о защите избирательных прав



Дело № 2-524/2010РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Новоаннинский 13 сентября 2010 года

Судья Новоаннинского районного суда Волгоградской области Костянова С.Н.,

с участием заместителя прокурора Новоаннинского района Волгоградской области Панфилова А.А.,

заявителя Офицеровой В.П.,

заинтересованного лица - председателя территориальной избирательной комиссии ... района ... области Сальниковой А.Д.,

представителя заинтересованного лица территориальной избирательной комиссии ... района ... области по доверенности от Дата обезличена года Демянчук В.В.,

при секретаре Пивневой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Офицеровой В.П. о защите избирательных прав,

УСТАНОВИЛ:

Офицерова В.П. обратилась в Новоаннинский районный суд Волгоградской области с заявлением о защите избирательных прав, указав в обоснование своих требований, что ей в территориальную избирательную комиссию ... района ... области было подано заявление о самовыдвижении в кандидаты в депутаты ... районной Думы по избирательному округу Номер обезличен. Вместе с заявлением были предоставлены необходимые для регистрации кандидата документы, в числе которых были подписные листы. Дата обезличена года получено постановление территориальной избирательной комиссии ... района от Дата обезличена года № Номер обезличен об отказе в регистрации кандидату в депутаты ... районной Думы ... области Офицеровой В.П., в связи с тем, что все подписи избирателей в количестве ... признаны недействительными по причине отсутствия в полном объеме сведений в подписных листах о месте проживания, а именно районе проживания избирателей. Просит суд: признать постановление территориальной избирательной комиссии ... района ... области № Номер обезличен от Дата обезличена года незаконным; обязать территориальную избирательную комиссию ... района ... области зарегистрировать Офицерову В.П. в качестве кандидата в депутаты ... районной Думы.

В судебном заседании заявитель Офицерова В.П. заявленные требования поддержала, просит их удовлетворить в полном объеме дополнительно пояснив, что отказ территориальной избирательной комиссии в регистрации в качестве депутата является незаконным, так как отсутствие в подписных листах сведений о районе проживания избирателя, кандидата и лица, осуществлявшего сбор подписей в поддержку кандидата, не является нарушением избирательного законодательства, так как адрес места жительства в подписных листах указывался исходя из паспортных данных. Город ... является единственным в ... области и является центром района с одноименным названием, следовательно, отсутствие в подписных листах указания на район проживания не препятствует однозначному восприятию сведений о месте жительства избирателей, кандидата, а также лица, осуществлявшего сбор подписей, и соответственно не может служить основанием для признания подписей недействительными. Адрес её места жительства подтверждается паспортом, свидетельством о государственной регистрации права на долю жилого дома с указанием адреса расположения и страховым медицинским полисом с указанием адреса проживания. В данных документах ... район не указан. Кроме того, при проверке подписных листов Офицерова В.П. не извещалась о времени проведения проверки, в связи с чем была лишена права доказать членам комиссии правильность оформления подписных листов. Ей действительно звонили с ТИК в день проведения заседания рабочей группы по проверки подписных листов, когда она была на работе, и сообщили о необходимости приехать в ТИК в ... ч., однако из-за отдаленности ТИК от места её работы, она не смогла бы приехать туда к назначенному времени. Она была так же извещена по телефону о необходимости получения итогового протокола проверки подписных листов и постановления об отказе в регистрации, но получать не стала, поскольку в этот день был выходной день и она была занята.

В судебном заседании заинтересованное лицо - председатель территориальной избирательной комиссии ... района ... области Сальникова А.Д. просит отказать в удовлетворении заявления и пояснила, что в подписных листах в поддержку кандидата в депутаты ... районный Думы Офицеровой В.П. не в полном объеме указано место жительства избирателей, а именно не указан район проживания, а также не указан район проживания самого кандидата в депутаты и лица, осуществлявшего сбор подписей в поддержку кандидата в депутаты Офицеровой В.П., что не соответствует избирательному законодательству. В связи с данным обстоятельством территориальной избирательной комиссией ... района Дата обезличена года было вынесено постановление об отказе в регистрации кандидату в депутаты ... районной Думы ... области Офицеровой В.П.. Указание в подписных листах на район проживания избирателей, кандидата в депутаты и лица осуществлявшего сбор подписей в поддержку кандидата, является необходимым условием в связи с тем, что в соответствии Законом Волгоградской области об административно-территориальном устройстве Волгоградской области г. ... отнесен к районному подчинению и не является городом областного значения. Офицерова В.П. по телефону извещалась о предстоящем проведении проверки подписных листов, однако надлежащим образом извещение не было оформлено из-за сокращенных сроков принятия решений в процессе выборов. После принятия решения об отказе в регистрации Офицерова по телефону была уведомлена Дата обезличена г. о необходимости получения копии постановления об отказе в регистрации и итогового протокола проверки подписных листов, но явится в ТИК в этот день отказалась, в связи с чем было принято решение о направлении указанных документов по почте.

