ст.19.15 ч.1 КоАП РФ



Дело №5-29/2011

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

Великий Новгород 10 февраля 2011 года

Судья Новгородского районного суда Новгородской области Константинова Ю.П.,

с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Бабича В.И., ведущего специалиста - эксперта отдела государственного надзора в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Новгородской области ФИО1,

рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении должностного лица избранного главы Савинского сельского поселения Новгородского муниципального района

Бабича В.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, гражданина <данные изъяты> проживающего и зарегистрированного по адресу: <адрес>, ранее к административной ответственности не привлекавшегося,

у с т а н о в и л :

ДД.ММ.ГГГГ ведущим специалистом - экспертом отдела государственного надзора в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по <адрес> ФИО1 в отношении главы Савинского сельского поселения Бабича В.И. составлен протокол № об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, о том, что он, являясь главой Савинского сельского поселения, не выполнил до 30 ноября 2010 года мероприятия, предложенные в предписании от ДД.ММ.ГГГГ №, выданного администрации Савинского сельского поселения в лице главы поселения Бабича В.И. органом государственного надзора в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

24 января 2010 года материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении главы Савинского сельского поселения Новгородского муниципального района Бабича В.И. поступили на рассмотрение в Новгородский районный суд.

При рассмотрении дела об административном правонарушении Бабич В.И. вину в совершении административного правонарушения признал. Пояснил, что после проведения внеплановой выездной проверки 17 декабря 2010 года были выполнены все пункты предписания за исключением требования об организации обучения вопросам гражданской обороны, поскольку для данных мероприятий необходимо время, но заявка на обучение подана. Среди причин, по которым предписание не исполнено в полном объеме в установленный срок, назвал большой объем работы и проведение выборов главы муниципального образования в октябре 2010 года. В подтверждение сведений о выполнении на момент рассмотрения дела большей части предписания для обозрения представлены План основных мероприятий Савинского сельского поселения по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности, постановление о создании приемного эвакуационного пункта, постановление о создании эвакуационной комиссии Савинского сельского поселения, постановление об утверждении положения об эвакуационной комиссии Савинского сельского поселения, План граждаснкой обороны Администрации Савинского сельского поселения. Кроме изложенного Бабич В.И. пояснил, что в администрации имеется должность специалиста 2 категории, которую замещает ФИО2, в её должностные обязанности включено ведение вопросов гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций. Предполагает, что специалист администрации по вопросам гражданской обороны, участвовавший при проведении проверки, информацию проверяющим должностным лицам донесла не в полном объеме.

Изучив письменные материалы дела об административном правонарушении, выслушав участников процесса Бабича В.И. и ФИО1, полагавшего, что глава администрации Савинского сельского поселения подлежит привлечению к административной ответственности по ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ с учетом смягчающих обстоятельств, судья приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела об административном правонарушении, Бабич В.И., являясь главой Савинского сельского поселения, не выполнил п.п. 1,2,4,5,6 (из семи) законного предписания Органа государственного надзора, а именно:

А) разработать план гражданской обороны и защиты населения Савинского сельского поселения (п. 2 ст. 8 Федерального закона от 12.02.1998 № 28 - ФЗ, Постановление Правительства РФ от 26.11.2007 № 804, п. 5 приказа МЧС России от 14.11.2008 № 687;

Б) в Савинском сельском поселении создать эвакуационную комиссию (п. 9 приказа МЧС России от 14.11.2008 № 687;

В) Главе Савинского сельского поселения и должностным лицам гражданской обороны Савинского сельского поселения пройти обучение по вопросам гражданской обороны в учебно-методическом центре (Положение об организации обучения населения в области гражданской обороны, утверждённое Постановлением Правительства РФ от 02.11.2000 № 841);

Г) в Савинском сельском поселении организовать обучение сотрудников Администрации и населения Савинского сельского поселения в области гражданской обороны (ст. 8 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ, п. 5 Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 02.11.2000 № 841, п. 15.1 приказа МЧС России от 14.11.2008 № 687;

Д) в Савинском сельском поселении разработать годовой план основных мероприятий Савинского сельского поселения по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (п. 3 приказа МЧС России от 14.11.2008 № 687).

Частью первой статьи 19.5 КоАП РФ установлена ответственность граждан, должностных лиц и юридических лиц за невыполнение в срок законного предписания должностного лица, осуществляющего государственный надзор или государственный контроль.

