решение вступило в законную силу



Дело № 2-2575/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Новоалтайск 24 ноября 2010 года

Новоалтайский городской суд Алтайского края в составе:

председательствующего Колесниковой Л.В.,

при секретаре Ивановой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора города Новоалтайска в интересах Дерябина В.А. к ГУ - Отделению ФСС РФ, филиалу №5 ГУ - Отделения ФСС РФ о признании действий незаконными, обязании предоставить путевку на санаторно-курортное лечение,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор города Новоалтайска в интересах Дерябина В.А. обратился в суд к вышеуказанным ответчикам с иском о признании незаконным действия по не предоставлению путевки на санаторно-курортное лечение, обязании предоставить Дерябину В.А. путевку на санаторно-курортное лечение за ДАТА за счет средств федерального бюджета. В обоснование иска прокурор ссылается на то, что в прокуратуру г.Новоалтайска поступило заявление Дерябина В.А. с просьбой обратиться в суд в его интересах с исковым заявлением к ФСС о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение. В ходе проверки установлено, что Дерябин В.А. <данные изъяты> и в соответствии со ст.6.1 Федерального закона №178-ФЗ от 17.07.1999г. «О государственной социальной помощи» имеет право на получение государственного социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе на предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение. Согласно п.3.7 Приказа Минздравсоцразвития Российской Федерации от 29.12.2004г. №328 «Об утверждении порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан», с заявлением на предоставление путевки гражданин должен обратиться в исполнительный орган ФСС РФ по месту жительства до 1 декабря текущего года. Дерябин В.А. обратился ДАТА в филиал №5 ГУ - Отделения ФСС РФ с письменным заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение в ДАТА, но до настоящего времени путевкой не обеспечен. Необеспечение Дерябина В.А. путевкой в ДАТА произошло по причинам, от него не зависящим, вследствие недостаточного финансирования ФСС РФ. В силу ст.1, 152 Бюджетного кодекса РФ гражданин не является субъектом бюджетных правоотношений и его право на санаторно-курортное лечение законом не поставлено в зависимость от объеме денежных средств, предусмотренных на финансирование набора социальных услуг. Согласно информации, предоставленной из ПФР, Дерябин В.А. от набора социальных услуг на ДАТА не отказывался. Прокурор г.Новоалтайска просит признать незаконным действие ГУ - Отделения ФСС РФ и филиала №5 ГУ - Отделения ФСС РФ в не предоставлении Дерябину В.А. путевки на санаторно-курортное лечение, обязать ГУ - Отделение ФСС РФ Дерябину В.А. путевку на санаторно-курортное лечение за ДАТА за счет средств федерального бюджета.

Материалами гражданского дела установлено, что истец Дерябин В.А. ДАТА года рождения, является пенсионером, и согласно справке НОМЕР - инвалидом <данные изъяты>.

Исходя из этого, суд считает, что прокурор г.Новоалтайска обосновано, в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд в интересах Дерябина В.А.

Истец Дерябин В.А. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

В судебном заседании помощник прокурора г.Новоалтайска - Овчинникова С.С. исковые требования поддержала в полном объеме, по основаниям изложенным в исковом заявлении, настаивала на их удовлетворении.

Ответчик - Филиал №5 ГУ- Отдления ФСС РФ в суд представителя не направил, о судебном заседании извещен надлежащим образом.

Представитель ответчика - ГУ - Отделение ФСС РФ в судебное заседание не явился, надлежаще извещен, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, заявление в деле. В отзыве на иск от ДАТА ответчик просил в удовлетворении иска отказать по следующим основаниям: предоставление социальных услуг является правом федерального законодателя, который и производит соответствующее финансирование, обязательства ФСС по предоставлению путевок льготным категориям граждан ограничены объемом средств, перечисляемых из Федерального бюджета; в 2009 году денежных средств было выделено не достаточно, что не позволило удовлетворить потребности всех нуждающихся в санаторно-курортном лечении; ФСС не является главным распорядителем средств Федерального бюджета; путевка может быть предоставлена нуждающемуся при наличии медицинских показаний, справки по форме НОМЕР и своевременного обращения с заявлением в исполнительный орган Фонда; заявления граждан на санаторно-курортное лечение удовлетворяются в порядке очередности, поэтому обеспечить истца путевкой не представилось возможным; гарантий ежегодного обеспечения санаторно-курортным лечением нуждающихся законом не предусмотрено.

