Дело № 2-1938/2010
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Новоалтайск ДАТА
Новоалтайский городской суд Алтайского края в составе:
Председательствующего судьи Козловой И.В.
при секретаре Новиковой Л.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Люкшина Анатолия Трофимовича об оспаривании действий МРЭО ГИБДД ОВД г. Новоалтайска по отказу в совершении регистрационных действий,
У С Т А Н О В И Л:
Люкшин А.Т. обратился в суд с заявлением об оспаривании действий МРЭО ГИБДД ОВД г. Новоалтайска, отказавшего в постановке на регистрационный учет принадлежащего заявителю самодельного автомобиля «С».
В обоснование заявления указал, что данный автомобиль он собрал ДАТА на предприятии П, изначально на данном автомобиле стоял двигатель М-20, все детали автомобиля были приобретены в различных магазинах либо изготовлены Люкшиным А.Т. самостоятельно. После того, как он сам автомобиль испытал, автомобиль был поставлен на учет в ГАИ, на него был выдан технический паспорт. ДАТА на автомобиль он установил новый двигатель ЗМЗ 320,01 НОМЕР, приобретенный заявителем в ПО «А». ДАТА заявителем документы на автомобиль были утеряны. На свое обращение в ГИБДД о восстановлении документов Люкшин А.Т. получил ответ о том, что по все учетным записям архива МРЭО ГИБДД ОВД по г. Новоалтайску фактов проведения регистрационных действий, выдачи регистрационных документов и выдачи регистрационных знаков НОМЕР, НОМЕР на данный автомобиль не установлено. ДАТА Люкшин А.Т. обратился в МРЭО ГИБДД ОВД по г. Новоалтайску с заявлением о постановке автомобиля «С» на регистрационный учет. ДАТА ему было отказано в совершении регистрационных действий по тем основаниям, что регистрация транспортных средств, собранных самостоятельно производится только при сертификации данного автомобиля, его диагностике и наличии подтверждающих документов о праве собственности лица на комплектующие автомобиля. Люкшин А.Т. указывает, что у него имеются документы, подтверждающие его право собственности на комплектующие и агрегаты, из которых собран автомобиль. Агрегаты и комплектующие части он покупал в П, где собирал автомобиль, из них часть изготавливал сам; экономист составил калькуляцию на изготовление деталей, ее проверил старший инженер и начальник УКГ, а утвердил ДАТА начальник П. Также он имеет справки-чеки, квитанции об оплате двигателей, иных деталей, агрегатов, указанных им в списке, приложенном к исковому заявлению. Кроме того, данный автомобиль прошел сертификацию. Так, заключением ОРГАНИЗАЦИИ» установлено, что сборка автомобиля осуществлялась в соответствии с принятыми в автомобилестроении нормами на производственной базе сертифицированного предприятия или при наличии достаточной квалификации собственником АТС самостоятельно с последующим диагностированием технического состояния на соответствие требованиям ГОСТ Р 51709, самостоятельно изготовленный автомобиль может быть рекомендован к постановке на учет органами ГИБДД и допущен к участию в дорожном движении по дорогам общей сети в соответствии с требованиями «Правил дорожного движения» и при положительных результатах проверки технического состояния. Диагностическая карта от ДАТА подтверждает техническую исправность автомобиля «С». Полагает, что оснований для отказа в совершении регистрационных действий у начальника МРЭО ГИБДД ОВД по г. Новоалтайску не имелось, в связи с чем просил признать отказ в постановке самодельного автомобиля «С», двигателя НОМЕР, номер VIN отсутствует, номер кузова отсутствует, номер шасси отсутствует, на регистрационный учет незаконным и обязать МРЭО ГИБДД ОВД по г. Новоалтайску совершить указанные регистрационные действия.
В судебном заседании Люкшин А.Т. на удовлетворении требований настаивал по основаниям, указанным в заявлении.
Представитель заинтересованного лица МРЭО ГИБДД ОВД по г. Новоалтайску по доверенности Петрова С.С. требования Люкшина А.Т. не признала. В обоснование указала, что согласно п. 7 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ к регистрационным документам относятся свидетельства о регистрации транспортных средств, а также выданные до введения свидетельств о регистрации транспортных средств технические паспорта (технические талоны) транспортных средств, если не произведена их замена в порядке, установленном нормативными правовыми актами МВД России. Пункт 8 указанных правил устанавливает, что регистрация транспортных средств, принадлежащих юридическим и физическим лицам, изменение регистрационных данных, связанное с заменой номерных агрегатов транспортных средств, производится на основании паспортов транспортных средств, заключенных в установленном порядке договоров либо иных документов, удостоверяющих право собственности на транспортные средства и подтверждающих возможность допуска их к участию в дорожном движении по дорогам общего пользования на территории Российской Федерации.