Граждане, должностные лица, юридические лица обязаны неукоснительно исполнять возложенные на них законом обязанности, связанные со сферой их деятельности, выполнять адресованные им предписания органов государственного надзора и контроля.

При рассмотрении данного дела для разрешения вопроса о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ, судья проверяет законность предписания 113/ГО главного специалиста отдела (государственного надзора в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера) управления (государственного пожарного надзора) Главного управления МЧС России по Новгородской области от 16 декабря 2009 года.

Из материалов дела установлено, что предписание выдано тем органом (должностным лицом), в компетенцию которого входит осуществление государственного надзора в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, при выдаче предписания соблюден установленный законом порядок, гарантирующий права поднадзорных субъектов (Федеральный закон №294-ФЗ от 26.12.2008 года «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»).

Кроме того, предписание содержит обоснованные Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Федеральным законом от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне", Приказом МЧС России от 14.11.2008 № 687; Положением об организации обучения населения в области гражданской обороны, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 02.11.2000 № 841, законные требование о разработке планов, организационных документов, организации обучения по вопросам гражданской обороны, поэтому оснований для признания указанного предписания незаконным судьей не установлено.

Обоснованность выдачи двух разных предписаний в области гражданской обороны и в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций обусловлена различным предметами мероприятий по надзору, проведенных в 2009 году в соответствии с действовавшими в тот период Административным регламентом по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также Административным регламентом по выполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований в области гражданской обороны.

Кроме указанного выше, исходя из требований статьи 26.1 КоАП РФ, применительно к составу административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, выяснению подлежит: наличие нарушения, невыполнение либо уклонение от выполнения предписания, а также сущность и характер невыполнения предписания, мотивы содеянного, наступившие последствия.

Адресность выданного органом контроля или надзора предписания конкретному гражданину, должностному лицу или юридическому лицу является очевидной из самого предписания и не требует дополнительного доказывания.

Вместе с этим, исходя из санкции ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ, к субъектам правонарушения отнесены должностные лица, в чьи функции входит выполнение полученного предписания.

Невыполнение приведенных выше пунктов законного предписания Органа государственного надзора установлено при проведении 16 декабря 2010 года внеплановой выездной проверки и не оспаривается главой Савинского сельского поселения Бабичем В.И.

Между тем, перед привлечением к административной ответственности по ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ надлежит установить, что Бабич В.И. является должностным лицом, ответственным за разработку плана гражданской обороны и защиты населения Савинского сельского поселения, создание эвакуационной комиссии, прохождение обучения по вопросам гражданской обороны в учебно-методическом центре и в Савинском сельском поселении, а так же за разработку годового плана основных мероприятий Савинского сельского поселения по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Под должностным лицом, исходя из примечания к ст. 2.4 КоАП РФ, следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти.

Как следует из материалов административного дела, Бабич В.И. зарегистрирован избранным главой Савинского сельского поселения на основании постановления Территориальной избирательной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ0 года (л.д. 8), то есть он в соответствии с требованиями закона с указанной даты осуществляет функции представителя власти. Кроме того, в деле имеется Устав Савинского сельского поселения, где в ч. 1 ст. 24 отмечено, что глава Савинского сельского поселения является высшим должностным лицом Савинского сельского поселения.

Таким образом, согласно приведенным выше положениям, Бабич В.И. является должностным лицом и, следовательно, наделён правами и обязанностями и несёт ответственность в соответствии с установленным статусом.

Федеральным законом № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения поселения относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения и организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (ст. 14).

Положения приведенной статьи нашли свое отражение в подпунктах 8 и 23 пункта 1 статьи 4 Устава Савинского сельского поселения.

В силу пункта 1 статьи 36 Федерального закона № 131-ФЗ глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется Уставом в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями.

Глава муниципального образования, возглавляя местную администрацию, осуществляет свою руководящую деятельность на принципах единоначалия (ст.37).

В соответствии с положениями действующего Устава глава Савинского сельского поселения является главой администрации Савинского сельского поселения, формирует администрацию и руководит ее деятельностью, организует и обеспечивает исполнение отдельных государственных полномочий, переданных в ведение Савинского сельского поселения федеральными, областными законами, заключает от имени администрации договора в пределах полномочий, выполняет иные полномочия по решению вопросов местного значения (ст.24, ст.25 Устава).