Представитель территориальной избирательной комиссии ... района Демянчук В.В. в судебном заседании просит отказать в удовлетворении заявленных требований, пояснив, что территориальной избирательной комиссией ... района ... области законно отказано в регистрации кандидату в депутаты ... районной Думы ... области Офицеровой В.П., так как отсутствие в подписных листах в поддержку кандидата в депутаты сведений о районе проживания избирателей, самого депутата и лица, осуществлявшего сбор подписей в поддержку кандидата в депутаты, которые прямо указаны в избирательном законодательстве, является нарушением норм материального права. Офицерова В.П. ссылается на то, что её адрес и адрес избирателей указан в соответствии с паспортными данными, однако как следует из паспортных данных заявителя, в адресе места жительства отсутствует даже указание на г. ... и на область - .... В подписных листах, выданных кандидатам, адрес места жительства расшифрован, там четко указано, что входит в адрес места жительства (индекс, область, район, поселение, улица и № дома). Заявителем были проигнорированы и не внесены сведения о районе места жительства её самой и избирателей. Территориальная избирательная комиссия при проверке подписных листов по телефону извещала Офицерову о предстоящих заседаниях комиссии по телефону, извещалась так же Офицерова В.П. по телефону о необходимости получения копии итогового протокола проверки подписных листов и постановления об отказе в регистрации, участие Офицеровой В.П. в заседании ТИК ни коим образом не смогли бы повлиять на принятое решение, поскольку избирательным законодательством внесения исправлений в подписные листы после сдачи их в ТИК для регистрации кандидата не допускается.

Заместитель прокурора Новоаннинского района Панфилов А.А. в судебном заседании считает, что заявление Офицеровой В.П. подлежит удовлетворению, так как ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» содержит противоречия об адресе места жительства, который должен указываться в подписных листах, считает, что Офицеровой В.П. не были нарушены нормы избирательного права при сборе подписей избирателей.

Суд, выслушав заявителя, заинтересованного лица и представителя заинтересованного лица, заключение заместителя прокурора Новоаннинского района, изучив материалы дела, полагает, что заявление Офицеровой В.П. удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 259 ГПК РФ, избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд.

В судебном заседании установлено, что согласно постановления территориальной избирательной комиссии ... района ... области № Номер обезличен от Дата обезличена года /л.д. 51-52/, признаны недействительными 100 % подписей избирателей (... подписей), представленных кандидатом в депутаты ... районной Думы ... области Офицеровой В.П. /л.д. 21-23/ в поддержку своего выдвижения на выборах депутатов ... районной Думы и Офицеровой В.П. отказано в регистрации в качестве кандидата в депутаты ... районной Думы по одномандатному избирательному округу № Номер обезличен, что послужило поводом для обращения Офицеровой В.П. с заявлением в суд о защите избирательных прав /л.д. 2-5/.

В силу п. 3 ст. 23 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ (в редакции от 27.07.2010 года) «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», гарантии избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов, порядок назначения, подготовки, проведения, установления итогов и определения результатов муниципальных выборов устанавливаются федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов РФ.

Согласно п. 1 ст. 28 Закона Волгоградской области № 1373-ОД от 06.12.2006 года «О выборах в органы местного самоуправления в Волгоградской области» (в редакции от 06.07.2010 года), избирательная комиссия муниципального образования проверяет соблюдение предусмотренного настоящим Законом порядка выдвижения кандидатов на должность выборного должностного лица местного самоуправления, порядка выдвижения списка кандидатов по единому избирательному округу каждым избирательным объединением, представившим установленные настоящим Законом документы. Если кандидатом, избирательным объединением представлены подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата на должность выборного должностного лица местного самоуправления, списка кандидатов по единому избирательному округу, избирательная комиссия муниципального образования проверяет соблюдение порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверность сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах. Избирательная комиссия муниципального образования обязана проверить достоверность биографических и иных сведений, представленных кандидатом, избирательным объединением в соответствии с настоящим Законом.

В силу п. 8 ст. 37 Федерального закона РФ 67-ФЗ от 12.06.2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» (в редакции от 27.07.2010 года), форма подписного листа и порядок его заверения устанавливаются законом. Избиратель, участник референдума ставят в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывают свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина. Данные об избирателе, участнике референдума, ставящих в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя, участника референдума лицом, собирающим подписи в поддержку кандидата, списка кандидатов, инициативы проведения референдума. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандашей не допускается. Подпись и дату ее внесения избиратель, участник референдума ставят собственноручно.

