решение от 29.04.2011 по делу № 2-736-2011 по иску прокурора г.Новоалтайска в интересах Майорова И.М. к ГУ-Алтайскому региональному отделению Фонда соц. страхования РФ, филиалу № 5 ГУ о признании действий незаконными, возложении обязанности



Дело № 2-736/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Новоалтайск 29 апреля 2011 года

Новоалтайский городской суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Близняковой Н.П.,

при секретаре Морозовой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора города Новоалтайска в интересах Майора И.М. к Государственному учреждению - Алтайскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации, филиалу № 5 Государственного учреждения - Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации о признании действий незаконными и возложении обязанности предоставления путевки на санаторно-курортное лечение,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор города Новоалтайска в интересах Майорова И.М. обратился в суд к вышеуказанным ответчикам с иском о признании незаконными действия по не предоставлению путевки на санаторно-курортное лечение, обязании предоставить Майорову И.М. путевку на санаторно-курортное лечение за 2010 год за счет средств федерального бюджета за 2010 год. В обоснование иска прокурор ссылается на то, что в прокуратуру г.Новоалтайска поступило заявление Майорова И.М. с просьбой обратиться в суд в его интересах с исковым заявлением к Фонду социального страхования о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение. В ходе проверки установлено, что Майоров И.М. является инвалидом второй группы и в соответствии со ст.6.1 Федерального закона №178-ФЗ от 17.07.1999г. «О государственной социальной помощи» имеет право на получение государственного социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе на предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение. Согласно п.3.7 Приказа Минздравсоцразвития Российской Федерации от 29.12.2004г. №328 «Об утверждении порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан», с заявлением на предоставление путевки гражданин должен обратиться в исполнительный орган ФСС РФ по месту жительства до 1 декабря текущего года. Майоров И.М. обратился <данные изъяты> года в филиал № 5 Государственного учреждения - Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования РФ с письменным заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение в 2010 году, но до настоящего времени путевкой не обеспечен. Необеспечение Майорова И.М. путевкой в 2010 году произошло по причинам, от него не зависящим, вследствие недостаточного финансирования Фонда социального страхования РФ. В силу ст.1, 152 Бюджетного кодекса РФ гражданин не является субъектом бюджетных правоотношений и его право на санаторно-курортное лечение законом не поставлено в зависимость от объема денежных средств, предусмотренных на финансирование набора социальных услуг. Согласно информации, предоставленной из ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ в г.Новоалтайске и Первомайском районе, Майоров И.М. от набора социальных услуг на 2010 год не отказывался. Прокурор г.Новоалтайска просит признать незаконным действие ГУ - Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования РФ и филиала №5 ГУ - Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования РФ в не предоставлении Майрову И.М. путевки на санаторно-курортное лечение, обязать ГУ -Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования РФ предоставить Майорову И.М. путевку на санаторно-курортное лечение за 2010 год за счет средств федерального бюджета.

Материалами гражданского дела установлено, что истец Майоров И.М. <данные изъяты> года рождения, согласно справке МСЭ-<данные изъяты> - инвалидом второй группы по общему заболеванию.

Исходя из этого, суд считает, что прокурор г.Новоалтайска обосновано, в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд в интересах Майорова И.М.

Истец Майоров И.М. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

В судебном заседании помощник прокурора г.Новоалтайска - Овчинникова С.С. исковые требования поддержала в полном объеме, по основаниям изложенным в исковом заявлении, настаивала на их удовлетворении.

Представитель ответчиков - Филиала № 5 Государственного учреждения - Алтайского регионального отделения Фонда Социального страхования РФ и Государственного учреждения - Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации Ковальчук Т.А. просила в удовлетворении иска отказать по следующим основаниям: предоставление социальных услуг является правом федерального законодателя, который и производит соответствующее финансирование, обязательства ФСС по предоставлению путевок льготным категориям граждан ограничены объемом средств, перечисляемых из Федерального бюджета; в 2010 году денежных средств было выделено не достаточно, что не позволило удовлетворить потребности всех нуждающихся в санаторно-курортном лечении; ФСС не является главным распорядителем средств Федерального бюджета; путевка может быть предоставлена нуждающемуся при наличии медицинских показаний, справки по форме №<данные изъяты> и своевременного обращения с заявлением в исполнительный орган Фонда; заявления граждан на санаторно-курортное лечение удовлетворяются в порядке очередности, поэтому обеспечить истца путевкой не представилось возможным; гарантий ежегодного обеспечения санаторно-курортным лечением нуждающихся законом не предусмотрено. Помимо этого указывает, что на основании заявления от <данные изъяты> года Майорову И.М. была предложена путевка в санаторий "Сибирское здоровье» с датой заезда <данные изъяты> года. По состоянию здоровья истец от предложенной путевки отказался, о чем собственноручно сделал соответствующую запись на уведомлении о выделении указанной путевки от <данные изъяты>. Также просит отметить, что согласно статье 6.2. Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ основным условием предоставления путевки на санаторно-курортное лечение является наличие медицинских показаний и отсутствие противопоказаний к санаторно-курортному лечению.Обязанность по обновлению справки по форме №<данные изъяты> лежит на гражданине - получателе социальных услуг, учитывая, что действующим законодательством не предусмотрено гарантий ежегодного обеспечения санаторно-курортным лечением граждан, имеющих право на государственную социальную помощь. На сегодняшний день исполнительные органы Фонда не располагают информацией о наличие показаний и отсутствие противопоказаний к санаторно-курортному лечению Майорова ИМ. В связи с тем, что по состоянию здоровья истец не смог воспользоваться путевкой на санаторно-курортное лечение в санаторий "Сибирское здоровье" с датой заезда <данные изъяты> года существует вероятность, отсутствия показаний Майорова И.М.. к санаторно-курортному лечению в настоящее время. Отсюда следует, что при наличии противопоказаний, как с точки зрения действующего законодательства, так и с медицинской точки зрения, невозможно предоставить санаторно-курортную путевку, а в последствии заполнить и санаторно-курортную карту, необходимую для прохождения лечебных процедур.

