вступилор в законную силу 18.06.2010



Дело НОМЕР

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Новоалтайск ДАТАгода

Новоалтайский городской суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Титовой В.В.,

при секретаре Добротворской В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Ш.Л.В. к Государственному Учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации об оспаривании решения Комиссии по назначению пенсии и перерасчете трудового стажа,

УСТАНОВИЛ:

Ш.Л.В. обратилась в суд с иском к Государственному Учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в (далее «ГУ УПФР») о признании незаконным решения Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ УПФР (далее «Комиссия») НОМЕР от ДАТА, которым в назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости отказано, в связи с отсутствием специального стажа, дающего право на указанную пенсию. Свои требования мотивировала тем, что осуществляла педагогическую деятельность и отработала более 25 лет в должностях, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Принимая решение об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии, комиссией не включен в специальный трудовой стаж период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет с ДАТА по ДАТА. Считает отказ в назначении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным, так как законодательство, действовавшее в период нахождения ее в отпуске по уходу за ребенком, не предусматривало какого-либо запрета на включение указанного периода в стаж для назначения пенсии на льготных условиях. Лишение граждан пенсионных прав, которыми они обладали в соответствии с законодательством, действующим на момент приобретения таких прав, недопустимо, что подтверждается Постановлением Конституционного суда Российской Федерации № 2-П от 29 января 2004 года. Просила признать решение ГУ УПФР РФ незаконным и отменить его; обязать включить в трудовой стаж, дающий право на получение досрочной трудовой пенсии по старости период нахождения в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до трех лет; признать за ней право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью и обязать назначить ей трудовую пенсию по старости с ДАТА года.

В судебном заседании Ш.Л.В. иск поддержала по указанным в заявлении основаниям, просила удовлетворить.

Представитель ГУ-УПФР иск не признала, просила отказать в его удовлетворении, ссылаясь на правомерность действий Комиссии. Суду пояснила, что право на досрочное назначение трудовой пенсии по нормам подпункта 19 пункта 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» определяется в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от ДАТА года НОМЕР. В специальный стаж включается период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до ДАТА года до достижения им возраста 1,5 лет, а не трех лет.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 39 Конституции РФ, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.

Для отдельных категорий граждан система действующего правового регулирования пенсионного обеспечения сохраняет право на досрочное назначение трудовой пенсии.

Судом установлено, ДАТА года истица обратилась к ответчику с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии в соответствии с подп.19 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Решением Комиссии ГУ-УПФР по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан НОМЕР от ДАТА Ш.Л.В. отказано в назначении пенсии в связи с недостаточностью специального трудового стажа, необходимого для назначения пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, при этом указано, что специальный стаж заявительницы по состоянию на ДАТА года составляет 23 года 10 месяцев 6 дней.

Из указанного решения следует, что в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с педагогической деятельностью не зачтен период с ДАТА по ДАТА нахождения в отпуске по уходу за ребенком в возрасте от 1,5 до 3-х лет.

Другие периоды, не засчитанные ответчиком, истицей не оспариваются.

Согласно ст.55 ФЗ «Об образовании» педагогические работники образовательных учреждений пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения пенсионного возраста в порядке, установленном законодательством РФ.

Статьей 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предоставлено право на досрочное назначение трудовой пенсии отдельным категориям граждан.

В соответствии с подп.19 п.1 ст. 27 названного закона пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего закона (мужчины 60 лет, женщины 55 лет) лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

В настоящее время вопросы пенсионного обеспечения педагогических работников регулируются постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В силу ст.55 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Данное положение устанавливает запрет на издание законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина.

Согласно Постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. №2-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан» принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение (в частности, пенсионное обеспечение), по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Это, как и точность, и конкретность правовых норм, которые лежат в основе соответствующих решений правоприменителей, включая суды, необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.

Конституционный суд РФ при изложении конституционно-правового смысла норм Закона, затрагивающих периоды исчисления продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ, признал возможность осуществления оценки приобретенных гражданином до 01.01.2002 года пенсионных прав, в том числе в части, касающейся исчисления трудового стажа и размера пенсии, по нормам ранее действовавшего законодательства (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью или частично).