Аналогичные положения предусмотрены п. 4 ст. 26 Закона Волгоградской области № 1373-ОД от 06.12.2006 года «О выборах в органы местного самоуправления в Волгоградской области» (в редакции от 06.07.2010 года).

Пунктом 1 ст. 2 данного Закона Волгоградской области, установлено, что термины и понятия, применяемые в Федеральной законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» и в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», используются в Закона Волгоградской области № 1373-ОД от 06.12.2006 года «О выборах в органы местного самоуправления в Волгоградской области».

При этом, по смыслу п. 2 ст. 5 того же Федерального закона РФ года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», адрес места жительства - адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Конституционный суд Российской Федерации в п. 2.1 Определения от 24.01.2006 года № 39-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Маслова В.Е. и Перова Д.В. на нарушение их конституционных прав положениями пункта 5 статьи 2 и пунктов 3 и 6 статьи 77 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», указал, что п. 5 ст. 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» определяет понятие «адрес места жительства», что предполагает его конкретизацию применительно к составлению списков избирателей на выборах в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления.

В силу п. 6 ст. 28 Закона Волгоградской области № 1373-ОД от 06.12.2006 года «О выборах в органы местного самоуправления в Волгоградской области» (в редакции от 06.07.2010 года), по результатам проверки достоверности данных, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной или недействительной.

В соответствии с п. 44 ст. 5 Федерального закона РФ 67-ФЗ от 12.06.2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» (в редакции от 27.07.2010 года), недействительной подписью является подпись, собранная с нарушением порядка сбора подписей избирателей, участников референдума и (или) оформления подписного листа.

Подпунктом "В1" п. 24 ст. 38 Федерального закона РФ 67-ФЗ от 12.06.2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» (в редакции от 27.07.2010 года) и подпунктом «В1» пункта 8 статьи 29 Закона Волгоградской области «О выборах в органы местного самоуправления в Волгоградской области» установлено, что одним из оснований отказа в регистрации кандидата является наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Закона.

В соответствии с п.п. «д» п. 24 ст. 38 Федерального закона РФ 67-ФЗ от 12.06.2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» (в редакции от 27.07.2010 года), а также в соответствии с п.п. «д» п. 8 ст. 29 Закона Волгоградской области № 1373-ОД от 06.12.2006 года «О выборах в органы местного самоуправления в Волгоградской области» (в редакции от 06.07.2010 года), в качестве основания для отказа в регистрации кандидата также является: недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом. Выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата.

В силу п.п. «в» и «ж» п. 10 и п. 14 ст. 28 Закона Волгоградской области № 1373-ОД от 06.12.2006 года «О выборах в органы местного самоуправления в Волгоградской области» (в редакции от 06.07.2010 года), недействительными считаются: подписи избирателей без указания каких-либо сведений, требуемых в соответствии с настоящим Законом, либо без указания даты собственноручного внесения избирателем своей подписи; все подписи в подписном листе в случаях, если подписной лист не заверен собственноручной подписью лица, осуществлявшего сбор подписей, и (или) уполномоченного представителя избирательного объединения, и (или) собственноручной подписью кандидата, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей, в дате внесения подписи указанным лицом, уполномоченным представителем избирательного объединения, кандидатом имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей, указанным уполномоченным представителем, кандидатом, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, об уполномоченном представителе избирательного объединения, кандидате указаны не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, не внесены им собственноручно.

Если суммарное количество недостоверных и недействительных подписей, выявленных при выборочной проверке, составит 10 и более процентов от общего количества подписей, подлежащих проверке в соответствии с пунктами 5 и 13 настоящей статьи, дальнейшая проверка подписных листов прекращается и регистрация кандидата, списка кандидатов по единому избирательному округу не производится.

На основании ч. 2 ст. 261 ГПК РФ, суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие (бездействие) является законным.

Из исследованных в судебном заседании подписных листов (л.д. 21-23), следует, что сведения о кандидате в депутаты ... районной Думы Офицеровой В.П. и лице, осуществлявшем сбор подписей в поддержку кандидата в депутаты, указаны не в полном объеме, так как не указан район проживания данных лиц. В поддержку самовыдвижения кандидата в депутаты ... районной Думы Офицеровой В.П. собрано подписей ... граждан, при этом адрес места жительства всех ...-ти избирателей так же указан не в полном объеме, в частности отсутствует указание на район проживания каждого из подписавшихся в подписных листах избирателя.

