№ 2-2239/2010г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Новоалтайск 11 октября 2010 года
Новоалтайский городской суд Алтайского края в составе:
председательствующего Сомовой И.В.,
при секретаре Журавлевой Т.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю в интересах жителей с.Санниково, неопределенного круга лиц к администрации Санниковского сельского совета Первомайского района Алтайского края о признании незаконным бездействия, обязании организовать сбор, вывоз и утилизацию бытовых отходов,
УСТАНОВИЛ:
Управление Роспотребнадзора по Алтайскому краю в защиту интересов жителей с.Санниково, неопределенного круга лиц, обратилось в суд с иском к Администрации Санниковского сельского совета Первомайского района АК о признании незаконным бездействие ответчика по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов в границах Санниковского сельского совета Первомайского района АК, возложении обязанности на ответчика по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки образующихся бытовых и промышленных отходов.
В обоснование требований истец указал, что Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по АК в <данные изъяты> районах проведена внеплановая проверка соблюдения федерального и санитарного законодательства РФ, законодательства об отходах производства и потребления при эксплуатации полигона твердых бытовых и промышленных отходов (далее ТБО), расположенного по адресу: АДРЕС. В ходе проверочных мероприятий установлено, что эксплуатация полигона ТБО в АДРЕС (АДРЕС, площадью <данные изъяты> га) осуществляется с нарушением федерального санитарно- эпидемиологического законодательства. Утилизация отходов на свалке в АДРЕС представляет собой угрозу причинения вреда жизни и здоровью для жителей АДРЕС, причиняет вред окружающей среде. Как установлено, выбранный участок для устройства полигона не имеет санитарно- эпидемиологического заключения о соответствии его санитарным правилам, что является нарушением п.2.2. СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», утвержденных 30.05.2001г. главным санитарным врачом РФ. Согласно постановления Администрации Первомайского района АК от ДАТА НОМЕР указанный земельный участок на основании закона, также заключенного соглашения передан в ведение Администрации Санниковского сельсовета. У последней имелась возможность для соблюдения санитарного законодательства РФ, однако мер для его соблюдения принято не было.
В судебном заседании представитель истца, действующая по доверенности, Былина Е.И., поддержала исковые требования по основаниям, изложенным в заявлении, просила удовлетворить.
Представитель ответчика, действующая по доверенности, Ефременко Е.И., в судебном заседании согласилась с исковыми требованиями. Пояснила, что необходимо проведение определенных работ, необходимо время для оформления документов, в связи с чем, просила предоставить время для исполнения заявленных требований до ДАТА.
Представитель третьего лица Администрации Первомайского района Алтайского края в судебном заседании с исковыми требованиями Управления Роспотребнадзора согласилась.
Выслушав представителя истца, представителя ответчика, представителя третьего лица, исследовав представленные доказательства, суд находит исковое заявление подлежащим удовлетворению.
В соответствии со ст.51 ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиационные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
В судебном заседании установлено, что на основании Постановления Администрации Первомайского района АК от ДАТА НОМЕР земельный участок АДРЕС отведен под полигон для захоронения твердых бытовых отходов» АДРЕС (Л.д.9).
ДАТА специалистом - экспертом ТО Управления Роспотребнадзора по АК в присутствии понятых, а также главы администрации Санниковского сельского совета на основании поступившей ДАТА жалобы, был осуществлен осмотр указанного земельного участка, <данные изъяты>.
Согласно составленного специалистом- экспертом ТО Управления Роспотребнадзора ДАТА в отношении Администрации Санниковского сельсовета Первомайского района АК протокола об административном правонарушении НОМЕР на момент внеплановой проверки были выявлены нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившиеся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнения санитарно- гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Так, выбранный земельный участок для устройства полигона не имеет санитарно- эпидемиологического заключения о соответствии его санитарным правилам, что является нарушением п.2.2 СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов, утвержденных ДАТА главным гос. врачом РФ (Л.д.5).
Как следует из объяснений главы Санниковского сельсовета, М., полномочия по организации полигона БТО относятся к администрации района. Между последней и администрацией сельсовета имеется соглашение по передачи им части данных полномочий, между тем не указано, что администрация сельсовета должна оформлять документы на данный полигон.
Согласно п.п.18 п.1 ст.14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В соответствии с п.п.14 п.1 указанного Закона к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Согласно п.4 ст.15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части полномочий за счет субвенций, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений.
Так, между администрацией Первомайского района АК и администрацией Санниковского сельсовета Первомайского района ДАТА за НОМЕР заключено Соглашение о передаче осуществления части полномочий Администрации Первомайского района АК по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов администрации Санниковского сельсовета (Л.д.8).
Таким образом, ответчик должен организовывать утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов, образующихся в границах Санниковского сельского совета Первомайского района АК и, соответственно, оформить санитарно- эпидемиологиечское заключение на земельный участок, который передан ему в введенье.
Однако, как установлено в судебном заседании, не отрицалось представителем ответчика, Администрацией Санниковского сельсовета не принято мер для соблюдения законодательства РФ о санитарно -эпидемиологическом благополучии населения по настоящее время, что свидетельствует о бездействии ответчика в решении данного вопроса, создает угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Согласно ст.42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии. Российская Федерация является правовым государством и, следовательно, обязана обеспечить безопасность гражданам, охрану их прав и интересов, а также гарантировать эффективные способы восстановления этого права, в том числе путем судебной защиты. Конституция РФ (ч.1 и 2 ст.46) каждому гарантирует судебную защиту его прав и свобод. Любой опасности прав граждан должно противопоставляться право на судебное обжалование, которое гарантирует проверку деятельности лиц, нарушивших это право или ставящих его под угрозу, и защиту от произвольного ограничения этого права.
При таких обстоятельствах требования Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю подлежат удовлетворению. Следует обязать администрацию Санниковского сельского совета Первомайского района Алтайского края организовать в соответствии с требованиями законодательства о санитарно- эпидемиологическом благополучии населения, законодательства об отходах производства и потребления- сбор, вывоз, утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов, образующихся в границах Санниковского сельского совета Первомайского района Алтайского края.
В силу ч.2 ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
С учетом мнения сторон, установленных по делу обстоятельств, суд полагает возможным установить ответчику срок исполнения вышеуказанных действий до ДАТА.
Руководствуясь ст.194, ст.198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:Исковые требования Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю в защиту интересов жителей с.Санниково, неопределенного круга лиц удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Санниковского сельского совета Первомайского района Алтайского края по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов в границах Санниковского сельского совета Первомайского района Алтайского края.
Обязать администрацию Санниковского сельского совета Первомайского района Алтайского края организовать сбор, вывоз, утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов, образующихся в границах Санниковского сельского совета Первомайского района Алтайского края в соответствии с требованиями законодательства в срок до ДАТА.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Новоалтайский городской суд в течение 10 дней со дня его принятия судом в окончательной форме.
Председательствующий: И.В.Сомова
Мотивированное решение изготовлено: 18.10.2010г.