ст.20.4 ч.1 КоАП РФ



Дело №

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

Великий Новгород 15 октября 2010 года

Судья Новгородского районного суда Константинова Ю.П., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении юридического лица

Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №16 «Рябинка» общеразвивающего типа», юридический адрес и местонахождение: <адрес>, ИНН №, р/с №»,

у с т а н о в и л :

В соответствии с распоряжением начальника отдела ГПН по Великому Новгороду от 04 октября 2010 года №, вынесенного на основании рапорта главного специалиста Отдела ГПН по В. Новгороду от 01 октября 2010 года о необходимости проведения проверки проведена внеплановая выездная проверка Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №16 «Рябинка» общеразвивающего типа» (далее МАДОУ «Рябинка»), с целью проведения мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по обеспечению безопасности государства.

Проведение проверки согласовано прокурором Великого Новгорода решением № от 05 октября 2010 года.

С распоряжением ознакомлен законный представитель МАДОУ «Рябинка».

ДД.ММ.ГГГГ на основании акта проверки соблюдения требований пожарной безопасности №, оформленного 11 октября 2010 года, в отношении МАДОУ «Рябинка» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, - нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами.

На основании протокола № о временном запрете деятельности от 12 октября 2010 года, составленного государственным инспектором Великого Новгорода по пожарному надзору, с ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ деятельность МАДОУ «Рябинка» в здании детского сада по указанному выше адресу запрещена на срок 5 суток.

Определением от 12 октября 2010 года главного государственного инспектора Великого Новгорода по пожарному надзору ФИО1 материалы дела об административном правонарушении в отношении МАДОУ «Рябинка» в соответствии с подведомственностью, установленной ст. 23.1 КоАП РФ, переданы на рассмотрение в Новгородский районный суд.

При рассмотрении дела об административном правонарушении законный представитель МАДОУ «Рябинка» Морозова Е.С. пояснила, что не согласна с вменением в вину юридическому лицу нарушений п.п. 6.16, 6.12, 6.29, 6.27 СНиП 21.01.097*, выразившихся в том, что ширина эвакуационных выходов в детском дошкольном учреждении в свету менее 1,2 метра (0,8 метра) при числе эвакуирующихся более 15 человек (из помещений всех групп на втором этаже на наружную лестницу, из игровой в спальное помещения, из игровой в раздевалку, из раздевалки в коридор, из коридора на лестничную клетку) (п. 5 протокола); ширина эвакуационных выходов в детском дошкольном учреждении в свету менее 1,2 метра (0,8 метра) при числе эвакуирующихся более 15 человек (выходы на улицу с первого этажа на лестничную клетку и основные эвакуационные выходы) (п. 6 протокола); помещения спален и групп не оборудованы вторыми эвакуационными выходами при количестве детей более 10 человек (группа №1 в спальне 19 человек - один выход; группа №2 в спальне 17 человек- один выход; группа №3,4 в спальнях по 21 человеку -по одному выходу; №5 из спальни один выход-21 человек; №6 из группы один выход-21 человек; №7 в спальне один выход-22 человека; №8 из спальни один выход- 16 человек; 10 из группы один выход (п. 7 протокола); ширина марша лестниц, соединяющих первый этаж со вторым внутри здания менее 1,35 метра (0,9 метра) (п.8 протокола); ширина горизонтального участка пути эвакуации из группы №6 менее 1,2 м (0,91м; в группе 21 человек) (п. 9 протокола). По обстоятельствам несогласия пояснила, что здание детского сада в существующем виде находится с 1972 года, переоборудование или переустройство здания не производились с момента ввода здания в эксплуатацию в соответствии с ранее действовавшими нормами. Выполнение требований органа пожарного надзора в настоящее время связано с реконструкцией здания, что не может быть выполнено в сокращенные сроки. 13 октября 2010 года МАДОУ «Рябинка» заключен договор на оказание услуг, в соответствии с которым будет проведена научно-исследовательская работа по определению расчетных величин пожарного риска в здании МАДОУ «Рябинка» в соответствии с требованиями Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Защитник Гусаров М.В., допущенный к участию в деле по ходатайству Морозовой Е.С., поддержал позицию юридического лица, дополнительно пояснив, что орган пожарного надзора не представил доказательств, свидетельствующих о наличии реальной угрозы жизни и здоровью воспитанников и работников детского сада, в существующем объемо-планировочном состоянии в то время как, в силу норм КоАП РФ данная обязанность лежит на органе пожарного надзора.

