассмотрев в порядке пересмотра жалобу Алексеева В.Г. на постановление <номер> заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области ФИО3 от <дата> в отношении должностного лица государственного заказчика - председателя Комитета строительства и дорожного хозяйства Новгородской области

Алексеева В.Г., <дата> года рождения, уроженца <адрес>, <данные изъяты>, зарегистрированного по адресу <адрес>, проживающего по адресу: <адрес>

о привлечении к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 7.29 и частью 4 статьи 7.30 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 50000 рублей,

у с т а н о в и л:

<дата> заместителем прокурора Великого Новгорода вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.7.29 КоАП РФ в отношении председателя Комитета строительства и дорожного хозяйства Новгородской области Алексеева В.Г., принявшего решение о размещении заказа иным способом в случае, если размещение такого заказа в соответствии с законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд должно осуществляться путем проведения торгов в форме аукциона.

Постановлением <номер> заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области ФИО3 от <дата> Алексеев В.Г. привлечен к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 7.29 и частью 4 статьи 7.30 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, Алексеев В.Г. обратилась в суд с жалобой, в которой просил вынесенное в отношении него постановление о назначении административного наказания отменить, указывая, на то, что был введен в заблуждение относительно времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении, в связи с чем не участвовал в рассмотрении дела и не мог дать объяснений и представить доказательства. Кроме того, считает, что в его действиях отсутствуют составы вмененных правонарушений.

В судебном заседании Алексеев В.Г. и его защитник поддержали жалобу по изложенным в ней доводам, представили дополнительные письменные объяснения, которые приобщены к материалам дела.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав Алексеева В.Г. и его защитника, заслушав заключение прокурора, и мнение представителя Новгородского УФАС, судья приходит к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что в июле-августе 2011 года уполномоченным органом - Комитетом по управлению государственным имуществом области - по заявке государственного заказчика - Комитета строительства и дорожного хозяйства Новгородской области проводилось размещение государственного заказа путем проведения открытого конкурса по определению генерального подрядчика на выполнение работ по строительству объекта: «Областной онкологический диспансер на 240 коек <адрес>. Блок Д (1-этап)» для государственных нужд Новгородской области (начальная (максимальная) цена контракта составляет - <данные изъяты>

Конкурсная документация была утверждена председателем Комитета строительства и дорожного хозяйства Новгородской области Алексеевым В.Г. 01 июля 2011 года.

В соответствии с частью 4 статьи 10 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее Закон о размещении заказов) размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, которые соответственно производятся, выполняются, оказываются не по конкретным заявкам заказчика, уполномоченного органа, для которых есть функционирующий рынок и сравнивать которые можно только по их ценам, осуществляется путем проведения аукциона. Перечни товаров, работ, услуг, размещение заказов соответственно на поставки, выполнение, оказание которых осуществляются путем проведения аукциона, устанавливаются Правительством Российской Федерации. В случае, если товары, работы, услуги включены в указанные перечни, размещение заказов на поставки таких товаров, выполнение таких работ, оказание таких услуг для нужд заказчиков путем проведения конкурса не допускается и осуществляется в соответствии с частью 4.2 настоящей статьи. В случае размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг путем проведения открытого аукциона в иных случаях (в том числе в случае невключения этих товаров, работ, услуг в указанные перечни) такое размещение заказов осуществляется в соответствии с частью 4.2 настоящей статьи.

В части 4.1 этой же статьи Закона указано, что размещение заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, в том числе автомобильных дорог, временных построек, киосков, навесов и других подобных построек, для нужд заказчиков осуществляется путем проведения открытого аукциона в электронной форме. Размещение заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, осуществляется путем проведения конкурса или открытого аукциона в электронной форме.

При этом необходимо отметить, что в соответствии с определением открытого конкурса (ст. 20 Закона о размещении заказов) под конкурсом понимаются торги, победителем которых признается лицо, которое предложило лучшие условия исполнения контракта и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер.

В то же время под аукционом на право заключить контракт понимаются торги, победителем которых признается лицо, предложившее наиболее низкую цену контракта (часть 1 статьи 32 Закона о размещении заказов).

Изложенное позволяет сделать вывод о том, что проведение конкурса на заключение государственного контракта на проведение работ на опасном производственном объекте позволяет заказчику устанавливать требования к качеству работ и квалификации участников конкурса, необходимые для предотвращения опасности жизни и здоровью людей и окружающей среде.

Перечень особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства определен статьей 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48.1 ГрК РФ к особо опасным и технически сложным объектам относятся объекты использования атомной энергии (в том числе ядерные установки, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, пункты хранения радиоактивных отходов).

