Решение № 2-2800/2010 по иску Кладовой С.В. к ГУ - УПФР об оспаривании решения Комиссии по назначению пенсии и перерасчете трудового стажа. Не вступило в законную силу.



Дело № 2-2800/2010 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Новоалтайск 28 декабря 2010 года

Новоалтайский городской суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Титовой В.В.,

при секретаре Добротворской В.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Кладовой С.В. к Государственному Учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в АДРЕС об оспаривании решения Комиссии по назначению пенсии и перерасчете трудового стажа,

УСТАНОВИЛ:

Кладова С.В. обратилась в суд с иском к Государственному Учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в АДРЕС (далее «ГУ-УПФР») об оспаривании решения Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ-УПФР (далее «Комиссия») НОМЕР от ДАТА, которым ей в назначении досрочной трудовой пенсии по старости отказано, в связи с отсутствием специального стажа, дающего право на указанную пенсию. Свои требования мотивировала тем, что с ДАТА по ДАТА работала в должности медицинской сестры в <данные изъяты>. Принимая решение об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии, Комиссией не засчитан указанный период работы в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии. Полагает, что период с ДАТА по ДАТА необоснованно не засчитан в специальный трудовой стаж, поскольку Комиссией не учтено, что, работая медсестрой в указанном учреждении, она выполняла функции тождественные функциям медицинских сестер учреждений здравоохранения, внесенных в Список, утвержденный Постановлением Правительства №449 от 26.05.2009, а именно - осуществляла лечебную деятельность аналогично как медсестра <данные изъяты>. Просила признать недействительным решение Комиссии НОМЕР от ДАТА об отказе ей в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности; обязать ответчика включить в ее трудовой стаж, дающий право на получение досрочной трудовой пенсии по старости, период работы с ДАТА по ДАТА в должности медицинской сестры в <данные изъяты> и обязать ответчика назначить досрочную трудовую пенсию по старости с ДАТА.

В судебном заседании Кладова С.В. исковые требования поддержала по указанным в заявлении основаниям.

Представитель ГУ-УПФР в АДРЕС по доверенности Аникаева В.А. иск не признала, просила отказать в его удовлетворении, ссылаясь на правомерность действий Комиссии, поскольку право на досрочное назначение трудовой пенсии по нормам подпункта 20 пункта 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» у истца не возникло, так как отсутствует специальный трудовой стаж, требуемый для назначения пенсии.

Выслушав стороны, допросив свидетелей, исследовав представленные доказательства, суд полагает, что в удовлетворении исковых требований следует отказать по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 39 Конституции РФ, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.

Для отдельных категорий граждан система действующего правового регулирования пенсионного обеспечения сохраняет право на досрочное назначение трудовой пенсии.

Судом установлено, ДАТА истец обратилась к ответчику с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии в соответствии с подп.20 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Решением Комиссии НОМЕР от ДАТА Кладовой С.В. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости согласно пп.20 п.1 ст.27 Закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от ДАТА, поскольку по представленным документам у заявителя отсутствует требуемый стаж, необходимый для назначения пенсии, при этом указано, что специальный стаж заявителя составляет 18 лет 8 месяцев 18 дней.

Из указанного решения и протокола заседания Комиссии следует, что в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с лечебной деятельностью не зачтен период работы с ДАТА по ДАТА в должности медицинской сестры физиотерапии в <данные изъяты>, поскольку наименование учреждения не предусмотрено Списком учреждений, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 №781, Списком учреждений, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от ДАТА НОМЕР, а также с ДАТА на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица отсутствуют сведения, подтверждающие особый характер работы.

В судебном заседании установлено, что Кладова С.В. в период ДАТА по ДАТА работала в должности медицинской сестры в <данные изъяты>.

