Дело № 2-493/2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Новоаннинский «10» августа 2011 г. Судья Новоаннинского районного суда Волгоградской области Денисов С.А., при секретаре Пивневой А.В., с участием истца прокурора <адрес> Цыганкова О.Ю., представителей ответчика администрации городского поселения <адрес> муниципального района <адрес> по доверенностям от ХХ: - Челышева В.И., Ребрина Ю.А. и Красновой И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес>, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского поселения <адрес> муниципального района <адрес> о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и о понуждении совершить определенные действия, УСТАНОВИЛ: Прокурор <адрес> области Цыганков О.Ю. обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского поселения <адрес> муниципального района <адрес> о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и о понуждении совершить определенные действия, указав, что в ходе проведенной прокуратурой <адрес> проверки соблюдения требований действующего законодательства по обеспечению мер пожарной безопасности в деятельности администрации городского поселения <адрес> муниципального района <адрес> были выявлены нарушения пожарного законодательства. В результате чего, ХХ в адрес главы администрации городского поселения <адрес> прокуратурой района внесено представление об устранении нарушений. 27.05.2011годаглаве администрациигородского поселения <адрес> прокурором <адрес> объявлено предостережениеонедопущении нарушений противопожарного законодательства. Однако, конкретные меры по обеспечению пожарной безопасности на территории поселения должностными лицами администрации городского поселения <адрес> до настоящее время не приняты. В ходе проверки установлено, что по состоянию на ХХ и ХХ на территории городского поселения <адрес>, на территории ТОСа № <адрес> - не организован покос травы, вырубка высохшего кустарника, на территории ГУ «...» березовая роща - организована несанкционированная свалка горючих отходов; на территории ТОСа № <адрес> - не организован покос травы, вырубка высохшего кустарника, непосредственно у строений жилого сектора; на прилегающей территории к сельскохозяйственному предприятию «...» не организован покос травы; на территории «зелёное кольцо», ГУ «... отсутствует опашка, окос травы от лесопосадки; АЗС-... - не обновлена опашка, окос травы осуществлён не в полной мере; на прилегающей территории к ОАО «...», а также территории ТОСа №, ... не организован покос травы; на территории ТОСов №, №, № организована несанкционированная свалка горючих отходов, не организован покос травы от ООО «...» до поликлиники МУЗ «...», на территории ТОС №, овраг между ОАО «...» и <адрес> организована несанкционированная свалка горючих отходов. 11.07.2011 года Постановлением Главы администрации Волгоградской области № 351-п «Об особом противопожарном режиме на территории Волгоградской области» установлен режим чрезвычайной пожарной опасности на территории области. Бездействиеответчика при установившейся на территории <адрес> муниципального района устойчивой сухой, аномальной жаркой погодыможет привести к возникновению ландшафтных пожаров и возникновению чрезвычайной ситуации, в результате которой может быть причинен вред здоровью и привести к гибели населения, проживающего на территории городского поселения <адрес>, причинен существенный имущественный вред гражданам, проживающим на территории городского поселения.Просит судпризнать незаконным бездействие администрации городского поселения <адрес> муниципального района <адрес> по обеспечению мер пожарной безопасности, обязать администрацию городского поселения <адрес> произвести противопожарную опашку всех населенных пунктов, расположенных на территории городского поселения <адрес>, осуществить работу по благоустройству территорий населенныхпунктов в соответствии с противопожарными требованиями. Прокурор <адрес> в судебном заседании уточнил исковые требования, просит суд признать незаконным бездействие администрации городского поселения <адрес> муниципального района <адрес> по обеспечению мер пожарной безопасности, обязать администрацию городского поселения <адрес> осуществить работу по благоустройству территорий ТОСов в соответствии с противопожарными требованиями, произвести покос травы, вырубку высохшего кустарника, устранение несанкционированных свалок на территории ТОСов, необходимую противопожарную опашку отдельных территорий городского поселения. Представители ответчика администрации городского поселения <адрес> Челышев В.И., Ребрин Ю.А. и Краснова И.А. в судебном заседании просят разрешить спор на усмотрение суда, пояснив, что работы в настоящее время по благоустройству территорий ТОСов в соответствии с противопожарными требованиями ведутся, но имеются финансовые трудности, в связи с чем устранить недостатки в полном объеме и в установленный срок не представляется возможным. Представитель третьего лица отделения надзорной деятельности по <адрес> ГУ МЧС России Челядинов С.В. в судебном заседании пояснил, что в настоящее время выявленные нарушения противопожарных требований администрацией городского поселения <адрес> в полном объеме не устранены. Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, считает, что исковое заявление прокурора подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Статья 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения, т.е. вопросам непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно, относит участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения; организация благоустройства, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах населенных пунктов поселения; организация и осуществление мероприятий по защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В судебном заседании установлено, что территория городского поселения <адрес> не соответствует требованиям пожарной безопасности, состояние благоустройства территорий ТОСов (покос травы, вырубка высохшего кустарника, опашка конкретных территорий и устранение несанкционированных свалок), находится в неудовлетворительном состоянии /т.1 л.д. 13, 14/. ХХ в адрес главы администрации городского поселения <адрес> прокуратурой района внесено представление об устранении нарушений /т.1 л.д. 6-7/. ХХгода
В соответствии с ч.1 п.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся формирование, утверждение, исполнение бюджета поселения и контроль за исполнением данного бюджета.
