ч.1 ст.20.4 КоАП РФ



Дело №

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

Великий Новгород

Октябрьская, д. 15 10 декабря 2010 года

Судья Новгородского районного суда Новгородской области Константинова Ю.П.,

с участием главного государственного инспектора Великого Новгорода по пожарному надзору ФИО1, государственного инспектора Великого Новгорода по пожарному надзору ФИО2, и.о. художественного руководителя МУКиИ «Новгородский театр для детей и молодежи «Малый» директора Ореховой Т.А., заместителя председателя комитета культуры и молодежной политики Администрации Великого Новгорода ФИО3

рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, в отношении Муниципального учреждения культуры и искусства «Новгородский театр для детей и молодежи «Малый», юридический адрес и адрес места нахождения: <адрес>

УСТАНОВИЛ:

В соответствии с распоряжением №477 от 26 ноября 2010 года начальника отдела ГПН Великого Новгорода ФИО1, выданного на основании поручения Президента РФ от 22 июля 2010 года №Пр-2158, проведена внеплановая выездная проверка в отношении Муниципального учреждения культуры и искусства «Новгородский театр для детей и молодежи «Малый» (далее Малый театр) с целью контроля за соблюдением требований пожарной безопасности.

В акте проверки №477 от 07 декабря 2010 года установлены выявленные в ходе проверки нарушения требований пожарной безопасности, установленных «Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации», утвержденными приказом МЧС России №313 от 18.06.2003 года (далее - ППБ 01-03); нормами пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией», утвержденных приказом МЧС России от 18 июня 2003 года № 315 (далее - НПБ 110-03), СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений», СНиП 41-01-2003 «Отопление, вентиляция и кондиционирование».

На основании протокола о временном запрете деятельности, составленного государственным инспектором Великого Новгорода по пожарному надзору ФИО2, с 17 часов 00 минут 07 декабря 2010 года деятельность Малого театра запрещена на срок на 5 суток.

07 декабря 2010 года в отношении юридического лица - Малый театр государственным инспектором Великого Новгорода по пожарному надзору составлен протокол №581 об административном правонарушении, предусмотренном ст. 23.1 КоАП РФ, передан на рассмотрение в Новгородский районный суд.

При рассмотрении дела директор Орехова Т.А., заместитель председателя комитета культуры и молодежной политики Администрации Великого Новгорода ФИО3 не отрицали наличие на момент проведения проверки выявленных нарушений правил пожарной безопасности, отметив, что частично данные нарушения уже устранены. Устранение нарушений, требующих значительных материальных затрат (оборудование автоматической установкой пожаротушения, установка системы вытяжной противодымной вентиляции для удаления продуктов горения при пожаре), будут устранятся в соответствии с утвержденным порядком и объемом финансирования учреждения.

Главный государственный инспектор Великого Новгорода по пожарному надзору ФИО1 и государственный инспектор ФИО2 полагали установленным состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ. С учетом объема выявленных нарушений и их характера, создающих реальную угрозу для жизни и здоровья людей, в том числе несовершеннолетних детей, считали необходим применить наказание в виде административного приостановления деятельности - эксплуатации подвального помещения здания Малого театра.

Выслушав представителя Малого тетра, заместителя председателя комитета культуры и молодежной политики Администрации Великого Новгорода ФИО3 главного государственного инспектора и государственного инспектора Великого Новгорода по пожарному надзору ФИО1 и ФИО2, исследовав письменные материалы дела, считаю, что в действиях (бездействии) Малого театра имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ, квалифицируемого как нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами.

Поскольку диспозиция ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ является бланкетной, при рассмотрении дела об административном правонарушении для привлечения виновных лиц к административной ответственности необходимо установить, какие конкретные правила были нарушены или не выполнены.

Из материалов дела следует, что в помещениях здания Малого театра в нарушение п. 60 ППБ 01-03 электролампы не оборудованы защитными колпаками (рассеивателями) предусмотренными конструкцией, в нарушение п. 53 ППБ 01-03 тамбур второго основного эвакуационного выхода (из гримерных) захламлен горючими материалами, в нарушение п. 7.23 СНиП 21-01-97* лестницы, ведущие из подвального помещения на первый этаж не ограждены противопожарными перегородками 1-го типа с устройством тамбур-шлюза с подпором воздуха при пожаре, в нарушение условий таблицы №3 НПБ 110-03 помещение подвала не оборудовано автоматической установкой пожаротушения, в нарушение п. 33 ППБ 01-03 не определена категория взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны по правилам устройства электроустановок (далее ПУЭ) для складских помещений, в нарушение требований СНиП 41-01-2003 в помещении подвала отсутствует система вытяжной противодымной вентиляции для удаления продуктов горения при пожаре, в нарушение п. 151 ППБ 01-03 в подвале под зрительными залами допущено хранение горючих материалов, в нарушение п. 150 ППБ 01-03 обработка горючих декораций выполнена не в полном объеме.

В силу п. 60 ППБ 01-03 при эксплуатации действующих электроустановок запрещается эксплуатировать светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника.

Пунктом 53 ППБ 01-03 установлено, что при эксплуатации эвакуационных путей и выходов запрещается загромождать эвакуационные пути и выходы (в том числе проходы, коридоры, тамбуры, галереи, лифтовые холлы, лестничные площадки, марши лестниц, двери, эвакуационные люки) различными материалами, изделиями, оборудованием, производственными отходами, мусором и другими предметами, а также забивать двери эвакуационных выходов.

Для всех производственных и складских помещений должна быть определена категория взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны по правилам устройства электроустановок (далее - ПУЭ), которые надлежит обозначать на дверях помещений (п. 33 ППБ 01-03).