Постановлением Совета министров - Правительства Российской Федерации от 18 мая 1993 г. № 477 «О введении паспортов транспортных средств» определено, что наличие паспортов транспортных средств является обязательным условием для регистрации транспортных средств и допуска их к участию в дорожном движении.
Кроме того, Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в п. 16 определяет, что для совершения регистрационных действий собственники или владельцы транспортных средств представляют регистрационный документ и (или) паспорт транспортного средства, если он выдавался. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается. Документом, подтверждающим техническую безопасность автомобиля, является паспорт транспортного средства.
Поскольку Люкшиным А.Т. паспорт транспортного средства на автомобиль «С» не представлен, по данным архива МРЭО ГИБДД ОВД по г. Новоалтайску фактов проведения регистрационных действий, выдачи регистрационных документов и выдачи регистрационных знаков на данный автомобиль не установлено, в совершении регистрационных действий ему отказано обоснованно.
Выслушав объяснения Люкшина А.Т., представителя заинтересованного лица, исследовав представленные доказательства, суд не находит оснований для удовлетворения заявления.
Согласно ч. 3 ст. 15 Федерального закона № 196-ФЗ от 10 декабря 1995 года «О безопасности дорожного движения», допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.
Согласно постановлению Совета министров - Правительства РФ от 18 мая 1993 года № 477 «О введении паспортов транспортных средств» наличие паспорта транспортного средства является обязательным условием для регистрации транспортных средств и допуска их к участию в дорожном движении. На транспортные средства, выпущенные организациями-изготовителями до 1 июля 1993 года, паспорта транспортных средств выдаются подразделениями ГИБДД МВД РФ.
Положением о государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 г. № 711 (в ред. Указов Президента РФ от 02.07.2002 № 679, от 03.05.2005 № 497, от 23.04.2007 № 533, от 03.07.2008 № 1041) на госавтоинспекцию возложена обязанность по регистрации и учету автомототранспортных средств и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования, выдача регистрационных документов и государственных регистрационных знаков на зарегистрированные автомототранспортные средства и прицепы к ним, а также выдача паспортов транспортных средств в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;
Согласно п.п. «з» п. 12 указанного Положения, госавтоинспекция для выполнения возложенных на нее обязанностей имеет право не допускать к участию в дорожном движении путем отказа в регистрации и выдаче соответствующих документов на автомототранспортные средства и прицепы к ним без документов, удостоверяющих их соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения.
Таким образом, государственная регистрация автомототранспортных средств является актом административным, носящим характер разрешения на безопасную техническую эксплуатацию транспортного средства, и с возникновением права собственности и регистрацией последнего не связана.
Как усматривается из материалов дела, ДАТА Люкшин А.Т. обратился в МРЭО ГИБДД ОВД по г. Новоалтайску с заявлением о регистрации (постановке на учет) принадлежащего ему на праве собственности самодельного автомобиля «С».
Отказывая в удовлетворении заявления Люкшина А.Т. о регистрации транспортно средства, начальник МРЭО ОГИБДД ОВД по г. Новоалтайску исходил из того, что регистрация транспортных средств, принадлежащих юридическим и физическим лицам, изменение регистрационных данных, связанное с заменой номерных агрегатов транспортных средств, производится на основании паспортов транспортных средств, заключенных в установленном порядке договоров либо иных документов, удостоверяющих право собственности на транспортные средства и подтверждающих возможность допуска их к участию в дорожном движении по дорогам общего пользования на территории Российской Федерации. Кроме того, не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не принимаются к производству регистрационных действий транспортные средства без представления документов, подтверждающих проведение их сертификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Однако заявителем для регистрации самодельного транспортного средства не был представлен паспорт транспортного средства.
В соответствии с подп. «д» п. 16 Административного регламента МВД РФ исполнения государственной функции по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним (приложение № 2 к Приказу МВД России от 24 ноября 2008 года № 1001, далее - Административный регламент), для совершения регистрационных действий собственники или владельцы транспортных средств представляют регистрационный документ и (или) паспорт транспортного средства, если он выдавался, а также документы, удостоверяющие право собственности на транспортное средство, номерной агрегат в соответствии с законодательством Российской Федерации.
К документам, удостоверяющим право собственности на транспортные средства, номерные агрегаты, могут относиться: заключенный в установленном порядке договор (купли-продажи, мены, дарения и другие договоры в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации) или иной документ, удостоверяющий право собственности на транспортное средство, номерной агрегат, в соответствии с законодательством Российской Федерации; документы, выдаваемые таможенными органами на транспортные средства, номерные агрегаты, ввезенные на территорию Российской Федерации; документы, выдаваемые органами социальной защиты населения о выделении транспортных средств инвалидам либо об изменении права собственности на такие транспортные средства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; решения судов, судебные приказы, постановления органов принудительного исполнения по исполнению судебных актов; документы (свидетельства) на высвободившиеся номерные агрегаты, выданные регистрационными подразделениями; договоры, свидетельства о праве на наследство; другие документы на право собственности, заключенные и (или) составленные в соответствии с законодательством или международными договорами Российской Федерации.
