ст.20.4 ч.1 КоАП РФ



Дело №5 - 3/2011

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

Великий Новгород,

Октябрьская, д. 15 27 декабря 2010 года

Судья Новгородского районного суда Новгородской области Константинова Ю.П., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении

Государственного образовательного учреждения «Специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья №5», расположенного по адресу: <адрес>,

у с т а н о в и л :

ДД.ММ.ГГГГ заместителем главного государственного инспектора Новгородского района по пожарному надзору ФИО1 в отношении Государственного образовательного учреждения «Специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья №5» (далее ГОУ Школа-интернат №5) составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.

Временный запрет деятельности к ГОУ Школа-интернат №5 не применялся.

На основании определения от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенного заместителем начальника отдела надзорной деятельности по Новгородскому району управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Новгородской области ФИО1., дело об административном правонарушении в отношении ГОУ Школа-интернат №5 направлено для рассмотрения по существу в Новгородский районный суд.

При рассмотрении дела об административном правонарушении законный представитель (директор) ГОУ Школа-интернат №5 Евдокимова Л.Ф. факт выявленного нарушения признала. Пояснила, что юридическим лицом предпринимаются меры к скорейшему устранению нарушения. В настоящее время определен круг юридических лиц, которые будут оказывать финансовую помощь в обустройстве лестниц - самостоятельных эвакуационных выходов. Просила не применять наказание в виде административного приостановления эксплуатации помещений здания, поскольку максимального срока приостановления не будет достаточно для обустройства лестниц, и кроме того, в настоящее время в здании отсутствуют иные противопожарные нарушения, пути эвакуации являются безопасными.

Изучив письменные материалы дела об административном правонарушении, выслушав законного представителя ГОУ Школа-интернат №5 Евдокимову Л.Ф., заслушав заместителя начальника отдела надзорной деятельности управления надзорной деятельности Главного Управления МЧС России по Новгородской области ФИО1 указавшего, что выявленное в ходе проверки нарушение правил пожарной безопасности в помещениях ГОУ Школа-интернат №5 могут создавать реальную угрозу жизни и здоровью людей при условии возникновения возможных факторов пожара, в связи с чем полагавшего необходимым применение наказания в виде приостановления деятельности Учреждения в части обеспечения проживания воспитанников, судья приходит к выводу, что в действиях (бездействии) ГОУ Школа-интернат №5 имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ, выразившегося в нарушении требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами.

Поскольку диспозиция ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ является бланкетной, при рассмотрении дела об административном правонарушении для привлечения виновных лиц к административной ответственности необходимо установить, какие конкретные правила были нарушены или не выполнены.

Из протокола об административном правонарушении, составленного на основании акта проверки № от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что в части здания школы-интерната (спальные помещения, имеющие класс функциональной пожарной опасности Ф1.1 и учебные классы, имеющие класс функциональной пожарной опасности Ф4.1) не разделены противопожарными преградами и не имеют самостоятельных эвакуационных выходов.

В соответствии со ст. 32 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» здания (сооружения, строения, пожарные отсеки и части зданий, сооружений, строений - помещения или группы помещений, функционально связанные между собой) по классу функциональной пожарной опасности в зависимости от их назначения, а также от возраста, физического состояния и количества людей, находящихся в здании, сооружении, строении, возможности пребывания их в состоянии сна подразделяются на: Ф1 - здания, предназначенные для постоянного проживания и временного пребывания людей, в том числе: Ф1.1 - здания детских дошкольных образовательных учреждений, специализированных домов престарелых и инвалидов (неквартирные), больницы, спальные корпуса образовательных учреждений интернатного типа и детских учреждений; Ф4 - здания научных и образовательных учреждений, научных и проектных организаций, органов управления учреждений, в том числе: Ф4.1 - здания общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений дополнительного образования детей, образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования.

В соответствии со ст. 89 приведенного Закона эвакуационные пути в зданиях, сооружениях и строениях и выходы из зданий, сооружений и строений должны обеспечивать безопасную эвакуацию людей. Расчет эвакуационных путей и выходов производится без учета применяемых в них средств пожаротушения.

