Ст. 20.4 Часть 1. КОАП РФ



Дело №5-204/10

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

Великий Новгород 06 августа 2010 года

Судья Новгородского районного суда Константинова Ю.П., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении юридического лица

Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №73 «Ладушки» общеразвивающего типа», юридический адрес и местонахождение: ...

у с т а н о в и л :

В соответствии с распоряжением начальника отдела ГПН по Великому Новгороду от 30 июня 2010 года №249, вынесенного на основании рапорта о необходимости проведения проверки главного специалиста Отдела ГПН по В. Новгороду от 29 июня 2010 года проведена внеплановая выездная проверка Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №73 «Ладушки» общеразвивающего типа» (далее МДОУ «Ладушки»), юридический адрес и местонахождение: ..., с целью оценки соблюдения требований пожарной безопасности, а именно противопожарного состояния объекта.

С распоряжением ознакомлен законный представитель МДОУ «Ладушки» заведующая ФИО0

16 июля 2010 года на основании акта проверки соблюдения требований пожарной безопасности №249, оформленного в период с 06 июля 2010 года по 16 июля 2010 года, в отношении МДОУ «Ладушки» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, - нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами.

На основании протокола №411 о временном запрете деятельности от 16 июля 2010 года, составленного государственным инспектором Великого Новгорода по пожарному надзору, с 12 час. 00 мин. 16 июля 2010 года деятельность МДОУ «Ладушки» в здании детского сада по указанному выше адресу запрещена на срок 5 суток.

Определением от 16 июля 2010 года главного государственного инспектора Великого Новгорода по пожарному надзору ФИО8 материалы дела об административном правонарушении в отношении МДОУ «Ладушки» в соответствии с подведомственностью, установленной ст. 23.1 КоАП РФ, переданы на рассмотрение в Новгородский районный суд.

Определением судьи Новгородского районного суда от 20 июля 2010 года протокол об административном правонарушении и другие материалы дела в отношении МДОУ «Ладушки» возвращены в Отдел ГПН для устранения недостатков.

На основании определения от 2 августа 2010 года заместителя главного государственного инспектора Великого Новгорода по пожарному надзору ФИО2 материалы дела об административном правонарушении в отношении МДОУ «Ладушки» направлены на рассмотрение в Новгородский районный суд. Поступили 03 августа 2010 г.

При рассмотрении дела об административном правонарушении законный представитель МДОУ «Ладушки» ФИО0 пояснила, что не согласна с вменением в вину юридическому лицу нарушений п. 5.2.14 СП 1.13130.2009 и п. 6.16 СНиП 21.01.097*, выразившихся в несоответствии ширины эвакуационных выходов из группы№№1, 2, 3, 4, 7, 6, 9, 10, 11, 12, из методического кабинета, эвакуационного выхода с левой и правой стороны, ширина основного выхода, выхода из физкультурного зала, из музыкального зала, а также ширины маршей лестниц. Имеющиеся размеры и конструкция эвакуационных выходов и маршей лестниц соответствует нормам, действовавшим на момент постройки и сдачи здания детского сада в эксплуатацию до 1980 года, в течение всего времени функционирования детского сада не изменялись и отражены в акте приемки в эксплуатацию, техническом паспорте здания. Вместе с тем, с нарушениями норм пожарной безопасности, выявленными в ходе проверки и отраженными в п.п. 18-23 протокола об административном правонарушении согласна, указанные нарушения устраняются и будут ликвидированы в срок, установленные в предписании органа пожарного надзора.

Государственный инспектор Великого Новгорода по пожарному надзору ФИО3 пояснила, что выявленные в ходе проверки нарушения правил пожарной безопасности, допущенные в помещениях детского сада «Ладушки» могут создавать реальную угрозу жизни и здоровью людей при условии возникновения возможных факторов пожара. Именно этим обстоятельством было обусловлено применение меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде временного запрета деятельности.