Государственный инспектор Великого Новгорода по пожарному надзору ФИО2 пояснил, что выявленные в ходе проверки нарушения правил пожарной безопасности, допущенные в помещениях детского сада «Рябинка» могут создавать реальную угрозу жизни и здоровью людей при условии возникновения возможных факторов пожара. Не поддержал позицию органа пожарного надзора, в соответствии с которой в отношении МАДОУ требуется назначение административного наказания в виде приостановления деятельности.

Изучив письменные материалы дела об административном правонарушении, выслушав законного представителя МАДОУ «Рябинка», защитника Гусарова М.В., государственного инспектора пожарного надзора Сергеева Н.А., судья приходит к следующим выводам.

Поскольку диспозиция ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ является бланкетной, для привлечения виновных лиц к административной ответственности необходимо установить, какие конкретные правила были нарушены или не выполнены.

В Правилах пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.05.2003 № 313, установлены требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно- правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды (пункт 1 Правил).

В силу частей 1 и 3 статьи 38 Федерального закона № 69-ФЗ от 21 декабря 1994 года «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством помимо собственников несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.

Согласно пункту 10 ППБ 01-03 собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной

безопасности.

При рассмотрении дела из материалов установлено, что МАДОУ «Рябинка» является муниципальным автономным (с мая 2010 г.) учреждением, учредителем которого является Администрация Великого Новгорода. Имущество, в том числе, здание детского сада, расположенное по адресу <адрес> закреплено за МАДОУ «Рябинка» на праве оперативного управления (свидетельство <адрес>, п. 1.6 Устава). Заведующей МАДОУ «Рябинка» на основании распоряжения Администрации Великого Новгорода от 07 июня 2010 года №895рл (после создания автономного учреждения) является Морозова Е.С.

Таким образом, МАДОУ «Рябинка» является лицом ответственным за соблюдение требований правил пожарной безопасности.

Как установлено административным органом в ходе проверки задание МАДОУ «Рябинка» по функциональной пожарной опасности - Ф1.1.

В силу п. 3 ППБ 01-03 наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке. Строительные нормы и правила Российской Федерации «Пожарная безопасность зданий и сооружений» СНиП 21-01-97*, введенные в действие 15 января 1998 года, устанавливают общие требования противопожарной защиты помещений, зданий и других строительных сооружений на всех этапах их создания и эксплуатации, а также пожарно - техническую классификацию зданий, их элементов и частей, помещений, строительных конструкций и материалов.

Требования раздела 6 СНиПа 21-01-97* направлены на своевременную и беспрепятственную эвакуацию людей; спасение людей, которые могут подвергнуться воздействию опасных факторов пожара; защиту людей на путях эвакуации от воздействия опасных факторов пожара.

Высота эвакуационных выходов в свету должна быть не менее 1,9 м, ширина не менее 1,2 м - из помещений класса Ф1.1 при числе эвакуирующихся более 15 чел., из помещений и зданий других классов функциональной пожарной опасности, за исключением класса Ф1.3, - более 50 чел.; 0,8 м - во всех остальных случаях /п. 6.16 СНиП 21-01-97*/.

Во всех случаях ширина эвакуационного выхода должна быть такой, чтобы с учетом геометрии эвакуационного пути через проем или дверь можно было беспрепятственно пронести носилки с лежащим на них человеком.

Пунктом 5.2.14 СП 1.13130.2009 установлено, что ширина эвакуационных выходов в свету должна быть не менее 1,2 м при числе эвакуирующихся более 15 чел.

