Дело №5 - 5/2011
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
Великий Новгород,
Октябрьская, д. 15 24 декабря 2010 года
Судья Новгородского районного суда Новгородской области Константинова Ю.П.,
с участием представителей Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Новгородской области ФИО1, ФИО2., защитника Автономной коммерческой организации «Новгородское областное телевидение» Демидова К.Д.,
рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст.5.5 КоАП РФ, в отношении юридического лица Автономной коммерческой организации «Новгородское областное телевидение», расположенной по адресу: <адрес>,
у с т а н о в и л :
ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором РФ в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, начальником отдела контроля (надзора) в сфере массовых коммуникаций Управления Роскомнадзора по Новгородской области ФИО1 в отношении Автономной коммерческой организации «Новгородское областное телевидение» (далее АНО «НОТ») составлен протокол № об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 5.5 КоАП РФ, - нарушение организацией, осуществляющей теле- и (или) радиовещание, порядка опубликования (обнародования) материалов, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов, в том числе агитационных материалов, а равно нарушение в период избирательной кампании, кампании референдума порядка опубликования (обнародования) указанных материалов в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (включая сеть "Интернет").
На основании определения от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенного старшим государственным инспектором РФ в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, заместителем руководителя Управления Роскомнадзора по Новгородской области ФИО3, дело об административном правонарушении в отношении АНО «НОТ» направлено для рассмотрения по существу в Новгородский районный суд.
При рассмотрении дела об административном правонарушении защитник АНО «НОТ», действующий на основании доверенности, выданной генеральным директором юридического лица факт выявленного нарушения не признал. Пояснил, что юридическим лицом нарушен порядок оформления договора на предоставление бесплатного эфирного времени, а именно договор заключен неуполномоченным лицом. Между тем, ч. 1 ст.5.5 КоАП РФ не установлена ответственность за нарушение порядка заключения договора. Основанием возникновения обязанности АНО «НОТ» по предоставлению бесплатного эфирного времени является не договор, а юридический факт регистрации соответствующей избирательной комиссией кандидата на выборах. Договор лишь регламентирует процесс предоставления такого времени.
Изучив письменные материалы дела об административном правонарушении, выслушав участников процесса, судья приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.1 ст. 5.5 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение главным редактором, редакцией средства массовой информации, организацией, осуществляющей теле- и (или) радиовещание, либо иной организацией, осуществляющей выпуск или распространение средства массовой информации, порядка опубликования (обнародования) материалов, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов, в том числе агитационных материалов, а равно нарушение в период избирательной кампании, кампании референдума порядка опубликования (обнародования) указанных материалов в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (включая сеть "Интернет").
Из протокола об административном правонарушении № следует, что в ходе административного расследования, проведенного в соответствии со ст. 28.7 КоАП РФ, на основании определений от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ №, было установлено нарушение юридическим лицом - Автономной некоммерческой организацией «Новгородское областное телевидение», осуществляющей выпуск и распространение телепрограммы «Новгородское областное телевидение», порядка обнародования агитационных материалов в период избирательной кампании в органы местного самоуправления Боровичского, Валдайского, Крестецкого, Маловишерского, Новгородского, Пестовского, Старорусского, Холмского и Чудовского муниципальных районов Новгородской области в единый день голосования - ДД.ММ.ГГГГ
В соответствии с ч. 3 ст. 47 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 67-ФЗ) АНО «НОТ» является муниципальной организацией телевещания, обязанной предоставлять эфирное время для проведения предвыборной агитации.
29 ноября 2010 года в Управление Роскомнадзора от Территориальной избирательной комиссии Маловишерского района Новгородской области поступило сообщение о нарушении АНО «НОТ» требований ч. 2 ст. 39, ч. 11 ст. 50 Федерального закона № 67-ФЗ и ч. 12 ст. 48 Областного закона Новгородской области от 30.07.2007 № 147-ОЗ «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования Новгородской области» (далее Областной закон № 147-ОЗ) при осуществлении деятельности, связанной с размещением предвыборных агитационных материалов в телепрограмме «Новгородское областное телевидение».
