Дело № 2-724/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г. Новоалтайск 29 апреля 2011 года Новоалтайский городской суд, Алтайского края, в составе: Председательствующего судьи Головченко Е.Ю. При секретаре Юрмановой Н.В. Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Первомайского района в интересах неопределенного круга лиц к МОУ «Березовская средняя образовательная школа» Администрации Березовского сельского совета, Администрации Первомайского района о признании незаконным бездействия, понуждению к совершению действий, УСТАНОВИЛ: Прокурор Первомайского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к МОУ «Березовская средняя образовательная школа» Администрации Березовского сельского совета, Администрации Первомайского района о признании незаконным бездействия, понуждению к совершению действий. В обоснование указал, что прокуратурой Первомайского района проведена проверка по коллективному обращению депутатов Совета депутатов Березовского сельсовета и общественности с.Березовка Березовского сельсовета Первомайского района Алтайского края о нарушении температурного режима в МОУ «Березовская средняя общеобразовательная школа» (АДРЕС). в ходе которой установлено: ДАТА проведен открытый аукцион по ремонту системы отопления в МОУ «Березовская средняя общеобразовательная школа», по результатам которого ДАТА администрацией Березовского сельсовета заключен муниципальный контракт на выполнение ООО «*****» подрядных работ по капитальному ремонту системы отопления МОУ «Березовская средняя общеобразовательная школа» та счет средств районного бюджета и бюджета края на сумму ****** руб. Из коллективного обращения депутатов Совета депутатов Березовского сельсовета и общественности АДРЕС, подписанного *** **** **** **** **** **** **** **** **** *** *** ** )., следует, что произведенные затраты на капитальный ремонт отопительной системы были напрасны, после ремонтных работ с ***** в школе низкая температура, обращение, адресованное главе администрации Первомайского района осталось без ответа. Просят оказать действенную помощь в сложившейся ситуации. По поручению прокуратуры филиалом ФГУЗ «АДРЕС, АДРЕС проведено измерение метеорологических факторов в школе. Согласно протоколу измерений от ДАТА параметры микроклимата не соответствуют требованиям санитарных правил СанПин 2.2.4. 1178-02 2.4.2. «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДАТА НОМЕР. Как следует из информации директора ООО «*****» *****, теплоснабжающая организация ООО «****» по требуемым параметрам подачи тепла свои обязательства выполняет. На подаче (вводе) в здание школы трубопроводов отопления температура выше 70 грС. ДАТА энергоснабжающей организацией - ООО «*****» (в настоящее время деятельность не осуществляет, услуги по теплоснабжению оказывает ООО «*****») было выдано предписание о выполнении ряда подготовительных работ к предстоящему отопительному сезону по наружным сетям и внутренней системе, без выполнения которых за качество теплоснабжения ООО «*****» ответственности не несет. После выполнения указанных работ требовалось получить акт, свидетельствующий о готовности объекта к приему тепла. Однако комиссией объект согласно ранее выданному предписанию о подготовке к отопительному сезону не принимался. Результаты гидравлического испытания, а также все дефекты, выявленные при осмотре систем, и замечания представителя ОЭТС необходимо занести в оперативный журнал теплового пункта и в акт о готовности теплового пункта и систем теплопотребления к отопительному сезону, являющийся документом на включение системы. Акт подписывают представители ОЭТС и потребителя тепловой энергии. Если результаты гидравлического испытания не отвечают указанным условиям, потребитель должен выявить и устранить утечки, после чего системы должны быть подвергнуты повторному гидравлическому испытанию на прочность и плотность (п. 5.31.). Ввиду отсутствия акта приемки школы к отопительному сезону предъявить претензии к теплоснабжающей организации по качеству оказываемых услуг не представлялось возможным. Кроме того, согласно информации директора ООО «*****» **** ненормальная работа системы отопления школы началась после капитального ремонта. Основной причиной отсутствия циркуляции в системе является не проведение гидравлического расчета системы трубопроводов здания перед их заменой. Согласно ст. 749 Гражданского кодекса РФ заказчик в целях осуществления контроля и надзора за строительством и принятия от его имени решений во взаимоотношениях с подрядчиком может заключить самостоятельно без согласия подрядчика договор об оказании заказчику услуг такого рода с соответствующим инженером (инженерной организацией), чего сделано не