Дело № 2-918/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г. Новоалтайск 10 мая 2011 года Новоалтайский городской суд Алтайского края в составе: Председательствующего судьи Колесниковой Л.В. при секретаре Ивановой И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Тальменского района в интересах Тарасовой С.Г. к Государственному учреждению - Алтайскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации, филиалу №5 Государственного учреждения - Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации о возложении обязанности предоставить путевки на санаторно-курортное лечение, УСТАНОВИЛ: Прокурор Тальменского района в интересах Тарасовой С.Г. обратился в суд с указанным иском к Государственному учреждению - Алтайскому региональному отделению Фонда социального страхования РФ, филиалу №5 Государственного учреждения - Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования РФ, в котором просил возложить на Государственное учреждение - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования РФ обязанность предоставить Тарасовой С.Г. путевку на санаторно-курортное лечение за ДАТА за счет средств федерального бюджета. В обоснование иска прокурор ссылается на то, что в прокуратуру Тальменскго района поступило заявление от Тарасовой С.Г. с просьбой обратиться в суд в её интересах с иском о возложении обязанности на Фонд социального страхования РФ предоставить путевку на санаторно-курортное лечение. В ходе проверки установлено, что Тарасова С.Г. является инвалидом <данные изъяты>, и в соответствии со ст.6.1 Федерального закона №178-ФЗ от 17.07.1999г. «О государственной социальной помощи» имеет право на получение государственного социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе на предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение. Согласно п.3.7 Приказа Минздравсоцразвития Российской Федерации от 29.12.2004г. №328 «Об утверждении порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан», с заявлением на предоставление путевки гражданин должен обратиться в исполнительный орган Фонд социального страхования РФ (далее - ФСС РФ) по месту жительства до 1 декабря текущего года. ДАТА Тарасова С.Г. обратилась в филиал №5 Государственного учреждения - Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования РФ (далее филиала №5 ГУ-АРО ФСС РФ) с письменным заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение в 2010 году, но до настоящего времени Тарасова С.Г. путевкой не обеспечена. В связи с тем, что Фондом социального страхования обязательства по предоставлению Тарасовой С.Г. путевки на санаторно-курортное лечение в ДАТА исполнены не были, у неё сохранилось право на получение путевки в ДАТА. Истец Тарасова С.Г. в судебное заседание не явилась, надлежаще извещена о дате, времени и месте судебного заседания, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие, заявление в деле. В судебном заседании помощник прокурора г.Новоалтайска Овчиникова С.С., действующая по поручению прокурора Тальменского района, исковые требования уточнила, просила признать незаконным действие ответчиков по не предоставлению Тарасовой С.Г. путевки на санаторно-курортное лечение в ДАТА, остальные исковые требования поддержала в полном объеме, по основаниям изложенным в исковом заявлении, настаивала на их удовлетворении. Ответчик - Филиал №5 Государственного учреждения - Алтайского регионального отделения Фонда Социального страхования РФ в суд представителя не направил, о судебном заседании извещен надлежащим образом. Представитель ответчика Государственного учреждения - Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее ГУ-АРО ФСС РФ) Ковальчук Т.А., действующая на основании доверенности, исковые требования прокурора не признала, просила отказать в их удовлетворении в полном объеме, предоставила письменные возражения относительно исковых требований, основания, изложенные в письменных возражениях, поддержала в полном объеме. В письменных возражениях ответчик просил в удовлетворении иска отказать по следующим основаниям: предметом регулирования ФЗ «О государственной социальной помощи» не являются отношения, связанные с предоставлением гражданам льгот и мер социальной поддержки, установленных законодательством РФ; предоставление социальных услуг является правом федерального законодателя, которое он реализует с учетом реальной возможности за счет средств бюджета, и не носит гарантийного характера; затраты связанные с предоставлением набора социальных услуг, являются расходными обязательствами РФ и необходимые финансовые средства выделяются из федерального бюджета; обязательства ФСС по предоставлению путевок льготным категориям граждан ограничены объемом средств, перечисляемых из Федерального бюджета; в ДАТА денежных средств было выделено не достаточно, что не позволило удовлетворить потребности всех нуждающихся в санаторно-курортном лечении; ФСС не является главным распорядителем средств Федерального бюджета; путевка может быть предоставлена нуждающемуся при наличии медицинских показаний, справки по форме №070/у-04 и своевременного обращения с заявлением в исполнительный орган Фонда; заявления граждан на санаторно-курортное лечение удовлетворяются в порядке очередности в зависимости от даты подачи заявления; с учетом необеспеченных заявлений льготной категории граждан предыдущих лет, обеспечение Тарасовой С.