Установленные административным органом в ходе проверки нарушения - ширина эвакуационных выходов в детском дошкольном учреждении в свету менее 1,2 метра (0,8 метра) при числе эвакуирующихся более 15 человек (из помещений всех групп на втором этаже на наружную лестницу, из игровой в спальное помещения, из игровой в раздевалку, из раздевалки в коридор, из коридора на лестничную клетку) (п. 5 протокола); ширина эвакуационных выходов в детском дошкольном учреждении в свету менее 1,2 метра (0,8 метра) при числе эвакуирующихся более 15 человек (выходы на улицу с первого этажа на лестничную клетку и основные эвакуационные выходы) (п. 6 протокола) - послужили основанием для вменения в вину учреждению нарушения вышеуказанной нормы СНиПа.

Кроме того, из материалов дела об административном правонарушении следует, что в МАДОУ «Рябинка» установлено несоответствие ширины маршей лестниц, предназначенных для эвакуации людей (п. 8 протокола об административном правонарушении) и несоответствие ширины горизонтального участка пути эвакуации из группы №6.

Пункт 6.27 СНиП 21.01-97* устанавливает, что ширина горизонтальных участков путей эвакуации должна быть не менее 1,2 м - для коридоров, по которым могут эвакуироваться из помещений класса Ф1.1 более 15 человек.

Пункт 6.29 СНиП 21.01-97* - ширина марша лестницы, предназначенной для эвакуации людей, в том числе расположенной в лестничной клетке, должна быть не менее расчетной или не менее ширины любого эвакуационного выхода (двери) на нее, но, как правило, не менее 1,35 м - для зданий класса Ф1.1. (Пункт 4.4.1 СП 1.13130.2009 устанавливает то же требование).

Кроме того, установлено, что в нарушение п. 6.12 СНиП 21.01-97* помещения спален и групп не оборудованы вторыми эвакуационными выходами при количестве детей более 10 человек (группа №1 в спальне 19 человек - один выход; группа №2 в спальне 17 человек- один выход; группа №3,4 в спальнях по 21 человеку -по одному выходу; №5 из спальни один выход-21 человек; №6 из группы один выход-21 человек; №7 в спальне один выход-22 человека; №8 из спальни один выход- 16 человек; 10 из группы один выход (п. 7 протокола).

Из представленных документов следует, что здание детского сада состоит из пяти двухэтажных блоков, соединенных переходами, стены кирпичные, перекрытия железобетонные 1972 года постройки.

При рассмотрении дела об административном правонарушении надлежит установить, в результате каких виновных действий (действия либо бездействия) лицо, привлекаемое к административной ответственности, совершило выявленные правонарушения, т.е. наличие вины.

Перед привлечением МАДОУ «Рябинка» к административной ответственности за невыполнение требований пожарной безопасности исследуется вопрос о наличии у юридического лица реальной возможности выполнить вмененные в вину требования Пожарной безопасности.

В соответствии со статьей 4 Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения названного закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона.

Согласно письму Госстроя РФ № 130552, Главного управления государственной противопожарной службы МВД РФ № 20/2.2/2433 от 14.10.1998 "О применении требований СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений» строящиеся и вводимые в эксплуатацию объекты (жилые, общественные, производственные, складские и другие здания и сооружения), запроектированные ранее в соответствии с требованиями СНиП 2.01.02-85 "Противопожарные нормы" и действующих СНиП на конкретные виды зданий и их инженерных систем, могут строиться и вводиться в эксплуатацию по ранее утвержденной в установленном порядке документации без ее корректировки на соответствие требованиям СНиП 21-01-97.

Наличие угрозы жизни или здоровью людей определяется индивидуально по каждому объекту защиты, с учетом специфики его технологических процессов, наличия в непосредственной близости от него других опасных объектов, существующей системы обеспечения пожарной безопасности людей, в том числе ее работоспособностью и рядом других факторов.

Кроме того, исходя из п. 1.1 ГОСТ 12.1.004-91 «Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования», пожарная безопасность объекта должна обеспечиваться системами предотвращения пожара и противопожарной защиты, в том числе организационно-техническими мероприятиями.