было. Как предусмотрено ч. 5 ст. 753 Гражданского кодекса РФ, в случаях, когда это предусмотрено законом или договором строительного подряда либо вытекает из характера работ, выполняемых по договору, приемке результата работ должны предшествовать предварительные испытания. В этих случаях приемка может осуществляться только при положительном результате предварительных испытаний. Акт о приемке выполненных работ по капитальному ремонту системы отопления МОУ «Березовская средняя общеобразовательная школа» подписан ДАТА главой Березовского сельсовета ****, без привлечения специалиста и проведения соответствующих испытаний. ДАТА т. был произведен запрос котировок на замену системы отопления в столовой MOУ «Березовская средняя общеобразовательная школа» на сумму **** С победителем конкурса - ООО «****» - ДАТА главой Березовского сельсовета **** заключен соответствующий договор. ДАТА т. главой Березовского сельсовета **** подписан акт приемки выполненных работ по договору с ООО «*****». Представители комитета администрации Первомайского района по строительству, жилищно-капитальному и газовому хозяйству также участия в приемке не принимали. В соответствии с п. 1 ч. 2 и ч. 3 ст. 32 Закона РФ «Об образовании» к компетенции образовательного учреждения относятся материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных средств, образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за невыполнение функций, отнесенных к его компетенции, жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса, нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения. Согласно Уставу МОУ «Березовская средняя общеобразовательная школа» комитет по образованию администрации Первомайского района является учредителем образовательного учреждения. Финансирование школы осуществляется администрацией Первомайского района. В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 31 Закона РФ «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территории. Выше названные требования надлежащим образом не выполняются, о чем свидетельствует отсутствие акта проверки готовности образовательного учреждения к отопительному сезону, что снимает ответственность с теплоснабжающей организации по договорным обязательствам. Ранее прокуратурой Первомайского района в адрес главы администрации Березовского района вносились представления об устранении нарушений законодательства об образовании в связи с недостаточным финансированием образовательных учреждений, в том числе на проведение ремонтных работ: представления от ДАТА, ДАТА. ДАТА Однако нарушения в полном объеме не устранены, о чем свидетельствует факт нарушений воздушно-теплового режима в МОУ «Березовская средняя общеобразовательная школа». В соответствии с ч. 2 ст. 120 Гражданского кодекса РФ Муниципальное образование «Первомайский район» несет субсидиарную ответственность по обязательствам МОУ «Березовская средняя общеобразовательная школа», так как объекты недвижимого имущества школы являются муниципальной собственностью. Несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований к воздушно-тепловому режиму недопустимо, так как может привести к наступлению неблагоприятных последствий для здоровья учащихся. В соответствии со ст.ст. 20. 41, 43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жизнь, на охрану здоровья, на образование. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется ст. 45 Конституции Российской Федерации. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Обращаясь в суд с заявлением и защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов граждан, прокурор действует в рамах полномочий, предоставленных ему законом, для предупреждения вреда неопределенному кругу лиц. В связи с вышеизложенным, прокурор Первомайского района просил: - Обязать МОУ «Березовская средняя общеобразовательная школа» провести мероприятия по подготовке МОУ «Березовская средняя общеобразовательная школа» к работе в отопительный сезон, получив акт готовности объекта к работе в отопительный сезон - В случае неисполнения МОУ «Березовская средняя общеобразовательная школа» мероприятий по подготовке к работе в отопительный сезон, данные обязательства в порядке субсидиарной ответственности возложить на администрацию Первомайского района. - Признать незаконным бездействие администрации Березовского сельского совета по предъявлению претензий по качеству выполненных работ к сторонам по договорам на выполнение работ по ремонту системы отопление в МОУ «Березовского средняя общеобразовательная школа» В процессе рассмотрения дела прокурор Первомайского района уточнил требования, просил: - Обязать МОУ «Березовская средняя общеобразовательная школа» в целях исполнения требований п. 1.1. СанПиН 2.4.2.1178-02, Приложения 2 Санитарно - эпидемиологических требований к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья. СанПиН 2.3.6.1079-01 утеплить наружные и внутренние оконные рамы, устранить недостатки в системе отопления школы, обеспечив циркуляцию воды в системе отопления школы, и получить акт готовности объекта к работе в отопительный сезон ***** - В случае неисполнения МОУ «Березовская средняя общеобразовательная школа» мероприятий по подготовке к работе в отопительный сезон, данные обязательства в порядке субсидиарной ответственности возложить на администрацию Первомайского района. В судебном заседании помощник прокурора Конышева Е.