Г. путевкой на санаторно-курортное лечение по заявлению от ДАТА возможно после полного обеспечения граждан льготной категории, подавших заявление ранее. Суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся, надлежаще извещенных лиц. Выслушав прокурора, представителя ответчика Ковальчук Т.А., исследовав письменные доказательства, суд находит иск прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с ч.1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Прокурор на основании обращения гражданина о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод или законных интересов вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина. Судом установлено, что Тарасова С.Г., ДАТА года рождения, является инвалидом <данные изъяты> (л.д.10). ДАТА она обратилась с письменным заявлением к прокурору Тальменского района, в котором просила обратиться в суд с исковым заявлением к Фонду социального страхования РФ в защиту ее социальных прав (л.д. 3). На основании изложенного, суд приходит к выводу, что прокурор Тальменского района обосновано, в порядке ст. 45 ГПК РФ, обратился в суд в интересах Тарасовой С.Г. Согласно ст.6.1 Закона от 17.07.1999г. №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее - Закон от 17.07.1999г. №178-ФЗ), право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют инвалиды. Статьей 6.2 Закона от 17.07.1999г. №178-ФЗ в состав предоставляемого гражданам набора социальных услуг включается предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение. Тарасова С.Г. является инвалидом <данные изъяты>, что подтверждаете представленной суду справкой МСЭ НОМЕР (л.д.10). Следовательно, Тарасова С.Г. относится к категории граждан, имеющих право на получение социальных услуг, в том числе и путевки на санаторно-курортное лечение. Порядок обращения указанных лиц за предоставлением набора социальных услуг, а также порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг, устанавливается Правительством РФ (абз. 2 ст. 6.7 Закона от 17.07.1999г. №178-ФЗ). Согласно Правилам финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.12.2004 года №864, финансирование расходов по предоставлению социальной помощи в виде санаторно-курортного лечения осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на соответствующий год Фонду социального страхования РФ. Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан утвержден Приказом Министерства здравоохранения и социального развития от 29.12.2004 года №328 (далее - Порядок) Согласно п.3.3 Порядка путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются Фондом социального страхования Российской Федерации. В силу п.3.7 указанного Порядка при наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в исполнительные органы Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - исполнительные органы Фонда СС РФ) или органы социальной защиты населения, с которыми исполнительный орган Фонда СС РФ заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение (далее - органы социальной защиты населения), по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в исполнительные органы Фонда СС РФ. Исполнительные органы Фонда СС РФ и органы социальной защиты населения не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки и справки для получения путевки сообщают гражданину о возможности предоставления санаторно-курортной путевки, соответствующей заявленному профилю лечения, с указанием даты заезда (п.3.8 Порядка). В силу ч.2. ст.6.3. Закона от 17.07.1999г. №178-ФЗ, периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год. Как установлено в судебном заседании ДАТА Тарасова С.Г. обратилась в филиал №5 ГУ-АРО ФСС РФ с заявлением для получения путевки на санаторно-курортное лечение, приложив справку для получения путевки от ДАТА по форме №070/у-04 (л.д.4,5). Из сообщения Государственного учреждения - <данные изъяты> края следует, что Тарасова С.Г. в ДАТА имела право на предоставление ей при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение (л.д.19). Право на обращение Тарасовой С.Г. с заявлением в Фонд социального страхования о предоставлении путевки в ДАТА, а также право на получение истцом путевки на санаторно-курортное лечение в ДАТА ответчиками не оспаривается. Уведомление о постановке на очередь на получение санаторно-курортной путевки получено Тарасовой С.Г. ДАТА, о чем указано в заявлении о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение (л.д.4). Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что Тарасовой С.Г. соблюден установленный порядок обращения за предоставлением путевки, Тарасова С.Г. имела право на обеспечение санаторно-курортным лечением в ДАТА, обратилась с соответствующим заявлением в Фонд социального страхования РФ, однако путевка ответчиками не была предоставлена. Довод ответчика ГУ-АРО ФСС РФ об отсутствие финансовой возможности предоставления путевки Тарасовой С.Г. в предусмотренный законом срок не может быть признан заслуживающим внимания, поскольку реализация прав граждан, предоставленных федеральным законом, не должна ставится в зависимость от финансирования. Согласно ст.2 Конституции РФ человек, его права и обязанности являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодателей и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст.18 Конституции РФ). В силу ст.