решение по ч.3 ст.19.20 КоАП РФ



Дело №5-80/2011

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

Великий Новгород 21 апреля 2011 года

Судья Новгородского районного суда Новгородской области Константинова Ю.П.,

с участием М.., Л.

рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 19.29 КоАП РФ, в отношении

Федерального государственного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть Управления внутренних дел по Новгородской области», место нахождения: <данные изъяты>

у с т а н о в и л :

ДД.ММ.ГГГГ главным специалистом-экспертом отдела по контролю за соответствием качества оказываемой медицинской помощи и лицензированию медицинской, фармацевтической деятельности и деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ комитета по охране здоровья населения области Ш. в отношении ФГУЗ «Медико-санитарная часть УВД по НО» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 19.20 КоАП РФ, - осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).

Материалы дела об административном правонарушении в отношении ФГУЗ «Медико-санитарная часть УВД по НО» переданы на рассмотрение в Новгородский районный суд.

При рассмотрении дела об административном правонарушении заместитель начальника МСЧ М.., старший юрисконсульт Л. признали факт выявленных нарушений, пояснив, что большая часть нарушений на день рассмотрения дела об административном правонарушении устранена.

Изучив письменные материалы дела об административном правонарушении, выслушав М.., Л.., судья приходит к следующим выводам.

Согласно ч.3 ст. 19.20 КоАП РФ осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В примечании к статье указано, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

Постановлением Правительства РФ от 04.11.2006 № 648 утверждено Положение о лицензировании деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Список II в соответствии с Федеральным законом «О наркотических средствах и психотропных веществах» (далее Положение).

Настоящее Положение определяет порядок лицензирования деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, осуществляемой юридическими лицами.

В п. 5 Положения установлены лицензионные требования и условия при осуществлении деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Пунктом 6 Положения установлено, что осуществление деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, с грубым нарушением лицензионных требований и условий влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований и условий, предусмотренных подпунктами "а" - "м", "о" и "п" пункта 5 настоящего Положения.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ в ходе проведения плановой выездной проверки, проведенной на основании приказа комитета по охране здоровья населения области от <данные изъяты> установлено, что Учреждением допущены нарушения лицензионных требований и условий при осуществлении деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, предусмотренных подпунктами «а», «б», «г», «л» пункта 5 Положения.

Подпунктом «а» пункта 5 Положения установлено, что лицензионными требованиями и условиями при осуществлении деятельности, связанной с оборотом НС и ПВ, являются соблюдение лицензиатом, осуществляющим деятельность, связанную с оборотом НС и ПВ, требований Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах».

Согласно п. 3 статьи 10 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» юридическое лицо может осуществлять деятельность, связанную с оборотом НС и ПВ при наличии заключения органов по контролю за оборотом НС и ПВ о соответствии объектов и помещений, в которых осуществляются деятельность, связанная с оборотом НС и ПВ, установленным требованиям к оснащению этих объектов и помещений инженерно-техническими средствами охраны.

Как установлено в ходе проверки, на помещение <данные изъяты> ФГУЗ «МСЧ УВД по Новгородской области», в котором хранятся основные запасы наркотических средств и психотропных веществ (далее НС и ПВ), отсутствует право собственности или иное законное основание на использование помещения, что является нарушением подпункта «а» пункта 5 Положения;

На помещении <данные изъяты> ФГУЗ «МСЧ УВД по Новгородской области», в котором хранится наркотическое средство <данные изъяты> отсутствует заключение органов по контролю за оборотом НС и ПВ о соответствии установленным требованиям объекта, где осуществляется деятельность, связанная с оборотом НС и ПВ, что является нарушением подпункта «б» пункта 5 Положения, статьи 10 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах».

В подпункте «г» пункта 5 Положения указано, что лицензионными требованиями и условиями при осуществлении деятельности, связанной с оборотом НС и ПВ, являются соблюдение лицензиатом, осуществляющим хранение НС и ПВ, требований статьи 20 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» и Правил хранения наркотических средств и психотропных веществ, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.122009 № 1148.

Согласно п. 4 указанных Правил хранения запасы НС и ПВ, зарегистрированных в установленном порядке в Российской Федерации в качестве лекарственных средств, предназначенных для медицинского применения, определяются юридическими лицами на основании установленных Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации нормативов для расчета потребности в указанных лекарственных средствах, предназначенных для медицинского применения.

Расчетные нормативы потребности НС и ПВ для амбулаторных и стационарных больных утверждены приказом Минздрава РФ от 12.11.1997 № 330 «О мерах по улучшению учета, хранения, выписывания и использования наркотических средств и психотропных веществ».

Из приложения № 3 приказа Минздрава РФ от 12.11.1997 № 330 следует, что норматив потребности наркотического средства <данные изъяты> в терапевтическом отделении составляет <данные изъяты> в год, следовательно трехдневный запас составляет <данные изъяты>.

