Дело №5-125/2011 П О С Т А Н О В Л Е Н И Е Великий Новгород 27 июня 2011 года Судья Новгородского районного суда Новгородской области Константинова Ю.П., с участием представителей юридического лица ООО «Фирма «Новация» коммерческого директора М.., заместителя генерального директора Н.., адвоката Богданова А.Г., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении юридического лица Общества с ограниченной ответственностью «Фирма «Новация», <данные изъяты> у с т а н о в и л: В соответствии с распоряжением заместителя начальника отдела надзорной деятельности по Великому Новгороду <данные изъяты> проведена плановая выездная проверка Общества с ограниченной ответственностью «Фирма «Новация», предметом которой явилось соблюдение обязательных требований. ДД.ММ.ГГГГ на основании акта проверки соблюдения требований пожарной безопасности № в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Фирма «Новация», составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, - нарушение требований пожарной безопасности. На основании определения ДД.ММ.ГГГГ главного государственного инспектора Великого Новгорода по пожарному надзору Х.. материалы дела об административном правонарушении в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Фирма «Новация», в соответствии с подведомственностью, установленной ст. 23.1 КоАП РФ, по мотиву необходимости применения наказания в виде административного приостановления деятельности, переданы на рассмотрение в Новгородский районный суд. При рассмотрении дела об административном правонарушении представители юридического лица ООО «Фирма «Новация» коммерческий директор М. заместитель генерального директора Н., адвокат Богданов А.Г. пояснили, что на день рассмотрения дела об административном правонарушении выявленные нарушения требований пожарной безопасности устранены за исключением требования об устройстве вытяжной противодымной вентиляции для удаления продуктов горения при пожаре. Кроме того, указали, что помещение, <данные изъяты>, сдано в эксплуатацию до введения в действие норм СНиП 21-01-97*, СНиП 41-01-2003, СП 3.13130.2009, не имеющих силу нормативных актов и не распространяющих свое действие на указанное помещение. Вина юридического лица в наличии выявленных нарушений отсутствует. Изучив письменные материалы дела об административном правонарушении, выслушав участников процесса, судья приходит к следующим выводам. Частью 1 статьи 20. 4 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности. Поскольку диспозиция ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ является бланкетной, для привлечения виновных лиц к административной ответственности необходимо установить, какие конкретные правила были нарушены или не выполнены. В Правилах пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.05.2003 № 313, установлены требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно- правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды (пункт 1 Правил). В силу частей 1 и 3 статьи 38 Федерального закона № 69-ФЗ от 21 декабря 1994 года «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством помимо собственников несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом. Согласно пункту 10 ППБ 01-03 собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности. Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ в здании <данные изъяты>, принадлежащем ООО «Фирма «Новация», допущены нарушении требований пожарной безопасности: - ширина эвакуационного выхода менее 1,2 м (выход <данные изъяты> составляет 0,8 м) СНиП 21-01-97* п.6.16; - ширина эвакуационного выхода менее 1,2 м (дверь<данные изъяты> эвакуационного выхода составляет 0,8 м) СНиП 21-01-97* п.6.16; - допущено загромождение пути эвакуации (<данные изъяты>) п. 53 ППБ 01-03; - двери на путях эвакуации открываются не по направлению выхода из здания (<данные изъяты>) п. 53 ППБ 01-03; - высота пути эвакуации менее 2 м (<данные изъяты> 1,8м) п.3 ППБ 01-03, п.6.27 СНиП 21-01-97*; - не повышен предел огнестойкости косоуров лестничных маршей до R 45, п.3 ППБ 01-03; п.5.18* СНиП 2.01.97*; - отсутствует световой оповещатель «Выход» над эвакуационным выходом (<данные изъяты>) п.3 ППБ 01-03, п.5.3 СП 3.13130.2009; - в проходах, служащих для эвакуации людей не предусмотрено аварийное освещение, п.3 ППБ01-03, п.7.62 СНиП 23-05-95; - ширина марша лестницы, предназначенной для эвакуации людей менее 0,9м, а именно 0,8 м, п. 6.29 СНиП 21-01-97*, п.3 ППБ 01-03; - в подвальном помещении не предусмотрена система вытяжной противодымовой вентиляции для удаления продуктов горения при пожаре, п.3 ППБ01-03, п.8.2(и) СНиП 41-01-2003; - для отделки путей эвакуации в тамбуре эвакуационного выхода применены горючие материалы (<данные изъяты>) п. 53 ППБ 01-03, п.6.25 СНиП 21-01-97*; Наличие допущенных нарушений приведенных выше норм, кроме объяснений опрошенных в судебном заседании лиц, подтверждаются исследованными в судебном заседании письменными