Решение по иску Говоркова О.П. о защите избирательных прав



Дело № 2-522/2010РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

г. Новоаннинский 13 сентября 2010 г.

Судья Новоаннинского районного суда Волгоградской области Журкин В.В.,

с участием заместителя прокурора Новоаннинского района Волгоградской области Панфилова А.А.,

заявителя Говоркова О.П.,

заинтересованного лица - председателя территориальной избирательной комиссии ... Волгоградской области Сальниковой А.Д.,

при секретаре Глейкиной Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Говоркова О.П. о защите избирательных прав,

УСТАНОВИЛ:

Говорков О.П. обратился в Новоаннинский районный суд с заявлением о защите избирательных прав указав, что согласно итоговому протоколу от хх.хх.хх проверки подписных листов в поддержку выдвижения кандидата в депутаты ... районной Думы Говоркова О.П., рабочая группа проверки подписных листов, необоснованно признала недействительными 100 % подписей избирателей (48 подписей), поскольку в подписных листах не указан адрес места жительства избирателей в соответствии с требованиями избирательного законодательства, а именно не указано наименование района - «...», а также сведения о должности кандидата в подписном листе не совпадают со сведениями в заявлении. Считает, что в подписных листах в графе «Адрес места жительства» избирателя достаточно указать данные, содержащиеся в штампе регистрации по месту жительства в паспорте гражданина. Отсутствие в подписных листах наименование района является допустимым сокращением и не препятствует однозначному восприятию сведений о месте жительства избирателей. Просит отменить постановление № от хх.хх.хх Территориальной избирательной комиссией ..., обязать зарегистрировать кандидата в депутаты ... районной Думы ... по ... одномандатному округу № Говоркова О.П.

В судебном заседании Говорков О.П. заявленные требования поддержал, пояснил, что ... является районным центром, другого города и района с таким названием на территории ... не имеется, в связи с чем отсутствие указания района не препятствует, однозначному восприятию указанных сведений и исключает иное толкование данных об адресе места жительства избирателей. Действительно в заявлении о самовыдвижении в кандидаты в депутаты им было указано место работы и должность как тренер-преподаватель по дзю-до «МОУ ... ДЮСШ», что не совпадает со сведениями о должности, указанными в подписных листах - тренер -преподаватель ГУ «МОУ ... ДЮСШ», однако считает эти недочеты не существенными.

Председатель Территориальной избирательной комиссии Сальникова А.Д. в судебном заседании просит отказать в удовлетворении заявленных требований и пояснила, что при проверке подписных листов на выдвижение в кандидаты в депутаты ... районной Думы Говоркова О.П., избирательная комиссия признала недействительными 100 % подписей избирателей в количестве 48-и, в связи с тем, что в них не в полном объеме указано место жительства избирателей, а именно не указан район проживания, что не соответствует избирательному законодательству. Кроме того, в подписных листах сведения о должности кандидата в депутаты Говоркова О.П. не совпадают со сведениями указанными в заявлении, в связи с чем территориальной избирательной комиссией ... хх.хх.хх было вынесено постановление об отказе в регистрации кандидату в депутаты ... районной Думы ... Говоркову О.П.

Заместитель прокурора Новоаннинского района Панфилов А.А. в судебном заседании считает, что заявление Говоркова О.П. не подлежит удовлетворению, так как в подписных листах и заявлении о самовыдвижении в кандидаты в депутаты Говоркова О.П. и иных документах с места работы имеются разночтения в сведениях о его должности и месте работы.

Суд, выслушав заявителя, заинтересованного лица, заключение помощника прокурора Новоаннинского района, изучив материалы дела, полагает, что заявление Говоркова О.П. удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 259 ГПК РФ, избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд.