Конституция РФ (ст. 42) гарантирует каждому человеку право на благоприятную окружающую среду. Жизнь и здоровье населения является приоритетной ценностью при осуществлении деятельности государственными и муниципальными органами.
В соответствии со ст. 30 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", в случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях может устанавливаться особый противопожарный режим. На период действия особого противопожарного режима на соответствующих территориях нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности, в том числе предусматривающие привлечение населения для локализации пожаров вне границ населенных пунктов, запрет на посещение гражданами лесов, принятие дополнительных мер, препятствующих распространению лесных и иных пожаров вне границ населенных пунктов на земли населенных пунктов (увеличение противопожарных разрывов по границам населенных пунктов, создание противопожарных минерализованных полос и подобные меры).
Согласно статьи 15 Закона Волгоградской области от 28 апреля 2006 г. N 1220-ОД "О пожарной безопасности", к полномочиям администрации Волгоградской области в сфере обеспечения пожарной безопасности относятся:
нормативное правовое регулирование в пределах своей компетенции;
разработка и исполнение областного бюджета в части расходов на пожарную безопасность, в том числе на содержание Противопожарной службы;
создание, ликвидация и реорганизация подразделений Противопожарной службы;
(в ред. Закона Волгоградской области от 31.12.2009 N 1980-ОД)
организация тушения пожаров, за исключением случаев, установленных Федеральным законом "О пожарной безопасности";
разработка, организация выполнения и финансирование областных целевых программ;
разработка и исполнение мер социального и экономического стимулирования обеспечения пожарной безопасности, в том числе осуществление производства и закупок пожарно-технической продукции, а также организация участия населения в борьбе с пожарами;
определение приоритетных направлений деятельности и финансирования системы обеспечения пожарной безопасности Волгоградской области на основе анализа ее состояния, а также контроль за функционированием этой системы;
утверждение перечня организаций, в которых в обязательном порядке создается пожарная охрана, содержащаяся за счет средств областного бюджета;
обеспечение реализации прав граждан и организаций в сфере обеспечения пожарной безопасности;
(в ред. Закона Волгоградской области от 11.06.2008 N 1704-ОД)
организация обучения населения мерам пожарной безопасности;
установление особого противопожарного режима на территории Волгоградской области или на территории нескольких муниципальных образований, а также дополнительных требований пожарной безопасности, предусмотренных нормативными правовыми актами в сфере обеспечения пожарной безопасности;
информирование населения о принятых решениях по обеспечению пожарной безопасности;
поощрение и представление к награждению личного состава Противопожарной службы и активных граждан за проявленные мужество и героизм при тушении пожаров, спасательных работах, а также за успешную деятельность по профилактике пожаров;
участие в международном сотрудничестве в сфере пожарной безопасности;
организация выполнения и осуществление мер пожарной безопасности;
осуществление мер по правовой и социальной защите личного состава подразделений Противопожарной службы и членов их семей;
осуществление иных полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Волгоградской области.
