Дело № 2-436/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Новоалтайск 13 апреля 2011 года
Новоалтайский городской суд Алтайского края в составе:
Председательствующего судьи Козловой И.В.,
при секретаре Новиковой Л.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Новоалтайска в интересах неопределенного круга лиц к комитету администрации г. Новоалтайска по жилищно-коммунальному, газовому хозяйству, энергетике, транспорту и строительству о возложении обязанности по установлению дорожных знаков,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Новоалтайска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к муниципальному образованию городской округ «город Новоалтайск» в лице администрации г. Новоалтайска, в котором просил возложить на ответчика обязанность установить на участке дороги по направлению ул. М., проходящем вдоль территории МОУ СОШ №№, 3 дорожных знака, а именно один основной знак 1.23 «Дети» и два повторных знака 1.23 с табличкой 8.2.1, на которых указать протяженность участка дороги, проходящего вдоль территории детского учреждения. Основной знак 1.23 прокурор просил обязать ответчика установить на расстоянии 90-100 м., повторный знак 1.23 с табличкой 8.2.1 - на расстоянии не более 50 м. от начала опасного участка. В обоснование указал, что в ходе проведения проверки соответствия состояния автомобильных дорог муниципального образования г. Новоалтайск правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению дорожного движения, установлено, что администрацией муниципального образования «Город Новоалтайск» не исполняются требования ФЗ от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и ФЗ от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также ГОСТа 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», ГОСТа 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств».
В частности, проверкой установлено, что на участке дороги по направлению ул. М., проходящем вдоль территории МОУ СОШ №№, отсутствуют 3 дорожных знака, а именно один основной знак 1.23 «Дети» и два повторных знака 1.23 с табличкой 8.2.1, наличие которых предусмотрено ГОСТ Р 52289-2004. Указанное бездействие органов местного самоуправления, на которые законом возложена обязанность по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального округа, нарушает право жителей г. Новоалтайска на безопасность дорожного движения.
В ходе судебного заседания с согласия истца ненадлежащий ответчик по делу - муниципальное образование городской округ «город Новоалтайск» в лице администрации г. Новоалтайска был заменен надлежащим - комитетом администрации г. Новоалтайска по жилищно-коммунальному, газовому хозяйству, энергетике, транспорту и строительству.
В настоящем судебном заседании помощник прокурора г. Новоалтайска Овчиникова С.С. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика комитета администрации г. Новоалтайска по жилищно-коммунальному, газовому хозяйству, энергетике, транспорту и строительству по доверенности Кислицина О.С. исковые требования признала в полном объеме, представив суду письменное заявление о признании иска. В заявлении указала, что последствия признания иска и принятия его судом, предусмотренные ч. 3 ст. 173 ГПК РФ, ей разъяснены и понятны.
В соответствии со ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом, принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Суд считает возможным принять признание иска ответчиком, т.к. это не противоречит закону и не нарушает прав и законных интересов третьих лиц.
Статьей 1 Федерального Закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» в качестве основной задачи данного Федерального закона определена охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог определяются ст. 12 указанного закона, в соответствии с которой содержание дорог на территории РФ должно обеспечивать безопасность дорожного движения. Частью 2 указанной статьи обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возложена на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
В силу ст. 6 ФЗ «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. При этом полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются ФЗ от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Статьей 3 указанного Федерального закона установлено, что дорожной деятельностью является деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Содержание автомобильной дороги данной статьей определено как комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения; дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения, отнесены к элементам обустройства автомобильных дорог.
Согласно ст. 6 указанного Федерального закона автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц.
К собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Включение автомобильной дороги в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог необщего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения является основанием для закрепления такой автомобильной дороги за владельцем автомобильной дороги на соответствующем вещном праве.
Пунктом 5 ст. 16 Закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности городского округа отнесена к вопросам местного значения.
Согласно ст. 13, 15 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления. К полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 6 Устава муниципального образования городского округа города Новоалтайска Алтайского края, к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 1 Положения о комитете администрации г. Новоалтайска по жилищно-коммунальному, газовому хозяйству, энергетике, транспорту и строительству, Комитет является отраслевым органом администрации г. Новоалтайска. ДАТА запись о Комитете как о юридическом лице внесена в Единый государственный реестр юридических лиц.
В силу п. 5.2 указанного Положения, сферой деятельности Комитета является в том числе содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения.
Согласно ст. 22 ФЗ «О безопасности дорожного движения» деятельность по организации дорожного движения должна осуществляться на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых регламентировано действующими в Российской Федерации стандартами и предусмотрено проектами и схемами организации дорожного движения.
Согласно ст. 17 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог.
ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движении», устанавливающий требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения, предусматривает, что автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов должны быть оборудованы дорожными знаками, изготовленными по ГОСТ 10807 и размещенными по ГОСТ 23457 в соответствии с утвержденной в установленном порядке дислокацией (п. 4.1.1.).
Требования данного ГОСТа являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения.
Раздел 1 ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» устанавливает правила применения технических средств организации дорожного движения.
В соответствии с п.п. 3.2., 3.3, 3.6 ГОСТ Р 52289-2004, дорожным знаком является устройство в виде панели определенной формы с обозначениями или надписями, информирующими участников дорожного движения о дорожных условиях и режиме движения, о расположении населенных пунктов и других объектов. Основной дорожный знак представляет собой знак, необходимость установки которого определяется дорожными условиями в соответствиями с требованиями ГОСТ Р 52289-2004. Повторный знак - это знак, установленный за основным знаком и подтверждающий его информацию.