Изучив письменные материалы дела об административном правонарушении, выслушав законного представителя МДОУ «Ладушки», государственного инспектора пожарного надзора ФИО3, судья приходит к следующим выводам.

Поскольку диспозиция ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ является бланкетной, для привлечения виновных лиц к административной ответственности необходимо установить, какие конкретные правила были нарушены или не выполнены.

В Правилах пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.05.2003 № 313, установлены требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно- правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды (пункт 1 Правил).

В силу частей 1 и 3 статьи 38 Федерального закона № 69-ФЗ от 21 декабря 1994 года «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством помимо собственников несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.

Согласно пункту 10 ППБ 01-03 собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной

безопасности.

При рассмотрении дела из материалов дела установлено, что МДОУ «Ладушки» является муниципальным учреждением, учредителем которого является Администрация Великого Новгорода. Имущество, в том числе, здание детского сада, расположенное по адресу ... закреплено за МДОУ «Ладушки» на праве оперативного управления (свидетельство 53 АА 436515, п. 1.6 Устава). Заведующей МДОУ «Ладушки» с 01 февраля 2006 года на основании распоряжения Администрации Великого Новгорода от 27.01.2006 №339 является ФИО0

Таким образом, МДОУ «Ладушки» является лицом ответственным за соблюдение требований правил пожарной безопасности.

В силу п. 3 ППБ 01-03 наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке. Строительные нормы и правила Российской Федерации «Пожарная безопасность зданий и сооружений» СНиП 21-01-97*, введенные в действие 15 января 1998 года, устанавливают общие требования противопожарной защиты помещений, зданий и других строительных сооружений на всех этапах их создания и эксплуатации, а также пожарно - техническую классификацию зданий, их элементов и частей, помещений, строительных конструкций и материалов.

Требования раздела 6 СНиПа 21-01-97* направлены на своевременную и беспрепятственную эвакуацию людей; спасение людей, которые могут подвергнуться воздействию опасных факторов пожара; защиту людей на путях эвакуации от воздействия опасных факторов пожара.

Высота эвакуационных выходов в свету должна быть не менее 1,9 м, ширина не менее 1,2 м - из помещений класса Ф1.1 при числе эвакуирующихся более 15 чел., из помещений и зданий других классов функциональной пожарной опасности, за исключением класса Ф1.3, - более 50 чел.; 0,8 м - во всех остальных случаях /п. 6.16 СНиП 21-01-97*/.

Во всех случаях ширина эвакуационного выхода должна быть такой, чтобы с учетом геометрии эвакуационного пути через проем или дверь можно было беспрепятственно пронести носилки с лежащим на них человеком.

Пунктом 5.2.14 СП 1.13130.2009 установлено, что ширина эвакуационных выходов в свету должна быть не менее 1,2 м при числе эвакуирующихся более 15 чел.

Установленные административным органом в ходе проверки нарушения - ширина эвакуационного выхода из группы№№1, 2, 3, 4, 7, 6, 9, 10, 11, 12, из методического кабинета, эвакуационного выхода с левой и правой стороны, ширина основного выхода, выхода из физкультурного зала, из музыкального зала - менее 1,2 м. - послужили основанием для вменения в вину учреждению нарушения вышеуказанной нормы СНиПа.

Кроме того, из материалов дела об административном правонарушении следует, что в МДОУ «Ладушки» установлено несоответствие ширины маршей лестниц, предназначенных для эвакуации людей (п. 17 протокола об административном правонарушении).

Пункт 6.29 СНиП 21.01-97* - ширина марша лестницы, предназначенной для эвакуации людей, в том числе расположенной в лестничной клетке, должна быть не менее расчетной или не менее ширины любого эвакуационного выхода (двери) на нее, но, как правило, не менее 1,35 м - для зданий класса Ф1.1. (Пункт 4.4.1 СП 1.13130.2009 устанавливает то же требование).

