Дело № 2-697/2010
РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации
г. Новоаннинский« 29» ноября 2010 г.
Судья Новоаннинского районного суда Волгоградской области Журкин В.В.
с участием истца Бяховой Е.В.,
представителя ответчика Афониной Л.В.,
при секретаре Глейкиной Н.С..,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бяховой Е.В. у Управлению Пенсионного фонда в Новоаннинском районе об обжаловании решения Управления Пенсионного фонда в Новоаннинском районе от 19 октября 2010 г. № 129 об отказе в назначении Бяховой Е.В. досрочной трудовой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Бяхова Е.В. обратилась в Новоаннинский районный суд с исковым заявлением об обжаловании действий должностных лиц Управления пенсионного фонда в Новоаннинском районе, отказавших ей в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.
В обоснование своего иска указывает, что решением Управления Пенсионного фонда в Новоаннинском районе Волгоградской области № 129 от 19.10.2010 г. ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. Управлением Пенсионного фонда из ее трудового стажа был исключен период работы в должности организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с 01.11.1999 г. по 12.06.2000 г., который составляет 07 месяцев 11 дней. Данное решение считает незаконным, в связи с чем обратилась в Новоаннинский районный суд с исковым заявлением, в котором просит суд решение Управления Пенсионного фонда в Новоаннинском районе от 19.10.2010 г. № 129 об отказе ей в установлении пенсии – не законным; - обязать Управление Пенсионного фонда в Новоаннинском районе включить в ее стаж работы период работы в должности организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с 01.11.1999 г. по 12.06.2000 г.; - обязать Управление пенсионного фонда в Новоаннинском районе назначить Бяховой Е.В. досрочную трудовую пенсию по старости с 06.10.2010 г.
В судебном заседании Бяхова Е.В. поддержала свои исковые требования и просит суд их удовлетворить.
Представитель Управления Пенсионного фонда в Новоаннинском районе Афонина Л.В., выступающая по доверенности с исковыми требованиями не согласна, считает, что они удовлетворению не подлежат. Просит суд в иске Бяховой Е.В. отказать.
Представитель третьего лица Управления Народного образования Администрации Новоаннинского района Волгоградской области Афонина О.В. в судебном заседании пояснила, что денежное содержание организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы одинаковые с денежным содержанием заместителя директора по внеклассной и внешкольной воспитательной работе. Должностные функциональные обязанности также одинаковы. Полагает, что иск Бяховой Е.В. подлежит удовлетворению.
Суд, выслушав доводы истца, ответчика, представителя третьего лица, изучив материалы дела полагает, что исковые требования Бяховой Е.В. подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение в случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Согласно ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы гражданина могут быть ограничены лишь федеральным законом и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола и расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств (ст. 19 Конституции Российской Федерации).
Правоотношения сторон регулируются Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», введенным в действие с 01.01.2002 г., устанавливающим основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации.
На основании ст. 1 Закона РФ от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий и норм установления, а также порядка выплаты трудовых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный Закон.
Согласно п.п. 10 ч. 1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ с последующими дополнениями, введенного в действие с 01.01.2002 г. лицам, не менее 25 лет, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей независимо от их возраста, устанавливается досрочная трудовая пенсия по старости.
В судебном заседании установлено, что Бяхова Е.В. с 11.09.1980 г. по настоящее время занимается педагогической деятельностью, связанной с обучением и воспитанием детей, что подтверждается ее трудовой книжкой (л.д. 7-10) - в период времени с 01.11.1999 г. по 12.06.2000 г. Бяхова Е.В. работала в должности организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы. Данный период работы исключен Управлением Пенсионного фонда в Новоаннинском районе из трудового стажа Бяховой Е.В., в связи с тем, что должность организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы не включен в Список № 781 (действует с 14.11.2002 г. по настоящее время), утвержденный Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. Вместе с тем в Списке, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 оговорено, что должность организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми дает право на досрочную пенсию, если занятие такой должности имело место до 01.11.1999 г.
Судом установлено, что с хх.хх.хх Бяхова Е.В. была назначена организатором внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми в Новоаннинской средней школе № 1. По Списку, утвержденному Постановлением Совмина РСФСР от 06.09.1991 г. № 563, который действовал до 01.11.1999 г. право на пенсию за выслугу лет определялось работникам, занимающим в школе должность организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми. В Списке, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1067 (действовал с 01.11.1999 г. по 13.11.2002 г.), должность организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми не определена, как должность, дающая право на назначение пенсии за выслугу лет.
Конституция Российской Федерации, предполагает правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Деятельность организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы связана с организацией, подготовкой и проведением занятий с учащимися, то есть это педагогическая деятельность, связанная с работой с детьми.