Суд, с учетом мнения помощника прокурора Овчинниковой С.С., считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся надлежаще извещенных лиц.

Выслушав прокурора, исследовав письменные доказательства, суд находит иск прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что Дерябин В.А. , ДАТА года рождения, является инвалидом <данные изъяты> (л.д.13).

Согласно сообщению ПФР НОМЕР от ДАТА истец от набора социальных услуг на ДАТА не отказывался (л.д.16).

ДАТА Дерябин В.А.обратился в филиал №5 ГУ - Отделения ФСС РФ с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение (л.д.7). Наличие медицинских показаний для прохождения санаторно-курортного лечения было подтверждено справкой для получения путевки от ДАТА НОМЕР, выданной МУЗ, по соответствующей форме НОМЕР, утвержденной приказом Министерства и социального развития РФ от 22.11.2004 года №256 (л.д.8).

Уведомление о постановке на очередь на получение санаторно-курортной путевки получено Дерябиным В.А. ДАТА (л.д.7).

Федеральным законом «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999г. №178-ФЗ (далее - Закон) предусмотрены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

В силу ст. 6.1 Закона право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют, в том числе инвалиды.

Согласно ст. 6.2 Закона в состав предоставляемых гражданам набора социальных услуг включается предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании.

Порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг, предусмотренных главой 2 ФЗ «О государственной социальной помощи», устанавливается Правительством РФ (ч. 3 ст. 6.5 Закона).

Согласно Правилам финансирования расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2004г. № 864, финансирование расходов по предоставлению социальной помощи в виде санаторно-курортного лечения осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на соответствующий год Фонду социального страхования РФ.

В силу ч.2. ст.6.3. Закона, периодом предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой является календарный год.

В соответствии с ч.5 ст.6.3 Закона, порядок предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.

Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан - утвержден Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.12.2004 г. № 328.

В соответствии с п. 3.3 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан (далее - Порядок) путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются Фондом социального страхования.

Согласно п. 3.7 указанного Порядка при наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в исполнительные органы Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - исполнительные органы Фонда) или органы социальной защиты населения, с которыми исполнительный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение (далее - органы социальной защиты населения), по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в исполнительные органы Фонда.

Исполнительные органы Фонда и органы социальной защиты населения не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки и справки для получения путевки сообщают гражданину о возможности предоставления санаторно-курортной путевки, соответствующей заявленному профилю лечения, с указанием даты заезда (п.3.8 Приказа).

Право на обращение с данным заявлением, а также право на получение истцом путевки на санаторно-курортное лечение в 2009 году ответчиками не оспаривается.

При обращении к ответчику с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение в 2009 году истцом в установленном порядке была предоставлена справка о нуждаемости в санаторно-курортном лечении.

Поскольку истец Дерябин В.А. в установленном порядке до ДАТА обратился к ответчикам по вопросу предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, то у него возникло право на получение путевки в ДАТА. Не предоставление такой путевки в ДАТА фактически свидетельствует об отказе в ее предоставлении в предусмотренный законом срок.

Довод ответчика об отсутствие финансовой возможности предоставления путевки Дерябину В.А. в предусмотренный законом срок не может быть признан заслуживающим внимания, поскольку реализация прав граждан, предоставленных федеральным законом, не должна ставится в зависимость от финансирования.

Согласно ст.2 Конституции РФ человек, его права и обязанности являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодателей и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст.18 Конституции РФ).

В соответствии с п.4 «Правил финансирования расходов по представлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2004г. №864, финансирование расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, - на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение и проезду на междугороднем транспорте к месту лечения и обратно, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год Фондом социального страхования Российской Федерации.

