Дело №2-616/10
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Новоаннинский «08» октября 2010 г.
Судья Новоаннинского районного суда Волгоградской области Костянова С.Н.,
при секретаре Пивневой А.В.,
с участием истцов Шаховой Н.И. и Нестеровой Р.И.,,
представителя ответчика Сальниковой А.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Шаховой Н.И. и Нестеровой Р.И. к Территориальной (муниципальной) избирательной комиссии ...... района ...... области об оспаривании решения,
УСТАНОВИЛ:
Шахова Н.И. и Нестерова Р.И. обратились в суд с заявлением в порядке главы 25 ГПК РФ об оспаривании решения Территориальной (муниципальной) избирательной комиссии ...... района ...... области, указав, что истцы обратились в ТИК с заявлениями о включении в члены участковой избирательной комиссии по избирательным участкам: Шахова - №номер обезличен и Нестерова - №номер обезличен. дата обезличена г. на заседании рабочей группы ТИК истцам было отказано в назначении членами участковых комиссии по следующим основаниям. Рабочей группой было выявлено, что 1) заявление Шаховой Н.И. написано дата обезличена г., то есть до начала формирования участковых избирательных комиссии (сроки приема предложений по кандидатурам были определена ТИК с дата обезличена г. по дата обезличена г., которые опубликованы в газете «Авангард №номер обезличен от дата обезличена г.); 2)собрание избирателей по месту жительства проведено дата обезличена г., то есть до опубликования постановления ТИК в газете «Авангард»; 3) выписка из протокола собрания избирателей по месту жительства не заверена подписью и печатью ТОСа; 4) в выписке из протокола собрания избирателей по месту жительства заявлено ...... человек, а в списке избирателей принявших участие в собрании, записано ...... человек; 5) дата проведения общего собрания избирателей по месту жительства - дата обезличена г.
Истцы не согласны с решением ТИК поскольку ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» не предусмотрены сроки проведения собраний избирателей по месту жительства. В законе нет четкого определения о том, что собрания должны проводится после опубликований сообщения о начале приема предложений по кандидатам в состав участковым избирательных комиссий. В Методических рекомендациях о порядке формирования территориальных избирательных комиссий …» не содержится указаний о необходимости заверения протоколов собраний избирателей по месту жительства. Заявление истца Шаховой Н.И. было действительно написано дата обезличена., однако подано в ТИК дата обезличена г., то есть в период установленный ТИК для принятия таких заявлений. Документы истца Нестеровой Р.И. вообще не были рассмотрены на заседании рабочей группы дата обезличена г., однако ей так же было отказано в назначении членом в участковую избирательную комиссию №номер обезличен.
Просят суд признать незаконным отказ Территориальной (муниципальной) избирательной комиссии ...... района ...... области в включении в члены участковой избирательной комиссии кандидатов Шаховой Н.И. и Нестеровой Р.И.
В судебном заседании истец Шахова Н.И. исковые требования изложенные в заявлении поддержала в полном объеме.
Истец Нестерова Р.И. в судебном заседании исковые требования изложенные в заявлении поддержала в полном объеме.
Представитель Территориальной (муниципальной) избирательной комиссии ...... района ...... Сальникова А.Д. заявленные требования не признала пояснив, что на ТИК возложена обязанность назначить не менее 1/2 доли от общего числа членов участковой комиссии на основе поступивших предложений от партий, общественных объединений. Назначение других членов участковой комиссии из числа лиц, подавших заявление от собрания избирателей по месту жительства и т.п. является правом ТИК и назначение таких членов происходит с учетом принципа целесообразности назначения в её состав лиц учетом наличия высшего образования, ротации кадров, которые в течение длительного времени участвуют в избирательных процессах. Тем более, что предстоящие выборы дата обезличена г. будут проходить с использованием новых компьютеризированных технологических процессов, поэтому назначение в члены участковых избирательных комиссий проводится с учетом наличия соответствующих знаний. Доводы истцов о том, что они проводили собрания в период избирательной компании, до опубликования в СМИ сообщения о внесении предложений по кандидатурам в состав участковых избирательных комиссий, поэтому их действия законны, не могут быть приняты во внимание, так как избирательный процесс состоит из нескольких этапов, на каждом из которых следует произвести соответствующие действия. Истцы заранее провели собрания, когда еще не было известно количество участков и их номера.
Свидетель ФИО в судебном заседании пояснила, что она вместе с Шаховой записывала фамилии избирателей и подсчитывала количество участников собрания.
Свидетель ФИО1 в судебном заседании пояснила, что собрания избирателей проводились до опубликования в СМИ сообщения о принятии предложений по кандидатурам в члены участковой избирательной комиссии, но это не является нарушением закона, поскольку они были проведены в период избирательной компании.
Свидетель ФИО2 в судебном заседании пояснил, что с ТИК в редакцию газеты поступило постановление о размещении сообщения о внесении предложений по кандидатурам в члены участковых избирательных комиссий дата обезличена г., однако поскольку выпуск газеты был уже сверстан, постановление было опубликовано дата обезличена г.
Суд, выслушав участвующих в деле лиц, изучив представленные документы,
приходит к следующему.