В течение периода с 01.11.1999 г. по 12.06.2000 г. Бяхова Е.В. выполняла педагогическую работу, соответствующую всем требованиям тарифно-квалификационных характеристик работников учреждений образования. Аналогичные должностные обязанности были возложены на заместителя директора школы по внеклассной и внешкольной воспитательной работе. Денежное содержание организатора и заместителя директора школы по внеклассной и внешкольной работе одинаково, что подтверждается показаниями третьего лица – представителя Управления Народного образования Администрации Новоаннинского района Волгоградской области Афониной О.В. Кроме того, данный факт подтверждается показаниями свидетеля Чернышковой Н.В., главного специалиста-эксперта Управления пенсионного фонда в Новоаннинском района, свидетелями Б.Л., П.Л.., данными в судебном заседании, имевшем место 22.11.2010 г.
В п. 9 Постановления Пленума ВС РФ от 20.12.2005 г. «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами прав на трудовые пенсии» указано, что в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7 - 13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
Согласно определению Конституционного суда РФ от 18.06.2004 г. № 197-О, тождественность выполняемых функций, условий и характера педагогической деятельности для решения вопроса о праве на зачет в стаж, необходимый для назначения трудовой пенсии по старости, может быть установлена судом общей юрисдикции.
В соответствии с п. 3 ст. 13 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух или более свидетелей при утрате документов и по другим причинам не по вине работника.
В судебном заседании установлено, что 11.09.1995 года Управлением народного образования Администрации Новоаннинского района Волгоградской области был издан приказ № 61 о переименовании должности организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы в школах района в должность заместителя директора по внеклассной и внешкольной воспитательной работе и внесении соответствующих записей в трудовые книжки работников и тарификационные списки.
Новоаннинской средней школой № 1 приказ Управления народного образования Администрации Новоаннинского района Волгоградской области от 11.09.1995 г. № 61 был исполнен 13.06.2000 г. В трудовую книжку Бяховой Е.В. была внесена соответствующая запись. 01.09.2001 г. были внесены изменения в тарификационные списки по школе.
Свидетель Б.Л. в судебном заседании имевшем место 22.11.2010 г. пояснила, что столь позднее выполнение приказа Управления народного образования Администрации Новоаннинского района о внесении изменений в название должности могло быть связано с ненадлежащим исполнением своих обязанностей работника, отвечающего за работу с кадрами.
В связи с изложенным суд считает, что несвоевременное внесение в трудовую книжку Бяховой Е.В. сведений о переименовании ее должности с организатора на заместителя директора по внеклассной и внешкольной воспитательной работе, не может служить основанием к отказу Бяховой Е.В. в назначении пенсии.
В соответствии со ст.19 Конституции РФ, равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности. Применительно к данному случаю, это Конституционное предписание следует рассматривать как гарантию равенства пенсионных прав преподавательского состава образовательных учреждений.
Как следует из определения Конституционного Суда РФ от 06.12.2001 года № 310-0, в силу ст.4 и ст.15 Конституции РФ, правоприменитель обязан руководствоваться принципом Верховенства Конституции РФ, и исходить из такого толкования подзаконных нормативных актов, которое не может противоречить Федеральным законам.
С учетом изложенного, суд считает, что поскольку ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» ст.28 не установлены ограничительные гарантии на социальное обеспечение по выслуге лет гражданам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, отказ Управления Пенсионного фонда РФ в Новоаннинском районе Волгоградской области Бяховой Е.В.в назначении досрочной трудовой пенсии по старости является незаконным, а поэтому требование Бяховой Е.В. о включении в специальный стаж периода её работы в должности «организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы» подлежит удовлетворению.
Специальный стаж Бяховой Е.В. на момент обращения в Управление пенсионного фонда составляет: 24 года 04 месяца 26 дней + 0 лет 08 месяцев 17 дней = 25 лет 1 месяц, то есть стаж более требуемого 25 летнего стажа.
Учитывая то обстоятельство, что Бяхова Е.В. в установленном законом порядке обратилась в Управление пенсионного фонда в Новоаннинском районе за назначением пенсии, однако ей в этом было необоснованно отказано, суд считает необходимым обязать Управление Пенсионного фонда в Новоаннинском районе назначить Бяховой Е.В. пенсию со дня обращения ее с заявлением в пенсионный орган.
Руководствуясь ст. ст.19, 39 Конституции РФ, ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 года № 173-ФЗ, ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Решение Управления Пенсионного фонда в Новоаннинском районе Волгоградской области от 19 октября 2010 г. № 129 об отказе в установлении досрочной пенсии по старости Бяховой Е.В. – признать незаконным.
Обязать Управление Пенсионного фонда в Новоаннинском районе Волгоградской области включить стаж работы Бяховой Е.В. период ее работы в должности организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с 01 ноября 1999 г. по 12 июня 2000 года и назначить Бяховой .В. трудовую пенсию с 06 октября 2010 г.
Решение в течение 10 дней может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Новоаннинский районный суд.
Судья Новоаннинского
районного суда:Журкин В.В.
Решение вынесено в совещательной
комнате, изготовлено с помощью компьютера.