решение по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ



Дело №5-57/2011

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

Великий Новгород 21 февраля 2011 года

Судья Новгородского районного суда Новгородской области Константинова Ю.П.,

с участием законного представителя юридического лица П., заместителя директора по воспитательной работе Р., главного специалиста - эксперта Комитета образования, науки и молодежной политики Новгородской области Б., государственного инспектора Великого Новгорода по пожарному надзору К.,

рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении юридического лица

Государственного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида <данные изъяты> юридический адрес и местонахождение: <данные изъяты>

у с т а н о в и л :

В соответствии с распоряжением начальника отдела надзорной деятельности по Великому Новгороду от <данные изъяты> проведена плановая выездная проверка Государственного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида <данные изъяты> предметом которой явилось соблюдение обязательных требований.

О проведении проверки уведомлена ДД.ММ.ГГГГ и с распоряжением ознакомлена ДД.ММ.ГГГГ законный представитель Школы <данные изъяты> П.

ДД.ММ.ГГГГ на основании акта проверки соблюдения требований пожарной безопасности № в отношении Школа № составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, - нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами.

На основании протокола № о временном запрете деятельности от ДД.ММ.ГГГГ, составленного государственным инспектором Великого Новгорода по пожарному надзору, деятельность Школы № в здании по указанному выше адресу запрещена.

Определением от ДД.ММ.ГГГГ главного государственного инспектора Великого Новгорода по пожарному надзору Х. материалы дела об административном правонарушении в отношении Школы № в соответствии с подведомственностью, установленной ст. 23.1 КоАП РФ, переданы на рассмотрение в Новгородский районный суд.

При рассмотрении дела об административном правонарушении законный представитель юридического лица - директор Школы <данные изъяты> П. пояснила, что согласна с выявленными нарушениями, которые будут устранены в срок, установленный в предписании, выданном по итогам проверки, до ДД.ММ.ГГГГ. Для выполнения требований органа пожарного надзора председателю Комитета образования, науки и молодежной политики направлен план-информация о мероприятиях и денежных средствах, необходимых для выполнения предписания. Немедленно после выявления устранены такие нарушения как загромождение эвакуационного выхода из столовой, закрытие крышками электрораспределительных коробок, размещение в столярной мастерской горючих материалов у электрощита. Полагала, что административное приостановление деятельности негативно отразится на социальной обстановке исходя из категории детей, обучающихся в Школе.

Заместитель директора Р. поддержала изложенные директором учреждения сведения, пояснив, что исполнение предписания возможно в период учебного процесса, без применения к Школе административного наказания в виде административного приостановления деятельности.

Главный специалист - эксперт Комитета образования, науки и молодежной политики Новгородской области Б. пояснила, что учредителю Школы № известно о результатах проведенной проверки, представлен план мероприятий по устранению нарушений, организация учебного процесса и устранение выявленных нарушений норм пожарной безопасности будет осуществляться под строгим контролем директора учреждения и Комитета образования области.

Государственный инспектор Великого Новгорода по пожарному надзору К. пояснила, что выявленные в ходе проверки нарушения правил пожарной безопасности, допущенные на путях эвакуации из помещений Школы №, могут создавать реальную угрозу жизни и здоровью эвакуирующихся детей и сотрудников Школы при условии возникновения возможных факторов пожара. Поддержала позицию органа пожарного надзора, в соответствии с которой в отношении Школы № требуется назначение административного наказания в виде приостановления деятельности.

Изучив письменные материалы дела об административном правонарушении, выслушав П., Р., Б., государственного инспектора пожарного надзора К., судья приходит к следующим выводам.

Поскольку диспозиция ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ является бланкетной, для привлечения виновных лиц к административной ответственности необходимо установить, какие конкретные правила были нарушены или не выполнены.

В Правилах пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.05.2003 № 313, установлены требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно- правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды (пункт 1 Правил).

В силу частей 1 и 3 статьи 38 Федерального закона № 69-ФЗ от 21 декабря 1994 года «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством помимо собственников несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.

Согласно пункту 10 ППБ 01-03 собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности.

При рассмотрении дела из материалов установлено, что Школа № является государственным образовательным учреждением, учредителем которого является Комитет образования, науки и молодежной политики Новгородской области. Имущество, в том числе, здание школы, <данные изъяты> закреплено за Школой № на праве оперативного управления (свидетельство <адрес>).

Директором Школы № на основании трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ является П.

Таким образом, Школа № является лицом ответственным за соблюдение требований правил пожарной безопасности.