При рассмотрении дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ заключен договор № о предоставлении бесплатного эфирного времени для проведения предвыборной агитации. Со стороны Исполнителя договора выступил АНО «НОТ» в лице генерального директора ФИО4. Со стороны Заказчика - кандидаты на замещение выборных должностей в органы местного самоуправления Боровичского, Валдайского, Крестецкого, Маловишерского, Новгородского, Пестовского, Старорусского, Холмского, Чудовского муниципальных районов Новгородской области (всего 206 кандидатов) в лице уполномоченного представителя избирательного объединения «Новгородское региональное отделение политической партии «Либерально-демократическая партия России» (далее НРО ЛДПР) ФИО5
Полномочия генерального директора АНО «НОТ» на подписание вышеуказанного договора подтверждаются п. 4.15 Устава АНО «НОТ», утвержденного Решением совета учредителей.
В качестве подтверждения полномочий ФИО5. в договоре содержится ссылка на решение конференции НРО ЛДПР от 07.08.2010 года.
Согласно Сводным сведениям об объемах и стоимости эфирного времени, бесплатно предоставленного АНО «НОТ» зарегистрированным кандидатам в период избирательной кампании, всем 206 кандидатам, указанным в договоре от 10.09.2010 № 150, было предоставлено эфирное время.
Согласно пояснениям, данным кандидатами на выборные должности в органы местного самоуправления: Боровичского муниципального района - ФИО8 (от 29.09.2010), ФИО6 (от 29.09.2010); Чудовского муниципального района - ФИО7 (от 27.09.2010), ФИО9от 27.09.2010), ФИО10 (от 28.09.2010); Маловишерского муниципального района - ФИО11 (от 07.10.2010), ФИО12 (от 07.10.2010) договор на предоставление бесплатного эфирного времени для проведения предвыборной агитации ими не заключался, предоставленное время не использовалось и никому не уступалось.
Аналогичная информация, поступившая в устной форме от кандидата на должность Главы Бронницкого сельского поселения Новгородского района ФИО13 зафиксирована в протоколе от 30.11.2010 заседания рабочей группы Территориальной избирательной комиссии Новгородского муниципального района Новгородской области.
Согласно информации, предоставленной АНО «НОТ» эфирное время, предоставленное для проведения предвыборной агитации кандидатов, выдвинутых избирательным объединением НРО ЛДПР, было заполнено трансляцией видеороликов с выступлением ФИО14, иных видеороликов (выступлений) непосредственно кандидатами или представителями партии для размещения в эфире предоставлено не было.
В соответствии с ч. 11 ст. 50 Федерального закона № 67-ФЗ, ч. 12 ст. 48 Областного закона № 147-ОЗ и ч. 12 ст. 39 Областного закона Новгородской области от 21.06.2007 № 121-ОЗ «О выборах Главы муниципального образования в Новгородской области» предоставление эфирного времени на каналах организаций телерадиовещания для проведения предвыборной агитации производится в соответствии с договором, заключенным в письменной форме между организацией телерадиовещания и кандидатом, избирательным объединением до предоставления эфирного времени.
В соответствии с ч. 2 ст. 39 Федерального закона № 67-ФЗ, ч. 2 ст. 37 Областного закона № 147-ОЗ и ч. 2 ст. 28 Областного закона № 121-ОЗ от имени кандидатов вправе выступать исключительно их уполномоченные представители по финансовым вопросам, доверенные лица, а в случае выдвижения кандидата в составе списка кандидатов также уполномоченные представители, доверенные лица избирательного объединения, выдвинувшего этот список.
В п. 1.1 вышеуказанных договоров от 10.09.2010 № 149 и от 17.09.2010 № 153, 154, 155 также указано, что представителями Заказчика (кандидатов) могут выступать доверенные лица зарегистрированного кандидата либо его уполномоченные представители по финансовым вопросам.
В соответствии с ч. 1 ст. 41 Областного закона № 147-ОЗ и ч. 1 ст. 32 Областного закона №121-ОЗ уполномоченный представитель по финансовым вопросам осуществляет свои действия на основании нотариально удостоверенной и оформленной в установленном Федеральным законом порядке доверенности, которая выдается кандидатом и в которой указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование и код выдавшего его органа, адрес места жительства, полномочия уполномоченного представителя по финансовым вопросам кандидата.
В соответствии с решением конференции НРО ЛДПР от 07.08.2010 года ФИО5. назначен уполномоченным представителем избирательного объединения НРО ЛДПР по всем вопросам, связанным с участием регионального отделения в выборах в органы местного самоуправления Новгородской области на выборах 10.10.2010 года, т.е решение конференции наделяет ФИО5. полномочиями, установленными ч. 14.1 ст.35 Федерального закона № 67-ФЗ.
