Дело № 2-441/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Новоалтайск 06 апреля 2011 года
Новоалтайский городской суд Алтайского края в составе:
Председательствующего судьи Колесниковой Л.В.
при секретаре Ивановой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <данные изъяты> в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образованию городского округа «<данные изъяты>» в лице комитета администрации <данные изъяты> по жилищно-коммунальному, газовому хозяйству, энергетике, транспорту и строительству о возложении обязанности по установлению дорожных знаков,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор <данные изъяты> в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к муниципальному образованию городской округ «<данные изъяты>» в лице администрации <данные изъяты>, в котором просил возложить на ответчика обязанность установить на участках дороги при пересечении АДРЕС, по направлению АДРЕС с одной стороны и АДРЕС с другой стороны, проходящих вдоль территорий муниципального общеобразовательного учреждения <данные изъяты> шесть дорожных знаков, а именно: три основных знака 1.23 «дети» и три повторных знака 1.23 с табличкой 8.2.1, на которых указать протяженность участка дороги, проходящего вдоль территории детского учреждения. Знак 1.23 установить на расстоянии 90-100 м., повторный знак 1.23 с табличкой 8.2.1 - на расстоянии не боле 50 м. от начала опасного участка.
В обоснование указал, что в ходе проведения проверки соответствия состояния автомобильных дорог муниципального образования <данные изъяты> правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению дорожного движения, установлено, что администрацией муниципального образования «<данные изъяты>» не исполняются требования Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также ГОСТа 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», ГОСТа 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств».
В частности, проверкой установлено, что на участках дороги при пересечении АДРЕС, по направлению АДРЕС одной стороны и АДРЕС с другой стороны, проходящих вдоль территории муниципального общеобразовательного учреждения «<данные изъяты>», расположенного по адресу: АДРЕС, отсутствуют шесть дорожных знаков - три основных знака 1.23 «дети» и три повторных знака с табличкой 8.2.1., наличие которых предусмотрено ГОСТ Р 52289-2004. Указанное бездействие органов местного самоуправления, на которые законом возложена обязанность по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального округа, нарушает право жителей <данные изъяты> на безопасность дорожного движения.
В порядке подготовки дела к судебному разбирательству судом с согласия истца ненадлежащий ответчик по делу - муниципальное образование городской округ «<данные изъяты>» в лице администрации <данные изъяты> был заменен надлежащим - муниципальное образование городской округ «<данные изъяты>» в лице комитета администрации <данные изъяты> по жилищно-коммунальному, газовому хозяйству, энергетике, транспорту и строительству, администрация <данные изъяты>, ОВД по <данные изъяты> привлечены в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора.
В настоящем судебном заседании помощник прокурора <данные изъяты> Овчиникова С.С. исковые требования уточнила, просила обязать ответчика установить дорожные знаки в соответствии с разработанной проектной документацией на дислокацию дорожных знаков и разметки улиц <данные изъяты>, остальные требований поддержала по основаниям указанным в иске.
Представитель ответчика муниципального образования городского округа «<данные изъяты>» в лице комитета администрации <данные изъяты> по жилищно-коммунальному, газовому хозяйству, энергетике, транспорту и строительству по доверенности Кислицина О.С. исковые требования признала в полном объеме. Заявление о признании иска ответчиком занесено в протокол судебного заседания.
Судом разъяснены последствия признания иска и принятия его судом, предусмотренные ч.3 ст.173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), представителю ответчику понятны последствия принятия судом признания иска, о чем имеются подпись представителя ответчика в протоколе судебного заседания.
Представители третьих лиц - администрации <данные изъяты> Крюкова Н.В., ОВД по <данные изъяты> Трусков В.В. не возражали против удовлетворения требований прокурора и принятия судом признания иска ответчиком.
В соответствии со ст.173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом, принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Суд считает возможным принять признание иска ответчиком, так как это не противоречит закону и не нарушает прав и законных интересов третьих лиц.
Статьей 1 Федерального Закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее ФЗ «О безопасности дорожного движения») в качестве основной задачи определена охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог определяются ст. 12 указанного закона, в соответствии с которой содержание дорог на территории РФ должно обеспечивать безопасность дорожного движения. Частью 2 указанной статьи обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возложена на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
В силу ст. 6 ФЗ «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. При этом полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются ФЗ от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Федеральный закон от 08.11.2007 № 257-ФЗ)
Статьей 3 указанного Федерального закона установлено, что дорожной деятельностью является деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Содержание автомобильной дороги данной статьей определено как комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения; дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения, отнесены к элементам обустройства автомобильных дорог.