11.07.2011 года постановлениемглавы администрации Волгоградской области № 351-п «Об особом противопожарном режиме на территории Волгоградской области» установлен режим чрезвычайной пожарной опасности на территории области.
Согласно представленных суду документов /т.1 л.д. 23-80/, а также показаниям представителей ответчика, данных ими в судебном заседании, администрацией городского поселения <адрес> ведутся работы по устранению нарушений в части требований пожарной безопасности, однако, проверкой установлено, что по состоянию на ХХ и ХХ на территории городского поселения <адрес>, на территории ТОСа № <адрес> - не организован покос травы, вырубка высохшего кустарника, на территории ГУ «...» березовая роща - организована несанкционированная свалка горючих отходов; на территории ТОСа № <адрес> - не организован покос травы, вырубка высохшего кустарника, непосредственно у строений жилого сектора; на прилегающей территории к сельскохозяйственному предприятию «...» не организован покос травы; на территории «зелёное кольцо», ГУ «... отсутствует опашка, окос травы от лесопосадки; АЗС-... - не обновлена опашка, окос травы осуществлён не в полной мере; на прилегающей территории к ОАО «...», а также территории ТОСа №, <адрес> не организован покос травы; на территории ТОСов №, №, № организована несанкционированная свалка горючих отходов, не организован покос травы от ООО «...» до поликлиники МУЗ «...», на территории ТОС № овраг между ОАО «...» и <адрес> организована несанкционированная свалка горючих отходов /т.1 л.д. 13-14/.
В связи с чем суд приходит к выводу о наличии незаконного бездействия со стороны администрации городского поселения <адрес> по обеспечению мер пожарной безопасности.
Представители ответчика не отрицают наличие обязанности ответчика по обеспечению мер пожарной безопасности. При этом, доводы представителей ответчиков о том, что ими предпринимаются все возможные меры для решения данного вопроса, а неисполнение требований пожарной безопасности обусловлено финансовыми трудностями, суд считает необоснованными, поскольку они не могут служить основанием для отказа в удовлетворении исковых требований прокурора <адрес>.
По смыслу закона, под бездействием понимается несовершение соответствующими органами, должностными лицами, государственными и муниципальными служащими действий (непринятие решений), обязанность по совершению (принятию) которых возложена на них законом либо иным нормативным правовым актом.
Судом установлено, что об имеющихся нарушениях требований пожарной безопасности ответчику было известно, поскольку он осуществлял определенные мероприятия, направленные на их устранение, о чем предоставил суду доказательства, исследованные в судебном заседании.В целом ответчик проявил бездействие и не принял всех, требуемых законом мер, по надлежащему исполнению требований пожарной безопасности, что при установившейся на территории Новоаннинского муниципального района устойчивой сухой, аномальной жаркой погодыможет привести к возникновению ландшафтных пожаров и возникновению чрезвычайной ситуации, в результате которой может быть причинен вред здоровью населения, проживающего на территории городского поселения <адрес>, причинен существенный имущественный вред гражданам.
На основании изложенного выше, суд считает исковое заявление прокурора <адрес>, действующего в интересах неопределенного круга лиц подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, ФЗ от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", законом Волгоградской области от 28 апреля 2006 г. N 1220-ОД "О пожарной безопасности", постановлением главы администрации Волгоградской области № 351-п «Об особом противопожарном режиме на территории Волгоградской области», ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»,
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора <адрес>, действующего в интересах неопределенного круга лиц - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации городского поселения <адрес> муниципального района <адрес> по обеспечению мер пожарной безопасности.
Обязать администрацию городского поселения <адрес> муниципального района <адрес> осуществить работу по благоустройству территорий ТОСов в соответствии с противопожарными требованиями, произвести покос травы, вырубку высохшего кустарника, устранение несанкционированных свалок на территории ТОСов, необходимую противопожарную опашку отдельных территорий городского поселения.
Решение в течение 10 дней со дня изготовления в окончательной форме может быть обжаловано в Волгоградский областной суд путем подачи кассационной жалобы в Новоаннинский районный суд.
Судья ________________ С.А. Денисов.
Решение в окончательной форме изготовлено 15 августа 2011 г.