ст.1, 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации, гражданин не является субъектом бюджетных правоотношений и его право на санаторно-курортное лечение законом не поставлено в зависимость от объема денежных средств, предусмотренных на финансирование набора социальных услуг. В Законе от 17.07.1999г. №178-ФЗ отсутствуют прямые указания об ограничении обязательств Фонда социального страхования по предоставлению путевок гражданам объемом средств, перечисляемых Фонду из Федерального бюджета. Согласно п.п. 11,19 Правил финансирования расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2004 года № 864, обязанность по выдаче путевок, а также формированию бюджетной заявки на финансирование расходов по предоставлению путевок возложена на Фонд социального страхования РФ. Финансирование расходов по предоставлению социальной помощи в виде санаторно-курортного лечения осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на соответствующий год Фонду социального страхования РФ. В силу прямого указания в Законе от 17.07.1999г. №178-ФЗ на то, что инвалид имеет право на предоставление путевки на санаторно-курортное лечение, суд находит несостоятельным довод ответчика о том, что данный правовой акт не регулирует отношения, связанные с предоставлением гражданам льгот и мер социальной поддержки, а лишь закрепляет дополнительную форму социального обеспечения в виде социальных услуг, предоставление которых является правом федерального законодателя и не носит гарантийного характера, так как он не может являться основанием для отказа гражданину в предоставлении путевки. Данный Закон закрепляет право определенной категории граждан на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе право на получение путевки санаторно-курортной лечение. Однако закон не устанавливает ограничений при равном праве граждан на получение путевки, по которым одним гражданам путевка выдается, а другим может быть отказано в ее предоставлении, тем более закон не предусматривает в качестве такого основания недостаточное финансирование. В связи с чем, суд приходит к выводу о том, что при наличии права гражданина на получение путевки на санаторно-курортное лечение, соответствующий орган обязан ее предоставить. Довод ответчика о том, что путевка Тарасовой С.Г. не предоставлена из-за того, что в ДАТА путевки выделялись гражданам, имеющим аналогичные медицинские показания, но подавшим заявление ранее, а объем денежных средств, выделенных на приобретение путевок на санаторно-курортное лечение, не позволил удовлетворить потребности всех нуждающихся в санаторно-курортном лечении, суд находит не основанным на положениях закона. Согласно ст.309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Таким образом, судом установлено, что Тарасова С.Г. имеет право на получение путевки на санаторно-курортное лечение, путевка ей не представлена, поэтому в силу ст.46 Конституции РФ она имеет право на судебную защиту своего нарушенного права. Присуждение обязательства в натуре является одним из способов защиты гражданских прав (ст. 12 ГК РФ). По вышеизложенным основаниям суд полагает, что надлежащим ответчиком по данному делу является Государственное учреждение - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, так как обязанность по предоставлению путевки на санаторно-курортное лечение лежит на исполнительном органе Фонда социального страхования. Поскольку право на санаторно-курортное лечение Тарасовой С.Г. за ДАТА не погашается истечением календарного года, не обеспечение её путевкой произошло по причинам, от неё не зависящим, осталось не реализованным из-за бездействия государственных органов, нарушенное право подлежит восстановлению. Сведений об исполнении ответчиками обязательств перед Тарасовой С.Г. суду не представлено. Прокурором предоставлены письменные доказательства, свидетельствующие, о том, что санаторно-курортное лечение в настоящее время Тарасовой С.Г. не противопоказано. Медицинские показания на санаторно-курортное лечение Тарасовой С.Г. на день рассмотрения дела в суде подтверждаются справкой МУЗ <данные изъяты> от ДАТА по форме №070/у-04 (л.д.9). При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора Тальменского района в интересах Тарасовой С.Г. подлежат удовлетворению в полном объеме. В соответствии со ст.103 ГПК РФ, государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорциональной удовлетворенной части исковых требований. Таким образом, с Государственного учреждения - Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования РФ подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, в размере <данные изъяты> в доход местного бюджета. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 103,194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора АДРЕС в интересах Тарасовой С.Г. удовлетворить. Признать незаконным действия Государственного учреждения - Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по не предоставлению в ДАТА Тарасовой С.Г. путевки на санаторно-курортное лечение. Обязать Государственное учреждение - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации предоставить Тарасовой С.Г. путевку на санаторно-курортное лечение за ДАТА за счет средств федерального бюджета. Взыскать с Государственного учреждения - Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования Российский Федерации государственную пошлину в доход местного бюджета в размере <данные изъяты> Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Новоалтайский городской суд в течение 10дней со дня изготовления в окончательной форме. Председательствующий Л.В. Колесникова Мотивированное решение составлено 16.05.2011 года