Дело ...
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Великий Новгород 20 июля 2010 года
Судья Новгородского районного суда Новгородской области Константинова Ю.П., рассмотрев в порядке подготовки материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №73 «Ладушки» общеразвивающего типа», юридический и фактический адрес: ...
у с т а н о в и л :
16 июля 2010 года государственным инспектором Великого Новгорода по пожарному надзору в отношении юридического лица МДОУ «Детский сад №73 «Ладушки» общеразвивающего типа» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
16 июля 2010 года на основании ст. 27.17 КоАП РФ в отношении указанного юридического лица применен временный запрет деятельности на срок 5 суток.
На основании определения от 16 июля 2010 года, вынесенного главным государственным инспектором Великого Новгорода по пожарному надзору, дело об административном правонарушении в отношении МДОУ «Детский сад №73 «Ладушки» общеразвивающего типа» направлено для рассмотрения по существу в Новгородский районный суд. Поступил материал 19 июля 2010 года.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешается вопрос о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
В порядке подготовки дела к рассмотрению судья должен также установить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола.
К задачам производства по делам об административных правонарушениях статьей 24.1 КоАП РФ отнесено всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Неполнота представленных материалов дела об административном правонарушении влечет неисполнимость установленных законом задач.
При подготовке к рассмотрению настоящего дела об административном правонарушении установлено неполное оформление материалов дела, которое не может быть восполнено при рассмотрении дела.
Частью 1 ст. 20.4 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом, понятие вины юридического лица близко с гражданско-правовой конструкцией этого понятия установленной ст. 401 ГК РФ, в которой установлено, что лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Из представленных материалов дела, в том числе протокола об административном правонарушении следует, что, основные нарушения, допущенные юридическим лицом, выразились в несоответствии ширины эвакуационных выходов п. 5.2.14 СП 1.13130.2009 "Эвакуационные пути и выходы", а также п. 6.16 СНиП 21.01-97* (п.п. 1-16 протокола).
Между тем, в представленных материалах дела не имеется выраженной позиции органа пожарного надзора о допущенных нарушениях применительно к п. 4 ст. 4 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", из содержания которого следует, что на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения настоящего Федерального закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона.
Аналогичная норма содержится в пункте 8.5 СНиП 10-01-94, к применению которого отсылает СНиП 21.01-97*.
Технические документы на эксплуатируемое здание детского сада не исследованы и не представлены в материалах дела.
Из смысла положений ст. 1.5 КоАП РФ следует, что презумпция невиновности возлагает обязанность доказывать виновность и наличие в действиях (бездействии) лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, нарушений требований пожарной безопасности и состава административного правонарушения на лиц, уполномоченных возбуждать производство по делам об административных правонарушениях, а также на должностных лиц, судей, рассматривающих дела. Порядок доказывания, установленный КоАП РФ, должен соблюдаться. Они не вправе перекладывать свою обязанность на лицо, привлеченное к административной ответственности.
Учитывая сокращенные сроки рассмотрения указанной категории дел при применении временного запрета деятельности (ст. 29.6 КоАП РФ), у судьи, к которому поступил на рассмотрение протокол об административном правонарушении и другие материалы дела, отсутствует реальная возможность для собирания доказательств, а проверка доказательств, свидетельствующих о наличии или отсутствии вины (умышленной или неосторожной), связаны с исследованием фактических обстоятельств дела, которых в данном деле недостаточно.
Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 21 апреля 2005 г. N 119-О указал, что положения ст. 1.5 КоАП РФ) и имеют целью исключить возможность привлечения юридических лиц к административной ответственности при отсутствии их вины.
Недостаточным является имеющаяся в протоколе об административном правонарушении аргументация необходимости применения к юридическому лицу административного приостановления деятельности.
Так, необходимо учитывать, что по характеру правоограничительного воздействия на юридических лиц административное наказание в виде административного приостановления деятельности является мерой исключительной.
Часть 1 ст. 3.12 КоАП РФ устанавливает, что административное приостановление деятельности может быть назначено судьей только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания. Перечень случаев, создающих угрозу причинения вреда охраняемым общественным отношениям, при наступлении которых может быть применено административное приостановление деятельности, является закрытым.
Соответственно, прежде чем назначить административное наказание в виде административного приостановления деятельности, судья должен исследовать все обстоятельства дела, позволяющие оценить необходимость назначения такого наказания в качестве основного. Установление указанных обстоятельств требует тщательного анализа протокола об административном правонарушении, а также различных документов, выявленных в ходе контрольно-надзорных мероприятий.
Кроме того, применение административного приостановления деятельности без учета вины, а лишь ввиду необходимости предотвращения негативных обстоятельств административно-противоправного деяния не соответствует цели применения мер административной ответственности.
Таким образом, в соответствии п. 5 ч.1 ст. 29.4 КоАП РФ протокол об административном правонарушении и другие материалы дела в отношении юридического лица Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №73 «Ладушки» общеразвивающего типа» подлежат возращению в отдел Государственного пожарного надзора по Великому Новгороду для устранения недостатков и в случае необходимости решения вопроса о направлении дела на рассмотрение по подведомственности.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 29.1, 29.4 КоАП РФ, судья
о п р е д е л и л :
Протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ, и другие материалы дела в отношении Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №73 «Ладушки» общеразвивающего типа», возвратить в отдел Государственного пожарного надзора по Великому Новгороду для устранения недостатков и в случае необходимости решения вопроса о направлении дела на рассмотрение по подведомственности.
.
Судья Новгородскогорайонного суда Ю.П. Константинова