Дело № 2-767/2011
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Новоаннинский «07» декабря 2011 года
Судья Новоаннинского районного суда Волгоградской области Костянова С.Н.,
при секретаре Пивневой А.В.,
с участием истца - помощника прокурора Новоаннинского района Волгоградской области Таболаева А.А.,
истца Крамаренко В.Ю.,
представителя ответчика администрации Новоаннинского муниципального района Волгоградской области по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ – Дугина Р.П.,
представителя органа опеки и попечительства Администрации Новоаннинского муниципального района Волгоградской области по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ Песковацковой С.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Новоаннинского района Волгоградской области, действующего в интересах Крамаренко В.Ю., к администрации Новоаннинского муниципального района Волгоградской области о внеочередном обеспечении жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Новоаннинского района Волгоградской области в интересах Крамаренко В.Ю., обратился в Новоаннинский районный суд Волгоградской области с иском к администрации Новоаннинского муниципального района Волгоградской области о внеочередном обеспечении жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В обоснование заявленных исковых требований указывает, что в ходе проведения прокуратурой Новоаннинского района Волгоградской области проверки деятельности администрации Новоаннинского района Волгоградской области, в части исполнения требований Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 года № 159-ФЗ, были выявлены нарушения указанного закона. Так, в соответствии со ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного за ними жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дальнейшее развитие данная норма получила в Законе Волгоградской области от 15.12.2005 года № 1147-ОД «О мерах социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся и обучающихся в государственных и муниципальных учреждениях Волгоградской области». Право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение вне очереди жилых помещений по договорам социального найма закреплено также в п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ. В ходе проведенной прокуратурой Новоаннинского района Волгоградской области проверки установлено, что Крамаренко В.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, распоряжением главы администрации Новоаннинского муниципального района номер обезличен от ДД.ММ.ГГГГ поставлен на учет в органах распределения жилья в статусе ребенок-сирота. По окончании службы в рядах Вооруженных сил РФ, вернулся в Новоаннинский район для дальнейшего проживания. В нарушение требований ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также ст. 2 ст. 4 Закона Волгоградской области «О мерах социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся и обучающихся в государственных и муниципальных учреждениях Волгоградской области», Крамаренко В.Ю., не обеспечен жилой площадью в соответствии с установленными нормативами.
Просит суд обязать администрацию Новоаннинского муниципального района Волгоградской области обеспечить Крамаренко В.Ю. вне очереди жилой площадью в соответствии с установленными нормативами.
В судебном заседании истец - помощник прокурора Новоаннинского района Волгоградской области Таболаев А.А. исковые требования поддержал, просит их удовлетворить в полном объеме.
В судебном заседании Крамаренко В.Ю. исковые требования поддержал, просит их удовлетворить, пояснив, что он проживает и зарегистрирован по адресу: <адрес>, у своей бабушки. Его отец лишен родительских прав, мать безвестно исчезла. В настоящее время он поставлен на учет для получения жилья, жильем не обеспечен.
Представитель ответчика администрации Новоаннинского района Волгоградской области по доверенности Дугин Р.П. в судебном заседании исковые требования признал, не возражает против их удовлетворения, пояснив, что в ближайшее время истцу будет предоставлено жилье по договору социального найма.
Представитель органа опеки и попечительства администрации Новоаннинского муниципального района Волгоградской области по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ Песковацкова С.И. поддержала исковые требования, пояснив, что Крамаренко В.Ю. относится к категории лиц, которым в соответствии с ФЗ №159 от 21.12.1996 г. должно быть предоставлено жилье. Закрепленного за ним жилья не имеет. В интересах Крамаренко В.Ю. считает необходимым исковое заявление удовлетворить.