Как установлено административным органом в ходе проверки задание МДОУ Детского сада по функциональной пожарной опасности - Ф1.1.

Из представленных документов следует, что здание детского сада состоит из трех двухэтажных блоков, соединенных переходами, стены кирпичные, перекрытия железобетонные до 1980 года постройки.

При рассмотрении дела об административном правонарушении надлежит установить, в результате каких виновных действий (действия либо бездействия) лицо, привлекаемое к административной ответственности, совершило выявленные правонарушения, т.е. наличие вины.

При рассмотрении дела судья приходит к выводу, что вменяя в вину МДОУ «Ладушки» неисполнение требований п. 6.16, 6.29 СНиП 21-01-97* орган пожарного надзора не представил доказательств и сведений о том, на основании каких документов, сделан вывод о необходимости иметь в здании МДОУ «Ладушки» ширину эвакуационных выходов не менее 1,2 м. и соответственно ширину марша лестницы, предназначенной для эвакуации людей, расположенной в лестничной клетке, которая должна быть не менее расчетной или не менее ширины любого эвакуационного выхода.

Перед привлечением МДОУ «Ладушки» к административной ответственности за невыполнение требований пожарной безопасности исследуется вопрос о наличии у юридического лица реальной возможности выполнить вмененные в вину требования Пожарной безопасности.

В соответствии со статьей 4 Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения названного закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона.

Согласно письму Госстроя РФ № 130552, Главного управления государственной противопожарной службы МВД РФ № 20/2.2/2433 от 14.10.1998 "О применении требований СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений» строящиеся и вводимые в эксплуатацию объекты (жилые, общественные, производственные, складские и другие здания и сооружения), запроектированные ранее в соответствии с требованиями СНиП 2.01.02-85 "Противопожарные нормы" и действующих СНиП на конкретные виды зданий и их инженерных систем, могут строиться и вводиться в эксплуатацию по ранее утвержденной в установленном порядке документации без ее корректировки на соответствие требованиям СНиП 21-01-97.

Наличие угрозы жизни или здоровью людей определяется индивидуально по каждому объекту защиты, с учетом специфики его технологических процессов, наличия в непосредственной близости от него других опасных объектов, существующей системы обеспечения пожарной безопасности людей, в том числе ее работоспособностью и рядом других факторов.

Кроме того, как верно указано в определении заместителя главного государственного инспектора Великого Новгорода по пожарному надзору ФИО2, исходя из п. 1.1 ГОСТ 12.1.004-91 «Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования», пожарная безопасность объекта должна обеспечиваться системами предотвращения пожара и противопожарной защиты, в том числе организационно-техническими мероприятиями. В соответствии с п. 3.3 ГОСТ 12.1.004-91 каждый объект должен иметь такое объемно-планировочное и техническое исполнение, чтобы эвакуация людей из него была завершена до наступления предельно допустимых значений опасных факторов пожара, а при нецелесообразности эвакуации была обеспечена защита люден в объекте. Для обеспечения эвакуации необходимо: установить количество, размеры, и соответствующее конструктивное исполнение эвакуационных путей и выходов; обеспечить возможность беспрепятственного движения людей по эвакуационным путям; организовать при необходимости управление движением людей по эвакуационным путям (световые указатели, звуковое и речевое оповещение и т. п.).

Органом пожарного надзора не проведен достаточный анализ пожарной опасности объекта и не дана оценка эффективности имеющихся и функционирующих в МДОУ «Ладушки» противопожарных мероприятий и систем обеспечения пожарной безопасности здания при условии имеющихся размеров эвакуационных выходов и лестничных маршей, а просто констатированы выявленные размеры.

Кроме этого, из представленных законным представителем МДОУ «Ладушки» материалов следует, что органом пожарного надзора в августе 2009 года проводились проверочные мероприятия в ходе которых было выявлено нарушение при отделке помещений детского сада в группах №№10, 11 и экологической комнате. Однако, замечаний к несоответствию СНиПу 21.01-97* ширины эвакуационных выходов и лестничных маршей, которые имели те же размеры с 1980 года, юридическому лицу не представлено. Такая ситуация не может быть оправдана недостаточной квалификацией инспектора пожарного надзора, проводящего проверку, и создает для юридического лица положение, в котором он нее может рассчитывать на правовую определенность, необходимую для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения.