В статье 3 Федерального закона от 21 ноября 1995 года №170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» объектами применения настоящего Федерального закона (объектами использования атомной энергии) являются, в том числе радиационные источники - не относящиеся к ядерным установкам комплексы, установки, аппараты, оборудование и изделия, в которых содержатся радиоактивные вещества или генерируется ионизирующее излучение.

В п. 18 Приложения 2 Общих положения обеспечения безопасности радиационных источников, утвержденных Приказом Федерального службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05 марта 2011 года №104, указано, что радиационный источник стационарный - территориально обособленный, то есть расположенный в отдельном здании (помещении) или технологически независимый объект использования атомной энергии, назначение и конструкция которого предполагают его эксплуатацию на постоянном месте в течение всего проектного срока эксплуатации, в состав которого входят один или несколько комплексов, установок, аппаратов, изделий, включающий в себя персонал, оборудование для проведения работ, средства физической защиты.

К стационарным РИ относятся, например: радиологическое отделение медицинского учреждения.

Также в статье 3 Федерального закона от 21 ноября 1995 года №170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» установлено, что для целей настоящего Федерального закона под полным жизненным циклом объекта использования атомной энергии в зависимости от категории объекта применения настоящего Федерального закона понимаются размещение, проектирование (включая изыскания), конструирование, производство, сооружение или строительство (включая монтаж, наладку, ввод в эксплуатацию), эксплуатация, реконструкция, капитальный ремонт, вывод из эксплуатации (закрытие), транспортирование (перевозка), обращение, хранение, захоронение и утилизация объектов использования атомной энергии.

Из пунктов 3.1, 3.2 раздела <номер> (предмет открытого конкурса) конкурсной документации следует, что предметом рассматриваемого открытого конкурса является выполнение работ по строительству объекта: «Областной онкологический диспансер на 240 коек <адрес>. Блок Д (1-этап)» для государственных нужд Новгородской области. Работы включают в себя строительно-монтажные работы, поставку строительных материалов, изделий, монтаж инженерного оборудования, проведение пусконаладочных работ, прокладку инженерных коммуникаций, осуществление технологического присоединения к электрическим сетям, благоустройство территории, сдачу объекта под монтаж медицинского оборудования.

Из письма руководителя Северо-Европейского межрегионального территориального управления по надзору за ядерной и радиационной безопасностью от 31 октября 2011 года, направленного в ответ на запрос Новгородского УФАС России по данному делу, следует, что в соответствии с проектной документацией в радиологическом корпусе и корпусе радионуклидной лаборатории будут использоваться ИИИ (источники ионизирующего излучения), для чего при их сооружении должны быть созданы защитные барьеры. Исходя из требований Федерального закона «Об использовании атомной энергии», с момента утверждения проектной документации объект относится к объектам использования атомной энергии (ОИАЭ).

Требования по соблюдению законодательства, в части осуществления градостроительной деятельности, соблюдению требований по обеспечению радиационной безопасности, в том числе и при сооружении (строительстве), реконструкции, капитальном ремонте применяются, как к объекту использования атомной энергии - особо опасному и технически сложному объекту (областному онкологическому диспансеру), так и к организациям, оказывающим услуги.

В соответствии с письмом Статс - секретаря заместителя руководителя Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) от <дата> на момент завершения строительства объекта капитального строительства «Областной онкологический диспансер на 240 коек <адрес> <адрес>. Блок Д (1-этап)» и ввода его в эксплуатацию специальное медицинское оборудование, содержащее радиоактивные вещества и генерирующее ионизирующее излучение должно быть смонтировано и закончены пуско-наладочные работы.

Исходя из вышеизложенного, данный объект капитального строительства является объектом использования атомной энергии (радиационным источником), то есть, относится в соответствии со ст. 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации к особо опасным и технически сложным объектам, для выполнения работ по строительству которых требуется наличие выданного саморегулируемой организацией соответствующего вида свидетельства о допуске к работам на особо опасных и технически сложных объектах и лицензии Ростехнадзора на сооружение радиационных источников в части выполнения работ и предоставления услуг эксплуатирующей организации.

Таким образом, предметом размещения рассматриваемого государственного заказа является выполнение работ по строительству (возведению) здания радиологического корпуса и здания корпуса радионуклидной лаборатории областного онкологического диспансера, в которых будут установлены и введены в эксплуатацию радиационные источники (специальное медицинское оборудование) и будут использоваться радиоактивные материалы.

