вступило в законную силу 13.07.2010



Дело НОМЕР

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Новоалтайск ДАТА года

Новоалтайский городской суд Алтайского края в составе:

председательствующего Титовой В.В.

при секретаре Добротворской В.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Новоалтайска в интересах Мошонкиной Марии Алексеевны к Администрации г.Новоалтайска о признании постановления незаконным, о возложении обязанности принятия на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, включении в список участников, инвалидов Великой Отечественной войны, членов семьи погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Новоалтайска обратился в суд с иском в интересах Мошонкиной М.А. к ответчику, в котором просил признать незаконным постановление Администрации г. Новоалтайска НОМЕР от ДАТА об отказе в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении Мошонкину М.А., а также просил возложить обязанность на ответчика поставить Мошонкину М.А. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и включить ее в список участников, инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 01 марта 2005 года.

В обоснование иска прокурор указал, что Мошонкина М.А является ветераном Великой Отечественной войны. Согласно п. 1 Указа Президента РФ от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» установлено, что в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, необходимо завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах».

Мошонкина М.А проживает в частном доме общей площадью 37,3 кв.м, жилой - 24,8 кв.м, расположенном по адресу , принадлежащем с ДАТА на праве общей долевой собственности Т.Н.А., Д.А.А. Сам истец не имеет в собственности жилых помещений и не является нанимателем по договору социального найма. ДАТА истец обратилась в Администрацию города Новоалтайска с заявлением о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. ДАТА постановлением Администрации г. Новоалтайска НОМЕР ей было отказано в признании его нуждающейся в улучшении жилищных условий по основаниям, предусмотренным пп. 3 п. 1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ. Основанием для отказа послужило то, что ДАТА Мошонкина М.А. подарила Т.Н.А. принадлежащую ей на праве собственности 1/2 долю в праве собственности на жилой дом . Прокурор считает, что Мошонкина М.А. подарив указанный жилой дом в ДАТА году, не имела намерения приобрести право стать нуждающейся в улучшении жилищных условий и поэтому считает отказ ответчика незаконным, поскольку он нарушает конституционные права истца на обеспечение его как ветерана Великой Отечественной войны, жильем.

В судебном заседании ст.помощник прокурора г. Новоалтайска Поломошина О.П. на иске настаивала по основаниям, указанным в иске. Пояснила, что у истца при дарении 1/2 доли в праве собственности на жилой дом отсутствовал умысел на ухудшение жилищных условий, т.к. в момент совершения сделки истец не знала, что в 2010 году будут внесены изменения в Указ Президента «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов».

Истец Мошонкина М.А. в судебное заседание не явилась, надлежаще извещена о месте и времени слушания дела, уведомление в деле.

Представитель ответчика - Администрации г. Новоалтайска Крюкова Н.В., действующая на основании доверенности, иск не признала по тем основаниям, что истец не может являться нуждающейся в улучшении жилищных условий, так как с момента ухудшения жилищных условий не истек 5-летний срок, предусмотренный ст. 53 ЖК РФ.

Суд, с учетом мнения прокурора и представителя ответчика, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося истца.

Выслушав стороны, допросив свидетеля, изучив и оценив представленные доказательства, суд считает иск прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:

В судебном заседании установлено, что ДАТА Мошонкина М.А. обратилась к ответчику с заявлением о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий .

Постановлением Администрации г. Новоалтайска НОМЕР от ДАТА ей отказано в принятии на учет по основаниям, предусмотренным пп. 3 п. 1 ст. 54 ЖК РФ .

В соответствии со ст. 2 Федерального Закона от 12.01.1995 года № 5 ФЗ «О ветеранах» (в редакции закона от 21.12.2009 года № 327-ФЗ, далее «ФЗ № 5»), Ветеранами Великой Отечественной войны являются лица, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества или обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий; лица, проходившие военную службу или проработавшие в тылу в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов (далее - период Великой Отечественной войны) не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны.

К ветеранам Великой Отечественной войны относятся участники Великой Отечественной войны.

В судебном заседании установлено, что истец является участником и ветераном Великой Отечественной войны, что подтверждается удостоверением .

Таким образом, истец имеет право на гарантии социальной защиты, в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, установленных настоящим Федеральным законом.

В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 13, п. 3 ст. 15 ФЗ № 5, социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей получение и содержание жилых помещений за счет средств федерального бюджета нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз.

Истец, в силу прямого указания закона имеет право на социальную поддержку, в том числе и на получение жилья, при условии его нуждаемости в улучшении жилищных условий.

