о защите избирательных прав



Дело № 2-525/2010РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Новоаннинский 13 сентября 2010 года

Судья Новоаннинского районного суда Волгоградской области Костянова С.Н.,

с участием заместителя прокурора Новоаннинского района Волгоградской области Панфилова А.А.,

заинтересованного лица - председателя территориальной избирательной комиссии ... района ... области Сальниковой А.Д.,

представителя заинтересованного лица территориальной избирательной комиссии ... района ... области по доверенности от Дата обезличена года Демянчук В.В.,

при секретаре Пивневой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Устякиной О.Н. о защите избирательных прав,

УСТАНОВИЛ:

Устякина О.Н. обратилась в Новоаннинский районный суд Волгоградской области с заявлением о защите избирательных прав, указав в обоснование своих требований, что ей в территориальную избирательную комиссию ... района ... области было подано заявление о самовыдвижении в кандидаты в депутаты ... районной Думы по избирательному округу № Номер обезличен. Вместе с заявлением были предоставлены необходимые для регистрации кандидата документы, в числе которых были подписные листы. Дата обезличена года получено постановление территориальной избирательной комиссии ... района от Дата обезличена года № Номер обезличен об отказе в регистрации кандидату в депутаты ... районной Думы ... области Устякиной О.Н., в связи с тем, что все подписи избирателей в количестве ... признаны недействительными по причине отсутствия в полном объеме сведений в подписных листах о месте проживания, а именно районе проживания избирателей. Просит суд: признать постановление территориальной избирательной комиссии ... района ... области № Номер обезличен от Дата обезличена года незаконным; обязать территориальную избирательную комиссию ... района ... области зарегистрировать Устякину О.Н. в качестве кандидата в депутаты ... районной Думы ... области.

Заявитель Устякина О.Н. надлежащим образом извещенная о месте и времени судебного заседания, что подтверждается распиской с личной подписью Устяикной О.Н. о вручении судебной повестки на Дата обезличена года /л.д. 30/, в суд не явилась, причины неявки суду не известны.

В судебном заседании заинтересованное лицо - председатель территориальной избирательной комиссии ... района ... области Сальникова А.Д. просит отказать в удовлетворении заявления и пояснила, что в подписных листах в поддержку кандидата в депутаты ... районный Думы ... области Устякиной О.Н. не в полном объеме указано место жительства избирателей, а именно не указан район проживания, а также не указан район проживания самого кандидата в депутаты и лица, осуществлявшего сбор подписей в поддержку кандидата в депутаты Устякиной О.Н., что не соответствует избирательному законодательству. В связи с данным обстоятельством территориальной избирательной комиссией ... района Дата обезличена года было вынесено постановление об отказе в регистрации кандидату в депутаты ... районной Думы ... области Устякиной О.Н.. Указание в подписных листах на район проживания избирателей, кандидата в депутаты и лица осуществлявшего сбор подписей в поддержку кандидата, является необходимым условием в связи с тем, что в соответствии Законом Волгоградской области об административно-территориальном устройстве Волгоградской области г. ... отнесен к районному подчинению и не является городом областного значения.

Представитель территориальной избирательной комиссии ... района Демянчук В.В. в судебном заседании просит отказать в удовлетворении заявленных Устякиной О.Н. требований, пояснив, что территориальной избирательной комиссией ... района ... области законно отказано в регистрации кандидату в депутаты ... районной Думы ... области Устякиной О.Н., так как отсутствие в подписных листах в поддержку кандидата в депутаты сведений о районе проживания избирателей, самого депутата и лица, осуществлявшего сбор подписей в поддержку кандидата в депутаты, которые прямо указаны в избирательном законодательстве, является нарушением норм материального права.

Заместитель прокурора Новоаннинского района Панфилов А.А. в судебном заседании считает, что заявление Устякиной О.Н. подлежит удовлетворению, так как при сборе подписей в подписных листах нарушений норм избирательного права допущены не были, в связи с тем, что в избирательном законодательстве существуют противоречия относительно трактования понятия «адрес места жительства», которые до настоящего времени законодателем не устранены. В связи с этим, отсутствие указаний на район проживания избирателей, кандидата в депутаты и лица, осуществлявшего сбор подписей, не является основанием для отказа в регистрации в качестве кандидата в депутаты.

В соответствии с ч. 1 ст. 260.1 ГПК РФ, заявление рассматривается судом с участием заявителя, представителя соответствующих органа государственной власти, органа местного самоуправления, политической партии, иного общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, прокурора. Неявка в суд указанных лиц, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения и разрешения дела.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося заявителя Устякиной О.Н. с учетом доказательств, имеющихся в материалах дела.

Выслушав доводы заинтересованного лица и представителя заинтересованного лица, заключение заместителя прокурора Новоаннинского района, изучив материалы дела, суд полагает, что заявление Устякиной О.Н. удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 259 ГПК РФ, избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд.

