Решение о признании недействительным государственного сертификата на материнский капитал, выданный Черниковой Т.Н.



Дело № 2 - 323/2010

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Новоаннинский хх.хх.хх

Судья Новоаннинского районного суда Волгоградской области Журкин В.В.

при секретаре судебного заседания Глейкиной Н.С.,

с участием представителя истца Афониной Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в ... к Черниковой Т.Н, о признании государственного сертификата на материнский (семейный) капитал недействительным,

УСТАНОВИЛ:

Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в ... (далее по тексту - УПФР в ...) обратилось в суд с иском к Черниковой Т.Н. о признании недействительным выданного на её имя государственного сертификата на материнский (семейный) капитал.

Исковые требования мотивированы тем, что в связи с рождением у Черниковой Т.Н. четвертого ребёнка - Ч.К.А. и её обращением с заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, решением УПФР в ... хх.хх.хх ответчику был выдан указанный государственный сертификат на материнский (семейный) капитал. Решением ... ... от хх.хх.хх, Черникова Т.Н. лишена родительских прав в отношении своих несовершеннолетних детей: Ч.М.И., Ч.В.В., Ч.С.В., Ч.К.А., что является основанием для прекращения права на дополнительные меры государственной поддержки. Таким образом, наличие выданного ответчице государственного сертификата на материнский (семейный) капитал при отсутствии у неё права на дополнительные меры государственной поддержки, препятствует реализации права самого ребёнка (детей), на дополнительные меры государственной поддержки. Просит суд признать государственный сертификат на материнский (семейный) капитал серии ... № от хх.хх.хх, выданный на имя Черниковой Т.Н. в связи с рождением четвертого ребенка - Ч.К.А., хх.хх.хх года рождения, недействительным.

Представитель УПФР в ... Афонина Л.В. в судебном заседании поддержала исковые требования по тем же основаниям, просит суд удовлетворить их.

Ответчик Черникова Т.Н., будучи надлежаще извещенной о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, причины неявки суду не известны.

Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика, с учетом имеющихся в деле доказательств.

Выслушав объяснения представителя УПФР в ... Афониной Л.В., изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ч.2 ст.7 и ст.38 Конституции РФ, в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых людей, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.

Федеральным законом «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ устанавливаются дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь.

В соответствии с пунктом 1 ч.1 ст.3 указанного Федерального закона, право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года.

Частью 3 ст.3 этого же Федерального закона предусмотрено, что право женщин на дополнительные меры государственной поддержки прекращается и возникает у отца (усыновителя) ребенка независимо от наличия гражданства Российской Федерации или статуса лица без гражданства в случае лишения родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки.

Частями 4 и 5 этой же статьи Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ предусмотрено возникновение права на дополнительные меры государственной поддержки у ребенка (детей в равных долях), не достигшего совершеннолетия, и (или) у совершеннолетнего ребенка (детей в равных долях), обучающегося по очной форме обучения в образовательном учреждении любого типа и вида независимо от его организационно-правовой формы (за исключением образовательного учреждения дополнительного образования) до окончания такого обучения, но не дольше чем до достижения им возраста 23 лет, в случаях прекращения такого права соответственно у отца (усыновителя) ребенка, или женщины, право которой на дополнительные меры государственной поддержки прекратилось по основаниям, указанным в части 3 настоящей статьи, являющейся единственным родителем (усыновителем) ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки.

Статьёй 5 указанного Федерального закона установлено, что лица, указанные в частях 1, 3 - 5 статьи 3 настоящего Федерального закона, или их законные представители, а также законные представители ребенка (детей), не достигшего (не достигших) совершеннолетия, в случаях, предусмотренных частями 4 и 5 статьи 3, вправе обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации за получением государственного сертификата на материнский (семейный) капитал (далее - сертификат) в любое время после возникновения права на дополнительные меры.

В судебном заседании установлено, что Черникова Т.Н., является матерью несовершеннолетних детей: Ч.М.И., Ч.В.В., Ч.С.В., Ч.К.А.. Данные обстоятельства подтверждаются: свидетельством о рождении Ч.К.А. хх.хх.хх года рождения, выданным Новоаннинским отделом ЗАГС хх.хх.хх, актовая запись о рождении №, в графе «отец» - прочерк (л.д. 6); свидетельством о рождении Ч.С.В., хх.хх.хх года рождения, выданным Администрацией ... хх.хх.хх, актовая запись о рождении №, в графе «отец» - прочерк (л.д. 7); свидетельством о рождении Ч.В.В., хх.хх.хх года рождения, выданным Администрацией ... хх.хх.хх, актовая запись о рождении №, в графе «отец» - указан Ч. (л.д.89); свидетельством о рождении Ч.М.И. хх.хх.хх года рождения, выданным отделом ЗАГС городского округа ... хх.хх.хх, актовая запись о рождении №, в графе «отец» указан Ч. (л.д. 9).