Согласно п. 1 ст. 23.2 ФЗ № 5 Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01.01.2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Согласно Закона Алтайского края № 92-ЗС «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов» (в редакции Закона от 07.10.2009 года № 73-ЗС), органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (далее - органы местного самоуправления), определенных законом Алтайского края о краевом бюджете на очередной финансовый год, наделяются государственными полномочиями, переданными Российской Федерацией Алтайскому краю, по обеспечению жильем граждан, указанных в части 2, в том числе граждан по обеспечению жильем установленных ст. 15 ФЗ № 5 «О ветеранах», нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В силу п. 2 ст. 3 указанного Закона, органы местного самоуправления ведут в установленном порядке учет граждан, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Закона, в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Таким образом, Администрация г. Новоалтайска наделена полномочиями по ведению учета ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Согласно с п. 3 ст. 52 ЖК РФ, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 54. ЖК РФ, отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.

Как установлено в судебном заседании, ответчик отказал истцу в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по тому основанию, что ДАТА истец подарила принадлежащую ей на праве собственности 1/2 долю в праве собственности на жилой дом Т.Н.А., и тем самым намеренно ухудшила свои жилищные условия с целью приобрести право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях. После совершения указанных действий истцом прошло менее 5 лет.

Данное постановление было принято на основании решения жилищной комиссии.

В соответствии со ст. 53 ЖК РФ, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Вместе с тем, по мнению суда, применение ст. 53 ЖК РФ должно осуществляться во взаимосвязи с п. 3 ст. 10 ГК РФ, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

В силу закона, необходимым условием, для отказа в признания нуждающимся в жилых помещениях, является установление органом местного самоуправления намеренности совершения действий со стороны заявителя, в результате которых он приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях.

Как следует из договора дарения от ДАТА и свидетельства о государственной регистрации права, истец подарила принадлежащую ей на праве собственности 1/2 долю в праве собственности на жилой дом Т.Н.А.

Согласно технического паспорта на жилой дом, истец проживает в 1/2 доле частного дома, состоящего всего из трех комнат, с печным отоплением. Половина жилого дома, в которой проживает истец, состоит из одной комнаты

Свидетель Т.Н.А. в судебном заседании подтвердила, что истец проживает АДРЕС. В ДАТА году она подарила принадлежащую ей долю в праве собственности на указанное жилое помещение внучке, проживающей вместе с ней, поскольку последняя не имела своего жилья, а другие внуки имеют. Данный жилой дом старый, имеет большой процент износа, в нем нет ванны, туалет на улице, нет центрального водоснабжения, зимой даже вода в доме замерзает.

В силу закона, Администрация города Новоалтайска обязана предоставить доказательства того, что истец, передавая по договору дарения свой жилой дом , имела намерение стать нуждающейся в улучшении жилищных условий.

В соответствии с п. 1 ст. 55 ГПК РФ, доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

Представитель ответчика в качестве доказательства законности и обоснованности принятого решения ссылается на договор дарения от ДАТА.

Между тем, указанный договор является подтверждением факта безвозмездного отчуждения истцом жилого дома.

Доказательств того обстоятельства, что истец, совершая указанную сделку, действовала намеренно, имея цель ухудшить свои жилищные условия, и желала стать нуждающейся в жилом помещении, ответчик суду не предоставил.

Кроме того, в судебном заседании установлено, что истец, ДАТА года рождения, находится в преклонном возрасте, и не имеет возможности осуществлять свои обязанности собственника жилого помещения по его содержанию, так как жилой дом имеет ДАТА год постройки и его износ составляет (согласно технического паспорта) 69,7%.

При установленных в судебном заседании обстоятельствах суд приходит к выводу, что, администрация г. Новоалтайска, вынося оспариваемое постановление, действовала в переделах своих полномочий, однако оно не соответствует требованиям ст. 53 ЖК РФ, так как истец, подарив жилой дом, не имел намерений стать нуждающейся в жилом помещении и пробрести право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях.

Так как администрацией г. Новоалтайска при вынесении постановления НОМЕР от ДАТА были нарушены требования жилищного законодательства, суд удовлетворяет иск прокурора г. Новоалтайска, признает указанное постановление незаконным и обязывает администрацию г. Новоалтайска признать Мошонкину нуждающейся в жилом помещении и принять ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, включив его в список участников, инвалидов Великой Отечественной войны, членов семьи погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 01 марта 2005 года.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Иск прокурора города Новоалтайска удовлетворить.

Признать постановление администрации г. Новоалтайска НОМЕР от ДАТА года об отказе в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении Мошонкиной Марии Алексеевны незаконным.

Обязать администрацию г.Новоалтайска принять Мошонкину Марию Алексеевну на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и включить ее в список участников, инвалидов Великой Отечественной войны, членов семьи погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 01 марта 2005 года.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Новоалтайский городской суд в течение 10 дней со дня его вынесения.

Председательствующий В.В.Титова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200