На основании изложенного, принимая во внимание наличие сведений о годе постройки здания детского сада, приемке его в эксплуатацию, информации, изложенное в декларации пожарной безопасности, зарегистрированной ОГПН ГУ МЧС России по Великому Новгороду 09.04.2010 года, требование органа пожарного надзора о соблюдении МДОУ «Ладушки» п. 6.16, 6.29 СНиП 21-01-97* не является безусловным.

Органом пожарного надзора не представлено доказательств того, что дальнейшая эксплуатация здания МДОУ «Ладушки», имеющего ширину эвакуационных выходов из группы№№1, 2, 3, 4, 7, 6, 9, 10, 11, 12, из методического кабинета, эвакуационного выхода с левой и правой стороны, ширина основного выхода, выхода из физкультурного зала, из музыкального зала - менее 1,2 м., шириной лестничных маршей 1,05 м. приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара.

Кроме того, выявленные административным органом нарушения пожарной безопасности, установленные в п.п. 1-17 протокола об административном правонарушении, требуют проведение капитального ремонта и значительных финансовых затрат, однако статус МДОУ как образовательного учреждения подразумевает зависимость его финансового положения от полноты и своевременности перечисления денежных средств из бюджета. Обстоятельства, связанные с материальным положением МДОУ «Ладушки» при возбуждении дела об административном правонарушении и производстве по делу не исследованы.

Кроме изложенного выше из материалов дела следует, что в ходе проверки выявлены и другие нарушения и установлено, что для отделки стен в общем коридоре применены горючие материалы (масляная краска) (п.18 протокола). Для отделки пола в лестничных клетках применены материалы (краска), информация о показателях пожарной безопасности которых отсутствует (не представлены сертификаты) (п. 19 протокола). Для отделки стен в лестничных клетках применены материалы (краска), информация о показателях пожарной безопасности которых отсутствует (не представлены сертификаты) (п. 20 протокола ).

Указанные нарушения не соответствуют требованиям пунктов 4.3.2 СП 1.13130.2009, и 6.25* СНиП 21.01-97*.

В зданиях всех степеней огнестойкости и классов конструктивной пожарной опасности, кроме зданий V степени огнестойкости и зданий класса С3, на путях эвакуации не допускается применять материалы с более высокой пожарной опасностью, чем: Г1, В1, Д2, Т2 - для отделки стен, потолков и заполнения подвесных потолков в вестибюлях, лестничных клетках, лифтовых холлах; Г2, В2, Д3, Т3 или Г2, В3, Д2, Т2 - для отделки стен, потолков и заполнения подвесных потолков в общих коридорах, холлах и фойе; Г2, РП2, Д2, Т2 - для покрытий пола в вестибюлях, лестничных клетках, лифтовых холлах; В2, РП2, Д3, Т2 - для покрытий пола в общих коридорах, холлах и фойе.

Эвакуационный выход из музыкального зала загроможден материалами и изделиями, в тамбуре основного выхода устроена кладовая для хранения моющих средств (п. 21 протокола), что нарушает требования п. 53 ППБ 01-03 о том, что при эксплуатации эвакуационных путей и выходов запрещается: загромождать эвакуационные пути и выходы различными материалами, изделиями, оборудованием, производственными отходами, мусором и другими предметами, а также забивать двери эвакуационных выходов; применять горючие материалы для отделки, облицовки и окраски стен и потолков, а также ступеней и лестничных площадок на путях эвакуации (кроме зданий V степени огнестойкости).