Количество и ширина эвакуационных выходов из помещений с этажей и из зданий определяются в зависимости от максимально возможного числа эвакуируемых через них людей и предельно допустимого расстояния от наиболее удаленного места возможного пребывания людей (рабочего места) до ближайшего эвакуационного выхода.

Части здания различной функциональной пожарной опасности разделяются противопожарными преградами и должны быть обеспечены самостоятельными эвакуационными выходами.

Из пояснений и представленных материалов дела следует, что здание ГОУ Школа-интернат №5 функционирует с 1961 года постройки, проектная документация на здание не сохранилась, на втором и третьем этажах имеются помещения различного назначения, классы функциональной пожарной опасности которых отличны: спальные помещения имеют класс Ф1.1., а учебные классы класс Ф4.1.

Согласно акту проверки № от ДД.ММ.ГГГГ указанные части зданий не разделены пожарными преградами и не имеют самостоятельных эвакуационных выходов.

Как следует из поэтажного плана на здание школы-интерната, на каждом этаже имеется два выхода с левой и правой стороны, ведущие на 1 этаж и непосредственно наружу.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения настоящего Федерального закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона.

В судебное заседание представлены расчеты индивидуального пожарного риска, значений опасных факторов пожара и времени эвакуации в ГОУ школа-интернат № 5, проведенные негосударственным учреждением науки «Научно-исследовательский институт Всероссийского добровольного пожарного общества по обеспечению пожарной безопасности по заказу Учреждения.

Согласно данным расчетам сделаны выводы о том, что индивидуальный пожарный риск в учебном комплексе школы - интерната для воспитанников, учителей и обслуживающего персонала в дневное время составляет Ов = 159,36514Е-6, что больше требуемого значения индивидуального пожарного риска Овд = 1Е-6, определенного статьей 79 Федерального закона № 123-ФЗ; блокирование горящего помещения наступает на 20-й секунде по падению концентрации кислорода ниже предельно допустимого значения, блокирование опасными факторами пожара коридора (пути эвакуации) прилегающего к помещению с возгоранием, наступает на 51 секунде по потере видимости ниже предельно допустимого значения, при существующей планировке здания происходит блокирование путей эвакуации, в местах прохода людей рядом с очагом пожара (время наступления опасных факторов пожара меньше времени эвакуации людей); расчетное время эвакуации по двум различным сценариям варьируется от 4 минут 24 сек. до 5 минут 69 сек.

При таких данных, выявленное нарушение требований пожарной безопасности в здании ГОУ Школа -интернат №5 подлежит устранению, юридическим лицом должны быть приняты меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями вышеприведенного Федерального закона.

В силу частей 1 и 3 статьи 38 Федерального закона № 69-ФЗ от 21 декабря 1994 года «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством помимо собственников несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.

Наличие нарушения норм и требований пожарной безопасности кроме объяснений опрошенных в судебном заседании лиц, подтверждаются исследованными в судебном заседании письменными доказательствами, в том числе актом проверки, а так же составленными по результатам проверки, протоколом об административном правонарушении №.

Ссылок на несоблюдение установленного Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26 12.2008 №294 ФЗ порядка проведения внеплановой выездной проверки от законного представителя ГОУ Школа -Интернат №5 не поступило, из материалов дела не усматривается.

При производстве по делу об административном правонарушении в отношении ГОУ Школа-интернат №5 существенных процессуальных нарушений требований КоАП РФ не допущено.

В соответствии с ч.2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Из материалов дела и пояснений представителя ГОУ Школа-интернат №5 следует, что юридическим лицом предпринимались меры для устранения имеющегося нарушения, однако данные меры нельзя признать достаточными для соблюдения требований пожарной безопасности, при том, что возможность для их соблюдения имелась, поскольку на необходимость разделения частей зданий пожарными преградами и обустройство самостоятельных эвакуационных выходов указано юридическому лицу в декабре 2009 года. Отсутствие достаточных финансовых средств не может служить основанием для освобождения юридического лица от обязанности по соблюдению установленных законом норм пожарной безопасности.

Оценивая собранные и исследованные в судебном заседании доказательства по правилам статьи 26.11 КоАП РФ, а также с позиции соблюдения требований закона при получении данных доказательств, судья приходит к выводу о наличии в действиях (бездействии) ГОУ Школа-интернат №5 состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.

