Дело №12-416/12 Р Е Ш Е Н И Е 04 сентября 2012 года судья Новгородского районного суда, расположенного на ул. Октябрьской д. 15, Великий Новгород, Константинова Ю.П., с участием Семичева Д.А., защитника Петровой Н.П., государственного инспектора Великого Новгорода по пожарному надзору ФИО1, рассмотрев в порядке пересмотра жалобу Семичева Д.А. на постановление государственного инспектора Великого Новгорода по пожарному надзору ФИО1 от 21 июня 2012 года о привлечении <данные изъяты> по капитальному строительству ОАО «<данные изъяты>» Семичева Д.А., <дата> года рождения, уроженца <адрес>, проживающего по адресу: <адрес> к административной ответственности по частям 1, 3, 4 статьи 20.4 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 15000 рублей, у с т а н о в и л : 18 июня 2012 года государственным инспектором Великого Новгорода по пожарному надзору ФИО1 в отношении <данные изъяты> по капитальному строительству ОАО «<данные изъяты>» Семичева Д.А. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ, за нарушение п. 340, п. 92, п. 348, п. 74 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ №390 от 25.04.2012 года (далее ППР в РФ №390), что выразилось в следующем: в помещении №9 допущено совместное хранение в одной секции с автомобильной резиной других материалов (автомасла, картонные коробки, различные емкости); в этом же помещении допущено расположение газового баллона объемом более 5 литров, подключенного к бытовому газовому прибору (кухонной плите); на территории организовано складирование горючих материалов, тары (деревянных поддонов). Так же 18 июня 2012 года в отношении Семичева Д.А. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 20.4 КоАП РФ, за нарушение п. 349 ППР в РФ, поскольку аппараты, предназначенные для отключения электроснабжения склада, не располагаются вне складского помещения на стене из негорючих материалов или отдельно стоящей опоре. Кроме того, 18 июня 2012 года в отношении Семичева Д.А. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст. 20.4 КоАП РФ, за нарушение п. 34 ППР РФ, выразившееся в том, что дополнительная дверь выхода из помещения, оборудованного под офис, открывается не по направлению выхода из здания. По делу вынесено вышеуказанное постановление. С постановлением не согласился Семичев Д.А., обратился в суд с жалобой, в которой просит об отмене постановления, указав, что с приказом руководителя о назначении ответственных лиц за пожарную безопасность от 25 мая 2012 года был ознакомлен только перед началом проверки. Кроме того, для устранения части нарушений требуется распоряжения юридического лица и материальные затраты. Обучения по соблюдению правил пожарной безопасности не проходил, предписаний об устранении нарушений правил пожарной безопасности в помещениях на пр. <адрес> не видел. Истребованные судом подлинные материалы дела об административном правонарушении в отношении Семичева Д.А. поступили в суд 23 июля 2012 года. Срок обжалования постановления Семичевым Д.А. не пропущен. При рассмотрении дела об административном правонарушении Семичев Д.А. и его защитник поддержал жалобу по изложенным в ней доводам. Дополнительно пояснив, что о приказе, возлагающем на него ответственность за соблюдение пожарной безопасности на объекте, был ознакомлен только в ходе проверки. Изучив письменные материалы дела об административном правонарушении, выслушав участников процесса, судья приходит к следующим выводам. Из материалов дела следует, что на основании распоряжения начальника отдела надзорной деятельности по Великому Новгороду №298 от 29 мая 2012 года в отношении ОАО «<данные изъяты>» по адресам <адрес> проведена плановая выездная проверка соблюдения обязательных требований пожарной безопасности. О проведении проверки уведомлен и с распоряжением о проведении проверки ознакомлен генеральный директор ОАО «<данные изъяты>» ФИО2 Согласно составленному по результатам проверки акту от 08 июня 2012 года в ходе проверки выявлены нарушения норм и требований, предусмотренных Правилами пожарной безопасности в РФ, утвержденными приказом Министерства по чрезвычайным ситуациям Российской Федерации от 18.06.2003 года № 313 (ППБ 01-03), Правилами противопожарного режима в РФ, утвержденными Постановлением Правительства РФ №390 от 25.04.2012 года. Среди нарушений, выявленных в ходе проверки, установлено, что в нарушение п.п. 339, 340 ППР в РФ №390 в помещении №9 допущено совместное хранение в одной секции с автомобильной резиной других материалов (автомасла, картонные коробки, различные емкости); в нарушение п.п. 92, 348 ППР в РФ №390 в этом же помещении допущено расположение газового баллона объемом более 5 литров, подключенного к бытовому газовому прибору (кухонной плите); в нарушение п.