об обеспечении жильем лиц, относящихся к категории оставшихся без попечения родителей



Дело № 2-209/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Новоаннинский                                                                       «06» апреля 2011 года

Судья Новоаннинского районного суда Волгоградской области Костянова С.Н.,

при секретаре Драгуновой О.А.,

с участием старшего помощника прокурора Новоаннинского района Волгоградской области Медведицковой Н.А.,

Утямишевой Н.В.,

представителя органа опеки и попечительства Администрации ..... муниципального района Волгоградской области по доверенности от дата обезличена М.Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Новоаннинского района Волгоградской области в интересах Утямишевой Н.В. к Администрации ..... муниципального района Волгоградской области о внеочередном обеспечении жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

УСТАНОВИЛ:

           Прокурор Новоаннинского района Волгоградской области в интересах Утямишевой Н.В. обратился в Новоаннинский районный суд Волгоградской области с иском к Администрации ..... муниципального района Волгоградской области о внеочередном обеспечении жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В обоснование заявленных исковых требований указывает, что в ходе проведения прокуратурой Новоаннинского района Волгоградской области проверки деятельности Администрации ..... района Волгоградской области в части исполнения требований Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 года № 159-ФЗ, были выявлены нарушения указанного закона. Так, в соответствии со ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного за ними жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дальнейшее развитие данная норма получила в Законе Волгоградской области от 15.12.2005 года № 1147-ОД «О мерах социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся и обучающихся в государственных и муниципальных учреждениях Волгоградской области». Право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение вне очереди жилых помещений по договорам социального найма закреплено также в п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ. В ходе проведенной прокуратурой Новоаннинского района Волгоградской области установлено, что Утямишева Н.В., дата обезличена года рождения, распоряжением главы Администрации ..... муниципального района № номер обезличен от дата обезличена поставлена на учет в органах распределения жилья в статусе ребенок-сирота. Проживает в настоящее время в <адрес>. Она заканчивает обучение в ПУ-...... Вместе с тем, Утямишева Н.В., в нарушение требований ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также ст. 2 ст. 4 Закона Волгоградской области «О мерах социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся и обучающихся в государственных и муниципальных учреждениях Волгоградской области», не обеспечена жилой площадью в соответствии с установленными нормативами.

    Просит суд обязать Администрацию ..... муниципального района Волгоградской области обеспечить Утямишеву Н.В. вне очереди жилой площадью в соответствии с установленными нормативами.

          В судебном заседании старший помощник прокурора Новоаннинского района Волгоградской области Медведицкова Н.А. исковые требования поддержала, просит их удовлетворить, так как обязанность Администрации ..... муниципального района по обеспечению Утямишевой Н.В. вне очереди жилой площадью установлена Законодательством РФ, а данная обязанность не исполняется.

         В судебном заседании Утямишева Н.В. заявленные исковые требования поддержала, просит их удовлетворить, пояснив, что её родители погибли, впоследствии она была удочерена У.Т.П.. Мать У.Т.П. умерла дата обезличена, отец был записан в свидетельстве о рождении со слов матери и по её заявлению, однако фактически отца у нее нет. Собственного жилья не имеет. По собственному заявлению, поданному в дата обезличена в Администрацию ..... района, была поставлена на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилья. Летом прошлого года закончила ..... сельскохозяйственный колледж. После окончания колледжа поступила в НУ-..... для того, чтобы находится на государственном обеспечении. Закрепленного жилья не имеет, проживает в съемной квартире.

          Представитель ответчика Администрации ..... района Волгоградской области по доверенности от дата обезличена Дугин Р.П., надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного заседания /л.д. 21/, в суд не явился, причины неявки суду не известны. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, с учетом доказательств, имеющихся в материалах дела.