Часть 1 статьи 20.4 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 КоАП РФ.

Совершение указанного правонарушения влечет для юридических лиц административную ответственность в виде предупреждения, наложения административного штрафа от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Такое правонарушение признается общественно опасным самим фактом невыполнения или ненадлежащего выполнения требований пожарной безопасности, являющейся составляющей частью общественной безопасности, поскольку объектом правонарушения является пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.

При этом, противоправность деяния виновного лица не связывается правовой нормой с обязательным наступлением вредных последствий, при рассмотрении дела установлено, какие правила были нарушены или не выполнены.

При назначении административного наказания юридическому лицу судья, учитывая установленные в статьях 1.2, 3.1 КоАП РФ задачи законодательства об административных правонарушениях (защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, общественного порядка и общественной безопасности), а также цели применения административного наказания (предупреждение совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами), приходит к выводу о необходимости назначения административного наказания в виде административного штрафа, в связи с тем, что выявленные нарушения правил пожарной безопасности представляют потенциальную угрозу для жизни и здоровья людей, а административное приостановление деятельности является исключительной мерой административной ответственности, применяемой только в том случае, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

Кроме этого, судьей принимается во внимание, что выявленные нарушения требований пожарной безопасности требуют проведение проектно-плановых работ, капитального ремонта и значительных финансовых и временных затрат, что является важным с учетом статуса учреждения, подразумевающего зависимость его финансового положения от полноты и своевременности перечисления денежных средств из бюджета. При этом, максимальный срок приостановления деятельности (90 суток) не будет являться достаточным для приведения здание в соответствие с требованиями закона. Между тем, директором ГОУ школа - интернат №5 в связи с наличием нарушения, влияющего на пожарный риск, должны быть предприняты меры для установления повышенных противопожарных мер, на период до устранения нарушений могут быть установлены дополнительные требования к соблюдению норм пожарной безопасности воспитанниками, учителями, сотрудниками и работниками учреждения.

Кроме того, при назначении вида административного наказания учитывается, что в настоящее время в здании пребывают 69 воспитанников, в предстоящее время новогодних праздников количество учащихся школы - интерната сократится, в связи с отъездом детей на каникулы к родственникам.

Вместе с указанным, в соответствии со ст. 4.1 и 4.2 КоАП РФ судьей учитывается опасный характер совершенного юридическим лицом правонарушения, а также признается обстоятельствами смягчающими административную ответственность признание вины, немедленная организация мероприятий, направленных на скорейшее устранение выявленных нарушений.

Так же, принимается во внимание, что органом пожарного надзора ГОУ школа-интернат выдано предписание об устранении нарушений законодательства, установлен срок. Законному представителю юридического лица разъяснено, что за невыполнение законного предписания об устранении нарушений законодательства органа (должностного лица) в установленный срок Кодексом РФ об административных нарушениях также установлена ответственность.

При назначении размера административного штрафа судья исходит из того обстоятельства, что для устранения нарушений юридическим лицом предпринимаются меры, а потому назначение административного штрафа в минимальном размере, установленном санкцией указанной статьи КоАП РФ, будет являться соразмерным совершенному правонарушению и справедливым наказанием.

Руководствуясь ст. 29.7, 29.9 - 29.11 КоАП РФ,

п о с т а н о в и л :

Признать Государственное образовательное учреждение «Специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья №5», расположенное по адресу: <адрес>, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ, и привлечь его к административной ответственности, назначив административное наказание в виде административного штрафа в сумме 10000 (десять тысяч) рублей.

Реквизиты для оплаты административного штрафа:

Наименование получателя платежа - УФК по Новгородской области (Главное Управление МЧС по Новгородской области),

Счет УФК (получателя денежных средств) 40101810900000010001

Наименование банка - ГР КЦ ГУ Банка России по Новгородской области,

БИК 044959001

ИНН Главного управления МЧС России по Новгородской области 5321100197,

ОКАТО 492 250 00000

Код бюджетной классификации 17711627000010000140.

Постановление может быть обжаловано в Новгородский областной суд через Новгородский районный суд или непосредственно в Новгородский областной суд, лицами, указанными в ст. 25.1-25.5 КоАП РФ, в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья Новгородского

районного суда Ю.П. Константинова