В судебном заседании установлено, что согласно постановлению территориальной избирательной комиссии ... № от хх.хх.хх /л.д. 7-8/, признаны недействительными 100 % подписей избирателей (48 подписей), представленных кандидатом в депутаты ... районной Думы ... Говорковым О.П. /л.д. 10-13/ в поддержку своего выдвижения на выборах депутатов ... районной Думы. Говоркову О.П. отказано в регистрации в качестве кандидата в депутаты ... районной Думы по одномандатному избирательному округу №, что послужило поводом для обращения Говоркова О.П. с заявлением в суд о защите избирательных прав.

В силу п. 3 ст. 23 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ (в редакции от 27.07.2010 года) «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», гарантии избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов, порядок назначения, подготовки, проведения, установления итогов и определения результатов муниципальных выборов устанавливаются федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов РФ.

Согласно п. 1 ст. 28 Закона Волгоградской области № 1373-ОД от 06.12.2006 года «О выборах в органы местного самоуправления в Волгоградской области» (в редакции от 06.07.2010 года), избирательная комиссия муниципального образования проверяет соблюдение предусмотренного настоящим Законом порядка выдвижения кандидатов на должность выборного должностного лица местного самоуправления, порядка выдвижения списка кандидатов по единому избирательному округу каждым избирательным объединением, представившим установленные настоящим Законом документы. Если кандидатом, избирательным объединением представлены подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата на должность выборного должностного лица местного самоуправления, списка кандидатов по единому избирательному округу, избирательная комиссия муниципального образования проверяет соблюдение порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверность сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах. Избирательная комиссия муниципального образования обязана проверить достоверность биографических и иных сведений, представленных кандидатом, избирательным объединением в соответствии с настоящим Законом.

В силу п. 8 ст. 37 Федерального закона РФ 67-ФЗ от 12.06.2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» (в редакции от 27.07.2010 года), форма подписного листа и порядок его заверения устанавливаются законом. Избиратель, участник референдума ставят в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывают свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина. Данные об избирателе, участнике референдума, ставящих в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя, участника референдума лицом, собирающим подписи в поддержку кандидата, списка кандидатов, инициативы проведения референдума. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандашей не допускается. Подпись и дату ее внесения избиратель, участник референдума ставят собственноручно.

Аналогичные положения предусмотрены п. 4 ст. 26 Закона Волгоградской области № 1373-ОД от 06.12.2006 года «О выборах в органы местного самоуправления в Волгоградской области» (в редакции от 06.07.2010 года).

Пунктом 1 ст. 2 данного Закона Волгоградской области, установлено, что термины и понятия, применяемые в Федеральной законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» и в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», используются в Законе Волгоградской области № 1373-ОД от 06.12.2006 года «О выборах в органы местного самоуправления в Волгоградской области».

При этом, по смыслу п. 2 ст. 5 того же Федерального закона РФ года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», адрес места жительства - адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

В соответствии со ст. 4 Закона Волгоградской области от 07.10.1997 г. № 139-ОД (ред. От 24.02.2010 г.) «Об административно-территориальном устройстве Волгоградской области» территория Волгоградской области состоит из административно-территориальных единиц - районов и городов областного значения. В состав Волгоградской области входят Алексеевский, Быковский, Городищенский, Даниловский, Дубовский, Еланский, Жирновский, Иловлинский, Калачевский, Камышинский, Киквидзенский, Клетский, Котельниковский, Котовский, Кумылженский, Ленинский, Михайловский, Нехаевский, Николаевский, Новоаннинский, Новониколаевский, Октябрьский, Ольховский, Палласовский, Руднянский, Светлоярский, Серафимовичский, Среднеахтубинский, Старополтавский, Суровикинский, Урюпинский, Фроловский, Чернышковский районы и города областного значения: Волгоград, Волжский, Камышин, Михайловка, Урюпинск, Фролово. Волгоградская область самостоятельно решает вопросы своего административно-территориального устройства.

Исходя из смысла данного Закона, ... не относится к городу областного значения, следовательно при указании адреса места жительства избирателя или кандидата в депутаты того или иного уровня следует в обязательном порядке указывать район места проживания избирателей или кандидата в депутаты.