В судебном заседании установлено, что согласно постановления территориальной избирательной комиссии ... района ... области № Номер обезличен от Дата обезличена года /л.д. 9-10/, признаны недействительными 100 % подписей избирателей (... подписей), представленных кандидатом в депутаты ... районной Думы ... области Устякиной О.Н. /л.д. 17-20/ в поддержку своего выдвижения на выборах депутатов ... районной Думы и Устякиной О.Н. отказано в регистрации в качестве кандидата в депутаты ... районной Думы по одномандатному избирательному округу № Номер обезличен, что послужило поводом для обращения Устякиной О.Н. с заявлением в суд о защите избирательных прав /л.д. 2-6/.

В силу п. 3 ст. 23 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ (в редакции от 27.07.2010 года) «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», гарантии избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов, порядок назначения, подготовки, проведения, установления итогов и определения результатов муниципальных выборов устанавливаются федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов РФ.

Согласно п. 1 ст. 28 Закона Волгоградской области № 1373-ОД от 06.12.2006 года «О выборах в органы местного самоуправления в Волгоградской области» (в редакции от 06.07.2010 года), избирательная комиссия муниципального образования проверяет соблюдение предусмотренного настоящим Законом порядка выдвижения кандидатов на должность выборного должностного лица местного самоуправления, порядка выдвижения списка кандидатов по единому избирательному округу каждым избирательным объединением, представившим установленные настоящим Законом документы. Если кандидатом, избирательным объединением представлены подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата на должность выборного должностного лица местного самоуправления, списка кандидатов по единому избирательному округу, избирательная комиссия муниципального образования проверяет соблюдение порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверность сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах. Избирательная комиссия муниципального образования обязана проверить достоверность биографических и иных сведений, представленных кандидатом, избирательным объединением в соответствии с настоящим Законом.

В силу п. 8 ст. 37 Федерального закона РФ 67-ФЗ от 12.06.2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» (в редакции от 27.07.2010 года), форма подписного листа и порядок его заверения устанавливаются законом. Избиратель, участник референдума ставят в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывают свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина. Данные об избирателе, участнике референдума, ставящих в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя, участника референдума лицом, собирающим подписи в поддержку кандидата, списка кандидатов, инициативы проведения референдума. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандашей не допускается. Подпись и дату ее внесения избиратель, участник референдума ставят собственноручно.

Аналогичные положения предусмотрены п. 4 ст. 26 Закона Волгоградской области № 1373-ОД от 06.12.2006 года «О выборах в органы местного самоуправления в Волгоградской области» (в редакции от 06.07.2010 года).

Пунктом 1 ст. 2 данного Закона Волгоградской области, установлено, что термины и понятия, применяемые в Федеральной законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» и в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», используются в Закона Волгоградской области № 1373-ОД от 06.12.2006 года «О выборах в органы местного самоуправления в Волгоградской области».

При этом, по смыслу п. 2 ст. 5 того же Федерального закона РФ года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», адрес места жительства - адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Конституционный суд Российской Федерации в п. 2.1 Определения от 24.01.2006 года № 39-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Маслова В.Е. и Перова Д.В. на нарушение их конституционных прав положениями пункта 5 статьи 2 и пунктов 3 и 6 статьи 77 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», указал, что п. 5 ст. 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» определяет понятие «адрес места жительства», что предполагает его конкретизацию применительно к составлению списков избирателей на выборах в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления.

В силу п. 6 ст. 28 Закона Волгоградской области № 1373-ОД от 06.12.2006 года «О выборах в органы местного самоуправления в Волгоградской области» (в редакции от 06.07.2010 года), по результатам проверки достоверности данных, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной или недействительной.

В соответствии с п. 44 ст. 5 Федерального закона РФ 67-ФЗ от 12.06.2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» (в редакции от 27.07.2010 года), недействительной подписью является подпись, собранная с нарушением порядка сбора подписей избирателей, участников референдума и (или) оформления подписного листа.

Подпунктом "В1" п. 24 ст. 38 Федерального закона РФ 67-ФЗ от 12.06.2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» (в редакции от 27.07.2010 года) и подпунктом «В1» пункта 8 статьи 29 Закона Волгоградской области «О выборах в органы местного самоуправления в Волгоградской области» установлено, что одним из оснований отказа в регистрации кандидата является наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Закона.

В соответствии с п.п. «д» п. 24 ст. 38 Федерального закона РФ 67-ФЗ от 12.06.2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» (в редакции от 27.07.2010 года), а также в соответствии с п.п. «д» п. 8 ст. 29 Закона Волгоградской области № 1373-ОД от 06.12.2006 года «О выборах в органы местного самоуправления в Волгоградской области» (в редакции от 06.07.2010 года), в качестве основания для отказа в регистрации кандидата также является: недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом. Выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата.