Черникова Т.Н. обратилась в УПФР в ... с заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в связи с рождением четвертого ребёнка - Ч.К.А. На основании решения УПФР в ... Черниковой Т.Н. был выдан государственный сертификат на материнский (семейный) капитал в размере 276250 рублей (л.д. 10).

Решением ... от хх.хх.хх, Черникова Т.Н. лишена родительских прав в отношении всех ее несовершеннолетних детей, с неё взысканы алименты на содержание детей. Данное решение в установленном законом порядке обжаловано не было и вступило в законную силу.

Из приведенных выше норм Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ следует, что правовым и значимым основанием для оказания дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей, следует считать факт рождения у женщины второго ребёнка, а также нахождение детей в семье, их содержание и воспитание лицами, имеющими право на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии со статьёй 3 данного Федерального закона.

В соответствии с п.2 Правил подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2006 года № 873, сертификат является именным документом, подтверждающим право на дополнительные меры государственной поддержки, предусмотренные Федеральным законом «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

В силу подпункта «б» п.7 указанных Правил основанием для отказа в выдаче сертификата является прекращение права на дополнительные меры государственной поддержки по основаниям, установленным Федеральным законом «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что лишение родительских прав ответчицы в отношении несовершеннолетних детей, в том числе в отношении четвертого ребёнка, рожденного после 1 января 2007 года, является основанием для прекращения права Черниковой Т.Н. на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с ч.3 ст.3 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» и пункта 7 названных Правил, поскольку, данное право, возникло у нее в связи с рождением четвертого ребёнка и нахождением в семье на содержании и воспитании Черниковой Т.Н. четверых несовершеннолетних детей.

Ни Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», ни Правила подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, не наделяют территориальный орган Пенсионного Фонда РФ, выдавший государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, правом на аннулирование этого сертификата или признания его недействительным в случае прекращения у лица, его получившего, права на дополнительные меры государственной поддержки по основаниям, установленным этими Федеральным законом и Правилами.

В то же время, наличие государственного сертификата на материнский (семейный) капитал у женщины, право которой на дополнительные меры государственной поддержки прекращается в случае лишения её родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с ч. 3 ст. 3 Федерального закона, приведёт к нарушению реализации прав лиц, указанных в частях 4 и 5 ст.3 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ, в том числе несовершеннолетнего ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло такое право на дополнительные меры государственной поддержки.

Дав оценку и анализ исследованным в судебном заседании доказательствам в их совокупности, суд считает, что у Черниковой Т.Н. отсутствует право на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», а поэтому выданный на её имя дубликат государственного сертификата на материнский (семейный) капитал должен быть признан недействительным.

На основании изложенного суд считает, что исковые требования УПФР в ... о признании выданного Черниковой Т.Н. государственного сертификата на материнский (семейный) капитал недействительным, основаны на законе и подлежат удовлетворению.

В соответствии со статьями 88, 91, 103 ГПК РФ, с ответчика Черниковой Т.Н. подлежит взысканию государственная пошлина в доход государства в размере № рублей.

Руководствуясь статьями 39, 173, 198 ГПК РФ, судья

РЕШИЛ:

Исковое заявление Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в ... к Черниковой Т.Н, о признании дубликата государственного сертификата на материнский (семейный) капитал недействительным, - удовлетворить.

Признать государственный сертификат на материнский (семейный) капитал серии №, выданный Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в ... Черниковой Т.Н, в связи с рождением четвертого ребенка - Ч.К.А., хх.хх.хх года рождения, - недействительным.

Взыскать с Черниковой Т.Н. государственную пошлину в доход государства в сумме № рублей 00 копеек.

Решение суда может быть обжаловано в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме в Волгоградский областной суд путем подачи кассационной жалобы через Новоаннинский районный суд.

Судья Новоаннинского

районного суда В.В. Журкин.

Решение вынесено в совещательной комнате,

отпечатано с помощью компьютера