Дело №5-126/11 П О С Т А Н О В Л Е Н И Е Великий Новгород 29 июня 2011 года Судья Новгородского районного суда Костяева А.А., с участием представителя ЗАО «Военно-мемориальная компания» Гороховцева В.В., представителя Управления Роспотребнадзора по Новгородской области Красиковой Л.В., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.3 КоАП РФ, в отношении ЗАО «Военно-мемориальная компания», юридический адрес <адрес> фактический адрес: <адрес> ОГРН №, ИНН №, у с т а н о в и л : ДД.ММ.ГГГГ на основании обращения ООО «Бизнес-гарант» № от ДД.ММ.ГГГГ Управлением Роспотребнадзора по Новгородской области произведена внеплановая, выездная проверка юридического лица ЗАО «Военно-мемориальная компания» на предмет соблюдения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, проведения мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью, граждан, вреда животным растениям, окружающей среде. В результате проведенного обследования были выявлены нарушения п.2.14 СанПиН 2.1.1279-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», ст.2, 8, 9, 11, 23 Закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» №52-ФЗ от 30.03.1999 года, а именно ЗАО «Военно-мемориальная компания» допустило размещение Салона базового похоронного обслуживания (пункта приёма заказов ритуальных услуг) в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>. Данное нарушение может служить угрозой здоровью людей (жителей дома) в виде психо - эмоциональных расстройств, заболеваний нервной системы. ДД.ММ.ГГГГ Управлением Роспотребнадзора по Новгородской области в отношении ЗАО «Военно-мемориальная компания» был составлен протокол № об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.3 КоАП РФ, - нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий. Согласно сопроводительному письму от ДД.ММ.ГГГГ материалы дела об административном правонарушении в отношении ЗАО «Военно-мемориальная компания» по мотиву необходимости применения наказания в виде административного приостановления деятельности в соответствии с подведомственностью, установленной ст. 23.1 КоАП РФ, переданы на рассмотрение в Новгородский районный суд. При рассмотрении дела об административном правонарушении главный специалист - эксперт Управления Роспотребнадзора Красикова Л.В. полагала установленным наличие в действиях ЗАО «Военно-мемориальная компания» состава административного правонарушения, считала необходимым назначение наказания в виде административного приостановления деятельности. Представитель ЗАО «Военно-мемориальная компания» Гороховцев В.В вину в совершении административного правонарушения не признал, ссылался на те обстоятельства, что объект, расположенный по адресу <адрес>, не является бюро-магазином или похоронным бюро, а является помещением, где представлены для наглядной информации образцы товаров сделанных из камня, как для бытового обслуживания населения (камины, столы, прочие предметы, так и плиты из которых могут быть изготовлены памятники). Заказы на ритуальные услуги в вышеуказанном салоне не принимаются, кроме того, деятельность салона осуществляется без реализации ритуальных товаров и услуг. Изучив письменные материалы дела об административном правонарушении, выслушав специалистов Роспотребнадзора, представителя ЗАО «Военно-мемориальная компания», судья считает, что в действиях ЗАО «Военно-мемориальная компания» не имеется состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ, выразившегося в нарушении законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий. При рассмотрении дела установлено, что проведенной ДД.ММ.ГГГГ Управлением Роспотребнадзора по Новгородской области проверкой установлено, что ООО ЗАО «Военно-мемориальная компания» допустило размещение Салона базового похоронного обслуживания (пункта приёма заказов ритуальных услуг) в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>. Данное нарушение может служить угрозой здоровью людей (жителей дома) в виде психо - эмоциональных расстройств, заболеваний нервной системы. Проведение вышеуказанной проверки согласовано с заместителем прокурора Новгородской области. По результатам проведения мероприятия по контролю составлен акт проверки № от ДД.ММ.ГГГГ, где установлены нарушения требований п. 2.14 СанПиН 2.1.1279-03, ст.2, 8, 9, 11, 23 Закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» №52-ФЗ от 30.03.1999 года. Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии человека» от 30.03.1999 г. №52-ФЗ (далее Закон) санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством контроля за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательным соблюдением юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности; мер по привлечению к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. В силу ст. 11 указанного закона юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства. Из положений ст. 23 Закона следует, что жилые помещения по планировке должны соответствовать санитарным правилам в целях обеспечения безопасных и безвредных условий проживания независимо от его срока. Содержание жилых помещений должно отвечать санитарным правилам. В соответствии с п. 2.14 СанПиН "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения». СанПиН 2.1.1279-03" похоронные бюро, бюро-магазины похоронного обслуживания следует