Согласно п. 5.2.25 указанного ГОСТа, знак 1.23 «Дети» устанавливается перед участками дорог, проходящими вдоль территории детских учреждений или часто пересекаемыми детьми независимо от наличия пешеходных переходов. Повторный знак устанавливается с табличкой 8.2.1, на которой указывается протяженность участка дороги, проходящего вдоль территории детского учреждения или часто пересекаемого детьми. В населенных пунктах знак 1.23 устанавливается на расстоянии 90-100 м., повторный - на расстоянии не более 50 м. от начала опасного участка.
В ходе проведения прокурором г. Новоалтайска и государственным инспектором по дорожному надзору ОГИБДД ОВД по г. Новоалтайску совместной проверки соответствия состояния автомобильных дорог муниципального образования г. Новоалтайск правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению дорожного движения, установлено, что на участке дороги по направлению ул. М., проходящем вдоль территории МОУ СОШ №№, отсутствуют 3 дорожных знака, а именно один основной знак 1.23 «Дети» и два повторных знака 1.23 с табличкой 8.2.1, наличие которых предусмотрено ГОСТ Р 52289-2004.
Отсутствие указанных дорожных знаков отрицательно влияет на безопасность дорожного движения и создает опасность причинения вреда жизни и здоровью населения г. Новоалтайска, в том числе детей, что является нарушением прав жителей города на безопасную дорожную ситуацию.
Представитель ответчика в суде пояснила, что автомобильная дорога на ул. М. относится к собственности городского округа г. Новоалтайска, т.к. включена в перечень автомобильных дорог общего пользования межмуниципального значения.
Согласно ст. 14 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» планирование дорожной деятельности осуществляется уполномоченными органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления на основании документов территориального планирования, подготовка и утверждение которых осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог и оценки транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог, долгосрочных целевых программ.
Согласно ч. 1 ст. 34 указанного Федерального закона дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов. Формирование расходов местного бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения осуществляется в соответствии с правилами расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели на основании нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения с учетом необходимости приведения транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог местного значения в соответствие с требованиями технических регламентов. Нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения и правила расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели утверждаются органом местного самоуправления.
Как усматривается из Программы по обеспечению безопасности дорожного движения и профилактики дорожно-транспортных происшествий в г. Новоалтайске на 2008-2012 годы, утвержденной решением Новоалтайского городского Собрания депутатов Алтайского края от 16.09.2008, на содержание и установку дорожных знаков в 2011 году из местного бюджета выделено ... руб. Указанные средства выделены на установку части дорожных знаков, необходимых для обеспечения безопасности дорожного движения в г. Новоалтайске, без указания конкретных наименований дорожных знаков и места их расположения.
Между тем на участке дороги по направлению ул. М., проходящем вдоль территории МОУ СОШ №№, отсутствуют 3 дорожных знака, наличие которых предусмотрено ГОСТ Р 52289-2004.
Таким образом, судом установлено, что комитетом администрации г. Новоалтайска по жилищно-коммунальному, газовому хозяйству, энергетике, транспорту и строительству, в сферу деятельности которого входит содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, не в полной мере осуществляется дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения, а именно деятельность по обеспечению соответствия состояния дорог установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам.
Данные обстоятельства представитель ответчика не оспаривал, исковые требования прокурора признал в полном объеме, пояснив, что указанные дорожные знаки и их место расположения будут обозначены в проекте организации дорожного движения, разработанном и утвержденном администрацией г. Новоалтайска в установленном порядке.
На основании изложенного, суд считает необходимым иск прокурора удовлетворить и возложить на комитет администрации г. Новоалтайска по жилищно-коммунальному, газовому хозяйству, энергетике, транспорту и строительству обязанность установить на участке дороги по направлению ул. М., проходящем вдоль территории МОУ СОШ №№, 3 дорожных знака, а именно один основной знак 1.23 «Дети» и два повторных знака 1.23 с табличкой 8.2.1, на которых указать протяженность участка дороги, проходящего вдоль территории детского учреждения.
Согласно п. 5.2.25 ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» основной знак 1.23 «Дети» следует установить на расстоянии 90-100 м., а повторный знак 1.23 с табличкой 8.2.1 - на расстоянии не более 50 м. от начала опасного участка.
В силу ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
С учетом мнения сторон, учитывая предусмотренное Программой по обеспечению безопасности дорожного движения и профилактики дорожно-транспортных происшествий в г. Новоалтайске на 2008-2012 годы финансирование мероприятий по установке и содержанию дорожных знаков, суд считает возможным определить общий срок к установке указанных дорожных знаков - до ДАТА включительно.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, с ответчика подлежит взысканию госпошлина в доход местного бюджета в сумме 200 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Принять признание иска ответчиком. Иск прокурора г. Новоалтайска удовлетворить.
Обязать комитет администрации г. Новоалтайска по жилищно-коммунальному, газовому хозяйству, энергетике, транспорту и строительству установить на участке дороги по направлению ул. М., проходящем вдоль территории МОУ СОШ №№, 3 дорожных знака, а именно один основной знак 1.23 «Дети» и два повторных знака 1.23 с табличкой 8.2.1, на которых указать протяженность участка дороги, проходящего вдоль территории детского учреждения. Основной знак 1.23 установить на расстоянии 90-100 м., повторный знак 1.23 с табличкой 8.2.1 - на расстоянии не более 50 м. от начала опасного участка.
Установить комитету администрации г. Новоалтайска по жилищно-коммунальному, газовому хозяйству, энергетике, транспорту и строительству срок для установки данных дорожных знаков до ДАТА включительно.
Взыскать с комитета администрации г. Новоалтайска по жилищно-коммунальному, газовому хозяйству, энергетике, транспорту и строительству госпошлину в доход местного бюджета в сумме 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Новоалтайский городской суд в течение 10 дней.
Председательствующий И.В. Козлова