Решение вступило в законную силу 02.06.2010



Дело Номер года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Новоалтайск Дата года

Новоалтайский городской суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Титовой В.В.,

при секретаре Добротворской В.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Истца к Ответчику об оспаривании решения Комиссии по назначению пенсии и перерасчете трудового стажа,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратилась в суд с иском к Ответчику о признании незаконным решения Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Ответчика (далее «Комиссия») Номер от Дата года, которым в назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости отказано, в связи с отсутствием специального стажа, дающего право на указанную пенсию. Свои требования мотивировала тем, что с Дата года по Дата года работала в должности воспитателя в дошкольном учреждении Номер. Принимая решение об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии, комиссией не засчитан указанный период работы в качестве воспитателя. Полагает, что указанный период необоснованно не засчитан в специальный трудовой стаж.

Просила отменить решение Ответчика Номер от Дата года об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью; обязать ответчика включить в ее трудовой стаж, дающий право на получение досрочной трудовой пенсии по старости период работы в дошкольном учреждении Номер в должности воспитателя с Дата года по Дата года, признать за ней право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью.

В судебном заседании Истец исковые требования поддержала по указанным в заявлении основаниям.

Представитель ответчика - в судебное заседание не явился, надлежаще извещен о месте и времени слушания дела, расписка в деле.

С учетом мнения истца, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя ответчика, надлежащим образом извещенного о месте и времени слушания дела.

Выслушав объяснения истца, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 39 Конституции РФ, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.

Для отдельных категорий граждан система действующего правового регулирования пенсионного обеспечения сохраняет право на досрочное назначение трудовой пенсии.

Судом установлено, Дата истица обратилась к ответчику с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии в соответствии с подп.19 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Решением Комиссии Ответчика по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Номер от Дата Истец отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости согласно пп.19 п.1 ст.27 Закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001, поскольку по представленным документам у заявительницы отсутствует требуемый стаж, необходимый для назначения пенсии, при этом указано, что специальный стаж заявительницы по состоянию на Дата года составляет 22 года 01 месяц 09 дней.

Из указанного решения и протокола заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан следует, что в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с педагогической деятельностью не зачтен период работы в дошкольном учреждении Номер в должности воспитателя с Дата года по Дата года.

Согласно ст.55 ФЗ «Об образовании» педагогические работники образовательных учреждений пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения пенсионного возраста в порядке, установленном законодательством РФ.

Статьей 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предоставлено право на досрочное назначение трудовой пенсии отдельным категориям граждан.

В соответствии с подп.19 п.1 ст. 27 названного закона пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего закона (мужчины 60 лет, женщины 55 лет) лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Вопросы пенсионного обеспечения педагогических работников регулируются постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Как установлено в судебном заседании Истец в период с Дата по Дата работала воспитателем на полную ставку и полный рабочий день в дошкольном учреждении Номер. Указанные обстоятельства подтверждаются записями в трудовой книжке, показаниями свидетелей Свидетель 1, Свидетель 2, работавших в указанный период времени с Истец в дошкольном учреждении Номер; трудовыми книжками указанных свидетелей, где указаны периоды работы, совпадающие с периодами работы Истец, трудовой книжкой Истец и иными документами.

Действительно, Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 №781 наименование учреждения «дошкольное учреждение» не предусмотрено как учреждение, работа в котором засчитывается в специальный трудовой стаж.

Однако, как разъяснил Пленум Верховного суда РФ в п.9 постановления №25 от 20.12.2005 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7-13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

Постановлением Правительства РФ №1067 от 22.09.1999 «Об утверждении списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 г. в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными пунктом 1 настоящего Постановления.

Правила, утвержденные пунктом 1 настоящего Постановления, по желанию гражданина могут также применяться при исчислении указанной выслуги за периоды работы до 1 ноября 1999 года.

В соответствии со Списком, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР № 463 от 06 сентября 1991 года в стаж работы, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования, засчитываются все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком, независимо от организационно-правовой формы учреждений (организаций).

Согласно Списка право на пенсию за выслугу лет возникает в связи с работой в качестве воспитателя детских дошкольных учреждений всех типов (детские сады).

Судом установлено, в период с Дата по Дата Истец работала в качестве воспитателя дошкольного учреждения Номер, что подтверждается записями в трудовой книжке л.д.12-17).

С учетом характера, условий осуществляемой истцом работы выполняемых ею функциональных обязанностей воспитателя, с учетом целей, задач и направлений деятельности дошкольного учреждения Номер суд приходит к выводу, что работа истицы в качестве воспитателя дошкольного учреждения Номер тождественна работе воспитателя в дошкольном образовательном учреждении детский сад. Тип учреждения Дошкольное учреждение тождественен дошкольному образовательному учреждению Детский сад.

Свидетель Свидетель 1 при допросе в судебном заседании показала, что с Дата по настоящее время она работает в детском саду Номер Название Истец работала и в настоящее время работает в этом детском саду в качестве воспитателя. Название детского сада неоднократно менялось, но истец осуществляла работу воспитателя одинаково, ее трудовая функция не менялась. К другим работам Истец не привлекалась.

Свидетель Свидетель 2 при допросе в судебном заседании показала, что с Дата по настоящее время работает воспитателем в детском саду Номер «Название». Истец работала и в настоящее время работает в указанном детском саду в качестве воспитателя. Истец осуществляла педагогическую деятельность воспитателя на протяжении всего периода работы, в том числе с Дата по Дата, работает в детском саду и в настоящее время. К другим работам Истец не привлекалась.