Суд, с учетом мнения участников процесса считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся надлежаще извещенных лиц.

Выслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав письменные доказательства, суд находит иск прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что Майоров И.М., <данные изъяты> года рождения, является инвалидом второй группы по общему заболеванию (л.д.11).

Согласно сообщению ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ в г.Новоалтайске и Первомайском районе Алтайского края №<данные изъяты> от <данные изъяты> года истец от набора социальных услуг на 2008-2011 года не отказывался (л.д.14).

<данные изъяты> года Майоров И.М. обратился в филиал № 5 Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования РФ с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение (л.д.7). Наличие медицинских показаний для прохождения санаторно-курортного лечения было подтверждено справками для получения путевки от <данные изъяты> года № <данные изъяты> от <данные изъяты> года № <данные изъяты>, от <данные изъяты> года № <данные изъяты>, выданными МУЗ «Первомайская центральная больница», по соответствующей форме №<данные изъяты>, утвержденной приказом Министерства и социального развития РФ от 22.11.2004 года № 256 (л.д.8,9,10).

Уведомление о постановке на очередь на получение санаторно-курортной путевки получено Майровым И.М.<данные изъяты> года (л.д.7).

Федеральным законом «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999г. №178-ФЗ (далее - Закон) предусмотрены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

В силу ст. 6.1 Закона право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют, в том числе инвалиды.

Согласно ст. 6.2 Закона в состав предоставляемых гражданам набора социальных услуг включается предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании.

Порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг, предусмотренных главой 2 ФЗ «О государственной социальной помощи», устанавливается Правительством РФ (ч. 3 ст. 6.5 Закона).

Согласно Правилам финансирования расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2004г. № 864, финансирование расходов по предоставлению социальной помощи в виде санаторно-курортного лечения осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на соответствующий год Фонду социального страхования РФ.

В силу ч.2. ст.6.3. Закона, периодом предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой является календарный год.

В соответствии с ч.5 ст.6.3 Закона, порядок предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.

Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан - утвержден Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.12.2004 г. № 328.

В соответствии с п. 3.3 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан (далее - Порядок) путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются Фондом социального страхования.

Согласно п. 3.7 указанного Порядка при наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в исполнительные органы Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - исполнительные органы Фонда) или органы социальной защиты населения, с которыми исполнительный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение (далее - органы социальной защиты населения), по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в исполнительные органы Фонда.

Исполнительные органы Фонда и органы социальной защиты населения не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки и справки для получения путевки сообщают гражданину о возможности предоставления санаторно-курортной путевки, соответствующей заявленному профилю лечения, с указанием даты заезда (п.3.8 Приказа).

Право на обращение с данным заявлением, а также право на получение истцом путевки на санаторно-курортное лечение в 2010 году ответчиками не оспаривается.

При обращении к ответчику с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение в 2010 году истцом в установленном порядке была предоставлена справка о нуждаемости в санаторно-курортном лечении.

Поскольку истец Майоров И.М. в установленном порядке до <данные изъяты> года обратился к ответчикам по вопросу предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, то у него возникло право на получение путевки в 2010 году. Не предоставление такой путевки в 2010 году фактически свидетельствует об отказе в ее предоставлении в предусмотренный законом срок.

Довод ответчика об отсутствие финансовой возможности предоставления путевки Майорову И.М. в предусмотренный законом срок не может быть признан заслуживающим внимания, поскольку реализация прав граждан, предоставленных федеральным законом, не должна ставиться в зависимость от финансирования.

Согласно ст.2 Конституции РФ человек, его права и обязанности являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодателей и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст.18 Конституции РФ).

