о внеочередном обеспечении жилой площадью



Дело № 2-293/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Новоаннинский                                                                       «17» мая 2011 года

Судья Новоаннинского районного суда Волгоградской области Костянова С.Н.,

при секретаре Драгуновой О.А.,

с участием истца - заместителя прокурора Новоаннинского района Волгоградской области Панфилова А.А.,

истца Шорина В.А.,

представителя ответчика Администрации ...... муниципального района Волгоградской области по доверенности от дата обезличенаКомиссарова С.Н.,

представителя органа опеки и попечительства Администрации ...... муниципального района Волгоградской области по доверенности от дата обезличена М.Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Новоаннинского района Волгоградской области, действующего в интересах Шорина В.А. к Администрации ...... муниципального района Волгоградской области о внеочередном обеспечении жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

УСТАНОВИЛ:

           Прокурор Новоаннинского района Волгоградской области в интересах Шорина В.А. обратился в Новоаннинский районный суд Волгоградской области с иском к Администрации ...... муниципального района Волгоградской области о внеочередном обеспечении жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

        В обоснование заявленных исковых требований указывает, что в ходе проведения прокуратурой Новоаннинского района Волгоградской области проверки деятельности Администрации ...... района Волгоградской области в части исполнения требований Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 года № 159-ФЗ, были выявлены нарушения указанного закона. Так, в соответствии со ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного за ними жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дальнейшее развитие данная норма получила в Законе Волгоградской области от 15.12.2005 года № 1147-ОД «О мерах социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся и обучающихся в государственных и муниципальных учреждениях Волгоградской области». Право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение вне очереди жилых помещений по договорам социального найма закреплено также в п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ. В ходе проведенной прокуратурой Новоаннинского района Волгоградской области установлено, что Шорин В.А., дата обезличена года рождения, распоряжением главы Администрации ...... муниципального района № номер обезличен от дата обезличена поставлен на учет в органах распределения жилья в статусе ребенок-сирота. Окончил образовательное учреждение. В нарушение требований ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также ст. 2 ст. 4 Закона Волгоградской области «О мерах социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся и обучающихся в государственных и муниципальных учреждениях Волгоградской области», Шорин В.А. не обеспечен жилой площадью в соответствии с установленными нормативами.

    Просит суд обязать Администрацию ...... муниципального района Волгоградской области обеспечить Шорина В.А. вне очереди жилой площадью в соответствии с установленными нормативами.

          В судебном заседании истец - заместитель прокурора Новоаннинского района Волгоградской области Панфилов А.А. исковые требования поддержал, просит их удовлетворить в полном объеме, не возражает против предоставления ответчику пятимесячного срока для добровольного исполнения решения суда.

        В судебном заседании Шорин В.А. исковые требования поддержал, просит их удовлетворить, пояснив, что он до достижения возраста 23 лет обращался в органы опеки и попечительства Администрации ...... муниципального района Волгоградской области с заявлением о постановке на регистрационный учет для получения социального жилья. Руководителя органа опеки и попечительства во время его обращения на месте не было, он оставил попытку подачи заявления и уехал в г. Волгоград, где у него сложились тяжелые жизненные обстоятельства. Через 7 лет он вернулся в г. Новоаннинский и вновь обратился с заявлением в Администрацию ...... муниципального района, где его заявление об обеспечении жильем было рассмотрено опекунским советом и было принято решение о постановке его на регистрационный учет. Распоряжением Администрации ...... муниципального района от дата обезличена он был поставлен на регистрационный учет в органах распределения жилья в статусе ребенок-сирота, но до настоящего времени жильем не обеспечен. В настоящее время он проживает в арендуемом жилье, своего собственного жилья не имеет. Закрепленное жилье находится в непригодном для проживания состоянии. Мать лишена родительских прав, место нахождение отца не известно с дата обезличена. Не возражает против предоставления ответчику срока для добровольного исполнения решения суда.

       Представитель ответчика Администрации ...... района Волгоградской области по доверенности Комиссаров С.Н. в судебном заседании исковые требования признал, просит суд предоставить срок для добровольного исполнения решения суда в течение пяти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

            Представитель органа опеки и попечительства Администрации ...... муниципального района Волгоградской области по доверенности от дата обезличена М.Н.В. не возражает против удовлетворения исковых требований, пояснив, что Шорин В.А. действительно обратился в Администрацию ...... муниципального района Волгоградской области с заявлением об обеспечении социальным жильем после достижения 23 лет. В соответствии с Законом Волгоградской области от 05 мая 2008 года №1679-О «О внесении изменений в ст. 4 Закона Волгоградской области от 15.12.2005 г. №1147 –ОД «О мерах социальной поддержки детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей» лица из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не вставшие (поставленные) на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении до достижения возраста 23 лет и не реализовавшие по независящим от них причинам право на жилое помещение, не утрачивают данное право по достижении указанного возраста. Постановлением Главы Администрации ...... муниципального района Волгоградской области №номер обезличен от дата обезличена было постановлено, что решение о предоставлении жилья лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не вставшие (поставленные) на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении до достижения возраста 23 лет и не реализовавшие по независящим от них причинам право на жилое помещение, принимается на заседании опекунского совета по опеке и попечительству Администрации ...... муниципального района. Заявление Шорина В.А. было предметом обсуждения опекунского совета по опеке и попечительству, и учитывая тяжелые жизненные обстоятельства, возникшие у Шорина В.А. из-за которых он не мог во время реализовать свое право на обеспечение социальным жильем, было принято решение о постановке его на регистрационный учет. Распоряжением главы Администрации ...... района №номер обезличен от дата обезличена Шорин В.А. был поставлен на учет в качестве нуждающегося в обеспечении жильем. Шорин В.А. был воспитанником детского дома, собственного жилья не имеет, закрепленное за ним жилье не пригодно для проживания.

