разрешено к публикации; 2-431-2011г. иск прокурора г. Новоалтайска в интересах неопределенного круга лиц к комитету ЖКХ о понуждению к совершению действий



Дело № 2-431/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Новоалтайск 18 апреля 2011 года

Новоалтайский городской суд, Алтайского края, в составе:

Председательствующего судьи Головченко Е.Ю.

При секретаре Юрмановой Н.В.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Новоалтайска в интересах неопределенного круга лиц к комитету администрации г.Новоалтайска по жилищно-коммунальному, газовому хозяйству, энергетике, транспорту и строительству, о понуждению к совершению действий,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Новоалтайска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к муниципальному образованию городской округ « Город Новоалтайск» в лице администрации г. Новоалтайска Алтайского края о понуждению к совершению действий. В обоснование указал, что Прокуратурой г.Новоалтайска совместно с ****** проведена проверка соответствия состояния автомобильных дорог муниципального образования городского округа г.Новоалтайск Алтайского края правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

В соответствии с п.5 ст.16 Закона №131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в том числе, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения.

Статья 3 указанного закона устанавливает, что дорожная деятельность - есть деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

Приказом Минтранса РФ от 12.11.2007 №160 утверждена Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них, действие которой распространяются на автомобильные дороги общего пользования, расположенные на территории Российской Федерации

Частью 4 пункта 12 данной Классификации определено, что в состав работ по содержанию дорог, в том числе входят разработка проектов содержания автомобильных дорог, организация дорожного движения, схем дислокации дорожных знаков и разметки.

Пункт 3 ст.3 Закона Алтайского края от 16.07.1996 N 32-ЗС "О безопасности дорожного движения в Алтайском крае" устанавливает, что органы местного самоуправления, в числе прочего, обеспечивают разработку в населенных пунктах комплексных схем организации дорожного движения, осуществляют мероприятия по организации дорожного движения в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог, находящихся в их ведении.

Вместе с тем, данные требования закона, комитетом администрации г.Новоалтайска по жилищно-коммунальному газовому хозяйству, энергетике, транспорту и строительству, администрацией муниципального образования г.Новоалтайска не исполняются.

Так, раздел 1 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» определяет, что настоящий стандарт устанавливает перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения.

Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.

Пункт 4.1.1 приведенного выше государственного стандарта предусматривает, что автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов должны быть оборудованы дорожными знаками, изготовленными по ГОСТ 10807 и размешенными по ГОСТ 23457 в соответствии с утвержденной в установленном порядке дислокацией.

Согласно разделу 1 ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» настоящий стандарт устанавливает правила применения технических средств организации дорожного движения, в том числе дорожных знаков по ГОСТ Р 52290.

В соответствии с п. 5.1.2 приведенного ГОСТа знаки, устанавливаемые на дороге, должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 52290 и в процессе эксплуатации отвечать требованиям ГОСТ Р 50597.

Пункт 5.2.25 ГОСТ Р 52289-2004 предусматривает, что знак 1.23 "Дети" устанавливают перед участками дорог, проходящими вдоль территорий детских учреждений или часто пересекаемыми детьми независимо от наличия пешеходных переходов.

Повторный знак устанавливают с табличкой 8.2.1, на которой указывают протяженность участка дороги, проходящего вдоль территории детского учреждения или часто пересекаемого детьми.

В населенных пунктах основной знак 1.23 устанавливают на расстоянии 90 - 100 м, повторный - на расстоянии не более 50 м от начала опасного участка.

При этом в соответствии с п.п. 3.2, 3.3, 3.6 ГОСТ Р 52289-2004 знак дорожный: устройство в виде панели определенной формы с обозначениями или надписями, информирующими участников дорожного движения о дорожных условиях и режимах движения, о расположении населенных пунктов и других объектов.

Знак основной: знак, необходимость установки которого определяется дорожными условиями в соответствии с требованиями настоящего стандарта.

Знак повторный: знак, установленный за основным знаком и подтверждающий его информацию.

В соответствии с пунктом 1.23 приложения N 1 "Дорожные знаки" к Правилам дорожного движения Российской Федерации, утвержденным постановлением Совета Министров - Правительством Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090, дорожный знак "Дети" относится к категории предупреждающих знаков, которые информируют водителей о приближении к опасному участку дороги, движение по которому требует принятия мер, соответствующих обстановке.

