Ст. 20,4 Часть1, КОАП РФ



Дело ...

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Великий Новгород 13 июля 2010 года

Судья Новгородского районного суда Новгородской области Константинова Ю.П., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении Областного автономного образовательного учреждения начального профессионального образования «Профессиональный лицей №28», юридический адрес: ...

у с т а н о в и л :

08 июля 2010 года государственным инспектором Великого Новгорода по пожарному надзору в отношении ОАОУ НПО «Профессиональный лицей №28» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.

На основании определения от 08 июля 2010 года, вынесенного главным государственным инспектором Великого Новгорода по пожарному надзору, дело об административном правонарушении в отношении ОАОУ НПО «Профессиональный лицей №28» направлено для рассмотрения по существу в Новгородский районный суд. Поступил 09 июля 2010 года.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешается вопрос о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.

В порядке подготовки дела к рассмотрению судья должен также установить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола.

К задачам производства по делам об административных правонарушениях статьей 24.1 КоАП РФ отнесено всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Неполнота представленных материалов дела об административном правонарушении влечет неисполнимость установленных законом задач.

При подготовке к рассмотрению настоящего дела об административном правонарушении установлено неполное оформление материалов дела, которое не может быть восполнено при рассмотрении дела.

Частью 1 ст. 20.4 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами.

В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Таким образом, понятие вины юридического лица близко с гражданско-правовой конструкцией этого понятия установленной ст. 401 ГК РФ, в которой установлено, что лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Из представленных материалов дела, в том числе протокола об административном правонарушении следует, что, приходя к выводу о наличии в действиях (бездействии) юридического лица ФИО2 состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, должностным лицом органа пожарного надзора не установлено имелась ли у юридического лица возможность для соблюдения норм и правил, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, и были ли приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Из смысла положений ст. 1.5 КоАП РФ следует, что презумпция невиновности возлагает обязанность доказывать виновность и наличие в действиях (бездействии) лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, нарушений требований пожарной безопасности и состава административного правонарушения на лиц, уполномоченных возбуждать производство по делам об административных правонарушениях, а также на должностных лиц, судей, рассматривающих дела. Порядок доказывания, установленный КоАП РФ, должен соблюдаться. Они не вправе перекладывать свою обязанность на лицо, привлеченное к административной ответственности.

Учитывая сокращенные сроки рассмотрения указанной категории дел при применении временного запрета деятельности (ст. 29.6 КоАП РФ), у судьи, к которому поступил на рассмотрение протокол об административном правонарушении и другие материалы дела, отсутствует реальная возможность для собирания доказательств, а проверка доказательств, свидетельствующих о наличии или отсутствии вины (умышленной или неосторожной), связаны с исследованием фактических обстоятельств дела, которых в данном деле недостаточно.

Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 21 апреля 2005 г. N 119-О указал, что положения ст. 1.5 КоАП РФ) и имеют целью исключить возможность привлечения юридических лиц к административной ответственности при отсутствии их вины.

Недостаточным является имеющаяся в протоколе об административном правонарушении аргументация необходимости применения к ФИО2 административного приостановления деятельности.

Так, необходимо учитывать, что по характеру правоограничительного воздействия на юридических лиц административное приостановление деятельности является мерой исключительной.

Часть 1 ст. 3.12 КоАП РФ устанавливает, что административное приостановление деятельности может быть назначено судьей только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания. Перечень случаев, создающих угрозу причинения вреда охраняемым общественным отношениям, при наступлении которых может быть применено административное приостановление деятельности, является закрытым.

Соответственно, прежде чем назначить административное наказание в виде административного приостановления деятельности, судья должен исследовать все обстоятельства дела, позволяющие оценить необходимость назначения такого наказания в качестве основного. Установление указанных обстоятельств требует тщательного анализа протокола об административном правонарушении, а также различных документов, выявленных в ходе контрольно-надзорных мероприятий.

Кроме того, применение административного приостановления деятельности без учета вины, а лишь ввиду необходимости предотвращения негативных обстоятельств административно-противоправного деяния не соответствует цели применения мер административной ответственности.

Кроме изложенного, следует отметить, что копия Устава ОАОУ НПО «Профессиональный лицей №28» представлена не в полном виде.

Из представленных материалов дела следует, что в акте проверки №246 имеются следующие недостатки: вводную часть акта предваряет дата 02 июля 2010 года, при том, что проверка проводилась в период со 2 июля 2010 года по 08 июля 2010 года; не имеется отметки об ознакомлении законного представителя юридического лица с актом; акт содержит отметку на прилагаемые к нему материалы, в том числе протокол об административном правонарушении №398 от 08 июля 2010 года, протокол о временном запрете деятельности №396 от 08 июля 2010 года, предписание №246/1/85 от 08 июля 2010 года, что не соответствует установленному порядку оформления процессуальных действия должностных лиц государственного пожарного надзора при возбуждении дела об административном правонарушении.

Таким образом, в соответствии п. 5 ч.1 ст. 29.4 КоАП РФ протокол об административном правонарушении и другие материалы дела в отношении юридического лица ОАОУ НПО «Профессиональный лицей №28» подлежат возращению в отдел Государственного пожарного надзора по Великому Новгороду для устранения недостатков и в случае необходимости решения вопроса о направлении дела на рассмотрение по подведомственности.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 29.1, 29.4 КоАП РФ, судья

о п р е д е л и л :

Протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ, и другие материалы дела в отношении Областного автономного образовательного учреждения начального профессионального образования «Профессиональный лицей №28», возвратить в отдел Государственного пожарного надзора по Великому Новгороду для устранения недостатков и в случае необходимости решения вопроса о направлении дела на рассмотрение по подведомственности.

.

Судья Новгородского

районного суда Ю.П. Константинова