Г. уточненные требования поддержала по основаниям, указанным в исковом заявлении. Представитель ответчика администрации Первомайского района, действующая на основании доверенности Жаравина Е.Г. в судебном заседании поддержала признание иска представителя Колобовой С.И., последствия признании иска ей разъяснены и понятны. Представитель ответчика администрации МОУ «Березовская средняя общеобразовательная школа», Липовская С.В., в судебном заседании исковые требования признала в полном объеме, что подтверждается ее заявлением, последствия признании иска ей разъяснены и понятны. В судебном заседании ДАТА из числа третьих лиц были исключены ООО «*****», ООО «*****», привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц КАНО администрации Первомайского района, Комитет по финансам налоговой и кредитной политике администрации Первомайского района. Представитель третьего лица КАНО администрации Первомайского района в судебное заседание не явился, извещен. Представитель третьего лица Комитета по финансам налоговой и кредитной политике администрации Первомайского района, в судебное заседание не явился, извещен. Суд, с учетом мнения истца, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц. Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд считает иск прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. Как видно из материалов дела, прокуратурой Первомайского района проведена проверка по коллективному обращению депутатов Совета депутатов Березовского сельсовета и общественности с.Березовка Березовского сельсовета Первомайского района Алтайского края о нарушении температурного режима в МОУ «Березовская средняя общеобразовательная школа» (АДРЕС) в ходе которой установлено: ДАТА проведен открытый аукцион по ремонту системы отопления в МОУ «Березовская средняя общеобразовательная школа», по результатам которого ДАТА администрацией Березовского сельсовета заключен муниципальный контракт на выполнение ООО «Сантехремстрой» подрядных работ по капитальному ремонту системы отопления МОУ «Березовская средняя общеобразовательная школа» за счет средств районного бюджета и бюджета края на сумму ***** (л.д. 14-16 том второй). Из коллективного обращения депутатов *****, подписанного ***** Кострицыной К).В.. **** ***** ***** ***** ***** ****** ****** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ****** ***** ***** **)., следует, что произведенные затраты на капитальный ремонт отопительной системы были напрасны, после ремонтных работ с ***** в школе низкая температура, обращение, адресованное главе администрации АДРЕС осталось без ответа. Просят оказать действенную помощь в сложившейся ситуации (л.д. 8 второго тома). По поручению прокуратуры филиалом ФГУЗ «*****» в г. ***** проведено измерение метеорологических факторов в школе. Согласно протоколу измерений от ДАТА параметры микроклимата не соответствуют требованиям санитарных правил СанПин 2.2.4. 1178-02 2.4.2. «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДАТА НОМЕР (л.д. 36-37 второго тома). Как следует из информации директора ООО «*****» *****, теплоснабжающая организация ООО «*****» по требуемым параметрам подачи тепла свои обязательства выполняет. На подаче (вводе) в здание школы трубопроводов отопления температура выше 70 грС (л.д. 35 второго тома). ДАТА энергоснабжающей организацией - ООО «****» (в настоящее время деятельность не осуществляет, услуги по теплоснабжению оказывает ООО «*****») было выдано предписание о выполнении ряда подготовительных работ к предстоящему отопительному сезону по наружным сетям и внутренней системе, без выполнения которых за качество теплоснабжения ООО «*****» ответственности не несет. После выполнения указанных работ требовалось получить акт, свидетельствующий о готовности объекта к приему тепла (л.