Дело №5-190/2011 П О С Т А Н О В Л Е Н И Е Великий Новгород 20 октября 2011 года Судья Новгородского районного суда Новгородской области Константинова Ю.П., с участием ведущего консультанта управления по надзору и контролю в сфере образования комитета образования, науки и молодежной политики <адрес> ФИО1, директора Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «<данные изъяты>» ФИО 2, защитника юридического лица - Гусарова М.В., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 19.20 КоАП РФ, в отношении Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «<данные изъяты>» Великого Новгорода, <адрес>, у с т а н о в и л : ДД.ММ.ГГГГ ведущим консультантом управления по надзору и контролю в сфере образования комитета образования, науки и молодежной политики <адрес> ФИО1 в отношении Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «<данные изъяты> Великого Новгорода (далее - <данные изъяты>) составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 19.20 КоАП РФ, за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна). Материалы дела об административном правонарушении в отношении <данные изъяты> переданы на рассмотрение в Новгородский районный суд. При рассмотрении дела об административном правонарушении директор <данные изъяты> ФИО 2 признала факт выявленных нарушений, пояснив, что предпринимаются меры к получению соответствующей лицензии. Защитник <данные изъяты> Гусаров М.В. просил учесть, что срок давности привлечения к административной ответственности истек, поскольку правонарушение было выявлено в ходе проверки в июне 2011 года. Изучив письменные материалы дела об административном правонарушении, выслушав участников процесса, судья приходит к следующим выводам. Согласно ч.1 ст. 19.20 КоАП РФ осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста семидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Согласно ст. 49 ГК РФ отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Перечень таких видов деятельности определен в ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Лицензирование образовательной деятельности образовательных учреждений осуществляется с учетом особенностей, установленных статьей 33.1 Закона Российской Федерации «Об образовании». Из материалов дела следует, что с ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, <адрес>, на основании приказа комитета образования, науки и молодежной политики <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-нк проводилась плановая выездная проверка государственного контроля качества образования в <данные изъяты> Великого Новгорода. Согласно приказу комитета по образованию Администрации Великого Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ № с ДД.ММ.ГГГГ в Учреждении было открыто дошкольное отделение (4 группы) в режиме присмотра, ухода за детьми, оздоровления, досуговой деятельности (до получения лицензии). На момент проверки (7-ДД.ММ.ГГГГ) в учреждении функционировало 6 групп. В нарушение названного выше приказа комитета по образованию Администрации Великого Новгорода с родителями (законными представителями) воспитанников заключены договоры па обучение по основной общеобразовательной программе дошкольного воспитания, а не на присмотр, уход. Таким образом, учреждение организовало свою работу с детьми дошкольного возраста без лицензии на образовательную деятельность. В связи с выявленными нарушениями учреждению было выписано предписание об устранении нарушений законодательства от ДД.ММ.ГГГГ №, в том числе, Учреждению предписано переоформить договора с родителями детей дошкольного возраста в соответствии с приказом комитета от ДД.ММ.ГГГГ, в части предоставления услуг дошкольного отделения в режиме присмотра, ухода за детьми, оздоровления и досуговой деятельности. По истечении срока исполнения предписания (ДД.ММ.ГГГГ) приказом комитета образования, науки и молодежной политики <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-нк назначена внеплановая выездная проверка с целью контроля за исполнением предписания. В ходе внеплановой проверки 26, ДД.ММ.ГГГГ проанализированы документы дошкольного отделения: лицензия с приложением на право ведения образовательной деятельности, устав учреждения, муниципальное задание учредителя, договоры с родителями (законными представителями) воспитанников, перспективное планирование работы с детьми, приказы по учреждению и установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ в учреждении открыто еще 4 дошкольных группы (всего 10). В соответствии с пунктом 2.2 устава учреждения предметом его деятельности является реализация программ дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Согласно пункту 2.6 устава учреждение выполняет муниципальное задание, установленное учредителем в соответствии с предусмотренной уставом основной деятельностью, т.