В нарушение приведенных норм, в терапевтическом отделении на <данные изъяты> трехдневный запас наркотического средства <данные изъяты> составляет <данные изъяты>, что превышает расчетные нормативы потребности НС и ПВ для амбулаторных и стационарных больных <данные изъяты>, что является нарушением подпункта «г» пункта 5 Положения.

В подпункте «л» пункта 5 Положения указано, что лицензионными требованиями и условиями при осуществлении деятельности, связанной с оборотом НС и ПВ, являются соблюдение лицензиатом требований по допуску лиц к работе с НС и ПВ, установленных Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства от 06.08.1998 № 892 утверждены Правила допуска лиц к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами, а также к деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ (далее - Правила допуска).

В соответствии с п. 3 Правил допуска, допуск лиц к работе с НС и ПВ, включение в трудовой договор взаимных обязательств организации и лица, связанных с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и (или) прекурсоров.

При отсутствии оснований, препятствующих допуску лица к работе с НС и ПВ, руководитель организации (лицо, его замещающее) издает соответствующий приказ и заключает с указанным лицом трудовой договор (п. 7 Правил допуска).

При проведении проверки установлено, что с медицинскими работниками, допущенными к работе с НС и ПВ приказом Учреждения от 29.12.2010 № 55, не заключены трудовые договора, включающие в себя взаимные обязательства организации и лица, связанные с оборотом НС и ПВ, что является нарушением подпункта «л» пункта 5 Положения.

Не допускаются к работе с НС и ПВ, а также к деятельности, связанной с оборотом прекурсоров, лица, не достигшие 18-летнего возраста, и лица, в отношении которых отсутствуют справки и заключения, предусмотренные соответственно абзацами четвертым и пятым пункта 3 статьи 10 Федерального закона (п. 4 Правил допуска).

В четвертом абзаце пункта 3 статьи 10 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» указано, что юридическое лицо может осуществлять деятельность, связанную с оборотом НС и ПВ при наличии выданных государственными или муниципальными учреждениями здравоохранения в установленном законодательством Российской Федерации порядке справок об отсутствии у работников, которые в соответствии со своими служебными обязанностями должны иметь доступ к наркотическим средствам или психотропным веществам либо культивируемым наркосодержащим растениям, заболеваний наркоманией, токсикоманией, хроническим алкоголизмом.

В Учреждении у медицинских работников аппарата., допущенных к работе с НС и ПВ, отсутствуют справки об отсутствии заболеваний наркоманией, токсикоманией, хроническим алкоголизмом, что является нарушением подпункта «л» пункта 5 Положения.

Как следует из пункта 4 Правил допуска, для получения справок, предусмотренных абзацем четвертым пункта 3 статьи 10 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах», руководитель организации (лицо, его замещающее) выдает лицу, оформляемому на работу с НС и ПВ, направления в медицинские организации для прохождения в установленном порядке предварительного (периодического) медицинского осмотра (обследования) и обязательного психиатрического освидетельствования.

У медицинских работников аппарата., допущенных к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами, отсутствуют документы, подтверждающие обязательное психиатрическое освидетельствование, что является нарушением подпункта «л» пункта 5 Положения.

В силу п. 4 Правил допуска, не допускаются к работе с НС и ПВ, а также к деятельности, связанной с оборотом прекурсоров, лица, не достигшие 18-летнего возраста, и лица, в отношении которых отсутствуют справки и заключения, предусмотренные соответственно абзацами четвертым и пятым пункта 3 статьи 10 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах».

Врач В.., не имея допуска к работе с НС и ПВ веществами, получила ДД.ММ.ГГГГ специальный рецептурный бланк и выписала наркотическое средство <данные изъяты> больной В.1., а также бухгалтер Ф.., не имея допуска к работе с НС и ПВ, неоднократно принимала участие в проведении ежемесячных инвентаризаций наркотических средств, что является нарушением подпункта «л» пункта 5 Положения.

Согласно п. 7 Правил допуска, при отсутствии оснований, препятствующих допуску лица к работе с НС и ПВ, руководитель организации (лицо, его замещающее) издает соответствующий приказ и заключает с указанным лицом трудовой договор.

Между тем, <данные изъяты> медсестра госпиталя П.. допущена к работе НС и ПВ приказом Учреждения <данные изъяты> раньше, чем, получено заключение органов по контролю за оборотом НС и ПВ об отсутствии непогашенной или неснятой судимости за преступление средней тяжести, тяжкое, особо тяжкое преступление или преступление, связанное с незаконным оборотом наркотических средств (ДД.ММ.ГГГГ).

Факт наличия выявленных нарушений подтверждается лицензией <данные изъяты> с приложением, актом проверки от <данные изъяты>, с которым ознакомлен и копию получил заместитель начальника ФГУЗ «МСЧ УВД по Новгородской области» М.., и другими письменными материалами дела. Представителями юридического лица выявленные нарушения не оспаривались.

