Дело № 2-2563/2010
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Новоалтайск 10 декабря 2010 года
Новоалтайский городской суд Алтайского края в составе:
судьи Козловой И.В.,
при секретаре Новиковой Л.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Андрющенко В.И. к государственному учреждению - Алтайскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации о признании действий незаконными, возложении обязанности выплатить компенсацию за проезд к месту лечения и обратно, взыскании убытков, компенсации морального вреда
установил:
Андрющенко В.И. обратился в суд с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муни ципального служащего в порядке главы 25 ГПК РФ, в котором просил признать незаконными действия директора филиала № 5 ГУ Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования РФ Володина В.В. по факту отказа в выплате компенсации за проезд к месту лечения и обратно в размере ... руб. ... коп.; просил обязать филиал № 5 ГУ Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования РФ выплатить ему: ... руб.... коп. в счет компенсации за проезд к месту лечения и обратно, ... руб. - судебные расходы, ... руб. ... коп. - убытки, ... руб. - в возмещение морального вреда.
В обоснование заявления указал, что является инвалидом <данные изъяты>. В соответствии с п. 8 ст. 6.1 ФЗ от 17.07.1999 № 178 - ФЗ «О государственной социальной помощи» имеет право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. Согласно ст. 6.2 Закона набор социальных услуг включает предоставление права на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, на междугородном транспорте к месту лечения и обратно. Его право на бесплатный проезд подтверждено справкой Управления ПФР РФ по г. Новоалтайску НОМЕР от ДАТА, которой данное право подтверждено на период с ДАТА-ДАТА. Им ДАТА за наличный расчет приобретена путевка в санаторий <данные изъяты> в АДРЕС, проезд оплатил за свой счет в общей сумме ... руб.... коп., из которых: стоимость проезда от АДРЕС до АДРЕС - ... руб.... коп.; от АДРЕС до АДРЕС на междугородном автомобильном транспорте - ... руб.; от АДРЕС до санатория на междугородном автомобильном транспорте-... руб..; от санатория до АДРЕС на междугородном автомобильном транспорте-... руб..;талон страхового полиса пассажира-... руб.
С целью компенсации затрат на проезд он обратился в филиал № 5 ГУ Алтайского регионального отделения ФСС РФ с приложением соответствующих проездных документов, откуда примерно ДАТА получил ответ директора Володина В.В. об отказе в его заявлении, т.к. компенсация за самостоятельно приобретенные проездные документы Законом не предусмотрена. Полагает, что в соответствии со ст. 15 ГК РФ ему должны быть возмещены убытки. За 91 дней периода с ДАТА (момент обращения в филиал № 5) по ДАТА (день подачи заявления в суд) при ставке рефинансирования на день обращения - 7,75% годовых, убытки составляют ... руб.... коп. (... руб.... коп.: 360 х 91 дней х 7,75%).
На основании ст. ст. 98, 100 ГПК РФ, судебные расходы включают: за ксерокопирование документов- ... руб.; составление иска юристом -... руб., написание заявления в филиал № 5 - ... руб. Неправомерными действиями руководителя филиала № 5 ГУ Алтайского регионального отделения ФСС РФ ему причинены физические и моральные страдания. Моральный вред оценивает в ... руб.
Указанное заявление подлежит рассмотрению в порядке искового производства. Определением суда от ДАТА с согласия представителя истца по доверенности Комбековой В.В. произведена замена ненадлежащего ответчика надлежащим - Государственное учреждение Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования РФ.
Истец Андрющенко В.И. в судебное заседание не явился, извещен, просил рассмотреть дело в его отсутствие, с участием его представителя.
Представитель истца Комбекова В.В. иск поддержала.
Представитель ответчика Ковальчук Т.А. иск не признала, пояснив что оплата проездных документов, приобретенных за наличный расчет, не предусмотрена Законом, кроме того, проездной билет на железнодорожный транспорт по маршруту АДРЕС - АДРЕС на сумму ... руб. ... коп. содержит дату прибытия к месту назначения ДАТА 03.час.20мин., но фактический заезд в санаторий - ДАТА, поскольку разница составляет более 2 суток, то истец ДАТА не мог направляться к месту санаторно-курортного лечения; копия проездного документа на междугородном автомобильном транспорте от ДАТА на сумму ... руб. не соответствует дате окончания санаторно-курортного лечения - ДАТА, доводы истца о том, что он покинул санаторий раньше установленного для прохождения лечения срока официальными документами не подтверждены.; также не подтверждены расходы на приобретение проездных документов по маршруту от АДРЕС до санатория и обратно. Расходы за составление заявления в АРО ФСС г. Новоалтайска не относятся к судебным расходам. Заявленные истцом требования о возмещении убытков не основаны на Законе. Моральный вред заявлен необоснованно, так как спор имущественный, а поскольку требования истца не соответствуют положениям Закона, то вины директора филиала № 5 ГУ Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования РФ Володина В.В. и ответчика нет.
Привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица директор филиала № 5 ГУ Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования РФ Володин В.В. не явился, извещен, в письменном ходатайстве заявил о несогласии с иском в полном объеме, просил рассмотреть дело в его отсутствие, поддержал доводы, изложенные в письменном отзыве ответчика.
Представители истца и ответчика не возражали рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Выслушав представителей истца, ответчика, допросив свидетеля, исследовав письменные доказательства по делу, суд считает в иске отказать по следующим основаниям.
Установлено, что Андрющенко В.И. является инвалидом <данные изъяты>, включен в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи в связи с признанием его инвалидом по общему заболеванию.
В соответствии с п.8 ст. 6.1 ФЗ от 17.07.1999 № 178 - ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее Закона) имеет право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
Согласно ст. 6.2 Закона набор социальных услуг включает предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании; бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно. Перечень санаторно-курортных учреждений, в которые предоставляются путевки в соответствии с пунктом 1 части 1 настоящей статьи, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
Согласно п.5 ст. 6.3 Закона порядок предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
Указанные полномочия возложены на Министерство здравоохранения и социального развития РФ.
В силу требований п.3.3 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утв. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.12.2004 г. № 328, и принятым во исполнение ст. 6.3 ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее Порядка…), путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются Фондом социального страхования Российской Федерации; в силу п. 3.5 Порядка… санаторно-курортная путевка является документом строгой отчетности; в силу п. 3.7 Порядка… при наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в исполнительные органы Фонда социального страхования Российской Федерации (далее исполнительные органы Фонда) или органы социальной защиты населения, с которыми исполнительный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение (далее органы социальной защиты населения), по месту жительства 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в исполнительные органы Фонда.
Установлено, что истец не обращался в филиал № 5 ГУ-Алтайского регионального отделения фонда социального страхования РФ, либо к ответчику, либо в органы социальной защиты населения с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение. Напротив, ДАТА подал в Управление Пенсионного фонда РФ по г. Новоалтайску заявление об отказе от получения набора социальной услуги, предусмотренной п.1 ч.1 ст.6.2 Закона (от медицинской части). Как указал истец, путевка была им приобретена за наличный расчет. Самостоятельно за наличный расчет приобретены им и проездные документы к месту нахождения санатория и обратно.
По указанной причине директором филиала № 5 письмом от ДАТА Андрющенко В.И. разъяснено, что приобретенные им проездные документы оплате не подлежат.
Указанный вывод соответствует установленному Законом порядку предоставления права на бесплатный проезд к месту санаторно-курортного лечения и обратно.
Так, согласно п. 4.3 Порядка… одновременно с получением в исполнительных органах Фонда или органах социальной защиты населения санаторно-курортной путевки гражданин обеспечивается специальными талонами на право бесплатного получения проездных документов в поезде дальнего следования (далее - специальные талоны) или направлениями на приобретение проездных документов на авиационном, автомобильном и водном транспорте (далее - именное направление). При следовании к месту лечения и обратно двумя и более видами транспорта специальные талоны или именные направления на право бесплатного получения проездных документов выдаются на каждый вид транспорта.
Именно в связи с непредъявлением истцом талона ФСС на санаторно-курортное лечение ему было отказано в оформлении бесплатного проездного билета работником ОАО «РЖД» на поезд НОМЕР до АДРЕС, согласно объяснения билетного кассира П. от ДАТА (л.д.8).
Механизм (порядок) организации бесплатного проезда к месту санаторно-курортного лечения и обратно разработан в соответствии с Законом, ему не противоречит и подлежит применению к спорным правоотношениям.