д.31, 67 второго тома). Однако комиссией объект согласно ранее выданному предписанию о подготовке к отопительному сезону не принимался. В соответствии с ч. 1 ст. 28 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от ДАТА № 52-ФЗ в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства, в том числе по воздушно-тепловому режим}. Согласно действующему законодательству за состояние температурного режима в помещениях потребителя тепловой энергии несет ответственность как энергоснабжающая (теплоснабжающая) организация, так и сам потребитель. Статьей 547 Гражданского кодекса РФ от ДАТА № 14-ФЗ предусмотрена ответственность энергоснабжающей (в том числе теплоснабжающей) организации в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору. Согласно п. 3 ч. 1 ст. 20 Федерального закона «О теплоснабжении» от ДАТА № 190-ФЗ потребители тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены к системе теплоснабжения, подлежат проверке готовности к отопительному периоду. Проверка готовности к отопительному периоду потребителей тепловой энергии осуществляется в целях определения их соответствия требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, в том числе готовности их темлопотребляющих установок к работе, а также в целях определения их готовности к обеспечению указанного в договоре теплоснабжения режима потребления, отсутствию задолженности за поставленные тепловуюэнергию (мощность), теплоноситель, организации коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (ч. 6 ст. 20). Если результаты гидравлического испытания не отвечают указанным условиям, потребитель должен выявить и устранить утечки, после чего системы должны быть подвергнуты повторному гидравлическому испытанию на прочность и плотность (п. 5.31.). Ввиду отсутствия акта приемки школы к отопительному сезону предъявить претензии к теплоснабжающей организации по качеству оказываемых услуг не представлялось возможным. Кроме того, согласно информации директора ООО «****» ***** ненормальная работа системы отопления школы началась после капитального ремонта. Основной причиной отсутствия циркуляции в системе является не проведение гидравлического расчета системы трубопроводов здания перед их заменой (л.д. 35 второго тома). В соответствии с СНиП 41-01-2003 «Строительные нормы и правила Российской Федерации. Отопление, вентиляция и кондиционирование» предусмотрены необходимые технические решения, обеспечивающие нормальное функционирование коммунально-производственных систем. Тепловое испытание систем отопления следует производить в течение 7 ч, при этом проверяется равномерность прогрева отопительных приборов (на ощупь). Этими же СниП установлены формы актов приемки. Согласно ст. 749 Гражданского кодекса РФ заказчик в целях осуществления контроля и надзора за строительством и принятия от его имени решений во взаимоотношениях с подрядчиком может заключить самостоятельно без согласия подрядчика договор об оказании заказчику услуг такого рода с соответствующим инженером (инженерной организацией), чего сделано не было. Как предусмотрено ч. 5 ст. 753 Гражданского кодекса РФ, в случаях, когда это предусмотрено законом или договором строительного подряда либо вытекает из характера работ, выполняемых по договору, приемке результата работ должны предшествовать предварительные испытания. В этих случаях приемка может осуществляться только при положительном результате предварительных испытаний. Как видно из материалов дела, акт о приемке выполненных работ по капитальному ремонту системы отопления МОУ «Березовская средняя общеобразовательная школа» подписан ДАТА главой Березовского сельсовета ***** без привлечения специалиста и проведения соответствующих испытаний (л.д. 19-23 второго тома), ДАТА т. был произведен запрос котировок на замену системы отопления в столовой MOУ «Березовская средняя общеобразовательная школа» на сумму ***** руб. С победителем конкурса - ООО «*****» - ДАТА главой Березовского сельсовета ***** заключен договор подряда (л.д. 24-25,26-27 второго тома). ДАТА т. главой Березовского сельсовета **** подписан акт приемки выполненных работ по договору с ООО «*****» (л.д. 28-29, второго тома). Как следует из указанного акта, представители комитета администрации Первомайского района по строительству, жилищно-капитальному и газовому хозяйству также участия в приемке не принимали. Данные обстоятельства также подтверждаются показаниями допрошенной в судебном заседании свидетеля ****** В соответствии с п. 1 ч. 2 и ч. 3 ст. 32 Закона РФ «Об образовании» к компетенции образовательного учреждения относятся материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных средств, образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за невыполнение функций, отнесенных к его компетенции, жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса, нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения. Согласно Уставу МОУ «Березовская средняя общеобразовательная школа» комитет по образованию администрации Первомайского района является учредителем образовательного учреждения. Финансирование школы осуществляется администрацией Первомайского района (л.