Согласно ст.2 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» дорога - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

Вместе с тем, проверкой установлено, что на участках дороги пересечений АДРЕС, по направлению АДРЕС, проходящей вдоль территорий зданий ******, расположенных по адресам: АДРЕС отсутствуют три дорожных знака (один основной знак 1.23 "Дети", два повторных знака 1.23 с табличкой 8.2.1).

Принимая во внимание, что, в соответствии с действующим законодательством дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации отнесено к вопросам местного значения городского округа, бездействие органов местного самоуправления, выразившееся в отсутствии мероприятий, направленных на установку соответствующих дорожных знаков вблизи детских учреждений, нарушает права граждан на безопасность дорожного движения на территории муниципального образования г.Новоалтайска, представляет угрозу их жизни, здоровью и имуществу, а также противоречит интересам общества и государства, т.к. провоцирует аварийные ситуации на дорогах.

В соответствии со ст.4 Конституции Российской Федерации, Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (ст. 15).

На основании пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав и охраняемых законом интересов граждан, общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Требования прокурора направлены на обеспечение реализации органами местного самоуправления полномочий, возложенных на них федеральным законом, и на защиту прав жителей муниципального образования г.Новоалтайска на безопасность дорожного движения.

Согласно уточненным исковым требования от 31.03.2011г. истец просил:

Обязать Комитет администрации г.Новоалтайска по жилищно-коммунальному, газовому хозяйству, энергетике, транспорту и строительству, установить на участках дороги пересечений АДРЕС, по направлению АДРЕС, проходящей вдоль территорий зданий ****** расположенных по адресу: АДРЕС три дорожных знака (один основной знак 1.23 "Дети", два повторных знака 1.23 с табличкой 8.2.1, на которых указать протяженность участка дороги, проходящего вдоль территории детского учреждения.

В судебном заседании прокурор требования поддержал по основаниям, указанным в уточенном исковом заявлении.

ДАТА в судебном заседании к участию в деле в качестве третьих лиц были привлечены Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике администрации г. Новоалтайска, ОГИБДД ОВД по г. Новоалтайску, администрацию г. Новоалтайска.

Представитель третьего лица Администрации г. Новоалтайска действующая на основании доверенности ****** в судебном заседании пояснила, что исковые требования прокурора г. Новоалтайска признает в полном объеме.

Представитель ответчика Комитета администрации г. Новоалтайска по жилищно-коммунальному газовому хозяйству, энергетике, транспорту и строительству Администрации г. Новоалтайска действующая на основании доверенности ****** в судебном заседании пояснила, что исковые требования прокурора г. Новоалтайска признает в полном объеме, что подтверждается ее заявлением, имеет возможность устранить имеющееся нарушения в течение 6 месяцев.

Представитель третьего лица Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации г. Новоалтайска в судебное заседание не явился, надлежаще извещен о времени и месте судебного заседания, просил дело рассмотреть в его отсутствие.

Представитель третьего лица ОГИБДД ОВД по г. Новоалтайску., действующий на основании доверенности ******, полагал исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд считает иск прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:

Как видно из материалов дела ДАТА прокуратурой г.Новоалтайска совместно с государственным инспектором по дорожному надзору ОГИБДД ОВД по г.Новоалтайску проведена проверка соответствия состояния автомобильных дорог муниципального образования городского округа г.Новоалтайск Алтайского края правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения (л.д. 6-7).

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

В соответствии с п.5 ст.16 Закона №131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в том числе, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения.

Статья 3 указанного закона устанавливает, что дорожная деятельность - есть деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

Приказом Минтранса РФ от 12.11.2007 №160 утверждена Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них, действие которой распространяются на автомобильные дороги общего пользования, расположенные на территории Российской Федерации

Частью 4 пункта 12 данной Классификации определено, что в состав работ по содержанию дорог, в том числе входят разработка проектов содержания автомобильных дорог, организация дорожного движения, схем дислокации дорожных знаков и разметки.

Пункт 3 ст.3 Закона Алтайского края от 16.07.1996 N 32-ЗС "О безопасности дорожного движения в Алтайском крае" устанавливает, что органы местного самоуправления, в числе прочего, обеспечивают разработку в населенных пунктах комплексных схем организации дорожного движения, осуществляют мероприятия по организации дорожного движения в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог, находящихся в их ведении.

Как усматривается из материалов дела, данные требования закона, комитетом администрации г.Новоалтайска по жилищно-коммунальному газовому хозяйству, энергетике, транспорту и строительству, администрацией муниципального образования г.Новоалтайска не исполняются.

Так, раздел 1 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» определяет, что настоящий стандарт устанавливает перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения.

Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.