п. 74, 77 ППР в РФ №390 на территории организовано складирование горючих материалов, тары (деревянных поддонов); в нарушение п. 349 ППР в РФ №390 аппараты, предназначенные для отключения электроснабжения склада, не располагаются вне складского помещения на стене из негорючих материалов или отдельно стоящей опоре; в нарушение п. 34 ППР в РФ №390 дополнительная дверь выхода из помещения, оборудованного под офис, открывается не по направлению выхода из здания. 18 июня 2012 года государственным инспектором Великого Новгорода по пожарному надзору ФИО1 в отношении <данные изъяты> по капитальному строительству ОАО «<данные изъяты>» Семичева Д.А. составлены протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1, ч. 3, ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, по описанным фактам нарушений. Согласно статье 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (часть 1). Согласно ст. 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Законодатель при формулировании составов со специальным субъектом ответственности руководствовался определенным ограничителем: административным правонарушением признается нарушение лишь таких служебных правил (обязанностей), которые имеют надведомственный характер и охраняют государственный интерес. К должностным лицам отнесены работники, полномочные выполнять организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, т.е. полномочные совершать в пределах своей компетенции властные действия, имеющие юридически значимые последствия (например, издавать правовые акты, давать обязательные указания, нанимать и увольнять работников, управлять государственным имуществом, распоряжаться денежными средствами). В качестве должностных лиц (кроме должностных лиц, являющихся государственными или муниципальными служащими, служащими государственных учреждений и организаций) рассматриваются также руководители и иные работники иных (т.е. негосударственных) организаций, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций. Наличие у должностных лиц права совершать действия властного характера предопределяет и особенности их административной ответственности. К административной ответственности могут быть привлечены должностные лица, во-первых, при нарушении своими собственными действиями установленных правил; во-вторых, при даче подчиненным указаний, идущих вразрез с требованиями этих правил; в-третьих, за непринятие мер по обеспечению соблюдения правил подчиненными лицами, если обеспечение соблюдения этих правил входит в круг служебных обязанностей конкретного должностного лица. В статье 38 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» установлено, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции. Таким образом, в круг юридически значимых обстоятельств, подлежащих доказыванию в соответствии с требованиями ст. 26.1 КоАП РФ следовало включить установление факта неисполнения либо ненадлежащего исполнения Семичевым Д.А. своих должностных обязанностей. Согласно представленным материалам дела Семичев Д.А. назначен на должность <данные изъяты> по капитальному строительству службы технического директора ОАО «<данные изъяты>» с 09.11.2010 года. Объем служебных обязанностей Семичева Д.А. определен должностной инструкцией, с которой Семичев Д.А. ознакомлен 23.01.2012 года. Общие положения инструкции обязывают <данные изъяты> по капитальному строительству знать правила и нормы противопожарной защиты. При этом, должностные обязанности Семичева Д.А. не содержат предписания об ответственности (организации, контроле, надзоре) за обеспечением мер пожарной безопасности на предприятии или его структурном объекте. Как следует из материалов дела 25 мая 2012 года руководителем ОАО «<данные изъяты>» ФИО2 издан приказ №57 «Об усилении пожарной безопасности на предприятии и назначении ответственных лиц за пожарную безопасность в структурных подразделениях, а также за эксплуатацию инженерных сетей». Данный приказ согласован с техническим директором предприятия ФИО3. Согласно этому приказу организацию и проведение работы по обеспечению мер пожарной безопасности в целом на предприятии ОАО «<данные изъяты>» возложены на технического директора ФИО3 Так же данным приказом для поддержания установленного противопожарного режима в цехах, отделах, лабораториях, участках, складах и службах назначены ответственные за пожарную безопасность руководители этих структурных подразделений, в частности Семичев Д.