Обращаясь в суд с иском, истец ссылается на то, что она, работая медицинской сестрой в указанном учреждении, имела должностные обязанности аналогичные должностным обязанностям медицинской сестры учреждений здравоохранения, предусмотренных соответствующим Списком, утвержденным постановлением Правительства РФ, следовательно, по ее мнению, имеются правовые основания для включения этого периода работы в специальный трудовой стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью.

Однако суд не может согласиться с указанными доводами Кладовой С.В. по следующим основаниям.

Статьей 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предоставлено право на досрочное назначение трудовой пенсии отдельным категориям граждан.

В соответствии с подп.19 п.1 ст. 27 названного закона пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего закона (мужчины 60 лет, женщины 55 лет) лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Согласно подп.20 п.1 ст. 27 вышеуказанного закона пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего закона (мужчины 60 лет, женщины 55 лет) лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Определение того, какого рода профессиональная деятельность сопряжена с повышенными психофизиологическими нагрузками, связано с установлением объективных критериев оценки характера труда в той или иной должности и его условий, зависит от вида и профиля соответствующего учреждения и относится к компетенции Правительства Российской Федерации.

Таким образом, обеспечивая реализацию права граждан на досрочное назначение трудовой пенсии, Правительство Российской Федерации во исполнение возложенных на него федеральным законодателем полномочий Постановлением от 29 октября 2002 г. N 781 утвердило два Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости - лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, - и отдельно лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.

Следовательно, в настоящее время вопросы пенсионного обеспечения педагогических работников и работников здравоохранения регулируются постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и «Об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

При этом, ни действующим в настоящее время Списком работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, равно как и ранее действовавшими Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464, Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067, не предусмотрено и не предусматривалось право на включение в специальный стаж для назначения пенсии лицам, осуществлявшим лечебную деятельность в учреждении <данные изъяты>.

Истец полагает, что имеет право на досрочное назначение пенсии в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" как лицо, осуществлявшее лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в <данные изъяты>.

Однако, вышеназванный Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации» утвержден только для лиц, осуществляющих лечебную деятельность в учреждениях здравоохранения и специально указанных учреждениях социального обслуживания, что явно следует из наименования Списка, а также пункта 1 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и наименования самих учреждений.

В свою очередь Устав <данные изъяты>, утвержденный заместителем Главы администрации и председателем Комитета по образованию администрации АДРЕС ДАТА, именует учреждение, в котором работала истец как муниципальное образовательное учреждение. То есть <данные изъяты> не является ни учреждением здравоохранения, ни учреждением социального обслуживания, а следовательно, не предусмотрено и не может быть предусмотрено Списком должностей и учреждений, утвержденных постановлением Правительства РФ №781 от 29.10.2002, который в перечень учреждений включает лишь учреждения здравоохранения и частично учреждения социального обслуживания.

Действительно, данный Список предусматривает в качестве учреждений, работа в который дает право на досрочное назначение пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности, специализированный дом ребенка, а также социальный приют для детей и подростков, реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями и социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних.

Однако, согласно Постановления Правительства РФ от 27.11.2000 N 896 "Об утверждении Примерных положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации" социальный приют для детей и подростков и социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних являются специализированными учреждениями, создаваемым в системе социальных служб органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления с целью профилактики безнадзорности и беспризорности, а также социальной реабилитации несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. В соответствии со своими задачами такие учреждения обеспечивают временное проживание несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; оказывают помощь в восстановлении социального статуса несовершеннолетних в коллективах сверстников по месту учебы, работы, жительства, содействует возвращению несовершеннолетних в семьи; оказывает социальную, психологическую и иную помощь несовершеннолетним, их родителям (законным представителям) в ликвидации трудной жизненной ситуации; разрабатывает и реализует программы социальной реабилитации несовершеннолетних, направленные на выход из трудной жизненной ситуации. В учреждение круглосуточно принимаются дети в возрасте от 3 до 18 лет, обратившиеся самостоятельно, по инициативе родителей или иным предусмотренным законом основаниям.