В силу п.п. «в» и «ж» п. 10 и п. 14 ст. 28 Закона Волгоградской области № 1373-ОД от 06.12.2006 года «О выборах в органы местного самоуправления в Волгоградской области» (в редакции от 06.07.2010 года), недействительными считаются: подписи избирателей без указания каких-либо сведений, требуемых в соответствии с настоящим Законом, либо без указания даты собственноручного внесения избирателем своей подписи; все подписи в подписном листе в случаях, если подписной лист не заверен собственноручной подписью лица, осуществлявшего сбор подписей, и (или) уполномоченного представителя избирательного объединения, и (или) собственноручной подписью кандидата, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей, в дате внесения подписи указанным лицом, уполномоченным представителем избирательного объединения, кандидатом имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей, указанным уполномоченным представителем, кандидатом, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, об уполномоченном представителе избирательного объединения, кандидате указаны не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, не внесены им собственноручно.

Если суммарное количество недостоверных и недействительных подписей, выявленных при выборочной проверке, составит 10 и более процентов от общего количества подписей, подлежащих проверке в соответствии с пунктами 5 и 13 настоящей статьи, дальнейшая проверка подписных листов прекращается и регистрация кандидата, списка кандидатов по единому избирательному округу не производится.

На основании ч. 2 ст. 261 ГПК РФ, суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие (бездействие) является законным.

Из исследованных в судебном заседании подписных листов (л.д. 17-20), следует, что сведения о кандидате в депутаты ... районной Думы Устякиной О.Н. и лице, осуществлявшем сбор подписей в поддержку кандидата в депутаты, указаны не в полном объеме, так как не указан район проживания данных лиц. В поддержку самовыдвижения кандидата в депутаты ... районной Думы ... области Устякиной О.Н. собрано подписей ... граждан, при этом адрес места жительства всех ... избирателей так же указан не в полном объеме, в частности отсутствует указание на район проживания каждого из подписавшихся в подписных листах избирателя.

Доводы заявителя Устякиной О.Н., изложенные в заявлении, о том, что в подписных листах указаны ее адрес места жительства, адрес места жительства лица, осуществлявшего сбор подписей, а также адрес места жительства избирателей согласно паспортных данных, вследствие чего отсутствует запись о районе их проживания, не является основанием для признания постановления незаконным, так как ссылка на паспортные данные и связанные с этим правоотношения относятся к области законодательства, регулирующего правила регистрационного учета, тогда как понятие «адреса места жительства», применительно к избирательному праву, четко и однозначно сформулировано в ст. 2 Федерального закона РФ 67-ФЗ от 12.06.2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» (в редакции от 27.07.2010 года). В связи с этим суд не может признать отсутствие в подписных листах наименование района как допустимое сокращение, не препятствующее однозначному восприятию соответствующих данных об избирателе, поскольку в данном случае имеет место не допустимое сокращение данных о районе проживания избирателя, а их отсутствие.

В соответствии со ст. 4 Закона Волгоградской области от 07.10.1997 года № 139-ОД (в редакции от 24.02.2010 года) «Об административно-территориальном устройстве Волгоградской области», территория Волгоградской области состоит из административно-территориальных единиц - районов и городов областного значения.

В состав Волгоградской области входят Алексеевский, Быковский, Городищенский, Даниловский, Дубовский, Еланский, Жирновский, Иловлинский, Калачевский, Камышинский, Киквидзенский, Клетский, Котельниковский, Котовский, Кумылженский, Ленинский, Михайловский, Нехаевский, Николаевский, Новоаннинский, Новониколаевский, Октябрьский, Ольховский, Палласовский, Руднянский, Светлоярский, Серафимовичский, Среднеахтубинский, Старополтавский, Суровикинский, Урюпинский, Фроловский, Чернышковский районы и города областного значения: Волгоград, Волжский, Камышин, Михайловка, Урюпинск, Фролово.

Из содержания указанной статьи Закона Волгоградской области № 139-ОД следует, что г. ... в вышеуказанном перечне как город областного значения не значится, а относится как административно-территориальная единица к ... району ... области.

Исходя из вышеизложенного суд приходит к выводу, что постановление избирательной комиссии ... района ... области № Номер обезличен от Дата обезличена года об отказе в регистрации кандидату в депутаты ... районной Думы ... области Устякиной О.Н. является законным, а заявление Устякиной О.Н. не подлежащим удовлетворению.

Руководствуясь ст. 23 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ст. 2, ст. 26, ст. 28, ст. 29 Закона Волгоградской области № 1373-ОД от 06.12.2006 года «О выборах в органы местного самоуправления в Волгоградской области», ст. 5, ст. 37, ст. 38 Федерального закона РФ № 67-ФЗ от 12.06.2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», ст. 259 ст. 260.1, ст. 261 ГПК РФ, ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Устякиной О.Н. о признании постановления территориальной избирательной комиссии ... района ... области № Номер обезличен от Дата обезличена года об отказе в регистрации кандидату в депутаты ... районной Думы ... области Устякиной О.Н. - отказать.

Решение в течение 5 дней со дня принятия может быть обжаловано в Волгоградский областной суд путем подачи кассационной жалобы в Новоаннинский районный суд Волгоградской области.

Судья Новоаннинского

районного суда ________________ С.Н. Костянова

Решение вынесено в совещательной комнате,

изготовлено с помощью компьютера.