А. назначен ответственным за помещения <данные изъяты>, за производственные и служебные помещения, территорию производственной площадки на <адрес>. Из содержания приказа следует, что на лиц, ответственных за пожарную безопасность, возложены определенные (конкретные) обязанности: разработать инструкции по соблюдению мер пожарной безопасности на рабочих местах; регулярно проводить с рабочими и служащими своего подразделения первичный, повторный, внеплановый и целевой противопожарный инструктажи на рабочем месте с разъяснением порядка действий в случае пожара и правил пользования первичными средствами пожаротушения; организовать место для курения, оборудовать его специальным знаком и урной с водой; не допускать в помещениях проведения временных пожароопасных работ без специального оформления наряда-допуска, а также наличия документов у сварщика (удостоверения, талона по технике пожарной безопасности); ежедневно по окончании рабочего времени, перед закрытием, тщательно осматривать все обслуживаемые помещения и проверять: выключение электроприборов и электросетей (кроме оборудования, работающего круглосуточно по условиям технологического процесса); уборку помещений от производственных отходов и мусора; удаление с рабочих мест легковоспламеняющихся и горючих жидкостей в специальное помещение. При осмотре и проверке помещений следует установить, нет ли дыма, запаха гари, повышения температуры и других признаков пожара. При обнаружении подобных признаков следует выявить причины и принять меры по их устранению. Необходимо более тщательно проверять помещения, где проводились огневые работы (электрогазосварка, резка металла и т.п.). За этими помещениями установить наблюдение в течение трех часов после проведения огневых работ. Следить за исправностью и наличием первичных средств пожаротушения (пожарные краны, огнетушители, кошма, песок, пожарные щиты и т.д.), за обеспечением свободных подходов к ним; знать места расположения первичных средств пожаротушения; уметь ими пользоваться для тушения пожара. Знать места расположения средств связи, уметь пользоваться ими для вызова пожарных подразделений города. Всем сотрудникам предприятия предписано строго соблюдать противопожарный режим на территории, в зданиях и помещениях. Контроль за выполнением приказа возложен на инженера пожарной охраны. В статьях 21 и 22 Трудового кодекса РФ закреплены обязанность работника добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором и обязанность работодателя обеспечивать работников оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей, а также знакомить работников под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью. Основываясь на представленных судье доказательствах, учитывая приведенные выше нормы КоАП РФ и Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности», судья приходит к выводу, что при рассмотрении настоящего дела не выяснен вопрос о вине должностного лица в нарушении требований пожарной безопасности, а именно не установлен в соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ факт неисполнения либо ненадлежащего исполнением своих служебных обязанностей <данные изъяты> по капитальному строительству ОАО <данные изъяты>» Семичевым Д.А., поскольку в материалах дела отсутствуют сведения об уведомлении (дате ознакомления) Семичева Д.А. с приказом о назначении его ответственным за обеспечение пожарной безопасности на конкретном объекте ОАО <данные изъяты> Указанное обстоятельство свидетельствует о несоблюдении при рассмотрении дела об административном правонарушении требований ст. 1.5, ст. 2.4, ст. 26.1, ст. 26.2, ст. 26.11 КоАП РФ. В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. С учетом изложенного, на основании п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ постановление подлежит отмене, а дело возвращению на новое рассмотрение, в ходе которого подлежат установлению в полном объеме обстоятельства совершенного правонарушения, причины и условия, способствовавшие совершению административного правонарушения, а также подлежат исследованию приведенные лицом, в отношении которого ведется производство по делу, доводы. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья р е ш и л : Постановление государственного инспектора Великого Новгорода по пожарному надзору ФИО1 от 21 июня 2012 года о привлечении <данные изъяты> по капитальному строительству ОАО «<данные изъяты>» Семичева Д.А. к административной ответственности по частям 1, 3, 4 статьи 20.4 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 15000 рублей, отменить, возвратить дела об административных правонарушениях на новое рассмотрение в Отдел надзорной деятельности по Великому Новгороду. Жалобу Семичева Д.А. - удовлетворить частично. Решение может быть обжаловано в Новгородский областной суд через Новгородский районный суд или непосредственно в Новгородский областной суд, лицами, указанными в ст. 25.1-25.5 КоАП РФ, должностным лицом, вынесшим постановление, в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления. Судья Новгородского районного суда Ю.П. Константинова