Конституционный суд Российской Федерации в п. 2.1 Определения от 24.01.2006 года № 39-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Маслова В.Е. и Перова Д.В. на нарушение их конституционных прав положениями пункта 5 статьи 2 и пунктов 3 и 6 статьи 77 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», указал, что п. 5 ст. 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» определяет понятие «адрес места жительства», что предполагает его конкретизацию применительно к составлению списков избирателей на выборах в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления.

В силу п. 6 ст. 28 Закона Волгоградской области № 1373-ОД от 06.12.2006 года «О выборах в органы местного самоуправления в Волгоградской области» (в редакции от 06.07.2010 года), по результатам проверки достоверности данных, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной или недействительной.

В соответствии с п. 44 ст. 5 Федерального закона РФ 67-ФЗ от 12.06.2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» (в редакции от 27.07.2010 года), недействительной подписью является подпись, собранная с нарушением порядка сбора подписей избирателей, участников референдума и (или) оформления подписного листа.

Подпунктом "В1" п. 24 ст. 38 Федерального закона РФ 67-ФЗ от 12.06.2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» (в редакции от 27.07.2010 года) и подпунктом «В1» пункта 8 статьи 29 Закона Волгоградской области «О выборах в органы местного самоуправления в Волгоградской области» установлено, что одним из оснований отказа в регистрации кандидата является наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Закона.

В соответствии с п.п. «д» п. 24 ст. 38 Федерального закона РФ 67-ФЗ от 12.06.2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» (в редакции от 27.07.2010 года), а также в соответствии с п.п. «д» п. 8 ст. 29 Закона Волгоградской области № 1373-ОД от 06.12.2006 года «О выборах в органы местного самоуправления в Волгоградской области» (в редакции от 06.07.2010 года), в качестве основания для отказа в регистрации кандидата также является: недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом. Выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата.

В силу п.п. «в» и «ж» п. 10 и п. 14 ст. 28 Закона Волгоградской области № 1373-ОД от 06.12.2006 года «О выборах в органы местного самоуправления в Волгоградской области» (в редакции от 06.07.2010 года), недействительными считаются: подписи избирателей без указания каких-либо сведений, требуемых в соответствии с настоящим Законом, либо без указания даты собственноручного внесения избирателем своей подписи; все подписи в подписном листе в случаях, если подписной лист не заверен собственноручной подписью лица, осуществлявшего сбор подписей, и (или) уполномоченного представителя избирательного объединения, и (или) собственноручной подписью кандидата, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей, в дате внесения подписи указанным лицом, уполномоченным представителем избирательного объединения, кандидатом имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей, указанным уполномоченным представителем, кандидатом, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, об уполномоченном представителе избирательного объединения, кандидате указаны не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, не внесены им собственноручно.

Если суммарное количество недостоверных и недействительных подписей, выявленных при выборочной проверке, составит 10 и более процентов от общего количества подписей, подлежащих проверке в соответствии с пунктами 5 и 13 настоящей статьи, дальнейшая проверка подписных листов прекращается и регистрация кандидата, списка кандидатов по единому избирательному округу не производится.

На основании ч. 2 ст. 261 ГПК РФ, суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие (бездействие) является законным.

Из исследованных в судебном заседании подписных листов (л.д. 10-13), следует, что сведения о кандидате Говоркове О.П. указаны не в полном объеме, так как не указан район проживания. В поддержку самовыдвижения кандидата в депутаты ... районной Думы Говоркова О.П. собраны подписи 48-и граждан, при этом адрес места жительства всех 48-и избирателей так же указан не в полном объеме, в частности отсутствует указание на район проживания каждого из подписавшихся в подписных листах избирателя.

Доводы заявителя Говоркова О.П. о том, что в подписных листах указаны адреса места жительства избирателей согласно паспортных данных, вследствие чего отсутствует запись о районе их проживания, суд не может принять во внимание, так как ссылка на паспортные данные и связанные с этим правоотношения относятся к области законодательства, регулирующего правила регистрационного учета, тогда как понятие «адреса места жительства», применительно к избирательному праву, четко и однозначно сформулировано в ст. 2 Федерального закона РФ 67-ФЗ от 12.06.2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» (в редакции от 27.07.2010 года). В связи с этим суд не может признать отсутствие в подписных листах наименование района как допустимое сокращение, не препятствующее однозначному восприятию соответствующих данных об избирателе, поскольку в данном случае имеет место не допустимое сокращение данных о районе проживания избирателя, а их отсутствие.