е. обучение принятых в учреждение граждан по программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. В муниципальное задание учреждения, утвержденное приказом комитета по образованию Администрации Великого Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ № включено предоставление общедоступного дошкольного образования, реализацию программ дошкольного образования в соответствии с федеральными государственными требованиями; в перспективное планирование работы с детьми в группах включено содержание образовательной программы; в договорах учреждения с родителями (законными представителями) к обязанностям учреждения отнесено обучение и развитие детей по программам «<данные изъяты> Наличие вышеперечисленных документов, договоров с родителями и постоянного контингента детей подтверждает системность в организации данной деятельности и позволяет определить её как образовательную. Лицензия на право ведения образовательной деятельности по дошкольным образовательным программам отсутствует. Приведенные обстоятельства не оспаривались законным представителем <данные изъяты> и подтверждаются материалами дела, в том числе протоколом об административном правонарушении (л.д.1-5), приказом о проведении внеплановой выездной проверки (л.д.8), актом проверки (л.д.9.10) и другими материалами дела. Установленные обстоятельства свидетельствуют о нарушении пункта 2 статьи 33.1 Закона Российской Федерации «Об образовании». Фактов нарушения требований порядка проведения плановой и внеплановой выездных проверок, установленных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" не установлено. Из пояснений участников процесса при рассмотрении делу установлено, что Учреждением предпринимаются меры к получению лицензии на право ведения образовательной деятельности по дошкольным образовательным программам. В соответствии с ч.2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Из материалов дела и пояснений участников процесса следует, что юридическим лицом не предприняты все зависящие от него меры для соблюдения требований закона, при том, что возможность для их соблюдения имелась. Оценивая собранные и исследованные в судебном заседании доказательства по правилам статьи 26.11 КоАП РФ, а также с позиции соблюдения требований закона при получении данных доказательств, судья приходит к выводу о наличии в действиях (бездействии) <данные изъяты> состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ. Отклоняя довод защитника об истечении срока давности привлечения лица к административной ответственности, судья с учетом положений ст. 4.5 КоАП РФ, исходит из того, что совершенное юридическим лицом правонарушение является длящимся. Днем окончания длящегося правонарушения является день его обнаружения, т.е. день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении согласно ст. 28.3 КоАП РФ, выявило факт его совершения. Как следует из материалов дела <данные изъяты> было выдано предписание об устранении выявленных нарушений, в том числе в части ведения образовательной деятельности без лицензии на право ведения образовательной деятельности по дошкольным образовательным программам. Привлечение к ответственности за правонарушение, выразившееся в последующем неисполнении той же обязанности тем же лицом, возможно по истечении срока, отведенного на устранение нарушений предписанием, когда оно выносится одновременно с привлечением к административной ответственности или независимо от такого привлечения. Кроме того, при рассмотрении дела установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ в учреждении открыто еще 4 дошкольных группы, в которых так же ведется образовательная деятельность по дошкольным образовательным программам при отсутствии соответствующей лицензии. Учитывая при назначении административного наказания в соответствии со ст.ст. 4.1 и 4.3 КоАП РФ характер совершенного административного правонарушения, смягчающие обстоятельств (привлечение к административной ответственности впервые, признание вины, организация мероприятий на устранение нарушения), отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств, финансовое положение юридического лица, социальную значимость учреждения и его деятельности, судья считает необходимым назначить наказание в виде предупреждения, полагая, что данный вид наказания может обеспечить достижение цели административного наказания. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 3.12, 29.7, 29.9, 29.10, 29.11 КоАП РФ, судья ПОСТАНОВИЛ: Признать Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «<данные изъяты>» Великого Новгорода, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях и назначить наказание в виде предупреждения. Постановление может быть обжаловано в Новгородский областной суд через Новгородский районный суд или непосредственно в Новгородский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления. Судья Новгородского районного суда Новгородской области Ю.П. Константинова