Из представленных суду документов усматривается, что наименование дошкольного учреждения, в котором работала истица, изменялось.

Так, судом исследованы Устав дошкольного учреждения ясли-сад Номер, утвержденный постановлением администрации Адрес Дата, постановление администрации Адрес от Дата Номер «О перерегистрации образовательных учреждений Адрес» с приложением №1 (перечень муниципальных образовательных учреждений Адрес), устав муниципального дошкольного образовательного учреждения Детский сад комбинированного вида «Название» Номер Адрес, утвержденный постановлением администрации Адрес Дата, постановление Номер от Дата «Об утверждении уставов муниципальных образовательных учреждений в новой редакции», из которых следует, что несмотря на изменение наименования указанного учреждения цели его деятельности и функции не изменялись.

Конституционный Суд Российской Федерации в своих определениях неоднократно указывал, что в сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях). Критерии (признаки), лежащие в основе установления специальных норм пенсионного обеспечения, должны определяться исходя из преследуемой при этом цели дифференциации в правовом регулировании, т.е. сами критерии и правовые последствия дифференциации - быть сущностно взаимообусловлены.

Таким образом, в действующей системе правового регулирования пенсионного обеспечения досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста.

А потому различия в условиях приобретения права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которые устанавливаются исключительно по такому критерию, как несоответствие наименования (т.е. зависят от точного соответствия наименования учреждения, в которых осуществлялась эта деятельность, наименованию учреждения указанного в Списке, независимо от выполняемой трудовой функции таким работником), нельзя считать обоснованными с точки зрения вытекающего из Конституции Российской Федерации требования равноправия применительно к правам, гарантированным ее статьей 39.

Исключение периода работы истца с Дата по Дата ведет к несоразмерному ограничению конституционного права Истец на социальное обеспечение, и тем самым нарушает предписания статей 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации.

Данный вывод подтверждается положением статьи 55 Федерального закона "Об образовании" о том, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет.

Закрепляя права, социальные гарантии и льготы работников образовательных учреждений, этот Закон также не связывает возможность их реализации с организационно-правовыми формами образовательных учреждений.

Действие законодательства Российской Федерации в области образования распространяется на все образовательные учреждения на территории Российской Федерации независимо от их организационно-правовой формы.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что профиль работы Детского сада Номер в связи с изменением названия на Дошкольное учреждение Номер не изменялся и, работая в Дошкольном учреждении Номер воспитателем, Истец имела право на назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения возраста по пп.19 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Таким образом, в специальный трудовой стаж Истец подлежит включению период работы в качестве воспитателя с Дата по Дата в дошкольном учреждении Номер (2 года 9 месяцев 03 дня).

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что требования Истец о признании решения Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Ответчика Номер от Дата в части невключения в специальный трудовой стаж периода работы в должности воспитателя с Дата по Дата в Дошкольном учреждении Номер обоснованны и подлежат удовлетворению.

Трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных п.4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (ст. 19 Закона).

На период обращения с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости Истец работала и продолжает работать в должности воспитателя в муниципальном дошкольном учреждении Центр развития ребенка - детский сад Номер «Название» Адрес.

Как указано ранее специальный трудовой стаж Истец дающий право на назначение трудовой пенсии по старости, в связи с педагогической деятельностью, составляет 22 года 1 месяц 09 дней, без учета периода работы в воспитателя с Дата года по Дата года.

С учетом периода работы в качестве воспитателя с Дата по Дата, Истец на момент обращения с заявлением о назначении пенсии (Дата года) имела специальный трудовой стаж 24 года 10 месяцев 12 дней.

Дата года истец повторно обратилась с заявлением к ответчику о назначении трудовой пенсии по страсти в связи с педагогической деятельностью в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Учитывая повторное обращение Истец к ответчику с названным заявлением, и то обстоятельство, что при включении указанного периода работы Истец в должности воспитателя с Дата по Дата в дошкольном учреждении Номер, являющегося детским садом, в специальный трудовой стаж истца, дающего право на досрочную трудовую пенсию, согласно пп.19 п.1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», ее специальный трудовой стаж составляет более 25 лет, суд удовлетворяет требования истца.

Следовательно, Ответчику следует обязать засчитать Истец в стаж работы, дающий право на назначение трудовой пенсии по страсти в связи с педагогической деятельностью в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» период работы с Дата года по Дата года в должности воспитателя в дошкольном учреждении Номер; признать за Истец право на трудовую пенсию по страсти в связи с педагогической деятельностью в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ в пользу истицы с ответчика следует взыскать 200 рублей в счет возврата государственной пошлины.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Истца удовлетворить.

Признать решение Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Ответчика Номер от Дата об отказе Истца в назначении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным в части невключения в специальный трудовой стаж периода работы с Дата по Дата в качестве воспитателя в дошкольном учреждение Номер и отменить его в этой части.

Обязать Ответчика засчитать Истца с стаж работы, дающий право на назначение трудовой пенсии по страсти в связи с педагогической деятельностью в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» период работы с Дата по Дата в качестве воспитателя в дошкольном учреждение Номер.

Признать за Истца право на трудовую пенсию по страсти в связи с педагогической деятельностью в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Взыскать с Ответчика в пользу Истца в счет возврата государственной пошлины 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Новоалтайский городской суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий: В.В.Титова

Мотивированное решение изготовлено Дата года

-32300: transport error - HTTP status code was not 200