В п.п. 150 - 151 ППБ 01-03 предусмотрено, что деревянные конструкции сценической коробки (колосники, подвесные мостики, рабочие галереи и т.п.), горючие декорации, сценическое и выставочное оформление, а также драпировки в зрительных и экспозиционных залах, фойе, буфетах должны быть обработаны огнезащитными составами. У руководителя учреждения должен быть соответствующий акт организации, выполнившей эту работу, с указанием даты пропитки и срока ее действия.

В пределах сценической коробки театрально-зрелищных учреждений могут одновременно находиться декорации и сценическое оборудование не более чем для двух спектаклей.

Хранение декораций, бутафории, деревянных станков, откосов, инвентаря и другого имущества в трюмах, на колосниках и рабочих площадках (галереях), под лестничными маршами и площадками, а также в подвалах под зрительными залами не разрешается.

В пункте 7.26 СНиП 21-01-97* установлено, что лестницы из подвального (или цокольного) этажа, в помещениях которого применяются или хранятся горючие вещества и материалы, ведущие в помещения первого этажа (по 6.42), должны быть ограждены противопожарными перегородками 1-го типа с устройством тамбур-шлюза с подпором воздуха при пожаре.

В таблице №3 НПБ 110-03 содержатся требования, регламентирующие размещение автоматических установок пожаротушения (АУПТ) и автоматических пожарных сигнализаций (АУПС) в том числе в зданиях культурно-зрелищного назначения.

Установление системы вытяжной противодымной вентиляции для удаления продуктов горения при пожаре регламентировано нормами СНИП 41-01-2003.

В силу ст. 56 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» система противодымной защиты здания, сооружения или строения должна обеспечивать защиту людей на путях эвакуации и в безопасных зонах от воздействия опасных факторов пожара в течение времени, необходимого для эвакуации людей в безопасную зону, или всего времени развития и тушения пожара посредством удаления продуктов горения и термического разложения и (или) предотвращения их распространения.

Факт наличия вышеуказанных нарушений, большая часть которых имеет отношение к подвальному помещению здания Малого театра, подтверждается актом №477 от 07 декабря 2010 года, протоколом об административном правонарушении №581 от 07 декабря 2010 года, объяснениями представителей Малого театра.

В соответствии со ст. 38 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 № 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством помимо собственников имущества несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.

Несоблюдение Малым театром указанных выше стандартов, норм и правил пожарной безопасности образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ.

В соответствии с ч.2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Довод представителей Малого театра об отсутствии финансирования в должном объеме заслуживает внимания, но не исключает вину этого учреждения в совершении вменяемого правонарушения и не является основанием для его освобождения от административной ответственности. При этом, в ходе рассмотрения дела установлено, что в Малом театре с 2008 года имелись нарушения правил и норм пожарной безопасности, к устранению которых меры не предприняты, следовательно, у юридического лица имелась возможность для соблюдения указанных требований пожарной безопасности.

Обстоятельств, свидетельствующих о несоблюдении органом пожарного надзора установленного Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26 12.2008 №294 ФЗ порядка проведения внеплановой выездной проверки в отношении Малого театра не установлено.

Санкция ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ предусматривает для юридических лиц административную ответственность в виде предупреждения, административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно ст.3.12 КоАП РФ административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей.

Административное приостановление деятельности назначается, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение целей административного наказания.

Учитывая при назначении административного наказания в соответствии со ст.ст. 4.1 и 4.3 КоАП РФ общественно-опасный характер совершенного Малым театром административного правонарушения, количество выявленных нарушений правил пожарной безопасности, их существенность и длительность периода существования названных нарушений, в том числе хранение в подвале под зрительными залами горючих материалов и принимая во внимание, что в новогодние праздники мероприятия с участием детей будут проводится в зрительном зале, данные нарушения при возникновении возможных факторов пожара создают реальную угрозу для жизни и здоровья большого количества людей, в том числе, несовершеннолетних детей, а также исходя из того, что существенные нарушения правил пожарной безопасности допущены в подвальном помещении здания Малого театра, судья считает необходимым назначить наказание в виде административного приостановления эксплуатации подвального помещения на срок шестьдесят суток, полагая, что менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 3.12, 29.7, 29.9, 29.10, 29.11 КоАП РФ, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Признать Муниципальное учреждение культуры и искусства «Новгородский театр для детей и молодежи «Малый» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ.

Назначить Муниципальному учреждению культуры и искусства «Новгородский театр для детей и молодежи «Малый» административное наказание в виде административного приостановления эксплуатации подвального помещения здания, расположенном по адресу <адрес> на срок шестьдесят суток, который исчислять с 18 часов 00 минут 10 декабря 2010 года.

Срок временного запрета деятельности с 17 часов 00 минут 07 декабря 2010 года до 18 часов 10 декабря 2010 года засчитать в срок административного приостановления эксплуатации подвального помещения.

При административном приостановлении эксплуатации подвального помещения произвести наложение пломб и опечатывание подвального помещения, обеспечив при этом возможность доступа в помещение подвала уполномоченных муниципальным учреждением лиц для производства в них работ по приведению подвального помещения в соответствие с требованиями пожарной безопасности.

Постановление об административном приостановлении деятельности подлежит немедленному исполнению судебным приставом-исполнителем.

Приостановление деятельности может быть прекращено досрочно на основании ходатайства Муниципального учреждения культуры и искусства «Новгородский театр для детей и молодежи «Малый», если будет установлено, что устранены обстоятельства, послужившие основанием для назначения данного административного наказания.

Постановление может быть обжаловано в Новгородский областной суд через Новгородский районный суд или непосредственно в Новгородский областной суд, лицами, указанными в ст. 25.1-25.5 КоАП РФ, в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья Новгородского районного суда

Новгородской области Ю.П. Константинова