ст.20.4 ч.1 КоАП РФ



Дело №

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

Великий Новгород 18 октября 2010 года

Судья Новгородского районного суда Константинова Ю.П., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении юридического лица

Государственного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида №7, юридический адрес и местонахождение: <адрес>

у с т а н о в и л :

В соответствии с распоряжением начальника отдела ГПН по Великому Новгороду от 04 октября 2010 года №397, вынесенного на основании рапорта главного специалиста Отдела ГПН по В. Новгороду от 30 сентября 2010 года о необходимости проведения проверки проведена внеплановая выездная проверка Государственного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида №7 (далее - Школа №7), с целью проведения мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по обеспечению безопасности государства.

Проведение проверки согласовано прокурором Великого Новгорода решением №68 от 05 октября 2010 года.

С распоряжением ознакомлен законный представитель Школы №7 Петрова Л.Д.

13 октября 2010 года на основании акта проверки соблюдения требований пожарной безопасности №397, оформленного 12 октября 2010 года, в отношении Школа №7 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, - нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами.

На основании протокола № о временном запрете деятельности от 13 октября 2010 года, составленного государственным инспектором Великого Новгорода по пожарному надзору, с <данные изъяты> мин. ДД.ММ.ГГГГ деятельность Школы №7 в здании по указанному выше адресу запрещена на срок 5 суток.

Определением от 13 октября 2010 года заместителя главного государственного инспектора Великого Новгорода по пожарному надзору ФИО 1 материалы дела об административном правонарушении в отношении Школы №7 в соответствии с подведомственностью, установленной ст. 23.1 КоАП РФ, переданы на рассмотрение в Новгородский районный суд.

При рассмотрении дела об административном правонарушении законный представитель юридического лица - директор Школы №7 Петрова Л.Д. пояснила, что согласна с выявленными нарушениями, которые в ближайшее время будут устранены. Для выполнения требований органа пожарного надзора в Комитет образования, науки и молодежной политики направлено письмо с просьбой о выделении средств на замену линолеума, установку распашных решеток, замену дверей эвакуационных выходов, замену пожарных рукавов (срок устранения нарушений до ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, Петровой Л.Д. указано, что перепад высот пола на первом этаже будут устранены силами учреждения, глухие металлические решетки частично сняты.

Государственный инспектор Великого Новгорода по пожарному надзору ФИО 2 пояснил, что выявленные в ходе проверки нарушения правил пожарной безопасности, допущенные в помещениях Школы №7 могут создавать реальную угрозу жизни и здоровью людей при условии возникновения возможных факторов пожара. Не поддержал позицию органа пожарного надзора, в соответствии с которой в отношении Школы №7 требуется назначение административного наказания в виде приостановления деятельности.

Изучив письменные материалы дела об административном правонарушении, выслушав законного представителя Школы №7 Петрову Л.Д., государственного инспектора пожарного надзора ФИО 2 судья приходит к следующим выводам.

Поскольку диспозиция ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ является бланкетной, для привлечения виновных лиц к административной ответственности необходимо установить, какие конкретные правила были нарушены или не выполнены.

В Правилах пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.05.2003 № 313, установлены требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно- правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды (пункт 1 Правил).

В силу частей 1 и 3 статьи 38 Федерального закона № 69-ФЗ от 21 декабря 1994 года «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством помимо собственников несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.

Согласно пункту 10 ППБ 01-03 собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной

безопасности.

При рассмотрении дела из материалов установлено, что Школа №7 является государственным образовательным учреждением, учредителем которого является Комитет образования, науки и молодежной политики Новгородской области. Имущество, в том числе, здание школы, расположенное по адресу <адрес>

Директором Школы №7 на основании трудового договора от 21 апреля 2008 года является Петрова Л.Д.

Таким образом, Школа №7 является лицом ответственным за соблюдение требований правил пожарной безопасности.

В силу п. 3 ППБ 01-03 наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке. Строительные нормы и правила Российской Федерации «Пожарная безопасность зданий и сооружений» СНиП 21-01-97*, введенные в действие 15 января 1998 года, устанавливают общие требования противопожарной защиты помещений, зданий и других строительных сооружений на всех этапах их создания и эксплуатации, а также пожарно - техническую классификацию зданий, их элементов и частей, помещений, строительных конструкций и материалов.

Требования раздела 6 СНиПа 21-01-97* направлены на своевременную и беспрепятственную эвакуацию людей; спасение людей, которые могут подвергнуться воздействию опасных факторов пожара; защиту людей на путях эвакуации от воздействия опасных факторов пожара.