Сведений о нарушении требований порядка проведения плановой выездной проверки, установленных Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" не установлено: при проведении проверки соблюдены требования к основаниям проведения плановой проверки, срока уведомления о проведении проверки, издан приказ от <данные изъяты> о проведении плановой выездной проверки с целью выполнения ежегодного плана проведения плановых проверок.

Из пояснений участников процесса при рассмотрении дела установлено, что Учреждением предпринимаются меры к устранению выявленных нарушений. В подтверждение предпринятых мер в судебное заседание представлены согласованный список работников Медико-санитарной части в количестве <данные изъяты> человек для работы с НС и ПВ, справки о проведении медицинского освидетельствования у врача психиатра-нарколога, согласно Приказу <данные изъяты> в терапевтическом отделении МСЧ на <данные изъяты> создан запас наркотического средства <данные изъяты>, приказано осуществить возврат <данные изъяты> в комнату хранения основных запас НС и ПВ с составлением акта <данные изъяты> согласно акту от ДД.ММ.ГГГГ года произведено уничтожение рецепта на право получения наркотического средства <данные изъяты>, выписанного В.1. Кроме этого, в обоснование позиции по использованию помещений без права собственности или иного законного основания на использование помещения, представлено решение Арбитражного суда Новгородской области от 22 марта 2011 года, которым признано право собственности Российской Федерации на здание госпиталя. В настоящее время Учреждением планируется работа, направленная на установление и оформление законных оснований на использование помещения.

В соответствии с ч.2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Из материалов дела и пояснений представителя ФГУЗ «Медико-санитарная часть УВД по НО» следует, что юридическим лицом по невнимательности не предприняты все зависящие от него меры по соблюдению лицензионных требований, при том, что возможность для их соблюдения имелась.

Оценивая собранные и исследованные в судебном заседании доказательства по правилам статьи 26.11 КоАП РФ, а также с позиции соблюдения требований закона при получении данных доказательств, судья приходит к выводу о наличии в действиях (бездействии) ФГУЗ «Медико-санитарная часть УВД по НО» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3ст. 19.20 КоАП РФ.

Совершение указанного правонарушения влечет для юридических лиц административную ответственность в виде наложения административного штрафа от ста до ста пятидесяти тысяч или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Правонарушение, совершенное ФГУЗ «Медико-санитарная часть УВД по НО» признается общественно опасным самим фактом невыполнения или ненадлежащего выполнения требований вышеприведенных норм Положения и Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах», поскольку объектом правонарушения является порядок государственного управления в области деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Государственная политика в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту направлена на установление строгого контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, постепенное сокращение числа больных наркоманией, сокращение количества правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.

Согласно ст.3.12 КоАП РФ административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей.

Административное приостановление деятельности назначается, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение целей административного наказания.

Учитывая при назначении административного наказания в соответствии со ст.ст. 4.1 и 4.3 КоАП РФ общественно-опасный характер совершенного административного правонарушения, количество выявленных нарушений, их существенность, судья считает необходимым назначить наказание в виде административного приостановления деятельности Учреждения по использованию, приобретению, хранению наркотических средств, психотропных веществ, внесенных в Список II в соответствии с Федеральным законом «О наркотических средствах и психотропных веществах», на срок <данные изъяты>, полагая, что менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 3.12, 29.7, 29.9, 29.10, 29.11 КоАП РФ, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Признать Федеральное государственное учреждение здравоохранения «Медико-санитарная часть Управления внутренних дел по Новгородской области» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 19.20 КоАП РФ.

Назначить Федеральному государственному учреждению здравоохранения «Медико-санитарная часть Управления внутренних дел по Новгородской области» административное наказание в виде административного приостановления деятельности по использованию, приобретению, хранению наркотических средств, психотропных веществ, внесенных в Список II в соответствии с Федеральным законом «О наркотических средствах и психотропных веществах» на срок <данные изъяты>, который исчислять с ДД.ММ.ГГГГ

При административном приостановлении деятельности по использованию, приобретению, хранению наркотических средств, психотропных веществ, внесенных в Список II в соответствии с Федеральным законом «О наркотических средствах и психотропных веществах» Федеральному государственному учреждению здравоохранения «Медико-санитарная часть Управления внутренних дел по Новгородской области» произвести сдачу на хранение в специализированную организацию наркотических средств, психотропных веществ, внесенных в Список II в соответствии с Федеральным законом «О наркотических средствах и психотропных веществах».

Постановление об административном приостановлении деятельности подлежит немедленному исполнению судебным приставом-исполнителем.

Приостановление деятельности может быть прекращено досрочно на основании ходатайства Федерального государственного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть Управления внутренних дел по Новгородской области», если будет установлено, что устранены обстоятельства, послужившие основанием для назначения данного административного наказания.

Постановление может быть обжаловано в Новгородский областной суд через Новгородский районный суд или непосредственно в Новгородский областной суд, лицами, указанными в ст. 25.1-25.5 КоАП РФ, в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья Новгородского районного суда

Новгородской области Ю.П. Константинова