Суд, выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, считает, что исковое заявление прокурора Новоаннинского района Волгоградской области подлежит удовлетворению по следующим обстоятельствам.

    Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ (ред. от 17.12.2009) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

    В соответствии со ст. 2 того же Федерального закона, он регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

    В судебном заседании установлено, что мать Шорина В.А. лишена родительских прав на основании решения Новоаннинского районного суда Волгоградской области /л.д. 13/. Место нахождения отца не известно, что подтверждается постановлением Администрации ...... района от дата обезличенаномер обезличен о направлении Шорина В.А. в детский дом /л.д. 10/

    Распоряжением главы Администрации ...... муниципального района №номер обезличен от дата обезличена Шорин В.А. поставлен на регистрационный учет на получение жилья /л.д. 14/.

    В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ (ред. от 17.12.2009) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.

    Согласно ст. 5 того же закона, предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

    На основании ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ (ред. от 17.12.2009) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

     В силу п. 2 ст. 4 Закона Волгоградской области от 15.12.2005 года № 1147-ОД (ред. от 09.12.2010) "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся и обучающихся в государственных и муниципальных учреждениях Волгоградской области", дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие собственного или закрепленного за ними жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами местного самоуправления по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленной нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечиваются органами местного самоуправления муниципального района или городского округа жилой площадью по месту жительства.

    Судом также установлено, что Шорин В.А. постоянно зарегистрирован по адресу: <адрес>, что нашло свое подтверждение отметкой в паспорте /л.д. 15/, по сведениям ...... отделения БТИ /л.д. 6, 12/, у Шорина В.А. и у его матери Е.З.В. собственного жилья нет. Закрепленное за Шориным В.А. жилье находится в аварийном состоянии и не пригодно для проживания, что подтверждается справкой Администрации ...... сельского поселения Новоаннинского района от дата обезличенаномер обезличен /л.д. 31/.

Шорин В.А. обратился в Администрацию ...... муниицпального района с заявлением о постановке его на регистрационный учет в дата обезличена после достижения 23 лет /л.д.22/.

В соответствии с Законом Волгоградской области от 05 мая 2008 года №1679-О «О внесении изменений в ст. 4 Закона Волгоградской области от 15.12.2005 г. №1147 –ОД «О мерах социальной поддержки детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей» лица из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не вставшие (поставленные) на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении до достижения возраста 23 лет и не реализовавшие по независящим от них причинам право на жилое помещение, не утрачивают данное право по достижении указанного возраста. Поскольку опекунский совет принял положительное решение по заявлению Шорина В.А. об обеспечении его жильем, что подтвердила в судебном заседании представитель органа опеки и попечительства, распоряжением от 10.07.2009 г. был поставлен на учет в качестве нуждающегося в обеспечении жильем суд приходит к выводу, что у Шорина В.А. возникло право на обеспечение жилым помещением в соответствии с положениями ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ (ред. от 17.12.2009) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

    В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

На основании вышеизложенного, суд считает исковое заявление прокурора Новоаннинского района подлежащим удовлетворению.

В соответствии со ст. 258 ч. 1 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

В связи с чем, суд считает необходимым обязать Администрацию ...... муниципального района обеспечить Шорина В.А. вне очереди жилой площадью в соответствии с установленными нормативами.

    В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Суд считает необходимым определить срок для добровольного исполнения ответчиком указанного решения суда до пяти месяцев включительно, со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст. 194-199,258 ГПК РФ, ст. 40 ГК РФ, ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ст. 57 Жилищного кодекса РФ,

РЕШИЛ:

    Исковое заявление прокурора Новоаннинского района Волгоградской области в интересах Шорина В.А. к Администрации ...... муниципального района Волгоградской области о внеочередном обеспечении жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – удовлетворить.

Обязать Администрацию ...... муниципального района Волгоградской области, в срок 5 (пять) месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу, обеспечить Шорина В.А., дата обезличена года рождения вне очереди жилой площадью в соответствии с установленными нормативами.

     Решение в течение 10 дней может быть обжаловано в Волгоградский областной суд путем подачи кассационной жалобы в Новоаннинский районный суд.

Судья _____________ /Костянова С.Н./

Решение постановлено в совещательной комнате с помощью компьютера.