Согласно ст.6 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц.
К собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Включение автомобильной дороги в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог необщего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения является основанием для закрепления такой автомобильной дороги за владельцем автомобильной дороги на соответствующем вещном праве.
Пунктом 5 ст. 16 Закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности городского округа отнесена к вопросам местного значения.
Согласно ст. 13, 15 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления. К полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
В соответствии со п. 5 ч. 1 ст. 6 Устава муниципального образования городского округа города <данные изъяты> (далее Устав), к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Администрация города является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления городского округа, наделенным в соответствии с Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления городского округа федеральными законами и законами Алтайского края (п. 1 ст. 52 Устава).
Статья 53 Устава предусматривает, что в структуру администрации <данные изъяты> могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы. Организационная структура администрации города должна предусматривать четкое распределение полномочий, возложенных на администрацию города, между ее органами. Отраслевые (функциональные) и территориальные органы администрации города могут обладать правами юридического лица.
Функции и полномочия органов администрации города, наделенных статусом юридического лица, а также организация и порядок их деятельности определяются Положениями об этих органах, утверждаемыми городским Собранием депутатов, по представлению главы администрации города (п. 2 ст. 54 Устава).
Согласно п. 1 Положения о комитете администрации <данные изъяты> по жилищно-коммунальному, газовому хозяйству, энергетике, транспорту и строительству, Комитет является отраслевым органом администрации <данные изъяты>, ДАТА запись о Комитете как о юридическом лице внесена в Единый государственный реестр юридических лиц.
В силу п. 5.2 указанного Положения, сферой деятельности Комитета является в том числе содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения.
Согласно ст.22 ФЗ «О безопасности дорожного движения» деятельность по организации дорожного движения должна осуществляться на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых регламентировано действующими в Российской Федерации стандартами и предусмотрено проектами и схемами организации дорожного движения.
Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог (ст. 17 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ)
ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движении», устанавливающий требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения, предусматривает, что автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов должны быть оборудованы дорожными знаками, изготовленными по ГОСТ 10807 и размещенными по ГОСТ 23457 в соответствии с утвержденной в установленном порядке дислокацией (п. 4.1.1.).
Требования данного ГОСТа являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения.
Раздел 1 ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» устанавливает правила применения технических средств организации дорожного движения.
В соответствии с п.п. 3.2., 3.3, 3.6 ГОСТ Р 52289-2004, дорожным знаком является устройство в виде панели определенной формы с обозначениями или надписями, информирующими участников дорожного движения о дорожных условиях и режиме движения, о расположении населенных пунктов и других объектов. Основной дорожный знак представляет собой знак, необходимость установки которого определяется дорожными условиями в соответствиями с требованиями ГОСТ Р 52289-2004. Повторный знак - это знак, установленный за основным знаком и подтверждающий его информацию.
Согласно п. 5.2.25 указанного ГОСТа, знак 1.23 «Дети» устанавливается перед участками дорог, проходящими вдоль территории детских учреждений или часто пересекаемыми детьми независимо от наличия пешеходных переходов.
Повторный знак устанавливается с табличкой 8.2.1, на которой указывается протяженность участка дороги, проходящего вдоль территории детского учреждения или часто пересекаемого детьми. В населенных пунктах знак 1.23 устанавливается на расстоянии 90-100 м., повторный - на расстоянии не более 50 м. от начала опасного участка.
В ходе проведения прокурором <данные изъяты> и государственным инспектором по дорожному надзору ОГИБДД ОВД по <данные изъяты> совместной проверки соответствия состояния автомобильных дорог муниципального образования <данные изъяты> правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению дорожного движения, установлено, что на участках дороги при пересечении АДРЕС, по направлению АДРЕС с одной стороны и АДРЕС с другой стороны, проходящих вдоль территории муниципального образовательного учреждения «<данные изъяты> расположенного по адресу: АДРЕС, отсутствуют шесть дорожных знаков - три основных знака 1.23 «дети» и три повторных знака 1.23 с табличкой 8.2.1, наличие которых предусмотрено ГОСТ Р 52289-2004.
Отсутствие указанных дорожных знаков отрицательно влияет на безопасность дорожного движения и создает опасность причинения вреда жизни и здоровью населения <данные изъяты>, в том числе детей, что является нарушением прав жителей города на безопасную дорожную ситуацию.
Представитель ответчика в суде пояснила, что автомобильные дороги на АДРЕС в АДРЕС являются собственностью городского округа <данные изъяты>.
