Решение вступило в законную силу 16.07.2010



Дело № 2-1356/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Новоалтайск ДАТА года

Новоалтайский городской суд Алтайского края в составе:

председательствующего Хохловой Е.В.

при секретаре Сумусенковой О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Новоалтайска в интересах Леоновой Марии Ивановны к Администрации г.Новоалтайска о признании постановления незаконным, о возложении обязанности принятия на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, включении в список участников, инвалидов Великой Отечественной войны, членов семьи погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Новоалтайска обратился в суд с иском в интересах Леоновой М.И. к ответчику, в котором просил признать незаконным постановление Администрации г. Новоалтайска НОМЕР от ДАТА об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении Леонову М.И., а также просил возложить обязанность на ответчика поставить Леонову М.И.. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и включить ее в список участников, инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 01 марта 2005 года.

В обоснование иска прокурор указал, что Леонова М.И. является вдовой участника Великой Отечественной войны. Согласно п. 1 Указа Президента РФ от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» установлено, что в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, необходимо завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах».

Леонова М.И. проживает в частном доме общей площадью * кв.м, жилой - * кв.м, расположенном по адресу АДРЕС, принадлежащем с ДАТА года на праве собственности Ш. Сам истец не имеет в собственности жилых помещений и не является нанимателем по договору социального найма. ДАТА истец обратилась в Администрацию города Новоалтайска с заявлением о принятии ее на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. ДАТА постановлением Администрации г. Новоалтайска НОМЕР ей было отказано в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий по основаниям, предусмотренным пп. 3 п. 1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ. Основанием для отказа послужило то, что ДАТА года Леонова М.И. подарила принадлежащий ей на праве собственности дом общей площадью * кв.м., по адресу: АДРЕС. Прокурор считает, что Леонова М.И. подарив указанный жилой дом в ДАТА году, не имела намерения приобрести право стать нуждающимся в улучшении жилищных условий и поэтому считает отказ ответчика незаконным, поскольку он нарушает конституционные права истца на обеспечение ее как ветерана Великой Отечественной войны, жильем.

В судебном заседании помощник прокурора г. Новоалтайска Поломошина О.П. на иске настаивала по основаниям, указанным в иске. Пояснила, что у истца при дарении жилого дома отсутствовал умысел на ухудшение жилищных условий, т.к. в момент совершения сделки истец не знал, что в 2010 году будут внесены изменения в Указ Президента «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов».

Истец Леонова М.И. в судебное заседание не явилась, извещена.

Представитель ответчика - Администрации г. Новоалтайска Якубова Т.В., действующая на основании доверенности, иск не признала по тем основаниям, что истец не могла являться нуждающейся в улучшении жилищных условий, так как с момента ухудшения жилищных условий не истек 5-летний срок, предусмотренный ст. 53 ЖК РФ. Кроме того, истица и в настоящее время продолжает проживать в доме НОМЕР по АДРЕС, что свидетельствует о намеренных действиях по отчуждению принадлежащего ей жилого помещения с целью получения права состоять на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Суд, с учетом мнения прокурора, представителя ответчика, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.

Выслушав стороны, допросив свидетелей, изучив и оценив представленные доказательства, суд считает иск прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:

В судебном заседании установлено, что ДАТА года Леонова М.И. обратилась к ответчику с заявлением о принятии ее на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

Постановлением Администрации г. Новоалтайска НОМЕР от ДАТА ей отказано в принятии на учет по основаниям, предусмотренным пп. 3 п. 1 ст. 54 ЖК РФ.

В соответствии со ст. 2 Федерального Закона от 12.01.1995 года № 5 ФЗ «О ветеранах» (в редакции закона от 21.12.2009 года № 327-ФЗ, далее «ФЗ № 5»), Ветеранами Великой Отечественной войны являются лица, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества или обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий; лица, проходившие военную службу или проработавшие в тылу в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов (далее - период Великой Отечественной войны) не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны.

К ветеранам Великой Отечественной войны относятся участники Великой Отечественной войны.

В судебном заседании установлено, что истец является вдовой участника Великой Отечественной, что подтверждается удостоверением.

Согласно ч.4 ст.21 ФЗ №5 обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

Таким образом, истец имеет право на гарантии социальной защиты, в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, установленных настоящим Федеральным законом.

Соответственно истец, имеет право на социальную поддержку, в том числе и на получение жилья.