В соответствии с п.4 «Правил финансирования расходов по представлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2004г. №864, финансирование расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, - на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение и проезду на междугороднем транспорте к месту лечения и обратно, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год Фондом социального страхования Российской Федерации.

В силу ст.ст.1,152 Бюджетного кодекса Российской Федерации, гражданин не является субъектом бюджетных правоотношений и его право на санаторно-курортное лечение законом не поставлено в зависимость от объема денежных средств, предусмотренных на финансирование набора социальных услуг.

В Федеральном законе «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999г. №178-ФЗ отсутствуют прямые указания об ограничении обязательств Фонда социального страхования по предоставлению путевок гражданам объемом средств, перечисляемых Фонду из Федерального бюджета.

Согласно п.п. 11, 19 Правил финансирования расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2004 года № 864, обязанность по выдаче путевок, а также формированию бюджетной заявки на финансирование расходов по предоставлению путевок возложена на Фонд социального страхования РФ. Финансирование расходов по предоставлению социальной помощи в виде санаторно-курортного лечения осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на соответствующий год Фонду социального страхования РФ.

В силу прямого указания в Федеральном законе «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999г. №178-ФЗ на то, что инвалид имеет право на предоставление путевки, в связи с чем, довод ответчика о том, что предоставление социальных услуг является правом федерального законодателя и не носит гарантийного характера, является несостоятельным.

Согласно ст. 309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Судом установлено, что истец имеет право на получение путевки на санаторно-курортное лечение, путевка ему не представлена, поэтому в силу ст. 46 Конституции РФ он имеет право на судебную защиту своего нарушенного права.

Присуждение обязательства в натуре является одним из способов защиты гражданских прав (ст. 12 ГК РФ).

По изложенным основаниям суд полагает, что надлежащим ответчиком по данному делу является ГУ - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, так как обязанность по предоставлению путевки на санаторно-курортное лечение лежит на исполнительном органе Фонда социального страхования, а также находит неубедительным довод ответчика о том, что объем денежных средств, выделенных на приобретение путевок на санаторно-курортное лечение, не позволил удовлетворить потребности всех нуждающихся в санаторно-курортном лечении в 2010 году.

Согласно представленной выписки из истории от <данные изъяты> года Майорову И.М. на момент осмотра противопоказано санаторно-курортное лечение, поэтому довод представителя ответчика о том, что Майоров И.М. по состоянию здоровья от предложенной путевки от <данные изъяты>. в санаторий "Сибирское здоровье» с датой заезда <данные изъяты> года отказался, о чем собственноручно сделал соответствующую запись и о том, что на сегодняшний день исполнительные органы Фонда не располагают информацией о наличие показаний и отсутствие противопоказаний к санаторно-курортному лечению Майорова И.М. опровергаются имеющимися в деле доказательствами, свидетельствующими о том, что Майорову И.М. санаторно-курортное лечение в настоящее время не противопоказано и подтверждаются справкой МУЗ « Новоалтайская городская больница» формы № <данные изъяты> от <данные изъяты> года без номера.

Поскольку право на санаторно-курортное лечение у истца за 2010 год не погашается истечением календарного года, не обеспечение его путевкой произошло по причинам, от него не зависящим, осталось не реализованным из-за бездействия государственных органов, нарушенное право подлежит восстановлению.

Отказ Майорова И.М. от санаторно-курортного лечения в <данные изъяты> 2011 года был связан с уважительными причинами, что подтверждается выписками медицинского учреждения и не может служить основанием для отказа в предоставлении последнему путёвки на санаторно-курортное лечение.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что исковое заявление прокурора г. Новоалтайска в интересах Майорова И.М. подлежит удовлетворению в полном объеме.

В соответствии со ст. 89 ГПК РФ, ст. 333.36 НК РФ, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах, освобождаются истцы по искам неимущественного характера, связанных с защитой прав и законных интересов инвалидов.

Согласно ст. 103 ГПК РФ, государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорциональной удовлетворенной части исковых требований.

Поэтому с Государственного учреждения - Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования РФ подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, в размере <данные изъяты> рублей в доход федерального бюджета.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 103,194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора города Новоалтайска Алтайского края в интересах Майорова И.М. удовлетворить.

Признать незаконным действия Государственного учреждения - Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования Российский Федерации в не предоставлении Майорову И.М. путевки на санаторно-курортное лечение за 2010 год.

Обязать Государственное учреждение - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации предоставить Майорову И.М. путевку на санаторно-курортное лечение за 2010 год за счет средств федерального бюджета.

Взыскать с Государственного учреждения - Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования Российский Федерации государственную пошлину в доход местного бюджета в размере <данные изъяты> руб.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Новоалтайский городской суд в течение 10дней со дня изготовления в окончательной форме.

Председательствующий подпись Н.П. Близнякова

Мотивированное решение составлено 04.05.2011 года

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...а