В соответствии с п. 3.3 ГОСТ 12.1.004-91 каждый объект должен иметь такое объемно-планировочное и техническое исполнение, чтобы эвакуация людей из него была завершена до наступления предельно допустимых значений опасных факторов пожара, а при нецелесообразности эвакуации была обеспечена защита люден в объекте. Для обеспечения эвакуации необходимо: установить количество, размеры, и соответствующее конструктивное исполнение эвакуационных путей и выходов; обеспечить возможность беспрепятственного движения людей по эвакуационным путям; организовать при необходимости управление движением людей по эвакуационным путям (световые указатели, звуковое и речевое оповещение и т. п.).

Органом пожарного надзора не проведен достаточный анализ пожарной опасности объекта и не дана оценка эффективности имеющихся и функционирующих в МАДОУ «Рябинка» противопожарных мероприятий и систем обеспечения пожарной безопасности здания при условии имеющихся размеров эвакуационных выходов и лестничных маршей, а просто констатированы выявленные размеры и их несоответствие действующим нормам.

Кроме этого, из пояснений сторон установлено, что органом пожарного надзора до настоящей проверки неоднократно после внесения изменения в строительные нормы и правила и принятия Технического регламента проводились проверочные мероприятия в ходе которых замечаний о несоответствии СНиП 21.01-97* ширины эвакуационных выходов и лестничных маршей, которые имели те же размеры с 1972 года, юридическому лицу не представлено.

Такая ситуация не может быть оправдана недостаточной квалификацией инспектора пожарного надзора, проводящего проверку, и создает для юридического лица положение, в котором он не может рассчитывать на правовую определенность, необходимую для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения.

На основании изложенного, принимая во внимание наличие сведений о годе постройки здания детского сада, приемке его в эксплуатацию, требование органа пожарного надзора о приведение МАДОУ «Рябинка» здания детского сада в соответствие с п.п. 6.12, 6.16, 6.27, 6.29 СНиП 21-01-97* не является безусловным.

Органом пожарного надзора не представлено доказательств того, что дальнейшая эксплуатация здания МДОУ «Ладушки», имеющего ширину эвакуационных выходов менее 1,2 м., а также отсутствие в помещениях спален и групп вторых эвакуационных выходов при количестве детей более 10 человек; ширину марша лестниц, соединяющих первый этаж со вторым внутри здания менее 1,35 метра; ширину горизонтального участка пути эвакуации из группы №6 менее 1,2 м - приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара.

Кроме того, выявленные административным органом нарушения пожарной безопасности, установленные в п.п. 5 - 9 протокола об административном правонарушении, требуют проведение капитального ремонта, возможно реконструкции здания и значительных финансовых затрат.

Вместе с этим следует учитывать, что статус автономного МАДОУ «Рябинка» приобрело 28 мая 2010 года и подразумевало зависимость его финансового положения от полноты и своевременности перечисления денежных средств из бюджета.

Кроме изложенного выше из материалов дела следует, что в ходе проверки выявлены и другие нарушения и установлено, что пожарный рукав не присоединяется к крану, двери на путях эвакуации открываются не по направлению выхода из здания (спортзал), для отделки потолка в кабинете заведующего применены горючие материалы (потолочная плитка), для отделки потолка музыкального зала применены горючие материалы (пленка поливинилхлоридная для натяжных потолков).

Указанные нарушения не соответствуют требованиям пунктов 91, 52 ППБ 01-03, пункту 1.88 СНиП 2.08.02-89.

Отделка стен и потолков залов музыкальных и физкультурных занятий и путей эвакуации детских дошкольных учреждений должна быть из негорючих материалов, а отделка всех остальных помещений в указанных зданиях I - IV степеней огнестойкости - из негорючих и трудногорючих материалов (п.1.88 СНиП 2.08.02-89).

Двери на путях эвакуации должны открываться свободно и по направлению выхода из здания, за исключением дверей, открывание которых не нормируется требованиями нормативных документов по пожарной безопасности.