В силу п. 3 ППБ 01-03 наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке. Строительные нормы и правила Российской Федерации «Пожарная безопасность зданий и сооружений» СНиП 21-01-97*, введенные в действие 15 января 1998 года, устанавливают общие требования противопожарной защиты помещений, зданий и других строительных сооружений на всех этапах их создания и эксплуатации, а также пожарно - техническую классификацию зданий, их элементов и частей, помещений, строительных конструкций и материалов.

Требования раздела 6 СНиПа 21-01-97* направлены на своевременную и беспрепятственную эвакуацию людей; спасение людей, которые могут подвергнуться воздействию опасных факторов пожара; защиту людей на путях эвакуации от воздействия опасных факторов пожара.

Установленные административным органом в ходе проверки нарушения - для отделки стен и пола в лестничных клетках применены материалы (краски), информация о показателях пожарной безопасности которых отсутствует - являются нарушениями п.п. 6.25*, 6.35, п. 5.15 СНиПа 21-01-97 и п. 51 ППБ 01-03.

В соответствии с п.п. 1.82 СНиП 2.08.02.-89* двери кладовых для хранения горючих материалов, мастерских для переработки горючих материалов, электрощитовых, вентиляционных камер и других пожароопасных технических помещений, а также кладовых для хранения белья и гладильных в детских дошкольных учреждениях должны иметь предел огнестойкости не менее 0,6ч. Данному пункту не соответствует то, что двери кладовых для хранения горючих материалов, двери столярных мастерских имеют предел огнестойкости менее 0,6ч.

В нарушение п.1.85* СНиП 2.08.02.-89*, согласно которому отделку стен и потолков зрительных залов и залов крытых спортивных сооружений с числом мест до 1500, аудиторий (более 50 мест), конференц-залов, актовых залов (кроме залов, расположенных в зданиях V степени огнестойкости) следует предусматривать из трудногорючих или негорючих материалов, установлено, что для отделки стен в актовом зале применены материалы (жидкие обои), информация о показателях пожарной безопасности которых, отсутствует.

В пунктах 51 и 53 ППБ 01-03 установлено, что при эксплуатации эвакуационных путей и выходов должно быть обеспечено соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности). При эксплуатации эвакуационных путей и выходов запрещается: загромождать эвакуационные пути и выходы (в том числе проходы, коридоры, тамбуры, галереи, лифтовые холлы, лестничные площадки, марши лестниц, двери, эвакуационные люки) различными материалами, изделиями, оборудованием, производственными отходами, мусором и другими предметами, а также забивать двери эвакуационных выходов; хранить (в том числе временно) инвентарь и материалы; применять горючие материалы для отделки, облицовки и окраски стен и потолков, а также ступеней и лестничных площадок на путях эвакуации (кроме зданий V степени огнестойкости).

Загромождение эвакуационного выхода из столовой, не эксплуатирующиеся (забитые) эвакуационные выходы на 1 - м этаже (левое и правое крыло) нарушают приведенные положения ППБ 01-03.

Как установлено в п.п. 57 и 60 ППБ 01-03 эксплуатацию электрических сетей, электроустановок и электротехнических изделий, а также контроль за их техническим состоянием необходимо осуществлять в соответствии с требованиями нормативных документов по электроэнергетике. При эксплуатации действующих электроустановок запрещается: обертывать электролампы и светильники бумагой, тканью и другими горючими материалами, а также эксплуатировать светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника; размещать (складировать) у электрощитов, электродвигателей и пусковой аппаратуры горючие (в том числе легковоспламеняющиеся) вещества и материалы.

В ходе проверки установлено, что в кабинете №, кладовой на 1 этаже, столярных мастерских эксплуатируются светильники со снятыми колпаками, в коридорах на 2-м и 3-м этажах не закрыты крышками электрораспределительные коробки, в столярной мастерской у электрощита размещены горючие материалы (обрезки досок).

Кроме этого, в соответствии с п. 33 ППБ 01-03 для складского здания (хозблока) и складских помещений (кладовых кулинарии, столовой, для хранения строительных материалов на первом этаже) должна быть определена категория взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны по правилам устройства электроустановок (ПУЭ), которые надлежит обозначать на дверях помещений.

В соответствии с ч.2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Перед привлечением юридического лица Школы № к административной ответственности за невыполнение требований пожарной безопасности исследуется вопрос о наличии у юридического лица реальной возможности выполнить вмененные в вину требования Пожарной безопасности.

Нарушение приведенных выше пунктов норм пожарной безопасности не оспаривалось законным представителем Школы № и для их устранения предпринимаются возможные меры.

