решение по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ



Дело №5-107/2011

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

Великий Новгород       23 мая 2011 года

Судья Новгородского районного суда Новгородской области Константинова Ю.П.,

с участием защитника Федерального государственного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть Управления внутренних дел по Новгородской области» старшего юрисконсульта Лисиной Т.С.,

рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении

Федерального государственного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть Управления внутренних дел по Новгородской области», <данные изъяты>

у с т а н о в и л :

ДД.ММ.ГГГГ главным государственным инспектором Великого Новгорода по пожарному надзору Х.. в отношении ФГУЗ «Медико-санитарная часть УВД по НО» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ, за нарушение требований пожарной безопасности.

В соответствии с протоколом <данные изъяты> в отношении юридического лица применен временный запрет деятельности.

Материалы дела об административном правонарушении в отношении ФГУЗ «Медико-санитарная часть УВД по НО» переданы на рассмотрение в Новгородский районный суд.

При рассмотрении дела об административном правонарушении старший юрисконсульт Лисина Т.С. признали факт выявленных нарушений, пояснив, что большая часть нарушений будет устранены в ближайшее время, а на мероприятия по установке и монтажу систем пожарной сигнализации, требующих значительных финансовых затрат, составлен расчет и запрошены денежные средства, просила не применять наказание в виде приостановления деятельности, поскольку поликлиника является многопрофильным медицинским учреждением, одной из целей которой является медицинское обеспечение деятельности органов внутренних дел.

Изучив письменные материалы дела об административном правонарушении, выслушав Лисину Т.С., судья приходит к следующим выводам.

Нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32,11.16 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Поскольку диспозиция ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ является бланкетной, для привлечения виновных лиц к административной ответственности необходимо установить, какие конкретные правила были нарушены или не выполнены.

В Правилах пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.05.2003 № 313, установлены требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно- правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды (пункт 1 Правил).

В силу частей 1 и 3 статьи 38 Федерального закона № 69-ФЗ от 21 декабря 1994 года «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством помимо собственников несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.

Согласно пункту 10 ППБ 01-03 собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности.

Из материалов дела следует, что в соответствии с распоряжением начальника отдела надзорной деятельности по Великому Новгороду <данные изъяты> проведена плановая выездная проверка в отношении ФГУЗ «МСЧ УВД по Новгородской области», предметом которой явилось соблюдение обязательных требований. О проведении проверки уведомлен начальник Учреждения ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ на основании акта проверки соблюдения требований пожарной безопасности в отношении ФГУЗ «МСЧ УВД по Новгородской области» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, - нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами.

При рассмотрении дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ на имущественном комплексе: здание поликлиники Федерального государственного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть Управления внутренних дел Новгородской области» (далее Учреждение) <данные изъяты>, д.8 допущены нарушения требований Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденные приказом МЧС России от 18.06.2003 N 313; Нормы пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (НПБ 110-03), утв. приказом МЧС России от 18 июня 2003 г. №315, установлены основные требования пожарной безопасности, регламентирующие защиту зданий, сооружений, помещений и оборудования на всех этапах их создания и эксплуатации автоматическими установками пожаротушения (АУПТ) и автоматическими установками пожарной сигнализации (АУПС); Нормы пожарной безопасности «Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях» (НПБ 104-03), утв. приказом МЧС России от 20.06.2003 №323 устанавливают требования пожарной безопасности к системам оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) людей при пожарах в зданиях и сооружениях. Оповещение и управление эвакуацией людей при пожаре должно осуществляться одним из перечисленных в НПБ 104-03 способов или их комбинацией, среди которых подача звуковых и (или) световых сигналов во все помещения здания с постоянным или временным пребыванием людей; СНиП 21-01-97*, а именно:

- в нарушение п. 3 ППБ-01-03, п. 39 Приказа МЧС России №645 от 12.12.2007 года «НПБ «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций» не обучены непосредственно в организации по разработанным и утвержденным в установленном порядке специальным программам пожарно-техническому минимуму работники, ответственные за обеспечение пожарной безопасности в подразделениях;

- в нарушение п.7 ППБ 01-03 работники организации допущены к работе без прохождения противопожарного инструктажа;

- в нарушение п. 15 ППБ 01-03 не установлен в организации распорядительным документом соответствующий её пожарной опасности противопожарный режим;

- в нарушение п. 3 ППБ 01-03, п.п. 3,4 ППБ 110-03 не оборудованы в здании поликлиники помещения 1-2 этажей автоматическими установками пожарной сигнализации;