В соответствии со ст. 22ФЗ от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" - избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, избирательные комиссии муниципальных образований, окружные избирательные комиссии, территориальные, участковые комиссии формируются на основе предложений политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, законодательном (представительном) органе государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
Формирование указанных избирательных комиссий осуществляется также на основе предложений политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии со статьей 82.1 Федерального закона от 18 мая 2005 года N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"), политических партий, выдвинувших списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, предусмотренным пунктом 17 статьи 35 настоящего Федерального закона, предложений других политических партий и иных общественных объединений.
Избирательные комиссии муниципальных образований, окружные избирательные комиссии по выборам в органы местного самоуправления, территориальные, участковые комиссии формируются на основе предложений, указанных в пункте 1 настоящей статьи, а также предложений избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования.
В соответствии со ст. 24 федерального закона формирование избирательной комиссии муниципального образования осуществляется представительным органом муниципального образования на основе предложений, указанных в пункте 2 статьи 22 настоящего Федерального закона, предложений собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы, а также предложений избирательной комиссии муниципального образования предыдущего состава, избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, а формирование избирательной комиссии поселения - также на основе предложений избирательной комиссии муниципального района, территориальной комиссии.
Аналогичные условия формирования установлены в ст. 9 Закон а Волгоградской области от 07.12.2006 N 1378-ОД "Об избирательных комиссиях в Волгоградской области". Срок приема предложений по составу комиссий, действующих на постоянной основе, составляет 30 дней, а иных комиссий - 10 дней со дня опубликования сообщения о принятии предложений по формированию комиссий.
В судебном заседании установлено, что территориальной избирательной комиссией (ТИК) в газете «Авангард» №номер обезличен от дата обезличена г. было опубликовано сообщение о приеме предложений по кандидатурам в состав участковых избирательных комиссий. /л.д. 63/.
В соответствии со ст. 14 Закона Волгоградской области от 07.12.2006 N 1378-ОД "Об избирательных комиссиях в Волгоградской области"
1. Участковые комиссии формируются в период избирательной кампании, кампании референдума в сроки, установленные законом, для обеспечения процесса голосования избирателей, участников референдума и подсчета голосов избирателей, участников референдума. На выборах в органы местного самоуправления, при проведении местного референдума полномочия участковой комиссии могут быть возложены на иную комиссию, действующую в границах избирательного участка, участка референдума.
3. Участковые комиссии формируются не ранее чем за 30 дней и не позднее чем за 28 дней до дня голосования, за исключением случаев, когда на участковые избирательные комиссии возлагаются полномочия окружных избирательных комиссий по выборам в органы местного самоуправления.
Участковые комиссии формируются в следующем количестве:
а) 3 - 9 членов с правом решающего голоса при численности избирателей, зарегистрированных на территории избирательного участка, до 1000 человек;
б) 5 - 11 членов с правом решающего голоса при численности избирателей, зарегистрированных на территории избирательного участка, от 1001 до 2001 человека;
в) 5 - 13 членов с правом решающего голоса при численности избирателей, зарегистрированных на территории избирательного участка, более 2000 человек.
4. Формирование участковой комиссии осуществляется вышестоящей комиссией на основе предложений, указанных в пункте 2 статьи 9 настоящего Закона, а также предложений представительного органа муниципального образования, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы.
5. Вышестоящая комиссия обязана назначить не менее одной второй от общего числа членов участковой комиссии на основе поступивших предложений:
а) политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, а также политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии со статьей 82.1 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации";
б) политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Волгоградской областной Думе;
в) избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования, если выборы проводились по пропорциональной системе.
Таким образом на вышестоящую комиссию возлагается обязанность назначить не менее 1/2 об общего числа членов участковой комиссии на основе поступивших предложений от указанных в пунктах а, б,в политических партий и объединений.
Пунктом 13 ст. 21 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» предусмотрено, что Центральная комиссия РФ в пределах своей компетенции вправе издавать инструкции по вопросам единообразного применения настоящего Федерального закона, обязательные для исполнения.
Постановлением Центризбиркома РФ от 17.02.2010 N 192/1337-5 утверждены Методические рекомендации о порядке формирования территориальных избирательных комиссий, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных и участковых избирательных комиссий"
В п.п. 1.1.5. указано, что при формировании избирательной комиссии рекомендуется учитывать принцип преемственности в ее работе, целесообразность назначения в ее состав лиц, имеющих высшее юридическое образование или ученую степень в области права либо иное высшее профессиональное образование, опыт организации и проведения выборов, референдумов, а также участие молодежи в работе избирательных комиссий.
В соответствии с п.8 Методических рекомендаций формирование участковой избирательной комиссии возложено на вышестоящую избирательную комиссию на основе предложений, указанный в п.2 ст. 22 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», а так же предложений собраний избирателей по месту жительства.
дата обезличена г. Шахова Н.И. обратилась в ТИК с заявлением о согласии на назначение её членом участковой избирательной комиссии избирательного участка №номер обезличен /л.д.16/, заявление подписано дата обезличена г. Согласно выписке из протокола собрания избирателей по месту жительства /л.д. 18/ собрание проводилось дата обезличена г., то есть до опубликования в СМИ сообщения о приеме документов по кандидатурам в состав участковых избирательных комиссий.