Приходя к выводу о том, что Алексеевым В.Г. принято решение о размещении заказа путем проведения открытого конкурса в нарушение требований ч. 4 ст. 10 Закона о размещении заказов, должностным лицом Новгородского УФАС России указано, что в соответствии с условиями конкурсной документации и заключенного по итогам указанного конкурса государственного контракта от 23.08.2011 № 0150200000611000449 подрядчику необходимо выполнить исключительно общестроительные работы по возведению здания (сооружения), в котором предполагается разместить радиологическое отделение и радионуклидную лабораторию областного онкологического диспансера. При выполнении указанных работ не предполагается использование или взаимодействие с какими-либо радиационными источниками или радиоактивными материалами, не осуществляется монтаж и введение в эксплуатацию специального медицинского оборудования, в котором содержатся радиоактивные вещества и/или генерируется ионизирующее излучение. Сам по себе объект капитального строительства (здание, сооружение), в котором предполагается разместить радиологическое отделение медицинского учреждения, но в котором на момент завершения строительства не хранятся радиоактивные материалы и не установлено специальное медицинское оборудование, содержащее радиоактивные вещества и/или генерирующее ионизирующее излучение, радиационным источником не является. Поскольку в рамках исполнения государственного контракта, заключенного по результатам проведения рассматриваемого открытого конкурса, монтаж и пуско-наладка специального медицинского оборудования, содержащего радиоактивные вещества и генерирующего ионизирующее излучение, произведены не будет, возводимый объект капитального строительства радиационным источником согласно действующему законодательству не является.

Указанные мотивы положены в основу вывода о наличии в действиях Алексеева В.Г. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.29 КоАП РФ.

Между тем, учитывая обстоятельства данного дела в совокупности с приведенными выше нормами Федерального закона «Об использовании атомной энергии», судья считает приведенные в постановлении выводы необоснованными.

При этом, вменение в вину Алексееву В.Г. при рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении, состава правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 7.30 КоАП РФ, является незаконным в связи с нарушением требований главы 28 Кодекса РФ об административных правонарушениях (Возбуждение дела об административном правонарушении).

Учитывая изложенное, Алексеевым В.Г. было принято решение о размещении рассматриваемого государственного заказа путем проведения открытого конкурса в соответствии с требованиями ч. 4.1. ст. 10 Закона о размещении заказов.

Довод представителя Новгородского УФАС России о том, что в других регионах размещение аналогичных заказов проводится в форме открытого аукциона в электронной форме не свидетельствует о допущенном нарушении, поскольку ч.4.1 ст. 10 Закона о размещении заказов установлено право на размещение заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства как путем проведения конкурса так и путем открытого аукциона в электронной форме.

Ссылка представителя Новгородского УФАС России на раздел 12 проектной документации (Инженерно-технические мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций), а также то, что в рамках данного контракта не будет произведены монтаж и пусконаладка специального медицинского оборудования, содержащего радиоактивные вещества и генерирующего ионизирующее излучение, не изменяет категорию исследуемого объекта, исходя из смысла абз. 11 ст. 3 Закона об использовании атомной энергии.

Кроме того, согласно части 5 ст. 10 Закона о размещении заказов нарушение предусмотренных настоящим Федеральным законом положений о размещении заказа является основанием для признания судом, арбитражным судом недействительным размещения заказа по иску заинтересованного лица или по иску уполномоченных на осуществление контроля в сфере размещения заказов федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

Размещение заказа путем проведения открытого конкурса по определению генерального подрядчика на выполнение работ по строительству Областного онкологического диспансера для государственных нужд Новгородской области не признано недействительным, в арбитражный суд с иском Новгородское ФИО2, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления не обращались.

Государственный контракт исполняется ООО «<данные изъяты> календарный план выполнения работ указывает на окончание сроков выполнения работ - апрель 2012 года.

Таким образом, не нашло своего подтверждения наличие в действиях председателя Комитета строительства и дорожного хозяйства Новгородской области Алексеева В.Г. нарушений Закона о размещении заказов при выборе способа размещения государственного заказа.

В силу п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса.

Учитывая изложенное, в связи с отсутствием состава административного правонарушения производство по делу об административном правонарушении в отношении Алексеева В.Г. подлежит прекращению (п.2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).

Руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья

р е ш и л:

Постановление <номер> заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области ФИО3 от <дата> в отношении должностного лица государственного заказчика - председателя Комитета строительства и дорожного хозяйства Новгородской области Алексеева В.Г., о привлечении к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 7.29 и частью 4 статьи 7.30 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 50000 рублей отменить.

Производство по делу об административном правонарушении в отношении Алексеева В.Г. прекратить на основании п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано лицами, указанными в ст. 25.1-25.5 КоАП РФ, и должностным лицом, вынесшим постановление, в Новгородский областной суд с подачей жалобы через Новгородский районный суд или непосредственно в Новгородский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья       Ю.П. Константинова