- в нарушение п. 16 ППБ 01-03 не разработана инструкция в дополнение к схематическому плану эвакуации людей при пожаре, определяющая действия персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей;

- в нарушение п. 16 ППБ 01-03 не проведены практические тренировки всех задействованных для эвакуации работников (1 раз в полугодие);

- в нарушение п. 3 ППБ 01-03, гл. 3,4,5, таблиц 1, 2 НПБ 104-03 не оборудованы 1-2 этажи здания поликлиники системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах (<данные изъяты>

- в нарушение п.п. 34, 98 ППБ 01-03 не приведена в исправное рабочее состояние автоматическая установка пожарной сигнализации в здании поликлиники в помещениях 3-4 этажей (проектная документация отсутствует);

- в нарушение п.п. 34, 98 ППБ 01-03 не приведена в исправное рабочее состояние система оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах на 3-4 этажах поликлиники (<данные изъяты>);

- в нарушение п. 96 ППБ 01-03 не проведены регламентные работы по техническому обслуживанию и планово- предупредительному ремонту автоматических установок пожарной сигнализации и систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах с 2009 года;

- в нарушение п. 5.18* СНиП 2.01.97* не повышен предел огнестойкости косоуров лестничных маршей до R 45;

- в нарушение п.п. 3,53, 184 ППБ 01-03, п.п. 6.25* СНиП 21-01-97* применены для отделки пола в общих коридорах на 2-4 этажах поликлиники горючие материала с более высокой пожарной опасностью, чем Г2, В2, ДЗ, ТЗ (<данные изъяты>);

- в нарушение п.п. 3, 53, 184, п. 6.25* СНиП 21-01-97* применены для отделки стен в лестничных клетках горючие материала с более высокой пожарной опасностью, чем Г1, В1, Д2, Т2 - <данные изъяты>;

- в нарушение п.п. 3, 53, 184, п. 6.25* СНиП 21-01-97* применены для отделки стен в общих коридорах на 2-4 этажах поликлиники горючие материалы с более высокой пожарной опасностью, чем Г2, В2, Д3, Т3 или Г2, В3, Д2, Т2 - <данные изъяты>;

- в нарушение п. 6.16 СНиП 21-01-97* ширина эвакуационного выхода в свету менее 1,2 м (<данные изъяты>);

- в нарушение п. 34 ППБ 01-03, п. 6.18* СНиП 21.01.97* не оборудованы двери, ведущие на лестничные клетки устройствами для самозакрывания с уплотнениями в притворах;

- в нарушение п.п. п.7.24,7.25,6.44,5.14* СНиП21.01.97* не отделена лестница 2-го типа от примыкающего к ней коридора на 1 этаже слева противопожарной перегородкой 1-го типа с дверьми;

- в нарушение п. 16 приложения3 ППБ 01-03 отсутствуют паспорта установленной формы огнетушители;

- в нарушение п. 17 приложения ППБ 01-03 огнетушители содержаться в неисправном состоянии и своевременно не перезаряжаются (ОП-8, ОП-5 более 5 лет с 2010 года);

- в нарушение п. 40 ППБ 01-03 к пожарному крану, расположенному на 2 этаже левого крыла здания отсутствует доступ к применению (<данные изъяты>)

- пожарные краны обозначены не в соответствии с ГОСТ Р 12.2.143-2009.«Системы фотолюминесцентные эвакуационные. Требования и методы контроля»;

- в нарушение п. 51 ППБ 01-03 отсутствуют на путях эвакуации знаки пожарной безопасности;

- в нарушение п. 13 ППБ 01-03 не вывешены таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны на видных местах административных, складских и вспомогательных помещений;

- в нарушение п. 53 ППБ 01-03 допущено загромождение эвакуационных путей и выходов различными материалами, оборудованием и другими предметами на этажах поликлиники, в рентгеновском кабинете (<данные изъяты>);

- в нарушение п. 56 ППБ 01-03 не прикреплены надежно к полу ковровые дорожки в общих коридорах поликлиники;

- в нарушение п. 33 ППБ 01-03 для складских помещений не определена категория взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны по правилам устройства электроустановок (далее - ПУЭ);

- в нарушение п. 57 ППБ 01-03, п. 4.1.3 ПУЭ Не промаркированы поэтажные электрощиты;

- в нарушение п. 40 ППБ 01-03 допущено хранение горючих предметов в техническом помещении электрощитовой, расположенной на 1 этаже здания (<данные изъяты>);

- в нарушение п. 1.82 СНИП 2.08.02-89* дверь электрощитовой на 1 этаже выполнена с пределом огнестойкости менее 0,6 часа;

