Дело № 742/2010
РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации
г. Новоаннинский«02» декабря 2010 г.
Судья Новоаннинского районного суда Волгоградской области Журкин В.В.,
при секретаре Глейкиной Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Савостина Н.Н. к Управлению пенсионного фонда в Новоаннинском районе Волгоградской области о признании незаконным решения № 136 от 15 ноября 2010 г. об отказе в назначении пенсии Савостину Н.Н.,
УСТАНОВИЛ:
Савостин Н.Н. обратился в Новоаннинский районный суд с исковым заявлением об оспаривании решения Управления Пенсионного фонда в Новоаннинском районе об отказе в назначении ему пенсии.
В заявлении указывает, что решением Управления Пенсионного фонда в Новоаннинском районе Волгоградской области № 136 от 15.11.2010 г. ему было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, засчитав ему стаж работы в 7 лет 6 месяцев 19 дней. Однако его стаж работы в районах Крайнего Севера составляет более 14 лет. Управлением Пенсионного фонда из его трудового стажа были исключены периоды службы в ОВД ... горисполкома с ... г., а также курсы подготовки шоферов с ... г. Данное решение считает незаконным, поскольку в вышеуказанные периоды он служил и работал в районах Крайнего Севера, за что получал заработную плату. Просит суд решение Управления Пенсионного фонда в Новоаннинском районе от 15.11.2010 г. № 136 об отказе ему в установлении пенсии – не законным; - обязать Управление Пенсионного фонда в Новоаннинском районе включить в стаж его работы в районах Крайнего Севера периоды службы в ОВД Печерского горисполкома с ... г., курсы подготовки шоферов с .... и назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости с 08 ноября 2010 г.
В судебном заседании истец Савостин Н.Н. поддержал исковые требования и просит суд их удовлетворить.
Представитель Управления Пенсионного фонда в Новоаннинском районе Афонина Л.В., выступающая по доверенности с исковыми требованиями не согласна, считает, что они удовлетворению не подлежат. Просит суд в иске Савостину Н.Н. отказать.
Свидетель Ч. в судебном заседании пояснила, что Савостину Н.Н. не были зачтены в трудовой стаж периоды службы в ОВД ... горисполкома, как за работу в местности приравненной к районам крайнего севера, так как ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» предусмотрена работа в районах крайнего севера или местности крайнего севера. Период курсов подготовки шоферов с ... г. не были зачтены, поскольку фактически Савостин Н.Н. обучался на курсах подготовки шоферов с ... г., в связи с чем, включение в стаж работы периода с ... г. не возможен.
Суд, выслушав доводы истца, ответчика, свидетеля, изучив материалы дела полагает, что исковые требования Савостина Н.Н. удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
Федеральный закон РФ от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» устанавливает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали не менее 15 лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж не менее 25 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, трудовая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, трудовая пенсия назначается с уменьшением пенсионного возраста (60 лет) на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах (подп. 6 п. 1 ст. 28 Закона).
При назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 2, 6 и 13 пункта 1 настоящей статьи применяется перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, применявшийся при назначении государственных пенсий по старости в связи с работой на Крайнем Севере по состоянию на 31 декабря 2001 года (п.2 ст. 28 Закона).
В стаж работы в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях Управлением Пенсионного фонда не включена служба Савостина Н.Н. в органах внутренних дел с ...
Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) гарантируя каждому социальное обеспечение по старости, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан, правил их исчисления, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).
Государственная служба, работа по трудовому договору, предпринимательская деятельность представляют собой различные формы реализации права на труд. Граждане, реализовавшие конституционное право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (статья 37, часть 1, Конституции Российской Федерации), имеют право на социальное обеспечение, формы и виды которого зависят от особенностей их трудовой деятельности.
Военная служба и служба в органах внутренних дел являются особыми видами государственной службы. Правовое положение (специальный правовой статус) военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел определяются соответствующими законами, а их пенсионное обеспечение (за исключением военнослужащих по призыву) осуществляется на основании Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», определяющего - исходя из специфики такой службы и особого правового статуса военнослужащих - условия назначения им пенсий, порядок их исчисления и размеры, отличающиеся от аналогичных параметров трудовых пенсий: для них, в частности, предусмотрена такая мера государственной социальной защиты, как пенсия за выслугу лет, которая назначается при наличии соответствующей выслуги независимо от возраста военнослужащих, а финансирование пенсий осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Право на пенсию военнослужащими и сотрудниками правоохранительных органов реализуется, таким образом, в рамках государственного пенсионного обеспечения, в котором для данной категории граждан предусмотрено в целях компенсации риска воздействия неблагоприятных факторов природно-климатических условий районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на организм человека исчисление при назначении пенсии за выслугу лет периода службы в указанных районах и местностях на льготных условиях.
Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», введенный в действие с 1 января 2002 года, основан на принципах обязательного пенсионного страхования: согласно его статье 3 право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
При определении права на трудовую пенсию учитывается страховой стаж, под которым Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» понимает суммарную продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (статья 2). Периоды, включаемые в страховой стаж для установления трудовой пенсии, подразделяются на две группы. В одну входят периоды трудовой и (или) иной деятельности лиц, застрахованных в рамках системы обязательного пенсионного страхования, связанные с уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, а в другую - нестраховые периоды.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 11 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (если ему предшествовали или за ним следовали периоды работы), засчитывается в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10 данного Федерального закона, несмотря на то что страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации за граждан, проходящих указанную службу, не уплачивались и источник финансирования расходов на страховую часть трудовой пенсии отсутствовал. Порядок определения стажа урегулирован Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовой пенсии, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 года N 555.
Тем самым для военнослужащих и приравненных к ним по пенсионному обеспечению лиц предусмотрена возможность перехода из системы государственного пенсионного обеспечения в систему обязательного пенсионного страхования, ориентированную на определенный круг субъектов, включающую определенные правила уплаты страховых взносов, условия назначения страхового обеспечения и порядок исчисления его размеров, т.е. получения трудовой пенсии, предоставляемой в рамках обязательного пенсионного страхования.
При этом федеральный законодатель, определяя порядок сохранения пенсионных прав военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов в случае оставления ими службы до приобретения права на пенсию за выслугу лет (пенсии по государственному пенсионному обеспечению) и устанавливая правило о включении периодов прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы в страховой стаж, не предусмотрел зачет периодов службы в специальный стаж, в том числе в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Статьей 28.1 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (введенной Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и вступившей в силу с 1 января 2005 года) установлено, что при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к 1 ним местностях для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с работой в упомянутых районах и местностях к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 1-10 I пункта 1 статьи 27 и подпунктами 7-9 пункта 1 статьи 28 данного Федерального закона, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Такое решение не может расцениваться как ограничение конституционных прав и свобод лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и нарушение требований, вытекающих из конституционного принципа равенства, поскольку оно связано с тем, что страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации за период прохождения гражданами военной и приравненной к ней службы не уплачивались и, следовательно, такие граждане не относятся к числу субъектов, на равных участвующих в солидарной системе обязательного пенсионного страхования.
Кроме того, за граждан, пенсия которым назначается досрочно (на 5-10 лет раньше общеустановленного возраста), страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации в настоящее время уплачиваются на общих основаниях, т.е. по одинаковым тарифам всеми застрахованными, и возможность включения периодов прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающий право на досрочную трудовую пенсию, приводила бы к необоснованному расширению круга лиц, имеющих преимущества по отношению к другим застрахованным (Определение Конституционного Суда РФ от 10.03.2005 года №14-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Амурского городского Суда Хабаровского края...»; пункт 19 Постановления Пленума ВС РФ от 20.12.2005 г. №25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии.
В стаж работы в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях Управлением Пенсионного фонда не включен период обучения Савостина Н.Н. на курсах подготовки шоферов ... лесотехнической школы с ... года.
В соответствии с п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсияъх в РФ», утв. Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. №516 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
При применении настоящих Правил к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 г., единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.
Истцом Савостиным Н.Н. оспаривается период исключения из его трудового стажа учебы на курсах подготовки шоферов с ... г. Однако Савостин Н.Н. фактически обучался на курсах подготовки шоферов с ... г., в связи с чем, требование истца о включении в стаж работы периода с ... удовлетворению не подлежит.
С учетом всех обстоятельств, суд полагает, что требования Савостина Н.Н. о признании незаконным решения Управления Пенсионного фонда в Новоаннинском районе № 136 от 15.11.2010 г. удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст.7, 39 Конституции РФ, ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 года № 173-ФЗ, ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковое заявление Савостина Н.Н. о признании незаконным решения Управления Пенсионного фонда в Новоаннинском районе Волгоградской области от 15 ноября 2010 г. № 136 об отказе в установлении досрочной пенсии по старости Савостину Н.Н,, о понуждении Управления Пенсионного фонда в Новоаннинском районе Волгоградской области включить в стаж работы Савостина Н.Н. периоды службы в ОВД ... горисполкома с ... г., курсы подготовки шоферов с ... г. и назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости с 08 ноября 2010 г. – оставить без удовлетворения.
Решение в течение 10 дней может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Новоаннинский районный суд.
Мотивированное решение изготовлено 07 декабря 2010 г. с помощью компьютера.
Судья Новоаннинского
районного суда:Журкин В.В.
Решение вынесено в совещательной
комнате, изготовлено с помощью компьютера.