В силу ст.ст.1,152 Бюджетного кодекса Российской Федерации, гражданин не является субъектом бюджетных правоотношений и его право на санаторно-курортное лечение законом не поставлено в зависимость от объема денежных средств, предусмотренных на финансирование набора социальных услуг.

В Федеральном законе «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999г. №178-ФЗ отсутствуют прямые указания об ограничении обязательств Фонда социального страхования по предоставлению путевок гражданам объемом средств, перечисляемых Фонду из Федерального бюджета.

Согласно п.п. 11, 19 Правил финансирования расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2004 года № 864, обязанность по выдаче путевок, а также формированию бюджетной заявки на финансирование расходов по предоставлению путевок возложена на Фонд социального страхования РФ. Финансирование расходов по предоставлению социальной помощи в виде санаторно-курортного лечения осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на соответствующий год Фонду социального страхования РФ.

В силу прямого указания в Федеральном законе «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999г. №178-ФЗ на то, что инвалид имеет право на предоставление путевки, в связи с чем, довод ответчика о том, что предоставление социальных услуг является правом федерального законодателя и не носит гарантийного характера, является несостоятельным.

Согласно ст. 309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Судом установлено, что истец имеет право на получение путевки на санаторно-курортное лечение, путевка ему не представлена, поэтому в силу ст. 46 Конституции РФ он имеет право на судебную защиту своего нарушенного права.

Присуждение обязательства в натуре является одним из способов защиты гражданских прав (ст. 12 ГК РФ).

По изложенным основаниям суд полагает, что надлежащим ответчиком по данному делу является ГУ - Отделение ФСС РФ, так как обязанность по предоставлению путевки на санаторно-курортное лечение лежит на исполнительном органе ФСС, а также находит неубедительным довод ответчика о том, что объем денежных средств, выделенных на приобретение путевок на санаторно-курортное лечение, не позволил удовлетворить потребности всех нуждающихся в санаторно-курортном лечении в ДАТА.

Поскольку право на санаторно-курортное лечение у истца за ДАТА не погашается истечением календарного года, не обеспечение его путевкой произошло по причинам, от него не зависящим, осталось не реализованным из-за бездействия государственных органов, нарушенное право подлежит восстановлению.

Сведений об исполнении ответчиком обязательств перед Дерябиным В.А. суду не представлено.

Прокурором г. Новоалтайска предоставлены письменные доказательства, свидетельствующие, о том, что лечение в настоящее время истцу не противопоказано. Медицинские показания на санаторно-курортное лечение Дерябина В.А. на день рассмотрения дела в суде подтверждаются справкой МУЗ формы НОМЕР от ДАТА НОМЕР(л.д.10).

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что исковое заявление прокурора г. Новоалтайска в интересах Дерябина В.А. подлежит удовлетворению в полном объеме.

В соответствии со ст. 89 ГПК РФ, ст. 333.36 НК РФ, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах, освобождаются истцы по искам неимущественного характера, связанных с защитой прав и законных интересов инвалидов.

Согласно ст. 103 ГПК РФ, государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорциональной удовлетворенной части исковых требований.

Поэтому с Государственного учреждения - Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования РФ подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, в размере 200 рублей в доход федерального бюджета.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 103,194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора города Новоалтайска Алтайского края в интересах Дерябина В.А. удовлетворить.

Признать незаконным действия ГУ -Отделения ФСС РФ в не предоставлении Дерябину В.А. путевки на санаторно-курортное лечение за ДАТА.

Обязать ГУ-Отделение ФСС РФ предоставить Дерябину В.А. путевку на санаторно-курортное лечение за ДАТА за счет средств федерального бюджета.

Взыскать с ГУ -Отделения ФСС РФ государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 200 руб.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Новоалтайский городской суд в течение 10дней со дня изготовления в окончательной форме.

Председательствующий Л.В. Колесникова

Мотивированное решение составлено 29.11.2010 года