Кроме того, в выписке из протокола собрания избирателей по месту жительства, предоставленного Шаховой было заявлено ...... человек /л.д. 20/, в то время как в списке избирателей представлено и записано ...... человек. Аналогичная ошибка содержится в представленных документах Нестеровой Р.И., где в выписке из протокола собрания избирателей по месту жительства заявлено ...... человека /л.д. 30/, в то время как записано ...... человек /л.д. 31/
Протоколом заседания рабочей группы от дата обезличена г. /л.д. 8/ и от дата обезличена г. /л.д. 14/ Шаховой и Нестеровой было отказано в назначении членом участковой избирательной комиссии №номер обезличен и №номер обезличен соответственно.
Доводы истцов о том, что досрочное проведение собрание избирателей до опубликования в СМИ сообщении о формировании участковых избирательных комиссий не противоречит ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" суд считает необоснованными, поскольку в соответствии со ст. 11.1 Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" - если какое-либо действие может (должно) осуществляться со дня наступления какого-либо события, то первым днем, в который это действие может (должно) быть осуществлено, является календарная дата наступления соответствующего события, но не ранее времени наступления этого события.
Суд так же считает необоснованными доводы истца о том, что документы Нестеровой Р.И. не были рассмотрены, поскольку это опровергается представленным ТИК протоколом заседания рабочей группы от дата обезличена г. /л.д. 14/.
Как уже было сказано выше в решении на ТИК возложена обязанность назначить не менее 1/2 об общего числа членов участковой комиссии на основе поступивших предложений от указанных в пунктах а, б,в политических партий и объединений, назначение же других членов участковой комиссии из числа лиц подавших заявление от собраний избирателей по месту жительства, по месту работы и т.д., является правом ТИК, а не обязанностью, назначение которых происходит с учетом принципа преемственности в ее работе, целесообразность назначения в ее состав лиц, имеющих высшее юридическое образование или ученую степень в области права либо иное высшее профессиональное образование, опыт организации и проведения выборов, референдумов, а также участие молодежи в работе избирательных комиссий.
Как установлено в судебном заседании документы истцами содержали несоответствия в количестве участвующих в собрании избирателей и подписавшихся об участии в собрании, документы истца Шаховой были оформлены до объявления в СМИ сообщения о внесении предложений по кандидатурам в состав участковых избирательных комиссий, в связи с чем истцам было правомерно отказано в включении их в члены участковых избирательных комиссий. Вместе с тем суд считает необоснованным требование ТИК о заверении выписки из протокола собрания избирателей по месту жительства подписью и печатью ТОСа, поскольку такое требование к документам кандидатов в члены участковых избирательных комиссий Методическими рекомендациями не предусмотрено. Однако данное обстоятельство не является основанием для признания отказа ТИК незаконным, поскольку в документах истцов были выявлены и другие ошибки.
Кроме того, постановлением ТИК от дата обезличена г. /л.д. 45-47/ сформирована участковая избирательная комиссия избирательного участка №номер обезличен, постановлением ТИК от дата обезличена г. /л.д. 48-49/ сформирована участковая избирательная комиссия избирательного участка №номер обезличен. Процедура рассмотрения вопроса о формировании участковых избирательных комиссий соблюдена. Данные постановления не оспаривались.
Таким образом, суд считает, что именно территориальная (муниципальная) избирательная комиссия ...... района являющаяся коллегиальным органом, вправе при обсуждении вопроса о формировании участковых избирательных комиссий учесть и оценить совокупность всех обстоятельств и требований, предъявляемых к кандидатам и представляемым им документам, и на основе данной оценки принять большинством голосов членов комиссии соответствующее решение с соблюдением требований ст. 22 и 26 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» /л.д. 56/.
Остальные доводы истцов не являются основанием для удовлетворения заявления, по выше изложенным основаниям.
В этой связи суд считает необходимым отказать истцам Шаховой и Нестеровой в удовлетворении заявленных требований о признании незаконным отказа территориальной (муниципальной) избирательной комиссии о включении в члены участковой избирательной комиссии кандидатов Шаховой Н.И. и Нестеровой Р.И.
Руководствуясь ст. 194-199, 258 ГПК РФ, ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Закона Волгоградской области от 07.12.2006 N 1378-ОД "Об избирательных комиссиях в Волгоградской области", Постановлением Центризбиркома РФ от 17.02.2010 N 192/1337-5 утверждены Методические рекомендации о порядке формирования территориальных избирательных комиссий, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных и участковых избирательных комиссий",
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления Шаховой Н.И. и Нестеровой Р.И. об оспаривании отказа Территориальной (муниципальной) избирательной комиссии ...... района ...... области о включении в члены участковой избирательной комиссии - отказать.
Решение в течение 10 дней может быть обжаловано в Волгоградский областной суд путем подачи кассационной жалобы в Новоаннинский районный суд.
Судья ______________/ Костянова С.Н./
Решение изготовлено в совещательной комнате
с помощью компьютера.