Наличие допущенных нарушений приведенных выше норм, кроме объяснений опрошенных в судебном заседании лиц, подтверждаются исследованными в судебном заседании письменными доказательствами, в том числе распоряжением о проведении плановой выездной проверки <данные изъяты>, актом проверки от <данные изъяты>, а так же протоколом № о временном запрете деятельности от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом об административном правонарушении <данные изъяты> и другими материалами дела.

Вместе с этим следует учитывать статус Школы № государственного учреждения, что свидетельствует о зависимости его финансового положения от полноты и своевременности перечисления денежных средств из бюджета (раздел 7 Устава учреждения).

Обстоятельств, свидетельствующих о несоблюдении органом пожарного надзора установленного Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26 12.2008 №294 ФЗ порядка проведения плановой выездной проверки в отношении Школы № при рассмотрении дела об административном правонарушении не усматривается.

При производстве по делу об административном правонарушении в отношении Школы № процессуальных нарушений требований КоАП РФ не допущено.

Из материалов дела и пояснений законного представителя юридического лица следует, что юридическим лицом не предприняты все зависящие от него меры по соблюдению требований пожарной безопасности, при том, что возможность для их соблюдения имелась.

Вместе с этим, при рассмотрении дела установлено, что среди условий и причин, способствовавших существованию выявленных нарушений, усматривается и то, что проводимые органом пожарного надзора в отношении данного юридического лица проверки (дважды в 2010 году) ранее не указывали юридическому лицу на выявленные в настоящем деле нарушения, не смотря на их длительное существование, между тем орган пожарного надзора не был лишен возможности в целях профилактики указать поднадзорному субъекту на несоблюдение требований пожарной безопасности здании Школы.

Оценивая собранные и исследованные в судебном заседании доказательства по правилам статьи 26.11 КоАП РФ, а также с позиции соблюдения требований закона при получении данных доказательств, судья приходит к выводу о наличии в действиях (бездействии) Школа № состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.

Совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, влечет для юридических лиц административную ответственность в виде предупреждения, наложения административного штрафа от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Такое правонарушение признается общественно опасным самим фактом невыполнения или ненадлежащего выполнения требований пожарной безопасности, являющейся составляющей частью общественной безопасности, поскольку объектом правонарушения является пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.

При назначении административного наказания юридическому лицу судья, учитывая установленные в статьях 1.2, 3.1 КоАП РФ задачи законодательства об административных правонарушениях (защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, общественного порядка и общественной безопасности), а также цели применения административного наказания, приходит к выводу о необходимости назначения административного наказания в виде административного штрафа.

Вместе с указанным, в соответствии со ст. 4.1 и 4.2 КоАП РФ судьей учитывается опасный характер совершенного юридическим лицом правонарушения, а также признается обстоятельствами смягчающими административную ответственность признание вины, немедленная организация мероприятий, направленных на скорейшее устранение выявленных нарушений, финансовое положение учреждения, а также в качестве отягчающего обстоятельства - повторное совершение однородного административного правонарушения, поскольку лицо уже подвергалось административному наказанию по ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ ДД.ММ.ГГГГ.

При назначении наказания судья исходит из того обстоятельства, что для устранения нарушений юридическим лицом предпринимаются меры и выявленные нарушения частично устранены, а также то, что для устранения выявленных нарушений юридическому лицу выдано предписание с периодом его исполнения до ДД.ММ.ГГГГ, а потому назначение административного штрафа в минимальном размере, установленном санкцией указанной статьи КоАП РФ, будет являться соразмерным совершенному правонарушению и справедливым наказанием.

Руководствуясь ст. 29.7, 29.9 - 29.11 КоАП РФ,

п о с т а н о в и л :

Признать юридическое лицо Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида №виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ, и привлечь его к административной ответственности, назначив административное наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.

Реквизиты для уплаты штрафа:

Наименование получателя платежа - УФК по Новгородской области (Главное Управление МЧС по Новгородской области),

Счет УФК (получателя денежных средств) 40101810900000010001

Наименование банка - ГР КЦ ГУ Банка России по Новгородской области,

БИК 044959001, КПП 532101001,

ИНН Главного управления МЧС России по Новгородской области 5321100197,

КПП 532101001, ОКАТО 49401000000

Код бюджетной классификации 17711627000010000140

Наименование платежа - штраф за нарушение требований пожарной безопасности.

Постановление может быть обжаловано в Новгородский областной суд через Новгородский районный суд или непосредственно в Новгородский областной суд, лицами, указанными в ст. 25.1-25.5 КоАП РФ, должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении, в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья Новгородского

районного суда Ю.П. Константинова