Суд, выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, считает, что исковое заявление прокурора Новоаннинского района Волгоградской области подлежит удовлетворению по следующим обстоятельствам.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ (ред. от 17.12.2009) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В соответствии со ст. 2 того же Федерального закона, он регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В судебном заседании установлено, что отец Крамаренко В.Ю. – К.Ю.Н. лишен родительских прав в отношении Крамаренко В.Ю., о чем имеется решение Новониколаевского районного суда Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ /л.д. 8/, место нахождение матери М.Г.Д. не известно, в связи с чем, на основании решения Новоаннинского районного суда Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ Крамаренко В.Ю. был признан оставленным без попечения родителей /л.д. 7/.
Таким образом, Крамаренко В.Ю. относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.
Распоряжением главы администрации Новоаннинского муниципального района номер обезличен от ДД.ММ.ГГГГ Крамаренко В.Ю. поставлен на регистрационный учет на получение жилья, что подтверждается учетным делом на истца – Крамаренко В.Ю. /л.д. 20-31/, а также справкой отдела народного образования администрации Новоаннинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ /л.д. 13/
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ (ред. от 17.12.2009) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.
Согласно ст. 5 того же закона, предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
На основании ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ (ред. от 17.12.2009) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В силу п. 2 ст. 4 Закона Волгоградской области от 15.12.2005 года № 1147-ОД (ред. от 09.12.2010) "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся и обучающихся в государственных и муниципальных учреждениях Волгоградской области", дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие собственного или закрепленного за ними жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами местного самоуправления по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленной нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечиваются органами местного самоуправления муниципального района или городского округа жилой площадью по месту жительства.
Судом также установлено, что Крамаренко В.Ю, постоянно зарегистрирован в <адрес>, что нашло свое подтверждение отметкой в паспорте /л.д. 5/, по сведениям Новоаннинского отделения БТИ /л.д. 11,12/, а так же из выписки из ЕГРП следует, что у Крамаренко В.Ю. собственного жилья нет.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что у Крамаренко В.Ю, возникло право на обеспечение жилым помещением в соответствии с положениями ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ (ред. от 17.12.2009) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В силу приведенной нормы Жилищного кодекса РФ, основаниями возникновения права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, являются перечисленные в ней юридические факты, каждый из которых имеет самостоятельное значение. В данном случае, к таким юридическим фактам относится прекращение опеки (попечительства) над лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно ст. 40 ГК РФ, по достижении малолетним подопечным четырнадцати лет опека над ним прекращается, а гражданин, осуществлявший обязанности опекуна, становится попечителем несовершеннолетнего без дополнительного решения об этом.
Попечительство над несовершеннолетним прекращается без особого решения по достижении несовершеннолетним подопечным восемнадцати лет.
Крамаренко В.Ю. в настоящее время достиг совершеннолетия, у истца как нуждающегося в жилом помещении, после достижения совершеннолетия и прекращения над ним попечительства, возникло на основании п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма. Крамаренко В.Ю. имеющий право на внеочередное получение жилого помещения, был поставлен ДД.ММ.ГГГГ на учет на получение жилья, однако, полагающееся по закону жилое помещение по договору социального найма ему так не представлено.
На основании вышеизложенного, суд считает исковое заявление прокурора Новоаннинского района подлежащим удовлетворению.
В соответствии со ст. 258 ч. 1 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
В связи с чем, суд считает необходимым обязать администрацию Новоаннинского муниципального района обеспечить Крамаренко В.Ю. вне очереди жилой площадью в соответствии с установленными нормативами.
Руководствуясь ст. ст. 194-199, ст. 258 ГПК РФ, ст. 40 ГК РФ, ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ст. 57 Жилищного кодекса РФ,
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора Новоаннинского района Волгоградской области в интересах Крамаренко В.Ю. к администрации Новоаннинского муниципального района Волгоградской области о внеочередном обеспечении жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – удовлетворить.
Обязать администрацию Новоаннинского муниципального района Волгоградской области обеспечить Крамаренко В.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вне очереди жилой площадью в соответствии с установленными нормативами.
Решение в течение 10 дней может быть обжаловано в Волгоградский областной суд путем подачи кассационной жалобы в Новоаннинский районный суд.
Судья _____________ /Костянова С.Н./
Решение изготовлено в совещательной комнате с помощью компьютера.