Согласно ст. 14 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ планирование дорожной деятельности осуществляется уполномоченными органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления на основании документов территориального планирования, подготовка и утверждение которых осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог и оценки транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог, долгосрочных целевых программ.
Согласно ч. 1 ст. 34 указанного Федерального закона дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов. Формирование расходов местного бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения осуществляется в соответствии с правилами расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели на основании нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения с учетом необходимости приведения транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог местного значения в соответствие с требованиями технических регламентов. Нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения и правила расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели утверждаются органом местного самоуправления
Как усматривается из Программы по обеспечению безопасности дорожного движения и профилактики дорожно-транспортных происшествий в <данные изъяты> на ДАТА годы, утвержденной решением <данные изъяты> от ДАТА, на содержание и установку дорожных знаков в <данные изъяты> году из местного бюджета выделено <данные изъяты> тыс. руб. Указанные средства выделены на установку части необходимых для обеспечения безопасности дорожного движения знаков, без указания конкретных наименований дорожных знаков и места их расположения.
Между тем, в судебном заседании установлено, что на участке дороги при пересечении АДРЕС, по направлению АДРЕС с одной стороны и АДРЕС с другой стороны, проходящем вдоль территории муниципального общеобразовательного учреждения «<данные изъяты>», отсутствуют шесть дорожных знаков, наличие которых предусмотрено ГОСТ Р 52289-2004 и проектной документацией на дислокацию дорожных знаков и разметки улиц <данные изъяты>.
Таким образом, судом установлено, что муниципальным образованием городского округа «<данные изъяты>» в лице комитета администрации <данные изъяты> по жилищно-коммунальному, газовому хозяйству, энергетике, транспорту и строительству, в сферу деятельности которого входит содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах городского округа, не в полной мере осуществляется дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения, а именно деятельность по обеспечению соответствия состояния дорог установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам безопасных условий и охраны труда.
Данные обстоятельства представитель ответчика не оспаривал, исковые требования прокурора признал в полном объеме, пояснив, что место расположения указанных дорожных знаков обозначено в проекте организации дорожного движения данного участка дороги, разработанном и утвержденном администрацией <данные изъяты> в установленном порядке.
На основании изложенного, суд считает необходимым иск прокурора удовлетворить и возложить на муниципальное образование городского округа «<данные изъяты>» в лице комитета администрации <данные изъяты> по жилищно-коммунальному, газовому хозяйству, энергетике, транспорту и строительству обязанность установить на участках дороги при пересечении АДРЕС, по направлению АДРЕС с одной стороны и АДРЕС с другой стороны, проходящих вдоль территории муниципального образовательного учреждения «<данные изъяты>», шесть дорожных знаков, а именно: три основных знака 1.23 «Дети» и три повторных знака 1.23 с табличкой 8.2.1, в соответствии с разработанной проектной документацией на дислокацию дорожных знаков и разметки улиц <данные изъяты>, на которых указать протяженность участка дороги, проходящего вдоль территории детского учреждения.
В силу ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
С учетом мнения сторон, учитывая предусмотренное Программой по обеспечению безопасности дорожного движения и профилактики дорожно-транспортных происшествий в <данные изъяты> на ДАТА годы финансирование мероприятий по установке и содержанию дорожных знаков, суд считает возможным определить общий срок к устранению недостатков - до ДАТА включительно
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора <данные изъяты> удовлетворить.
Обязать муниципальное образование городского округа «<данные изъяты>» в лице комитета администрации <данные изъяты> по жилищно-коммунальному, газовому хозяйству, энергетике, транспорту и строительству установить на участках дороги при пересечении АДРЕС, по направлению АДРЕС с одной стороны и АДРЕС с другой стороны, проходящих вдоль территорий муниципального общеобразовательного учреждения «<данные изъяты>», шесть дорожных знаков, а именно: три основных знака 1.23 «дети» и три повторных знака 1.23 с табличкой 8.2.1, в соответствии с проектной документацией на дислокацию дорожных знаков и разметки улиц <данные изъяты>, на которых указать протяженность участка дороги, проходящего вдоль территории детского учреждения.
Установить муниципальному образованию городского округа «<данные изъяты>» в лице комитета администрации <данные изъяты> по жилищно-коммунальному, газовому хозяйству, энергетике, транспорту и строительству срок для установки дорожных знаков, в соответствии с разработанной схемой дислокации дорожных знаков и разметки, до ДАТА включительно.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Новоалтайский городской суд в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме.
Председательствующий (подпись) Л.В. Колесникова
Мотивированное решение составлено 13.04.2011 года
Верно
Судья Л.В. Колесникова