Пожарные краны внутреннего противопожарного водопровода должны быть укомплектованы рукавами и стволами. Пожарный рукав должен быть присоединен к крану и стволу. Необходимо не реже одного раза в год производить перекатку рукавов на новую скатку. (п.п. 52, 91 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утв. Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 № 313).

Нарушение приведенных выше пунктов норм пожарной безопасности не оспаривалось законным представителем МАДОУ «Рябинка» и для их устранения предпринимаются исчерпывающе меры.

Наличие допущенных нарушений приведенных выше норм, кроме объяснений опрошенных в судебном заседании лиц, подтверждаются исследованными в судебном заседании письменными доказательствами, в том числе распоряжением о проведении плановой выездной проверки от 04 октября 2010 года №, актом проверки №, а так же протоколом № о временном запрете деятельности от 12 октября 2010 года, протоколом об административном правонарушении № от 12 октября 2010 года и другими материалами дела.

Обстоятельств, свидетельствующих о несоблюдении органом пожарного надзора установленного Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26 12.2008 №294 ФЗ порядка проведения внеплановой выездной проверки в отношении МАДОУ «Рябинка» при рассмотрении дела об административном правонарушении не усматривается.

При производстве по делу об административном правонарушении в отношении МАДОУ «Рябинка» существенных процессуальных нарушений требований КоАП РФ не допущено.

В соответствии с ч.2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Из материалов дела и пояснений законного представителя юридического лица следует, что МАДОУ «Рябинка» по пунктам 1-4 протокола об административном правонарушении не предприняло все зависящие от него меры по соблюдению требований пожарной безопасности, при том, что возможность для их соблюдения имелась.

Оценивая собранные и исследованные в судебном заседании доказательства по правилам статьи 26.11 КоАП РФ, а также с позиции соблюдения требований закона при получении данных доказательств, судья приходит к выводу о наличии в действиях (бездействии) МАДОУ «Рябинка» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.

Совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, влечет для юридических лиц административную ответственность в виде предупреждения, наложения административного штрафа от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Такое правонарушение признается общественно опасным самим фактом невыполнения или ненадлежащего выполнения требований пожарной безопасности, являющейся составляющей частью общественной безопасности, поскольку объектом правонарушения является пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.

При назначении административного наказания юридическому лицу судья, учитывая установленные в статьях 1.2, 3.1 КоАП РФ задачи законодательства об административных правонарушениях (защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, общественного порядка и общественной безопасности), а также цели применения административного наказания, приходит к выводу о необходимости назначения административного наказания в виде предупреждения.

Вместе с указанным, в соответствии со ст. 4.1 и 4.2 КоАП РФ судьей учитывается опасный характер совершенного юридическим лицом правонарушения, а также признается обстоятельствами смягчающими административную ответственность признание вины, немедленная организация мероприятий, направленных на скорейшее устранение выявленных нарушений, финансовое положение учреждения, сведения о привлечении юридического лица к административной ответственности отсутствуют.

Отягчающих обстоятельств не установлено.

При назначении наказания судья исходит из того обстоятельства, что для устранения нарушений юридическим лицом предпринимаются меры и выявленные нарушения частично устранены, а также то, что для устранения выявленных нарушений юридическому лицу выдано предписание с периодом его исполнения 90 суток, а потому назначение наказания в минимальном размере, установленном санкцией указанной статьи КоАП РФ, будет являться соразмерным совершенному правонарушению и справедливым наказанием, поскольку таким наказанием могут быть достигнуты егоцели.

Руководствуясь ст. 29.7, 29.9 - 29.11 КоАП РФ,

п о с т а н о в и л :

Признать Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №16 «Рябинка» общеразвивающего типа»виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ, и привлечь его к административной ответственности, назначив административное наказание в виде предупреждения.

Постановление может быть обжаловано в Новгородский областной суд через Новгородский районный суд или непосредственно в Новгородский областной суд, лицами, указанными в ст. 25.1-25.5 КоАП РФ, в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья Новгородского

районного суда Ю.П. Константинова