д. 74-82 второго тома). В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 31 Закона РФ «Об образовании» кполномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территории. Как следует из изложенного, выше названные требования надлежащим образом не выполняются, о чем свидетельствует отсутствие акта проверки готовности образовательного учреждения к отопительному сезону, что снимает ответственность с теплоснабжающей организации по договорным обязательствам, это также подтверждается показаниями свидетеля **** Как видно из материалов дела, пояснений помощника прокурора Первомайского района Конышевой Е.Г., ранее прокуратурой Первомайского района в адрес главы администрации Березовского района вносились представления об устранении нарушений законодательства об образовании в связи с недостаточным финансированием образовательных учреждений, в том числе на проведение ремонтных работ: представления от ДАТА, ДАТА. ДАТА (л.д. 38-39,45-46,48-49). Однако нарушения в полном объеме не устранены, о чем свидетельствует факт нарушений воздушно-теплового режима в МОУ «Березовская средняя общеобразовательная школа» (л.д.29-66 второго тома). В соответствии с ч. 2 ст. 120 Гражданского кодекса РФ Муниципальное образование «Первомайский район» несет субсидиарную ответственность по обязательствам МОУ «Березовская средняя общеобразовательная школа», так как объекты недвижимого имущества школы являются муниципальной собственностью (л.д. 122-163 второго тома). Несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований к воздушно-тепловому режиму недопустимо, так как может привести к наступлению неблагоприятных последствий для здоровья учащихся. В соответствии со ст.ст. 20. 41, 43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жизнь, на охрану здоровья, на образование. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется ст. 45 Конституции Российской Федерации. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Обращаясь в суд с заявлением и защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов граждан, прокурор действует в рамах полномочий, предоставленных ему законом, для предупреждения вреда неопределенному кругу лиц. Согласно ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований. На основании изложенного, суд полагает возможным принять признания иска ответчиков, поскольку они не противоречат закону, не нарушает прав и интересов других лиц, считает необходимым иск прокурора Первомайского района неопределенного круга лиц к МОУ «Березовская средняя образовательная школа» Администрации Березовского сельского совета, Администрации Первомайского района о признании незаконным бездействия, понуждению к совершению действий, удовлетворить и обязать МОУ «Березовская средняя общеобразовательная школа» в целях исполнения требований п. 1.1. СанПиН 2.4.2.1178-02, Приложения 2 Санитарно - эпидемиологических требований к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья. СанПиН 2.3.6.1079-01 утеплить наружные и внутренние оконные рамы, устранить недостатки в системе отопления школы, обеспечив циркуляцию воды в системе отопления школы, и получить акт готовности объекта к работе в отопительный сезон *****, а в случае неисполнения МОУ «Березовская средняя общеобразовательная школа» мероприятий по подготовке к работе в отопительный сезон, данные обязательства в порядке субсидиарной ответственности возложить на администрацию Первомайского района. В силу ч.2 ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. С учетом мнения прокурора, суд приходит к выводу об установлении ответчикам срока для устранения нарушений, указанных в исковом заявлении, до ДАТА включительно. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Иск прокурора Первомайского района удовлетворить. - Обязать МОУ «Березовская средняя общеобразовательная школа», администрацию Первомайского района в субсидиарном порядке в целях исполнения требований п. 1.1. СанПиН 2.4.2.1178-02, Приложения 2 Санитарно - эпидемиологических требований к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья. СанПиН 2.3.6.1079-01 утеплить наружные и внутренние оконные рамы, устранить недостатки в системе отопления школы, обеспечив циркуляцию воды в системе отопления школы, и получить акт готовности объекта к работе в отопительный сезон ***** в срок до ДАТА включительно. Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме через Новоалтайский городской суд. Председательствующий Е.Ю.Головченко Мотивированное решение изготовлено 06.05.2011 года