Установленные административным органом в ходе проверки нарушения - для покрытия пола в общем коридоре применяются материалы с более высокой пожарной опасностью, чем В2, РП2, Д3, Т2 (линолеум 1 этаж), в полу на путях эвакуации (первый этаж, левое крыло, коридор, ведущий в столовую) допущены перепад высот (менее 45 см), на окнах помещений первого этажа установлены глухие металлические решетки (частично сняты), двери эвакуационных выходов открываются не по направлению выхода из здания (вторые двери эвакуационных выходов с первого этажа правого и левого крыла) - являются нарушениями п.п. 6.25*, 6.28*, 6.17 СНиПа 21-01-97 и п. 40 ППБ 01-03.

В соответствии с ч.2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Перед привлечением юридического лица Школы №7 к административной ответственности за невыполнение требований пожарной безопасности исследуется вопрос о наличии у юридического лица реальной возможности выполнить вмененные в вину требования Пожарной безопасности.

Нарушение приведенных выше пунктов норм пожарной безопасности не оспаривалось законным представителем Школы №7 и для их устранения предпринимаются исчерпывающе меры.

Наличие допущенных нарушений приведенных выше норм, кроме объяснений опрошенных в судебном заседании лиц, подтверждаются исследованными в судебном заседании письменными доказательствами, в том числе распоряжением о проведении внеплановой выездной проверки от 04 октября 2010 года №397, актом проверки №397, а так же протоколом № о временном запрете деятельности от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ и другими материалами дела.

Вместе с этим следует учитывать статус Школы №7 государственного учреждения, что свидетельствует о зависимости его финансового положения от полноты и своевременности перечисления денежных средств из бюджета (раздел 7 Устава учреждения).

Обстоятельств, свидетельствующих о несоблюдении органом пожарного надзора установленного Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26 12.2008 №294 ФЗ порядка проведения внеплановой выездной проверки в отношении Школы №7 при рассмотрении дела об административном правонарушении не усматривается.

При производстве по делу об административном правонарушении в отношении Школы №7 существенных процессуальных нарушений требований КоАП РФ не допущено.

Из материалов дела и пояснений законного представителя юридического лица следует, что Школа №7 по пунктам 1-4 протокола об административном правонарушении не предприняло все зависящие от него меры по соблюдению требований пожарной безопасности, при том, что возможность для их соблюдения имелась.

Вместе с этим, учитывается, что проводимые органом пожарного надзора в отношении данного юридического лица проверки (последняя - август 2010 года) ранее не фиксировали выявленные в настоящем деле нарушения, не смотря на их существование, что не может быть оправдано квалификацией проверяющего инспектора и влечет длительное существование выявленных только настоящей проверкой нарушений.

Оценивая собранные и исследованные в судебном заседании доказательства по правилам статьи 26.11 КоАП РФ, а также с позиции соблюдения требований закона при получении данных доказательств, судья приходит к выводу о наличии в действиях (бездействии) Школа №7 состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.

Совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, влечет для юридических лиц административную ответственность в виде предупреждения, наложения административного штрафа от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Такое правонарушение признается общественно опасным самим фактом невыполнения или ненадлежащего выполнения требований пожарной безопасности, являющейся составляющей частью общественной безопасности, поскольку объектом правонарушения является пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.

При назначении административного наказания юридическому лицу судья, учитывая установленные в статьях 1.2, 3.1 КоАП РФ задачи законодательства об административных правонарушениях (защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, общественного порядка и общественной безопасности), а также цели применения административного наказания, приходит к выводу о необходимости назначения административного наказания в виде предупреждения.

Вместе с указанным, в соответствии со ст. 4.1 и 4.2 КоАП РФ судьей учитывается опасный характер совершенного юридическим лицом правонарушения, а также признается обстоятельствами смягчающими административную ответственность признание вины, немедленная организация мероприятий, направленных на скорейшее устранение выявленных нарушений, финансовое положение учреждения, привлечение к административной ответственности впервые.

При назначении наказания судья исходит из того обстоятельства, что для устранения нарушений юридическим лицом предпринимаются меры и выявленные нарушения частично устранены, а также то, что для устранения выявленных нарушений юридическому лицу выдано предписание с периодом его исполнения 90 суток, а потому назначение административного наказания в минимальном размере, установленном санкцией указанной статьи КоАП РФ, будет являться соразмерным совершенному правонарушению и справедливым наказанием.

Руководствуясь ст. 29.7, 29.9 - 29.11 КоАП РФ,

п о с т а н о в и л :

Признать юридическое лицо Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида №7виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ, и привлечь его к административной ответственности, назначив административное наказание в виде предупреждения.

Постановление может быть обжаловано в Новгородский областной суд через Новгородский районный суд или непосредственно в Новгородский областной суд, лицами, указанными в ст. 25.1-25.5 КоАП РФ, в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья Новгородского

районного суда Ю.П. Константинова