            Представитель органа опеки и попечительства Администрации ..... муниципального района Волгоградской области по доверенности от дата обезличена М.Н.В. в судебном заседании просит отказать в удовлетворении заявленных исковых требований, пояснив, что обеспечение жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производится Администрацией ..... района путем приобретения жилья для указанной категории лиц за счет средств областного бюджета выделяемых в форме субвенций. Каждый год Администрацией ..... района составляются списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по их заявлениям, и данные списки подаются в Администрацию Волгоградской области для последующего выделения из областного бюджета субвенций для приобретения жилья. Однако, деньги выделяются не в том количестве, которое было бы достаточно для приобретения жилья всем нуждающимся данной категории лиц. Утямишева Н.В. сама на учет в предоставлении жилья не вставала, отдел народного образования, при проверке списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в дата обезличена выявил, что Утямишева Н.В. имеет право на получение жилья. В связи с данным обстоятельством, заявление в Администрацию ..... муниципального района о том, что Утямишева Н.В. нуждается в жилом помещении, было подано только дата обезличена, когда заявка со списком лиц, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении, на дата обезличена о выделении субвенции из областного бюджета была уже направлена в Администрацию Волгоградской области. Постановлением главы Администрации ..... района от дата обезличена Утямишева Н.В. поставлена на учет в органах распределения жилья в статусе ребенок-сирота, однако, в связи с тем, что она обратилась с заявлением только дата обезличена, то в заявку на приобретение жилья в дата обезличена не включена. В настоящее время, собственного жилья у Утямишевой Н.В. нет, она имеет право на получение социального жилья. Но закон обязывает обеспечивать детей сирот жильем после окончания учебного заведения. Утямишева будет оканчивать ПУ-..... только в дата обезличена.

Суд, выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, считает, что исковое заявление прокурора Новоаннинского района Волгоградской области подлежит удовлетворению по следующим обстоятельствам.

    Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ (ред. от 17.12.2009) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

    В соответствии со ст. 2 того же Федерального закона, он регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

    В судебном заседании установлено, что матерью Утямишевой Н.В., дата обезличена года рождения /л.д. 9/ является У.Т.П., что подтверждается справкой о рождении Утямишевой Н.В. /л.д. 8/. Отца у Утямишевой Н.В. никогда не было, а сведения о нем были внесены в запись акта о рождении по заявлению матери, что подтверждается справкой /л.д. 6/, а также показаниями самой Утямишевой Н.В., данными ею в судебном заседании. Согласно свидетельства о смерти /л.д. 7/, мать Утямишевой Н.В. – У.Т.П. умерла дата обезличена.

    Таким образом, Утямишева Н.В. относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которыми признаются - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей, что также нашло свое подтверждение в постановлении Администрации ..... муниципального района от дата обезличена /л.д. 5/, согласно которого над несовершеннолетней Утямишевой Н.В. установлена опека, опекуном назначена Б.В.П..

    В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ (ред. от 17.12.2009) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.

    Согласно ст. 5 того же закона, предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

    На основании ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ (ред. от 17.12.2009) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

     В силу п. 2 ст. 4 Закона Волгоградской области от 15.12.2005 года № 1147-ОД (ред. от 09.12.2010) "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся и обучающихся в государственных и муниципальных учреждениях Волгоградской области", дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие собственного или закрепленного за ними жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами местного самоуправления по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленной нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечиваются органами местного самоуправления муниципального района или городского округа жилой площадью по месту жительства.

    Согласно справки отдела народного образования Администрации ..... муниципального района от дата обезличена /л.д. 11/, Утямишева Н.В. состоит на регистрационном учете на получение жилья, как гражданин, относящийся к категории дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей и лица из их числа. Кроме того, постановка Утямишевой Н.В. на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилья не отрицается и представителем органа опеки и попечительства Администрации ..... района М.Н.В. в судебном заседании. В настоящее время Утямишева Н.В. обучается в ГОУ «ПУ-16» г. Новоаннинский Волгоградской области.

    Судом также установлено, что по сведениям ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ», Утямишева Н.В. собственного жилья не имеет /л.д. 10/.