Приказом Министерства социальной защиты населения РФ №249 от 14.12.1994 утверждено Примерное положение о реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями, согласно которому указанный Центр является учреждением государственной системы социальной защиты населения, осуществляющим на территории города или района социальную реабилитацию детей и подростков с отклонениями в умственном и физическом развитии в возрасте от рождения до 18 лет, а также семей, в которых дети воспитываются. Целью деятельности Центра является оказание детям и подросткам, имеющим отклонения в физическом или умственном развитии, квалифицированной медико-социальной, психолого-социальной и социально-педагогической помощи, обеспечение их максимально полной и своевременной социальной адаптации к жизни в обществе, семье, к обучению и труду.

Согласно Положения об организации деятельности дома ребенка, утвержденного Приказом Минздрава России №3 от 24.01.2003, дом ребенка - это лечебно-профилактическое учреждение, обеспечивающее медицинскую помощь, в том числе восстановительное лечение, а также комплексную медико-психолого-педагогическую реабилитацию с использованием современных технологий. В доме ребенка воспитываются дети с рождения и до 4-х лет.

Исходя же из положений Устава <данные изъяты>, учреждение обеспечивает уход за детьми, воспитание, обучение и оздоровление детей дошкольного возраста (от 3-х до 7 лет) и их медико-психолого-педагогическую коррекцию.

Также в соответствие с Типовым положением о детском доме, утвержденным Приказом Министерства просвещения СССР №144 от 12.10.1978, для детей и подростков, лишившихся попечения родителей, организуются детские дома, в которых обеспечивается содержание детей и подростков, их обучение и воспитание в возрасте от 3 до 18 лет, то есть детский дом как учреждение изначально создавался как образовательное учреждение (для обучения и воспитания детей), а не как учреждение здравоохранения или социального обслуживания.

Таким образом, ни специализированный дом ребенка, ни учреждения социального обслуживания несовершеннолетних не являются тождественными учреждению <данные изъяты>, что явно видно из профиля учреждения, его основных функций и контингента воспитанников, правил их приема.

В свою очередь приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ №627 от 07.10.2005 утверждена Единая номенклатура государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, при этом руководителям федеральных органов исполнительной власти, имеющих подведомственные учреждения здравоохранения, руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации рекомендовано привести наименования учреждений здравоохранения в соответствие с Номенклатурой, утвержденной настоящим Приказом. Среди учреждений, включенных в Единую номенклатуру государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, нет такого учреждения как <данные изъяты>.

Следовательно, не смотря на то, что должность «медсестра» и «медицинская сестра по физиотерапии» предусмотрены Списком должностей и учреждений, утвержденным Постановлением Правительства РФ №781 от 29.10.2002, суд не может признать право истца на досрочное назначение пенсии в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в силу того, что учреждение <данные изъяты>, не предусмотрено данным Списком в качестве учреждения здравоохранения, работа в котором дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения. Таким образом, ответчиком обоснованно не включен период работы Кладовой С.В. с ДАТА по ДАТА в должности медицинской сестры физиотерапии в <данные изъяты> в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии.

Что касается применения Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", то суд также проверил право Кладовой С.В. на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.

При этом названный Список содержит наименование <данные изъяты> как учреждение, работа в котором дает право на досрочное назначение пенсии, однако данный Список не содержит наименование должности «медсестра», за исключением «медсестра ясельной группы».

Следовательно, у Кладовой С.В. право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности также не возникло, так как должность «медсестра» отсутствует в указанном Списке.

Правительство Российской Федерации, включая в стаж работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение по старости должность медсестры, работающей в учреждениях здравоохранения, а не образования, действовало в рамках своей компетенции и основывалось на объективных критериях оценки характера труда и функциональных обязанностей различных категорий работников, так как право на досрочное назначение трудовой пенсии связывается не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой работой, при которой работник подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленные именно спецификой и характером конкретного труда.

