ст.20.4 ч.1 КоАП РФ



Дело №12-124/2012

РЕШЕНИЕ

Великий Новгород        15 мая 2012 года

Судья Новгородского районного суда Новгородской области Константинова Ю.П.,

с участием Петрова А.В., защитника Гусарова М.Ю., заместителя главного государственного инспектора Великого Новгорода по пожарному надзору ФИО1, инспектора Великого Новгорода по пожарному надзору ФИО2,

рассмотрев дела об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1 и 4 статьи 20.4 КоАП РФ, по жалобе Петрова А.В. на постановление <номер>, вынесенное государственным инспектором Великого Новгорода по пожарному надзору ФИО2 10 февраля 2012 года, о привлечении

Петрова А.В., <дата> года рождения, уроженца <адрес>, проживающего по адресу: <адрес>, работающего в должности <данные изъяты> МАОУ «<данные изъяты>

к административной ответственности по ч.1, ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ с назначением наказания в размере 15 000 рублей,

у с т а н о в и л :

10 февраля 2012 года в отношении <данные изъяты> МАОУ «<данные изъяты>» Петрова А.В. по результатам плановой выездной проверки, проведенной на основании распоряжения от 10 января 2012 года №5, на основании акта проверки №5 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, за нарушение п.п. 33 ППБ 01-03, п. 1.82 СНиП 2.08.02-89*, и кроме того, составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, за нарушение п. 53 ППБ 01-03, 1.85* СНиП 21-01-97*.

По делу вынесено указанное выше постановление с назначением наказания в соответствии с ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ за совершение правонарушений, предусмотренных п.п. 1, 4 ст. 20.4 КоАП РФ.

В жалобе в порядке пересмотра Петров А.В. просит об отмене постановления, указывая на то, что одними из выявленных при данной проверке нарушений оказались сгораемая отделка стен, на путях эвакуации, актового и спортивного залов, лестничных клеток, тамбура, а также двери электрощитовой, архива и кладовки выполнены из материалов с пределом огнестойкости менее 0,6 часа. Во исполнение Федеральных законов от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» и от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Решения Думы Великого Новгорода от 24.6.2010 № 719 «Об утверждении Положения об обеспечении первичных мер пожарной безопасности на территории Великого Новгорода» Администрацией Великого Новгорода принято Постановление от 31.12.2010 № 5701 «Об утверждении долгосрочной муниципальной целевой программы «Реализация первичных мер пожарной безопасности на территории Великого Новгорода на 201 1-2015 годы». В рамках вышеназванной программы Учреждением будет получено около 100 000 рублей, которые будут направлены на устранение нарушений выявленных в результате проверки. Кроме того в августе 2011 года в рамках проведения приемки Учреждения к новому учебному году нарушений выявлено не было, акт представителем отдела надзорной деятельности был подписан без замечаний (копия прилагается). Директором были предприняты все возможные меры для устранения данных нарушений. Полагал возможным освобождение от административной ответственности в силу малозначительности правонарушения.

Изучив материалы дела, судья считает, что Петровым А.В., направившим жалобу в суд 17 февраля 2012 года, не пропущен срок на обжалование указанного выше постановления.

В судебном заседании Петров А.В. и его защитник поддержали жалобу по приведенным в ней мотивам.

Изучив материалы дела, исследовав все доводы жалобы, выслушав участников процесса, судья приходит к следующим выводам.

Пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.

Обеспечение пожарной безопасности, являясь одной из важнейших задач государства, регламентируется Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Правилами пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03), утвержденными Приказом МЧС России от 18 июня 2003 г. № 313 и другими нормативными правовыми актами.

Нарушение Правил пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, заключается в нарушении требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 КоАП РФ и частями 3 - 8 настоящей статьи.

Часть 4 ст. 20.4 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.

Противоправные деяния виновного лица не связываются правовой нормой с обязательным наступлением вредных последствий. Для привлечения к административной ответственности достаточно самого факта невыполнения требований пожарной безопасности, так как административные правонарушения в рассматриваемой сфере считаются оконченными с момента совершения самих противоправных деяний (бездействия).

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В ходе плановой выездной проверки, проведенной в соответствии с требованиями Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» на основании распоряжения №5 от 10 января 2012 года, в отношении МАОУ «<данные изъяты> органом пожарного надзора выявлены нарушения требований пожарной безопасности.

Согласно акту проверки №5 от 31 января 2012 года выявлены следующие нарушения:

- дверь электрощитовой выполнена из материалов с пределом огнестойкости менее 0,6 часа;

- дверь склада выполнена из материалов с пределом огнестойкости менее 0,6 часа (столовая);

- дверь архива выполнена из материалов с пределом огнестойкости менее 0,6 часа (столовая);

- не определены категории взрывопожарной и пожарной опасности (складского помещения в столовой и помещения архива на 2-ом этаже).

Приведенные нарушения вменены в вину Петрову А.В. и квалифицированы по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ.

Следующие нарушения в виде допущенной сгораемой отделки стен на путях эвакуации (отделка стен тамбура главного входа, общих коридоров 1,2,3,4 этажи, лестничных клеток, стен актового и спортивного зала масляной краской) квалифицированы по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ.

В статье 38 Федерального закона «О пожарной безопасности» установлено, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут как собственники имущества, так и лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций.

Наличие выявленных нарушений подтверждено материалами дел об административных правонарушениях и не оспаривается Петровым А.В.