- в нарушение п. 15, 18, 184 ППБ 01-03 подвал здания захламлен горючими материалами (<данные изъяты>);

- в нарушение п. 40 ППБ 01-03 допущено хранение горючих материалов под лестничным маршем слева (<данные изъяты>);

- в нарушение п. 40 ППБ 01-03 допущено хранение горючих материалов в лестничной клетке слева (<данные изъяты>);

- в нарушение п. 60 ППБ 01-03 эксплуатируются светильники со снятыми колпаками (<данные изъяты>), предусмотренными конструкцией светильника в продуктовом складе на 1 этаже, в процедурном кабинете, в подвале, на лестничных клетках, в коридорах;

- в нарушение п. 60 ППБ 01-03 (раздел 2.1 ПУЭ) выполнена электропроводка в подвале не в соответствии с «Правилами устройства электроустановок ПУЭ-86», а <данные изъяты>

- в нарушение п. 44 ППБ 01-03 не указаны на дверях подвала места хранения ключей;

- в нарушение п. 59 ППБ 01-03 допущена прокладка и эксплуатация воздушных линий электропередачи над горючей кровлей.

- в нарушение п. 129 ППБ 01-03 обслуживающий персонал не обеспечен индивидуальными средствами фильтрующего действия для защиты органов дыхания, которые должны храниться непосредственно на рабочем месте обслуживающего персонала;

- в нарушение п. п. 37, 64 ППБ 01-03 не заделаны строительным раствором или другими негорючими материалами, обеспечивающими требуемый предел огнестойкости и дымогазонепроницаемости образовавшиеся отверстия и зазоры в местах пересечения противопожарных стен, перекрытий и ограждающих конструкций различными инженерными и технологическими коммуникациями в подвале, в общих коридорах;

- в нарушение п. 39 ППБ 01-03 организация не обеспечена прямой телефонной связью с ближайшим подразделением пожарной охраны или центральным пунктом пожарной связи населенного пункта;

- в нарушение п. 188 ППБ 01-03 не выгорожено противопожарными стенами и перекрытиями 1-го типа архивохранилище рентгеновской пленки емкостью менее 300 кг, размещенное в помещении здания на 1 этаже (<данные изъяты>);

- в нарушение п. 3 ППБ 01-03, п. 8.11 СНиП 21-01-97* не предусмотрено ограждение плоской кровли с тыльной стороны здания поликлиники.

Приведенные нарушения требований пожарной безопасности, допущенные Учреждением, создают угрозу безопасности жизни людей, находящихся в здании. Несоответствие путей эвакуации и эвакуационных выходов при условии возникновения опасных факторов возможного пожара, являются реальной угрозой жизни и здоровью людей. Отсутствие и неисправность системы обнаружения пожара непосредственно влияет на момент обнаружения пожара в начальной его стадии, своевременное оповещение о пожаре на начало и процесс вынужденной эвакуации людей.

В соответствии с ч.2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Исследуя вопрос о наличии у юридического лица реальной возможности выполнить требования пожарной безопасности в здании поликлиники, находящегося в оперативном управлении, судья приходит к выводу, что недостаточное финансирование не может свидетельствовать об отсутствии состава административного правонарушения.

Нарушение приведенных выше пунктов норм пожарной безопасности не оспаривалось защитником Учреждения и для их устранения предпринимаются возможные меры.

Наличие допущенных нарушений приведенных выше норм, кроме объяснений опрошенных в судебном заседании лиц, подтверждаются исследованными в судебном заседании письменными доказательствами, в том числе распоряжением о проведении внеплановой выездной проверки, актом проверки, а так же протоколом об административном правонарушении и другими материалами дела.

Обстоятельств, свидетельствующих о несоблюдении или грубом нарушении органом пожарного надзора установленного Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26 12.2008 №294 ФЗ порядка проведения плановой выездной проверки в отношении Учреждения при рассмотрении дела об административном правонарушении не усматривается.

При производстве по делу об административном правонарушении в отношении УВД Новгородской области процессуальных нарушений требований КоАП РФ не допущено.

Из материалов дела следует, что юридическим лицом не предприняты все зависящие от него меры по соблюдению требований пожарной безопасности, при том, что возможность для их соблюдения имелась.

Оценивая собранные и исследованные в судебном заседании доказательства по правилам статьи 26.11 КоАП РФ, а также с позиции соблюдения требований закона при получении данных доказательств, судья приходит к выводу о наличии в действиях (бездействии) Учреждения состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.