Как установлено судом, такие документы у истца отсутствуют, паспорт транспортного средства на самодельный автомобиль «С» Люкшиным А.Т. для совершения регистрационных действий в МРЭО ГИБДД ОВД по г. Новоалтайску не представлялся.
В судебном заседании Люкшин А.Т. утверждал, что на собранный им автомобиль ему ранее был выдан технический паспорт, кроме того, в нем ДАТА была проставлена отметка о смене двигателя. Данный технический паспорт был утерян.
Между тем, как усматривается из ответа начальника ОВД от ДАТА на заявление Люкшина А.Т. о восстановлении регистрационных документов, проверкой всех учетных записей имеющегося архива в МРЭО ГИБДД ОВД по г. Новоалтайску не установлено фактов проведения регистрационных действий и выдачи регистрационных документов, а также выдачи регистрационных знаков НОМЕР и НОМЕР на транспортное средство заявителя.
Таким образом, Люкшин А.Т. не представил доказательств своих доводов о том, что регистрационные документы либо паспорт транспортного средства на автомобиль «С» ему когда-либо выдавались.
В соответствии п. 24 Административного регламента в представляемых для совершения регистрационных действий документах, удостоверяющих право собственности на транспортные средства, номерные агрегаты, должны содержаться: дата и место их составления, сущность и условия сделки (решения государственного органа), в том числе стоимость транспортного средства (номерного агрегата), персональные данные (для физического лица), установочные данные (для юридического лица), адреса, реквизиты и подписи сторон (для юридических лиц - подписи, заверенные печатью), сведения о транспортном средстве (марка, модель, модификация (тип), год выпуска (год изготовления), идентификационный номер транспортного средства (VIN), если он присвоен организацией-изготовителем, цвет, порядковый производственный номер шасси (рамы), кузова (кабины, коляски, прицепа), модель, номер двигателя (блока двигателя), серия, номер, дата выдачи паспорта транспортного средства и (или) регистрационного документа и наименование организаций, их выдавших.
Какого-либо документа, подтверждающего право собственности на автомобиль «С» и соответствующего требованиям Административного регламента, заявитель ни в МРЭО ГИБДД ОВД по г. Новоалтайску, ни в суд не представил.
Представленная Люкшиным А.Т. калькуляция на изготовление деталей, справки-чеки и квитанции подтверждают его право на комплектующие, узлы и агрегаты, а не на автомобиль как целую вещь. Представленное им заключение некоммерческой ОРГАНИЗАЦИИ НОМЕР от ДАТА не является доказательством того факта, что автомобиль прошел сертификацию, поскольку законодателем не установлено право определенных организаций (предприятий) на проверку автомобилей, изготовленных в порядке индивидуального творчества, на соответствие их установленным требованиям правил безопасности дорожного движения и выдачу соответствующих документов, которые подлежали бы принятию участниками гражданских правоотношений в качестве доказательства. Не определен соответствующий порядок совершения указанных действий.
Кроме того, представленное заключение составлено таким образом, что в нем содержатся ссылки на требования ГОСТ, которым должен соответствовать автомобиль, однако из заключения не ясно, соответствует ли этим требованиям автомобиль истца.
Порядок регистрации автомототранспортных средств в органах ГИБДД установлен Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Приказом МВД России от 24 ноября 2008 г. № 1001.
Правила устанавливают единый на всей территории РФ порядок регистрации в Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ автомототранспортных средств, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования и принадлежащих юридическим лицам, гражданам РФ, иностранным юридическим лицам и гражданам, лицам без гражданства.
В силу прямого указания п. 3 данных Правил, не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не принимаются к производству регистрационных действий транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации, в том числе из составных частей конструкций, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей, или ввозимые на ее территорию сроком более чем на шесть месяцев, без представления документов, подтверждающих проведение их сертификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Таким образом, начальник МРЭО ГИБДД ОВД по г. Новоалтайску действовал в соответствии с законом и в пределах предоставленных полномочий, поэтому заявление Люкшина А.Т. об оспаривании отказа ОГИБДД ОВД г. Новоалтайска в совершении регистрационных действий не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление Люкшина Анатолия Трофимовича оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке Алтайский краевой суд через Новоалтайский городской суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения.
Судья И.В. Козлова
Мотивированное решение изготовлено ДАТА