С учетом этого, основанная на указанных признаках дифференциация в условиях реализации права на трудовую пенсию по старости не может расцениваться как нарушение принципа равенства, закрепленного в статье 19 Конституции РФ.

Работа истицы проходила в учреждении, действующими нормативными актами наименование которого не предусмотрено в качестве учреждения, работа в котором дает право на досрочное назначение пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, а отнесение учреждений к тем, работа в котором дает право на досрочное назначение трудовой пенсии относится к прерогативе законодателя, а не суда.

Суд не принимает во внимание доводы истца о периодическом прохождении ею курсов повышения квалификации и аттестации в связи с работой в качестве медицинской сестры в спорном учреждении, так как это предусмотрено трудовым законодательством для осуществления ею своей трудовой функции и не влияет на назначение пенсии по старости, а также довод о наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности у данного учреждения, что необходимо образовательному учреждению в силу закона и не изменяет профиля его деятельности и порядка признания права на досрочное назначение пенсии за его работниками.

Суд также не соглашается с доводом истца о возможности установления тождества выполняемых ею функций, условий и характера ее деятельности в должности медицинской сестры в учреждении <данные изъяты> и в иных учреждениях здравоохранения и социального обслуживания ввиду их несостоятельности.

Так, в соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, право на установление тождества профессий, должностей и организаций, предусмотренных статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также Списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям, имевшим ранее иные наименования, предоставлено Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.

Вопрос о тождественности выполняемых Кладовой С.В. функций медицинской сестры в <данные изъяты> должности медицинской сестры в учреждениях здравоохранения, предусмотренных Списком, в официальном порядке путем издания каких-либо нормативно-правовых актов разрешен не был.

Допрошенные в судебном заседании свидетели и истец Кладова С.В. пояснили, что <данные изъяты> действительно было и остается образовательным учреждением для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих заболевание <данные изъяты>.

Следовательно, период работы Кладовой С.В. с ДАТА по ДАТА в должности медицинской сестры в <данные изъяты> включению в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии, не подлежит.

Что касается указания комиссией ГУ-УПФР на отсутствие сведений, подтверждающих особый характер работы, на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица за период работы с ДАТА по ДАТА в связи с чем у истца отсутствует право на досрочное назначение пенсии, то следует заметить, что согласно п.2 ст.11 федерального закона №27 от 01.04.1996 года «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» обязанность представления сведений, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда возлагается на страхователя (в данном случае на <данные изъяты>). Контроль же за правильностью представления работодателями сведений обязаны осуществлять органы Пенсионного фонда РФ (ст. 16 Закона об индивидуальном учете). Следовательно, учитывая, что учреждение <данные изъяты> не включено в Список учреждений, работа в котором дает право на досрочное назначение пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности по подп.20 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях», то и страхователь, и ответчик обоснованно не отразили на индивидуальном лицевом счете Кладовой С.В. сведения об особом характере работы.

При таких обстоятельствах решение Комиссии в указанной части является законным и обоснованным, и как следствие, отмене в части невключения периода работы истца с ДАТА по ДАТА в должности медицинской сестры в <данные изъяты> в специальный стаж, не подлежит.

Согласно протокола заседания Комиссии НОМЕР от ДАТА специальный трудовой стаж истца составляет 18 лет 8 месяцев 18 дней, что менее чем 30 лет.

Трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных п.4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (ст. 19 Закона).

Как указано ранее специальный трудовой стаж Кладовой С.В., дающий право на назначение трудовой пенсии по старости, в связи с лечебной деятельностью, составляет менее 30 лет, следовательно, на ДАТА и на момент рассмотрения дела право на досрочное назначение пенсии по старости у истца не возникло.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что требования Кладовой С.В. удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Кладовой С.В. в удовлетворении иска к Государственному Учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в АДРЕС отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Алтайского краевого суда через Новоалтайский городской суд в течение десяти дней со дня его принятия судом в окончательной форме.

Председательствующий: В.В.Титова

Мотивированное решение составлено 11.01.2011