размещать на первых этажах учреждений коммунально-бытового назначения, в пределах жилой застройки на обособленных участках, удобно расположенных для подъезда транспорта, на расстоянии не менее 50 м до жилой застройки, территорий лечебных, детских (дошкольных и образовательных), спортивно-оздоровительных, культурно-просветительных учреждений и учреждений социального обеспечения населения. Согласно п.2.5.1 ГОСТа Р 53107-2008 "Услуги бытовые. услуги ритуальные. Термины и определения", утвержденного Приказом Ростехрегулирования от 18.12.2008 N 516-ст, объектом похоронного назначения является градостроительный или архитектурный комплекс или объект, территория или участок, предназначенный для ритуального обслуживания населения. При этом к объектам похоронного назначения относятся: кладбища, крематории, колумбарии, бюро похоронного назначения (пункты приема заказов), похоронные дома, ритуальные залы, останкохранилища, мастерские (цеха) по изготовлению похоронных принадлежностей и надгробий, салоны-магазины похоронных принадлежностей, гаражи катафального транспорта. В соответствии с п 2.5.9. указанного ГОСТа бюро похоронного обслуживания (пункт приема заказов) - это здание или помещение, где проводится прием заказов от населения на организацию похорон.Бюро похоронного обслуживания может осуществлять торговлю предметами похоронного назначения и намогильными сооружениями. Согласно п 2.5.10. ГОСТА салон-магазин - это здание или группа помещений, в которых осуществляется торговля похоронными принадлежностями и намогильными сооружениями.В салонах-магазинах должны быть представлены образцы похоронной продукции и прейскуранты на нее. Таким образом, суд приходит к выводу о том, что квалификация салона ЗАО «Военно-мемориальная компания» как объекта похоронного обслуживания, влияющих на состояние общественного здоровья и среды обитания людей, при котором отсутствует опасное и вредное влияние ее факторов на организм человека и обеспечиваются благоприятные условия для его жизнедеятельности, не основана на п.2.14 СанПин 2.1.1279-03 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения" и не основана на ГОСТе Р 53107-2008 "Услуги бытовые. услуги ритуальные. Термины и определения", утвержденного Приказом Ростехрегулирования от 18.12.2008 N 516-ст. Кроме того, суд принимает во внимание то обстоятельство, что СанПин 2.1.1279-03 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения", утвержденный постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 8 апреля 2003 г. № 35 с 15 июня 2003 г. является нормативным актом вступившим в силу ранее, чем ГОСТ Р 53107-2008 "Услуги бытовые. услуги ритуальные. Термины и определения.", утвержденного Приказом Ростехрегулирования от 18.12.2008 N 516-ст. в соответствии с целями и принципами стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения", приняты позднее, являются действующими, обязательны для применения в документах и литературе всех видов по похоронному делу, входящих в сферу работ по стандартизации и (или) использующих результаты этих работ. Поскольку в ходе производства по делу об административном правонарушении и при его рассмотрении Управлением Роспотребнадзора не представлено доказательств подтверждающих принятие заказов от физических и юридических лиц в Салоне принадлежащимЗАО «Военно-мемориальная компания» и расположенного по адресу: <адрес>, то оснований считать вышеуказанное помещение похоронным бюро или бюро-магазином, либо пунктом приёма заказов ритуальных услуг похоронного обслуживания не имеется, следовательно, норма, содержащаяся в п. 2.14 СанПиН "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения» не распространяется на указанное помещение, в связи с чем, место расположение данного салона не имеет юридического значения. Кроме того, не нашло своего подтверждения и то обстоятельство, что в результате размещения ЗАО «Военно-мемориальная компания» салона базового похоронного обслуживания в жилом доме, может служить угрозой здоровью людей (жителей дома) в виде психо-эмоциальных расстройств, заболеваний нервной системы. Как следствие вышеперечисленного, в действиях ЗАО «Военно-мемориальная компания» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ. В соответствии с п.2 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии отсутствия состава административного правонарушения. На основании изложенного считаю, что в данном случае отсутствует состав правонарушения, вмененного ЗАО «Военно-мемориальная компания», а потому в соответствии с п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ вышеуказанное постановление подлежит отмене, производство по делу прекращению. Руководствуясь ст.ст. 29.1, 29.7, 29.9, 29.10, 29.11 КоАП РФ, судья, п о с т а н о в и л : Освободить ЗАО «Военно-мемориальная компания» от административной ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ. Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.3 КоАП РФ, в отношении ЗАО «Военно-мемориальная компания» прекратить. Постановление может быть обжаловано в Новгородский областной суд через Новгородский районный суд или непосредственно в Новгородский областной суд, лицами, указанными в ст. 25.1-25.5 КоАП РФ, в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления. Судья Новгородского районного суда А.А. Костяева