Согласно п. 1 ст. 23.2 ФЗ № 5 Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01.01.2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Согласно Закона Алтайского края № 92-ЗС «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов» (в редакции Закона от 07.10.2009 года № 73-ЗС), органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (далее - органы местного самоуправления), определенных законом Алтайского края о краевом бюджете на очередной финансовый год, наделяются государственными полномочиями, переданными Российской Федерацией Алтайскому краю, по обеспечению жильем граждан, указанных в части 2, в том числе граждан по обеспечению жильем установленных ст. 15 ФЗ № 5 «О ветеранах», нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В силу п. 2 ст. 3 указанного Закона, органы местного самоуправления ведут в установленном порядке учет граждан, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Закона, в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Таким образом, Администрация г. Новоалтайска наделена полномочиям по ведению учета ветеранов Великой Отечественной войны и членов погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Согласно с п. 3 ст. 52 ЖК РФ, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 54. ЖК РФ, отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.

Как установлено в судебном заседании, ответчик отказал истцу в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по тому основанию, что ДАТА года истец подарил принадлежащий ей на праве собственности жилой дом по АДРЕС общей площадью * кв.м, жилой - * кв.м Ш. и тем самым намеренно ухудшил свои жилищные условия с целью приобрести право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях. После совершения указанных действий истцом прошло менее 5 лет.

В соответствии со ст. 53 ЖК РФ, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Вместе с тем, по мнению суда, применение ст. 53 ЖК РФ должно осуществляться во взаимосвязи с п. 3 ст. 10 ГК РФ, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

Таким образом, необходимым условием, для отказа в признании нуждающимся в жилых помещениях, является установление органом местного самоуправления намеренности совершения действий со стороны заявителя, в результате которых он приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях.

Как следует из договора дарения от ДАТА года и свидетельства о государственной регистрации права, истец подарила принадлежащую ей на праве собственности 1/2 долю на жилой дом по АДРЕС Ш.

Согласно технического паспорта на жилой дом истец проживает в частном доме, состоящем из одной комнаты, с печным отоплением

Из пояснений свидетелей Щ. и Ш., допрошенных в судебном заседании, следует, что Леонова проживает в частном неблагоустроенном доме с печным отоплением. Леонова М.И. больна, нуждается в постоянном уходе, который осуществляется Ш. Сделка по дарению принадлежащей Леоновой М.И. доли в праве собственности на жилой дом, поскольку истец не хочет, он подлежал разделу в порядке наследования другими наследниками кроме Ш.

Свидетель Е. пояснила, что в жилом помещении, принадлежащем ее матери она не проживает, а только зарегистрирована. В доме живет ее бабушка Леонова М.И., уход за которой осуществляет ее мать-Ш.

В соответствии с п. 1 ст. 249 ГПК РФ, обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Таким образом, в силу прямого указания закона, Администрация города Новоалтайска обязана предоставить доказательства того, что истец, передавая по договору дарения свой жилой дом по АДРЕС, имела намерение стать нуждающейся в улучшении жилищных условий.

В соответствии с п. 1 ст. 55 ГПК РФ, доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

Представитель ответчика в качестве доказательства законности и обоснованности принятого решения ссылается на договор дарения от ДАТА года.

Между тем, указанный договор является подтверждением факта безвозмездного отчуждения истцом жилого дома.

Доказательств того обстоятельства, что истец, совершая указанную сделку, действовал намеренно, имея цель ухудшить свои жилищные условия, и желал стать нуждающимся в жилом помещении, ответчик суду не предоставил.

Кроме того, в судебном заседании установлено, что истец, ДАТА года рождения, находится в преклонном возрасте, тяжело больна, не имеет возможности осуществлять свои обязанности собственника жилого помещения по его содержанию, так как его износ составляет (согласно технического паспорта) **%.

При установленных в судебном заседании обстоятельствах суд приходит к выводу, что, администрация г. Новоалтайска, вынося оспариваемое постановление, действовала в переделах своих полномочий, однако оно не соответствует требованиям ст. 53 ЖК РФ, так как истец, подарив жилой дом, не имела намерений стать нуждающейся в жилом помещении и приобрести право состоять на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях.

Так как администрацией г. Новоалтайска при вынесении постановления НОМЕР от ДАТА были нарушены требования жилищного законодательства, суд удовлетворяет иск прокурора г. Новоалтайска, признает указанное постановление незаконным и обязывает администрацию г. Новоалтайска признать Леонову М.И. нуждающейся в жилом помещении и принять ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, включив ее в список участников, инвалидов Великой Отечественной войны, членов семьи погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 01 марта 2005 года.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Иск прокурора города Новоалтайска удовлетворить.

Признать постановление администрации г. Новоалтайска НОМЕР от ДАТА года об отказе в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении Леоновой Марии Ивановны незаконным.

Обязать администрацию г.Новоалтайска принять Леонову Марию Ивановну на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и включить ее в список участников, инвалидов Великой Отечественной войны, членов семьи погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 01 марта 2005 года.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Новоалтайский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления его в окончательной форме.

Председательствующий Е.В.Хохлова

Мотивированное решение изготовлено ДАТА

-32300: transport error - HTTP status code was not 200