    На основании изложенного суд приходит к выводу, что у Утямишевой Н.В. возникло право на обеспечение жилым помещением в соответствии с положениями ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ (ред. от 17.12.2009) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

    Факт того, что Утямишева Н.В. в настоящее время обучается в ГОУ «ПУ.....» <адрес>, не может служить основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, по следующим основаниям.

    В обоснование заявленных требований прокурор Новоаннинского района ссылается на положения п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, согласно которым, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

    В силу приведенной нормы Жилищного кодекса РФ, основаниями возникновения права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, являются перечисленные в ней юридические факты, каждый из которых имеет самостоятельное значение. В данном случае, к таким юридическим фактам относится прекращение опеки (попечительства) над лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно ст. 40 ГК РФ, по достижении малолетним подопечным четырнадцати лет опека над ним прекращается, а гражданин, осуществлявший обязанности опекуна, становится попечителем несовершеннолетнего без дополнительного решения об этом.

     Попечительство над несовершеннолетним прекращается без особого решения по достижении несовершеннолетним подопечным восемнадцати лет.

    Следовательно, у Утямишевой Н.В., как нуждающейся в жилом помещении, после достижения ею совершеннолетия и прекращения над ней попечительства, то есть дата обезличена, возникло на основании п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма. Утямишева Н.В., имеющая право на внеочередное получение жилого помещения, была поставлена дата обезличена на учет на получение жилья, однако, полагающееся по закону жилое помещение по договору социального найма ей так и не было предоставлено. Кроме того Утямишева Н.В. в дата обезличена окончила ..... сельскохозяйственный колледж и в дата обезличена должна была быть обеспечена социальным жильем.

    Доводы представителя органа опеки и попечительства Администрации ..... муниципального района о том, что жилое помещение предоставляется детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по мере поступления субвенций из областного бюджета по заявкам, составленным на основании списков лиц, поставленных на учет в качестве нуждающихся во внеочередном предоставлении жилья, и направленным в Администрацию Волгоградской области, в связи с чем, Утямишева Н.В., подавшая заявление уже после направления такой заявки на дата обезличена, в текущем году не сможет получить жилье, так как денежные средства для приобретения ей жилья не предусмотрены, суд находит не основанными на законе, так как обеспечение вне очереди жилым помещением детей, указанных в Федеральном законе "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" не ставится законодательством в зависимость о наступления каких-либо условий.

Не являются обоснованными к отказу в иске доводы представителя органа опеки и попечительства о том, что Утямишева Н.В. лично не обращалась с заявлением о постановке её на учет детей-сирот нуждающихся в жилье, поскольку органы местного самоуправления обязаны выявлять таких детей, не зависимо от подачи ими соответствующего заявления.

    На основании вышеизложенного, суд считает исковое заявление прокурора Новоаннинского района подлежащим удовлетворению.

В соответствии со ст. 258 ч. 1 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

В связи с чем, суд считает необходимым обязать Администрацию ..... муниципального района обеспечить Утямишеву Н.В. вне очереди жилой площадью в соответствии с установленными нормативами.

Руководствуясь ст. 194-199,258 ГПК РФ, ст. 40 ГК РФ, ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ст. 57 Жилищного кодекса РФ,

РЕШИЛ:

    Исковое заявление прокурора Новоаннинского района Волгоградской области в интересах Утямишевой Н.В. к Администрации ..... муниципального района Волгоградской области о внеочередном обеспечении жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – удовлетворить.

Обязать Администрацию ..... муниципального района Волгоградской области обеспечить Утямишеву Н.В., дата обезличена года рождения вне очереди жилой площадью в соответствии с установленными нормативами.

     Решение в течение 10 дней со дня изготовления в окончательной форме может быть обжаловано в Волгоградский областной суд путем подачи кассационной жалобы в Новоаннинский районный суд.

Судья _____________ /Костянова С.Н./

Решение в окончательной форме изготовлено 11 апреля 2011 года.