Пункт 4.1.1 приведенного выше государственного стандарта предусматривает, что автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов должны быть оборудованы дорожными знаками, изготовленными по ГОСТ 10807 и размешенными по ГОСТ 23457 в соответствии с утвержденной в установленном порядке дислокацией.

Согласно разделу 1 ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» настоящий стандарт устанавливает правила применения технических средств организации дорожного движения, в том числе дорожных знаков по ГОСТ Р 52290.

В соответствии с п. 5.1.2 приведенного ГОСТа знаки, устанавливаемые на дороге, должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 52290 и в процессе эксплуатации отвечать требованиям ГОСТ Р 50597.

Пункт 5.2.25 ГОСТ Р 52289-2004 предусматривает, что знак 1.23 "Дети" устанавливают перед участками дорог, проходящими вдоль территорий детских учреждений или часто пересекаемыми детьми независимо от наличия пешеходных переходов.

Повторный знак устанавливают с табличкой 8.2.1, на которой указывают протяженность участка дороги, проходящего вдоль территории детского учреждения или часто пересекаемого детьми.

В населенных пунктах основной знак 1.23 устанавливают на расстоянии 90 - 100 м, повторный - на расстоянии не более 50 м от начала опасного участка.

При этом в соответствии с п.п. 3.2, 3.3, 3.6 ГОСТ Р 52289-2004 знак дорожный: устройство в виде панели определенной формы с обозначениями или надписями, информирующими участников дорожного движения о дорожных условиях и режимах движения, о расположении населенных пунктов и других объектов.

Знак основной: знак, необходимость установки которого определяется дорожными условиями в соответствии с требованиями настоящего стандарта.

Знак повторный: знак, установленный за основным знаком и подтверждающий его информацию.

В соответствии с пунктом 1.23 приложения N 1 "Дорожные знаки" к Правилам дорожного движения Российской Федерации, утвержденным постановлением Совета Министров - Правительством Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090, дорожный знак "Дети" относится к категории предупреждающих знаков, которые информируют водителей о приближении к опасному участку дороги, движение по которому требует принятия мер, соответствующих обстановке.

Согласно ст.2 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» дорога - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

Вместе с тем, проверкой установлено, что на участках дороги пересечений АДРЕС, по направлению АДРЕС, проходящей вдоль территорий зданий ****** расположенных по адресам: АДРЕС отсутствуют три дорожных знака (один основной знак 1.23 "Дети", два повторных знака 1.23 с табличкой 8.2.1) (л.д. 6-7,8,10-14, 20-37).

Принимая во внимание, что, в соответствии с действующим законодательством дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации отнесено к вопросам местного значения городского округа, бездействие органов местного самоуправления, выразившееся в отсутствии мероприятий, направленных на установку соответствующих дорожных знаков вблизи детских учреждений, нарушает права граждан на безопасность дорожного движения на территории муниципального образования г.Новоалтайска, представляет угрозу их жизни, здоровью и имуществу, а также противоречит интересам общества и государства, т.к. провоцирует аварийные ситуации на дорогах.

В соответствии со ст.4 Конституции Российской Федерации, Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (ст. 15).

На основании пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав и охраняемых законом интересов граждан, общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В соответствии со ст. 12 ч.3 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Как пояснил в судебном заседании представитель ответчика, он признает иск в полном объеме и обязуется устранить все имеющиеся нарушения в срок: 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу.

На основании изложенного, суд считает необходимым принять признание иска ответчиком, иск прокурора удовлетворить и возложить на комитет администрации г. Новоалтайска по жилищно - коммунальному хозяйству, энергетике, транспорту и строительству обязанность по устранению указанных нарушений.

В силу ч.2 ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

С учетом мнения сторон, суд приходит к выводу об установлении ответчику срока для устранения нарушений, указанных в исковом заявлении, - 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск прокурора г. Новоалтайска удовлетворить.

Обязать Комитет администрации г.Новоалтайска по жилищно-коммунальному, газовому хозяйству, энергетике, транспорту и строительству, установить на участках дороги пересечений АДРЕС, по направлению АДРЕС, проходящей вдоль территорий зданий ******, расположенных по адресу: АДРЕС три дорожных знака (один основной знак 1.23 "Дети", два повторных знака 1.23 с табличкой 8.2.1, на которых указать протяженность участка дороги, проходящего вдоль территории детского учреждения.

Установить срок для исполнения решения суда - 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме через Новоалтайский городской суд.

Председательствующий Е.Ю.Головченко

Мотивированное решение изготовлено 25.04.2011 года