Вместе с этим, согласно ст. 2.1 КоАП РФ административное правонарушение характеризуют такие обязательные признаки, как противоправность и виновность.

Из материалов дела следует, что в отношении МОУСОШ <данные изъяты> плановая выездная проверка проводилась 23 марта 2010 года и согласно акту проведенной проверки среди нарушений, выявленных на объекте не было указано на допущенную в школе сгораемую отделку стен на путях эвакуации (отделка стен тамбура главного входа, общих коридоров 1,2,3,4 этажи, лестничных клеток, стен актового и спортивного зала масляной краской), не смотря на то, что такая отделка имелась.

Кроме того, Петров А.В. на должность <данные изъяты> МАОУ «<данные изъяты>» назначен с 22 августа 2011 года распоряжением мэра В. Новгорода от 19 августа 2011 года №1488 рл.

Согласно действующим Санитарным правилам и нормативам (СанПиН 2.4.2.2821-10, СанПиН 2.4.5.2409-08) в общеобразовательном учреждении не допускается проведение всех видов ремонтных работ в присутствии обучающихся.

Помимо изложенного, в ходе проверки готовности образовательного учреждения к 2011 / 2012 учебному году, участвующим в проведении проверки инспектором пожарного надзора замечаний и предложений не внесено, что подтверждается актом 01 августа 2011 года.

В соответствии с положениями ст. 2.4 КоАП РФ, должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

К административной ответственности могут быть привлечены должностные лица, во-первых, при нарушении своими собственными действиями установленных правил; во-вторых, при даче подчиненным указаний, идущих вразрез с требованиями этих правил; в-третьих, за непринятие мер по обеспечению соблюдения правил подчиненными лицами, если обеспечение соблюдения этих правил входит в круг служебных обязанностей конкретного должностного лица.

Учитывая изложенное, судья приходит к выводу, что вина Петрова А.В. в нарушении требований пожарной безопасности, в части допущенной в школе сгораемой отделки стен на путях эвакуации, отсутствует.

Учреждению выдано обязательное к исполнению предписание об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности в срок до 23 августа 2012 года, в связи с невыполнением которого виновное лицо может быть привлечено к административной ответственности.

Таким образом, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях подлежит прекращению в связи с отсутствием в действиях Петрова А.В. состава данного административного правонарушения.

Вместе с изложенным, <данные изъяты> Учреждения обоснованно привлечен к административной ответственности за нарушения, связанные с несоответствием требованиям пожарной безопасности дверей электрощитовой, склада, архива, а также за не определение категорий взрывопожарной и пожарной опасности (складского помещения в столовой и помещения архива на 2-ом этаже).

Данные нарушения могли быть выявлены и устранены Петровым А.В.

При таких обстоятельствах, вывод о совершении Петровым А.В. административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ является верным.

При квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Принимая во внимание, что наличием нарушений требований пожарной безопасности создается угроза для жизни и здоровья пребывающих на объектах людей (в данном случае детей), поскольку нарушения могут привести к возникновению пожара, его распространению и образованию препятствий для безопасной эвакуации людей, производство по делу данной категории, не подлежит прекращению в связи с малозначительностью.

Как следует из обжалуемого постановления, административное наказание Петрову А.В. назначено в соответствии с требованиями ч.2 ст. 4.4 КоАП РФ, согласно которой при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.

Учитывая, что в действиях (бездействии) Петрова А.В. не установлено вины в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ, наказание за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ должно быть назначено в соответствии с санкцией данной статьи КоАП РФ, влекущей предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей.

Совершение административного правонарушения впервые, организация мер, направленных на скорейшее устранение нарушения, признаются судьей смягчающими административную ответственность обстоятельствами. Отягчающих обстоятельств не установлено.

Учитывая требования статей 1.2, 3.1, 4.1, 4.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, обстоятельства административного правонарушения, его характер, судья считает, что административное наказание в виде предупреждения будет являться справедливым и сможет обеспечить цели административного наказания.

Обстоятельств, свидетельствующих о несоблюдении органом пожарного надзора установленного Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26 12.2008 №294 ФЗ порядка проведения внеплановой выездной проверки в отношении юридического лица, не установлено.

С учетом указанных обстоятельств обжалуемое постановление подлежит изменению, а жалоба Петрова А.В. подлежит частичному удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ,

р е ш и л :

Постановление №18 от 10 февраля 2012 года, вынесенное государственным инспектором Великого Новгорода по пожарному надзору ФИО2, в отношении <данные изъяты> МАОУ «<данные изъяты>» Петрова А.В. о привлечении к административной ответственности по части 1 и части 4 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей изменить:

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушения прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях в связи с отсутствием в действиях Петрова Андрея Валерьевича состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Исключить из постановления выводы о наличии в действиях <данные изъяты> МАОУ «<данные изъяты>» Петрова А.В. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Назначить <данные изъяты> МАОУ «<данные изъяты>» Петрову А.В. наказание в виде предупреждения.

Исключить из постановления выводы о назначении <данные изъяты> МАОУ «<данные изъяты>» Петрову А.В. наказания в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.

В остальной части постановление оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано лицами, указанными в ст. 25.1-25.5 КоАП РФ, и должностным лицом, вынесшим постановление, в Новгородский областной суд с подачей жалобы через Новгородский районный суд или непосредственно в Новгородский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья Новгородского

районного суда      Ю.П. Константинова