Доводы заявителя Офицеровой В.П. о том, что в подписных листах указаны её адрес места жительства, адрес места жительства лица, осуществлявшего сбор подписей, а также адрес места жительства избирателей согласно паспортных данных, вследствие чего отсутствует запись о районе их проживания, не является основанием для признания постановления незаконным, так как ссылка на паспортные данные и связанные с этим правоотношения относятся к области законодательства, регулирующего правила регистрационного учета, тогда как понятие «адреса места жительства», применительно к избирательному праву, четко и однозначно сформулировано в ст. 2 Федерального закона РФ 67-ФЗ от 12.06.2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» (в редакции от 27.07.2010 года). В связи с этим суд не может признать отсутствие в подписных листах наименование района как допустимое сокращение, не препятствующее однозначному восприятию соответствующих данных об избирателе, поскольку в данном случае имеет место не допустимое сокращение данных о районе проживания избирателя, а их отсутствие.

Кроме того, действующее избирательное право не содержит норм, обязывающих суд выяснять, не препятствует ли однозначному восприятию указанные сведения и исключается ли иное толкование данных об адресе места жительства избирателей.

Доводы заявителя о том, что она не была извещена о времени проведения проверки подписных листов, опровергается показаниями самой Офицеровой В.П. о том, что в день заседания рабочей группы ей позвонили с ТИК на работу и сообщили о необходимости явки в ТИК в к ... ч., однако из-за отдаленности ТИК от места её работы она к назначенному времени не смогла бы приехать и в ТИК не явилась. Так же заинтересованное лицо - председатель ТИК Сальникова А.Д. пояснила, что Офицерова В.П. уведомлялась по телефону о предстоящем заседании рабочей группы по проверке подписных листов, но она на заседание не явилась. ТИК каких-либо препятствий кандидатам, в том числе и Офицеровой, их представителям присутствовать при проведении указанных избирательных процедур не создает, о времени и месте проведения избирательных процедур заинтересованные лица так же узнавали по телефону или иным удобным им способом. Офицерова В.П. не изъявила желание присутствовать при проведении процедуры проверки подписных листов. Избирательным законодательством процедуры извещения кандидатов о проведении проверки подписей не расписана.

При таких обстоятельствах суд считает, что действиями избирательной комиссии законные права и интересы заявителя нарушены не были.

В соответствии со ст. 4 Закона Волгоградской области от 07.10.1997 года № 139-ОД (в редакции от 24.02.2010 года) «Об административно-территориальном устройстве Волгоградской области», территория Волгоградской области состоит из административно-территориальных единиц - районов и городов областного значения.

В состав Волгоградской области входят Алексеевский, Быковский, Городищенский, Даниловский, Дубовский, Еланский, Жирновский, Иловлинский, Калачевский, Камышинский, Киквидзенский, Клетский, Котельниковский, Котовский, Кумылженский, Ленинский, Михайловский, Нехаевский, Николаевский, Новоаннинский, Новониколаевский, Октябрьский, Ольховский, Палласовский, Руднянский, Светлоярский, Серафимовичский, Среднеахтубинский, Старополтавский, Суровикинский, Урюпинский, Фроловский, Чернышковский районы и города областного значения: Волгоград, Волжский, Камышин, Михайловка, Урюпинск, Фролово.

Из содержания указанной статьи Закона Волгоградской области № 139-ОД следует, что г. ... в вышеуказанном перечне как город областного значения не значится, а относится как административно-территориальная единица к ... району ... области.

Исходя из вышеизложенного суд приходит к выводу, что постановление избирательной комиссии ... района ... области № Номер обезличен от Дата обезличена года об отказе в регистрации кандидату в депутаты ... районной Думы ... области Офицеровой В.П. является законным, а заявление Офицеровой В.П. не подлежащим удовлетворению.

В соответствии с ч. 2 ст. 103 ГПК РФ при отказе в иске издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, взыскиваются с истца, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены.

В этой связи суд считает необходимым взыскать с заявителя Офицеровой В.П. государственную пошлину в федеральный бюджет в размере ... руб.

Руководствуясь ст. 23 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ст. 2, ст. 26, ст. 28, ст. 29 Закона Волгоградской области № 1373-ОД от 06.12.2006 года «О выборах в органы местного самоуправления в Волгоградской области», ст. 5, ст. 37, ст. 38 Федерального закона РФ № 67-ФЗ от 12.06.2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», ст. 259 ст. 260.1, ст. 261 ГПК РФ, ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Офицеровой В.П. о признании постановления территориальной избирательной комиссии ... района ... области № Номер обезличен от Дата обезличена года об отказе в регистрации кандидату в депутаты ... районной Думы ... области Офицеровой В.П. - отказать.

Взыскать с Офицеровой В.П. в федеральный бюджет государственную пошлину в размере ... рублей.

Решение в течение 5 дней со дня принятия может быть обжаловано в Волгоградский областной суд путем подачи кассационной жалобы в Новоаннинский районный суд Волгоградской области.

Судья Новоаннинского

районного суда ________________ С.Н. Костянова

Решение вынесено в совещательной комнате,

изготовлено с помощью компьютера.