Распространение действий нормативно-правовых актов, принятых позднее и изменивших условия приобретения пенсионных прав в неблагоприятную сторону, по сравнению с ранее действовавшим правовым регулированием, и придание тем самым обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, означающее по существу отмену для этих лиц прав, приобретенных ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством, противоречит ч.1 ст.1, чч.1-2 ст.19, ч.1 ст.39, Конституции Российской Федерации.

При принятии решения об отказе Комиссией не учтено, что истица находилась в отпуске по уходу за ребенком до введения в действие ФЗ РФ от 25.09.1992 года №3543-1 «О внесении изменений и дополнений в КЗоТ РСФСР», т.е. до 06.10.1992 года, когда действовала ст.167 КЗоТ РСФСР, согласно которой в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии включался период нахождения в отпуске по уходу за ребенком.

Ш.Л.В. находилась в отпуске по уходу за ребенком в возрасте от полутора до трех лет с ДАТА по ДАТА, что подтверждается свидетельством о рождении сына и приказом директора средней школы НОМЕР от ДАТА года. Данный период времени имел место до вступления в силу вышеназванного Закона РФ от ДАТА года НОМЕР.

В этот период также действовало постановление Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей», пункт 2 которого предусматривал, что с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска по уходу за ребенком без сохранения заработной платы увеличивалась до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в своем Постановлении № 25 от 20 декабря 2005 года «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (статьи 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ») следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона РФ от 25 сентября 1992 года № 3543-I «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

Таким образом, период нахождения Ш.Л.В. в отпуске по уходу за ребенком в возрасте от полутора до трех лет с ДАТА по ДАТА подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии по старости независимо от времени ее обращения за назначением пенсии и времени возникновения у нее права на досрочное назначение пенсии по старости.

Период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до трех лет составляет 1 год 4 месяца 14 дней.

С учетом периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком от полутора до трех лет (1 год 4 месяца 14 дней) Ш.Л.В. на момент обращения с заявлением о назначении пенсии (ДАТА года) имела специальный трудовой стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии по страсти в связи с педагогической деятельностью, более 25 лет, что представителем ответчика не оспаривалось.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что требования Ш.Л.В. о признании решения Комиссии от ДАТА НОМЕР в части невключения в специальный трудовой стаж периода с ДАТА по ДАТА нахождения в отпуске по уходу за ребенком в возрасте от полутора до 3-х лет обоснованны и подлежат удовлетворению.

Трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных п.4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (ст. 19 Закона).

С учетом периода с ДАТА по ДАТА нахождения в отпуске по уходу за ребенком в возрасте от полутора до 3-х лет, право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью у истицы возникло до ДАТА года

Следовательно, ГУ УПФР следует обязать засчитать Ш.Л.В. в стаж работы, дающий право на назначение трудовой пенсии по страсти в связи с педагогической деятельностью в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» период с ДАТА по ДАТА нахождения в отпуске по уходу за ребенком в возрасте от полутора до 3-х лет и назначить досрочную трудовую пенсию по старости с ДАТА года

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ в пользу истицы с ответчика следует взыскать 200 рублей в счет возврата государственной пошлины.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Ш.Л.В. удовлетворить.

Признать решение Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Государственного Учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ НОМЕР от ДАТА года об отказе Ш.Л.В. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным в части отказа в назначении трудовой пенсии по старости на основании пп.19 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и отменить его в этой части.

Обязать Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ засчитать Ш.Л.В. в стаж работы, дающий право на назначение трудовой пенсии по страсти в связи с педагогической деятельностью в соответствии с подпунктом 19 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» период с ДАТА по ДАТА года нахождения в отпуске по уходу за ребенком до трех лет.

Обязать Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ назначить Ш.Л.В. досрочную трудовую пенсию по старости с ДАТА года.

Взыскать с Государственного Учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в пользу Ш.Л.В. в счет возврата государственной пошлины 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в Судебную Коллегию по гражданским делам Алтайского краевого суда через Новоалтайский городской суд в течение десяти дней со дня его принятия судом в окончательной форме.

Председательствующий: В.В.Титова

Мотивированное решение изготовлено ДАТА

-32300: transport error - HTTP status code was not 200