доказательствами, в том числе распоряжением о проведении плановой выездной проверки <данные изъяты>, актом проверки <данные изъяты>, а также протоколом об административном правонарушении <данные изъяты> и другими материалами дела. В соответствии с ч.2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Сведений о наличии объективных причин, препятствующих соблюдению юридическим лицом ООО «Фирма «Новация» требований пожарной безопасности не установлено, соответственно, у юридического лица имелась реальная возможность выполнить вмененные в вину требования правил пожарной безопасности. Обстоятельств, свидетельствующих о несоблюдении органом пожарного надзора установленного Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26 12.2008 №294 ФЗ порядка проведения плановой выездной проверки в отношении ООО «Фирма «Новация» при рассмотрении дела об административном правонарушении не усматривается. При производстве по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Фирма «Новация» процессуальных нарушений требований КоАП РФ не допущено. Оценивая собранные и исследованные в судебном заседании доказательства по правилам статьи 26.11 КоАП РФ, а также с позиции соблюдения требований закона при получении данных доказательств, судья приходит к выводу о наличии в действиях (бездействии) ООО «Фирма»Новация» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ. Совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ (в редакции закона, действовавшего на момент проведения проверки), влечет для юридических лиц административную ответственность в виде предупреждения, наложения административного штрафа от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. В соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 03.06.2011 N 120-ФЗ, вступившим в силу с 17 июня 2011 года, часть 1 статьи 20.4 КоАП РФ изложена в следующей редакции: нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей. Учитывая, что из санкции статьи в отношении юридических лиц исключена возможность применения наказания в виде административного приостановления деятельности, исходя из требований ст. 1.7 КоАП РФ подлежит применению редакция закона, улучшающего положение юридического лица. Такое правонарушение признается общественно опасным самим фактом невыполнения или ненадлежащего выполнения требований пожарной безопасности, являющейся составляющей частью общественной безопасности, поскольку объектом правонарушения является пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. При назначении административного наказания юридическому лицу судья, учитывая установленные в статьях 1.2, 3.1 КоАП РФ задачи законодательства об административных правонарушениях (защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, общественного порядка и общественной безопасности), а также цели применения административного наказания, приходит к выводу о необходимости назначения административного наказания в виде административного штрафа. Устранение нарушения на день рассмотрения дела, подтвержденные фотоматериалами, не свидетельствует об отсутствии состава административного правонарушения, является обстоятельством смягчающим административную ответственность. Вместе с указанным, в соответствии со ст. 4.1 и 4.2 КоАП РФ судьей учитывается опасный характер совершенного юридическим лицом правонарушения, а также признается обстоятельствами смягчающими административную ответственность совершение правонарушения впервые, немедленная организация мероприятий, направленных на скорейшее устранение выявленных нарушений, финансовое положение лица. Учитывая установленные обстоятельства судьи считает необходимым назначить административное наказание в виде административного штрафа в минимальном размере санкции ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 03.06.2011 № 120-ФЗ). Руководствуясь ст. 29.7, 29.9 - 29.11 КоАП РФ, п о с т а н о в и л: Признать юридическое лицо Общество с ограниченной ответственностью «Фирма» Новация» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа <данные изъяты>. Реквизиты для уплаты штрафа: Наименование получателя платежа - УФК по Новгородской области (Главное Управление МЧС по Новгородской области), Счет УФК (получателя денежных средств) 40101810900000010001 Наименование банка - ГР КЦ ГУ Банка России по Новгородской области, БИК 044959001, КПП 532101001, ИНН Главного управления МЧС России по Новгородской области 5321100197, КПП 532101001, ОКАТО 49401000000 Код бюджетной классификации 17711627000010000140 Наименование платежа - штраф за нарушение требований пожарной безопасности. Постановление может быть обжаловано в Новгородский областной суд через Новгородский районный суд или непосредственно в Новгородский областной суд, лицами, указанными в ст. 25.1-25.5 КоАП РФ, должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении, в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления. Судья Новгородского районного суда Ю.П. Константинова