Одним из оснований для отказа в регистрации кандидату в депутаты ... районной Думы ... Говоркову О.П. является несовпадение сведений о должности кандидата, указанных в подписных листах со сведениями, указанными в заявлении о самовыдвижении в кандидаты в депутаты ... районной Думы ..., трудовой книжке и справке с места работы Говоркова О.П.

Согласно п. 4 ст. 24 Закона № 1373-ОД «О выборах в органы местного самоуправления в Волгоградской области» в каждом подписном листе указываются дата голосования, фамилия, имя, отчество, дата рождения, основное место работы или службы и занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий; если кандидат, сведения о котором содержаться в подписном листе, является депутатом и осуществляет свои полномочия на постоянной основе, в подписном листе указываются сведения об этом с указанием наименования соответствующего представительного органа), наименование субъекта Российской федерации, район, город, иной населенный пункт, где находиться место жительства кандидата, и наименование избирательного округа (для одномандатных (многомандатных) округов - также номер округа), в котором он выдвигается.

В соответствии с п.п. в.1 п. 8 ст. 29 Закона № 1373-ОД «О выборах в органы местного самоуправления в Волгоградской области», основаниями для отказа в регистрации кандидата являются наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требования настоящего Закона.

Судом установлено, что в подписных листах кандидата в депутаты ... районной Думы ... сведения о месте работы и должности Говоркова О.П. - тренер-преподаватель Государственное учреждение «МОУ ... ДЮСШ», не соответствуют сведениям, указанным В заявлении о самовыдвижении в кандидаты в депутаты, трудовой книжке, справке с места работы, что не отрицает в судебном заседании и сам заявитель Говорков О.П.

Указанное свидетельствует о предоставлении кандидатом в депутаты документов, оформленных с нарушением требования закона.

Исходя из вышеизложенного суд приходит к выводу, что постановление избирательной комиссии ... № от хх.хх.хх об отказе в регистрации кандидату в депутаты ... районной Думы ... Говоркову О.П. является законным, а заявление Говоркова О.П. не подлежащим удовлетворению.

В соответствии со ст. 333.19 НК РФ при подаче заявления данной категории заявителем оплачивается госпошлина в размере 200 рублей.

Судом установлено, что Говорковым О.П. при подаче заявления госпошлина оплачена не была, ходатайство о предоставлении ему отсрочки или рассрочки он не заявлял, в связи с чем суд полагает взыскать с Говоркова О.П. государственную пошлину в доход государства в размере № рублей.

Руководствуясь ст. 23 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ст. 2, ст. 26, ст. 28, ст. 29 Закона Волгоградской области № 1373-ОД от 06.12.2006 года «О выборах в органы местного самоуправления в Волгоградской области», ст. 5, ст. 37, ст. 38 Федерального закона РФ № 67-ФЗ от 12.06.2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», ст. 259 ст. 260.1, ст. 261 ГПК РФ, ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Заявление Говоркова О.П. об отмене постановления № от хх.хх.хх Территориальной (муниципальной) избирательной комиссии ... об отказе в регистрации кандидата в депутаты ... районной Думы ... по ... одномандатному избирательному округу № Говоркова О.П. - оставить без удовлетворения.

Взыскать с Говоркова О.П. в доход государства государственную пошлину в размере ... рублей.

Решение в течение 5 дней со дня принятия может быть обжаловано в Волгоградский областной суд путем подачи кассационной жалобы в Новоаннинский районный суд Волгоградской области.

Судья Новоаннинского

районного суда В.В. Журкин

Решение вынесено в совещательной комнате,

изготовлено с помощью компьютера.