Предписание от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 4), обязывавшее администрацию Савинского сельского поселения разработать планы, документы, провести мероприятия по обучению, выдано на имя главы - Бабича В.И. как единоличного руководителя органа местного самоуправления.

В присутствии главного специалиста Главного управления МЧС России по <адрес> ФИО3, старшего офицера отдела ФИО4 предписание для исполнения получил глава Савинского сельского поселения Бабич В.И.

Предписание от ДД.ММ.ГГГГ содержит указание на обязательность его исполнения для руководителей организаций, должностных лиц, юридических лиц и граждан, на которых в соответствии с действующим законодательством возложены обязанности по устранению нарушений установленных требований в области защиты от чрезвычайных ситуаций. Кроме того, указано на возможность (при несогласии) обжаловать данное предписание, а также на ответственность за невыполнение предписания и срок его исполнения.

Пояснения Бабича В.И. и представленная копия должностной инструкции специалиста администрации Савинского сельского поселения по ведению вопросов гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций не могут быть оценены как доказательства, свидетельствующие о том, что специалист ФИО2 наделена исключительными полномочиями в области гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, так же не имеется сведений о том, что она была обязана поручением главы администрации исполнить предписание - подготовить планы, оформить паспорт, организовать обучение.

Таким образом, наделение специалиста сельского поселения ФИО2 обязанностями по ведению вопросов гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций не позволяет прийти к выводу, что глава Администрации Савинского сельского поселения Бабич В.И. был лишен или ограничен в возможности исполнить законное предписание органа надзора.

Кроме этого, наличие специалиста администрации не освобождает от обязанности главу администрации организовывать и контролировать разрешение вопросов местного значения в области осуществления мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Напротив, именно в компетенцию Бабича В.И., как руководителя органа, формирующего, организующего и контролирующего работу служащих и работников администрации, входит решение всех вопросов, в том числе сопутствующих составлению планов гражданской обороны, годового плана мероприятий по вопросам гражданской обороны, организация обучения в этой же области.

При исследовании субъективной стороны правонарушения, судья приходит к выводу о неосторожной форме вины Бабича В.И., поскольку он, как ответственное за исполнение предписания лицо должен был осознавать противоправный характер своего бездействия.

За период исполнения обязанностей главы сельского поселения со дня предоставления срока для исполнения предписания (ДД.ММ.ГГГГ) до установленного срока 30 ноября 2010 года, глава поселения Бабич В.И. не решил возникшие организационные вопросы, не назначил лицо, ответственное за разработку планов, не дал служащим поручения, направленные на исполнение пунктов 1,2,4,5,6 предписания от ДД.ММ.ГГГГ, не проконтролировал выполнение полученного им лично предписания.

Оценив собранные по делу доказательства и установленные обстоятельства в совокупности, судья приходит к выводу о том, что глава администрации Савинского сельского поселения Бабич В.И. является должностным лицом, ответственным за выполнение перечисленных в предписании мероприятий, невыполнение которых в срок до ДД.ММ.ГГГГ образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, квалифицируемого как невыполнение в срок законного предписания должностного лица, осуществляющего государственный надзор или государственный контроль.

Совершение указанного правонарушения влечет для должностных лиц административную ответственность в виде административного штрафа в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет.

При назначении административного наказания Бабичу В.И. судья учитывает характер совершенного им правонарушения, а в качестве смягчающего административную ответственность обстоятельства - признание вины, немедленная организация мероприятий, направленных на устранение выявленных нарушений.

Принимая во внимание отсутствие отягчающих ответственность обстоятельств, судья приходит к выводу о необходимости назначения административного наказания в виде административного штрафа в минимальном размере (1000 рублей).

На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.7, 29.9 - 29.11 КоАП РФ, судья

п о с т а н о в и л :

Признать должностное лицо - главу Савинского сельского поселения Новгородского муниципального района Бабича В.И. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 1000 рублей.

Реквизиты для уплаты штрафа: УФК по Новгородской области (Главное управление МЧС России по Новгородской области):

КПП 532101001 ОКАТО 49401000000

№ бал счета 40101810900000010001 БИК 044959001

ИНН 5321100197 КБК 17711690010010000140

Постановление может быть обжаловано в Новгородский областной суд через Новгородский районный суд или непосредственно в Новгородский областной суд, лицами, указанными в ст. 25.1-25.5 КоАП РФ, должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении, в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья Новгородского

районного суда Ю.П. Константинова