Так, согласно Постановления Правительства РФ от 29 декабря 2004 г. № 864 «О порядке финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг и установлении платы за предоставление государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг лицам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и приравненным к ним категориям граждан», финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год (п.4); средства на предоставление гражданам путевок на санаторно-курортное лечение и проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно направляются на: б) оплату транспортным организациям расходов по предоставлению проезда граждан к месту лечения и обратно (в том числе к месту санаторно-курортного лечения в рамках предоставления социальных услуг, санаторно-курортного лечения по путевкам, предоставленным органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения и социальной защиты населения в санаторно-курортные учреждения Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию, а также к месту лечения при наличии медицинских показаний по направлению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации) следующими видами междугородного транспорта:
железнодорожный транспорт (поезда и вагоны всех категорий, за исключением фирменных поездов и вагонов повышенной комфортности);
автомобильный транспорт общего пользования (п. 11); средства на предоставление гражданам проезда на железнодорожном транспорте пригородного сообщения направляются на оплату открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" проезда граждан на железнодорожном транспорте пригородного сообщения (п.12).
Согласно письма Фонда социального страхования Российской Федерации № 02-18\01-9530 от 22.12.2004 «Рекомендации по организации проезда к месту санаторно-курортного лечения и обратно», в части проезда на железнодорожном транспорте установлен следующий порядок: фонд социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) заключает государственный контракт с ОАО "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") на предоставление бесплатного проезда льготным категориям граждан к месту лечения и обратно. Фонд представляет в ОАО "РЖД" заявку на изготовление номерных талонов на право бесплатного проезда в поездах дальнего следования к месту лечения и обратно в соответствии с количеством граждан - получателей социальных услуг, которые воспользуются проездом железнодорожным транспортом. ОАО "РЖД" по накладной передает номерные талоны в Фонд. Номерной талон на право бесплатного проезда в поездах дальнего следования до места лечения и обратно состоит из двух частей - талона и корешка талона. В соответствии с заявками региональных отделений Фонд выдает исполнительным органам по накладным номерные талоны на бесплатный проезд. Заявки на талоны исполнительные органы Фонда представляют в Фонд на очередной квартал не позднее чем за 30 дней до начала квартала. Исполнительные органы Фонда вместе с путевками на санаторно-курортное лечение выдают гражданам льготных категорий заполненные талоны в двух экземплярах (на оформление проезда в прямом и обратном сообщении) по принципу "одна поездка - один талон" независимо от количества пересадок на железнодорожном транспорте по пути следования. Заполненные корешки талонов остаются в исполнительных органах Фонда. Номерные талоны на бесплатный проезд в поездах дальнего следования до места лечения и обратно являются бланками строгой отчетности и учитываются на забалансовом счете 006 "Бланки строгой отчетности". ОАО "РЖД" до 15 числа месяца, следующего за отчетным месяцем, представляет в Фонд счет за выполненные перевозки граждан - получателей социальных услуг с приложением реестра оформленных проездных документов и реестра талонов.
В части проезда на автомобильном транспорте: контракты с автотранспортными организациями, осуществляющими междугородные пассажирские перевозки, заключают региональные отделения Фонда. Проезд на автомобильном транспорте осуществляется только на транспорте организаций, с которыми заключены государственные контракты. Региональные отделения Фонда выдают заполненные именные направления на бесплатный проезд гражданам - получателям социальных услуг в двух экземплярах (на оформление проезда в прямом и обратном сообщении) и ведут их учет. Автотранспортные предприятия ежемесячно, не позднее 5 рабочих дней следующего за отчетным месяца, представляют региональному отделению Фонда счет на оплату выданных проездных документов, оформленных в обмен на направления, с приложением реестра граждан, получивших бесплатные проездные документы.
Не допускается возмещение региональным отделением фактических расходов граждан - получателей социальных услуг по самостоятельной оплате проезда в автомобильном транспорте до места санаторно-курортного лечения и обратно.
Как пояснила представитель ответчика, ими исполняется указанный порядок.
В силу п.3.12 «Порядка…» документами, подтверждающими получение санаторно-курортного лечения, являются отрывной талон путевки, который санаторно-курортные учреждения обязаны представить в срок не позднее 30 дней после окончания санаторно-курортного лечения в Фонд социального страхования Российской Федерации или его исполнительные органы, выдавшие путевку, и обратный талон санаторно-курортной карты, который гражданин в те же сроки представляет в лечебно-профилактическое учреждение, выдавшее санаторно-курортную карту.
Указанные требования в настоящем случае истцом не соблюдены, его доводы о неправомерности действий руководителя филиала № 5 ГУ-Алтайского регионального отделения фонда социального страхования РФ и о причинении ими истцу физических и моральных страданий не состоятельны.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Андрющенко В.И. в удовлетворении иска отказать.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Алтайский краевой суд через Новоалтайский городской суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения суда.
Судья И.В. Козлова
Мотивированное решение изготовлено 15.12.2010