Предел огнестойкости двери бельевой и гладильной комнат менее 0,6 часа (п.23 протокола), что не соответствует пункту 1.82 СНиП 2.08.02-89* - двери кладовых для хранения горючих материалов, мастерских для переработки горючих материалов, электрощитовых, вентиляционных камер и других пожароопасных технических помещений, а также кладовых для хранения белья и гладильных в детских дошкольных учреждениях должны иметь предел огнестойкости не менее 0,6 ч.

Нарушение приведенных выше пунктов норм пожарной безопасности не оспаривалось законным представителем МДОУ «Ладушки» и для их устранения предпринимаются исчерпывающие меры.

Наличие допущенных нарушений приведенных выше норм, кроме объяснений опрошенных в судебном заседании лиц, подтверждаются исследованными в судебном заседании письменными доказательствами, в том числе распоряжением о проведении плановой выездной проверки от 30 июня 2010 года №249, актом проверки №249, а так же протоколом №411 о временном запрете деятельности от 16 июля 2010 года, протоколом об административном правонарушении №410 от 16 июля 2010 года и другими материалами дела.

Обстоятельств, свидетельствующих о несоблюдении органом пожарного надзора установленного Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26 12.2008 №294 ФЗ порядка проведения внеплановой выездной проверки в отношении МДОУ «Ладушки» при рассмотрении дела об административном правонарушении не усматривается.

При производстве по делу об административном правонарушении в отношении МДОУ «Ладушки» существенных процессуальных нарушений требований КоАП РФ не допущено.

В соответствии с ч.2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Из материалов дела и пояснений законного представителя юридического лица следует, что МДОУ «Ладушки» по пунктам 18 - 23 протокола об административном правонарушении не предприняло все зависящие от него меры по соблюдению требований пожарной безопасности, при том, что возможность для их соблюдения имелась.

Оценивая собранные и исследованные в судебном заседании доказательства по правилам статьи 26.11 КоАП РФ, а также с позиции соблюдения требований закона при получении данных доказательств, судья приходит к выводу о наличии в действиях (бездействии) МДОУ «Ладушки» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.

Совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, влечет для юридических лиц административную ответственность в виде предупреждения, наложения административного штрафа от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Такое правонарушение признается общественно опасным самим фактом невыполнения или ненадлежащего выполнения требований пожарной безопасности, являющейся составляющей частью общественной безопасности, поскольку объектом правонарушения является пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.

При назначении административного наказания юридическому лицу судья, учитывая установленные в статьях 1.2, 3.1 КоАП РФ задачи законодательства об административных правонарушениях (защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, общественного порядка и общественной безопасности), а также цели применения административного наказания, приходит к выводу о необходимости назначения административного наказания в виде предупреждения.

Вместе с указанным, в соответствии со ст. 4.1 и 4.2 КоАП РФ судьей учитывается опасный характер совершенного юридическим лицом правонарушения, а также признается обстоятельствами смягчающими административную ответственность признание вины, немедленная организация мероприятий, направленных на скорейшее устранение выявленных нарушений, финансовое положение учреждения.

При назначении наказания судья исходит из того обстоятельства, что для устранения нарушений юридическим лицом предпринимаются меры и выявленные нарушения частично устранены, а также то, что для устранения выявленных нарушений юридическому лицу предоставлен срок до 16 октября 2010 года, а потому назначение административного штрафа в минимальном размере, установленном санкцией указанной статьи КоАП РФ, будет являться соразмерным совершенному правонарушению и справедливым наказанием.

Руководствуясь ст. 29.7, 29.9 - 29.11 КоАП РФ,

п о с т а н о в и л :

Признать Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №73 «Ладушки» общеразвивающего типа» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ, и привлечь его к административной ответственности, назначив административное наказание в виде предупреждения.

Постановление может быть обжаловано в Новгородский областной суд через Новгородский районный суд или непосредственно в Новгородский областной суд, лицами, указанными в ст. 25.1-25.5 КоАП РФ, в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья Новгородского

районного суда Ю.П. Константинова