Федеральный закон № 67-ФЗ не наделяет уполномоченного представителя избирательного объединения полномочием подписания договора о предоставлении бесплатного эфирного времени для проведения предвыборной агитации с телерадиокомпаниями от имени кандидатов. ФИО5 не является уполномоченным представителем кандидатов по финансовым вопросам и не наделен правом подписания договора о предоставлении бесплатного эфирного времени для проведения предвыборной агитации.
АНО «НОТ» неправомерно заключила договор на предоставление бесплатного эфирного времени для проведения предвыборной агитации с лицом, не подтвердившим свои полномочия, чем совершено административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст. 5.5 КоАП РФ - нарушение организацией, осуществляющей теле- и (или) радиовещание, порядка опубликования (обнародования) материалов, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов, в том числе агитационных материалов.
В силу ст. 26.1 КоАП РФ в предмет доказывания по делу об административном правонарушении входит выяснение события правонарушения, лица, совершившего административное правонарушение и его виновность.
Применительно к выяснению вины юридического лица надлежит установить, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ст. 2.1 КоАП РФ).
При рассмотрении дела судья приходит к выводу, что у АНО «НОТ» имелась возможность для соблюдения требований законодательства о выборах, в том числе при заключении договора на предоставление бесплатного эфирного времени для проведения предвыборной агитации с надлежащими лицами.
Из материалов дела усматривается, что Управлением Роскомнадзора соблюдена процедура осуществления производства по делу об административном правонарушении. Законный представитель АНО «НОТ» извещен надлежащим образом о возбуждении административного дела, о месте и времени составления протокола и рассмотрения дела об административном правонарушении.
В ходе судебного разбирательства по настоящему делу каких-либо обстоятельств, подтверждающих наличие неустранимых сомнений в виновности юридического лица, не установлено, а также не имеется сведений о том, что АНО «НОТ» было лишено возможности представить какие- либо доказательства.
Обстоятельств, свидетельствующих о существенном нарушении Управлением Роскомнадзора требований КоАП РФ, не выявлено.
Санкция части 1 статьи 5.5. КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.
По общим правилам назначения наказания в соответствии со ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Характер общественной опасности правонарушения, предусмотренного диспозицией ч. 1 ст. 5.5 КоАП РФ, выражается в нарушении юридическим лицом общих условий проведения предвыборной агитации на каналах организаций телерадиовещания.
Смягчающим административную ответственность обстоятельством, судья признает совершение административного правонарушения впервые. Отягчающих обстоятельств не установлено, данных о финансовом положении лица - не представлено.
Кроме этого, судьей учитывается, что назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Поскольку в силу ст. 3.1 КоАП РФ целью административного наказания является предупреждение совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами, установление административного наказания и определение его размера в каждом конкретном случае должно основываться на конституционных принципах справедливости наказания и его соразмерности совершенному правонарушению.
Соблюдение конституционных принципов справедливости и соразмерности при назначении административного наказания законодательно обеспечено и возможностью освобождения лица, совершившего административное правонарушение, от административной ответственности в силу малозначительности (статья 2.9 КоАП Российской Федерации).
Учитывая в совокупности все установленные данные по изложенным выше обстоятельствам правонарушения, оценивая его последствия, совершенное АНО «НОТ» правонарушение не повлекло наступление каких-либо негативных материальных последствий или причинения ущерба общественным и государственным интересам, пренебрежительного отношения юридического лица к своим обязанностям не установлено, умысел на совершение нарушения избирательного законодательства не установлен, поэтому, исходя из принципов соразмерности и справедливости наказания, разумного баланса публичного и частного интересов судья полагает возможным освободить юридическое лицо АНО «НОТ» от административной ответственности в виде штрафа и в силу малозначительности совершенного правонарушения, ограничиться объявлением устного замечания.
Руководствуясь ст. 29.7, 29.9 - 29.11 КоАП РФ,
п о с т а н о в и л :
Признать Автономную коммерческую организацию «Новгородское областное телевидение» виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 5.5 КоАП РФ.
На основании ст. 2.9 КоАП РФ освободить Автономную коммерческую организацию «Новгородское областное телевидение» от административной ответственности в связи с малозначительностью правонарушения и объявить устное замечание.
Производство по делу об административном правонарушении в отношении Автономной коммерческой организации «Новгородское областное телевидение» прекратить.
Постановление может быть обжаловано в Новгородский областной суд через Новгородский районный суд или непосредственно в Новгородский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Новгородского
районного суда Ю.П. Константинова