Такое правонарушение признается общественно опасным самим фактом невыполнения или ненадлежащего выполнения требований пожарной безопасности, являющейся составляющей частью общественной безопасности, поскольку объектом правонарушения является пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.

При назначении административного наказания юридическому лицу судья, учитывая установленные в статьях 1.2, 3.1 КоАП РФ задачи законодательства об административных правонарушениях (защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, общественного порядка и общественной безопасности), а также цели применения административного наказания, приходит к выводу о необходимости назначения административного наказания в виде административного штрафа.

Вместе с указанным, в соответствии со ст. 4.1 и 4.2 КоАП РФ судьей учитывается опасный характер совершенного юридическим лицом правонарушения, а также признается обстоятельствами смягчающими административную ответственность признание вины, немедленная организация мероприятий, направленных на скорейшее устранение выявленных нарушений, финансовое положение учреждения.

Как следует из представленных защитником Устава ФГУЗ «МСЧ УВД Новгордской области» и справки Учреждение создано в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 16.07.2005 №1018-р на базе медицинских и оздоровительных подразделений УВД по Новгородской области и является многопрофильным медицинским учреждением (лечебно-профилактическим, санитарно-эпидемиологическим, реабилитационным).

Одной из основных целей МСЧ, согласно Уставу, является медицинское обеспечение деятельности органов внутренних дел РФ, решение лечебно-диагностических, профилактических, реабилитационных, экспертных и координационных задач в различных областях медицины в отношении лиц, прикрепленных на медицинское обслуживание, предоставление лицам, прикрепленным на медицинское обслуживание, гарантированной высококачественной медицинской помощи. На медицинское обслуживание к МСЧ УВД помимо действующих и уволенных военнослужащих, сотрудников и работников ОВД, МЧС, УИН, прикреплены такие категории как инвалиды войны, ветераны боевых действий, члены их семей и члены семей погибших при исполнении служебных обязанностей сотрудников.

Всего на обслуживание в МСЧ УВД по Новгородской области прикреплено <данные изъяты> человека, <данные изъяты>

Сотрудники ОВД не имеют медицинских полисов и бесплатное медицинское обслуживание, гарантированное им ФЗ №3 «О полиции» от 07.02.2011, получают только в медицинских учреждениях системы МВД (на территории Новгородской области - МСЧ УВД по Новгородской области).

Приоритетное направление медицинской деятельности МСЧ профилактика заболеваний. С этой целью сотрудники ОВД, УФСИН и МЧС проходят обязательный ежегодный профилактический медицинский осмотр.

В здании поликлиники (1969 года постройки) располагается флюорографический кабинет, регистратура, кабинеты хирурга, невролога, отоларинголога, а также прививочный и процедурный кабинеты.

В этом же здании располагается Центр психофизиологической диагностики. Данное подразделение МСЧ непосредственно участвует комплектовании кадров подразделений ОВД, УФСИН, МЧС, осуществляет отбор сотрудников при направлении в служебные командировки в Северо-Кавказский регион для выполнения служебно-боевых задач, а также при возвращении проводит их реабилитацию.

При назначении наказания судья исходит из представленной информации о целях деятельности учреждения и того обстоятельства, что для устранения нарушений юридическим лицом предпринимаются меры и выявленные нарушения частично устранены, а также то, что для устранения выявленных нарушений юридическому лицу потребуется произвести материальные затраты, а потому назначение административного штрафа <данные изъяты>, будет являться соразмерным совершенному правонарушению и справедливым наказанием.

Руководствуясь ст. 29.7, 29.9 - 29.11 КоАП РФ,

п о с т а н о в и л :

Признать Федеральное государственное учреждение здравоохранения «Медико-санитарная часть Управления внутренних дел по Новгородской области» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ, и привлечь к административной ответственности, назначив административное наказание в виде административного штрафа <данные изъяты>.

Реквизиты для уплаты штрафа:

Наименование получателя платежа - УФК по Новгородской области (Главное Управление МЧС по Новгородской области),

Счет УФК (получателя денежных средств) 40101810900000010001

Наименование банка - ГР КЦ ГУ Банка России по Новгородской области,

БИК 044959001, КПП 532101001,

ИНН Главного управления МЧС России по Новгородской области 5321100197,

КПП 532101001, ОКАТО 49401000000

Код бюджетной классификации 17711627000010000140

Наименование платежа - штраф за нарушение требований пожарной безопасности.

Постановление может быть обжаловано в Новгородский областной суд через Новгородский районный суд или непосредственно в Новгородский областной суд, лицами, указанными в ст. 25.1-25.5 КоАП РФ, должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении, в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья Новгородского

районного суда        Ю.П. Константинова