дело №2-1221/2011 по иску прокурора г. Новоалтайска в интересах Кох Н.Д. к ГУ АРО ФСС РФ, филиалу №5 ГУ АРО ФСС РФ о возложении обязанности предоставить путевку на санаторно-курортное лечение



Дело № 2-1121/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Новоалтайск         25 мая 2011 года

Новоалтайский городской суд Алтайского края в составе:

Председательствующего судьи Колесниковой Л.В.

при секретаре         Ивановой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора города Новоалтайска в интересах Кох Н.Д. к Государственному учреждению - Алтайскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации, филиалу №5 Государственного учреждения - Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации о признании действий незаконными, возложении обязанности предоставить путевки на санаторно-курортное лечение,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор города Новоалтайска в интересах Кох Н.Д. обратился в суд с указанным иском к Государственному учреждению - Алтайскому региональному отделению Фонда социального страхования РФ, филиалу НОМЕР Государственного учреждения - Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования РФ, в котором просил признать незаконными действия ответчиков по не предоставлению в ДАТА Кох Н.Д. путевки на санаторно-курортное лечение, возложить на Государственное учреждение - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования РФ обязанность предоставить Кох Н.Д. путевку на санаторно-курортное лечение за ДАТА за счет средств федерального бюджета.

В обоснование иска прокурор ссылается на то, что в прокуратуру г.Новоалтайска поступило заявление Кох Н.Д. с просьбой обратиться в суд в его интересах с иском о возложении обязанности на Фонд социального страхования РФ предоставить путевку на санаторно-курортное лечение. В ходе проверки установлено, что Кох Н.Д. является инвалидом <данные изъяты>, и в соответствии со ст.6.1 Федерального закона от ДАТА №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» имеет право на получение государственного социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе на предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение. Согласно п.3.7 Приказа Минздравсоцразвития Российской Федерации от 29.12.2004г. №328 «Об утверждении порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан», с заявлением на предоставление путевки гражданин должен обратиться в исполнительный орган Фонд социального страхования РФ (далее - ФСС РФ) по месту жительства до 1 декабря текущего года. ДАТА Кох Н.Д. обратился в филиал №5 Государственного учреждения - Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования РФ (далее филиала №5 ГУ-АРО ФСС РФ) с письменным заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение в ДАТА, но до настоящего времени Кох Н.Д. путевкой не обеспечен. В ответ на запрос прокурора директор филиала №5 ГУ-АРО ФСС РФ указал, что Кох Н.Д. не обеспечен путевкой на санаторно-курортное лечение в силу того, что обязательства фонда ограничены объемом средств, перечисленных Фонду из федерального бюджета, средств из бюджета выделено было недостаточно, в связи с чем не представилось возможным обеспечить всех граждан льготной категории путевками, заявления граждан по предоставлению санаторно-курортного лечения удовлетворялись в порядке очередности. В силу ст.1, 152 Бюджетного кодекса РФ гражданин не является субъектом бюджетных правоотношений и его право на санаторно-курортное лечение законом не поставлено в зависимость от объема денежных средств, предусмотренных на финансирование набора социальных услуг. Согласно информации, предоставленной из ГУ - <данные изъяты> Кох Н.Д. от набора социальных услуг, в том числе от предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, не отказывался. В связи с тем, что Фондом социального страхования обязательства по предоставлению Кох Н.Д. путевки на санаторно-курортное лечение в ДАТА не исполнены, у него сохранилось право на получение путевки в последующем.

Истец Кох Н.Д. в судебное заседание не явился, надлежаще извещен.

В судебном заседании помощник прокурора Овчиникова С.С., действующая от имени прокурора г. Новоалтайска, исковые требования уточнила, в части возложения на Государственное учреждение - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования РФ обязанности предоставить путевки за ДАТА за счет средств федерального бюджета, остальные требования поддержала в полном объеме, по изложенным в иске основаниям, настаивала на их удовлетворении.

Ответчик - Филиал №5 Государственного учреждения - Алтайского регионального отделения Фонда Социального страхования РФ в суд представителя не направил, о судебном заседании извещен надлежащим образом.

Представитель ответчика Государственного учреждения - Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации Ковальчук Т.А., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении в полном объеме по основаниям, изложенным в представленных суду письменных возражениях на исковое заявление.

В письменных возражениях на иск ответчик просил в удовлетворении иска отказать по следующим основаниям: предметом регулирования Федерального закона «О государственной социальной помощи» не являются отношения, связанные с предоставлением гражданам льгот и мер социальной поддержки, установленных законодательством РФ; предоставление социальных услуг является правом федерального законодателя, которое он реализует с учетом реальной возможности за счет средств бюджета, и не носит гарантийного характера; затраты связанные с предоставлением набора социальных услуг, являются расходными обязательствами РФ и необходимые финансовые средства выделяются из федерального бюджета; обязательства ФСС по предоставлению путевок льготным категориям граждан ограничены объемом средств, перечисляемых из Федерального бюджета; в ДАТА денежных средств было выделено не достаточно, что не позволило удовлетворить потребности всех нуждающихся в санаторно-курортном лечении; ФСС не является главным распорядителем средств Федерального бюджета; путевка может быть предоставлена нуждающемуся при наличии медицинских показаний, справки по форме №070/у-04 и своевременного обращения с заявлением в исполнительный орган Фонда; заявления граждан на санаторно-курортное лечение удовлетворяются в порядке очередности; обеспечить Кох Н.Д. путевкой на санаторно-курортное лечение в ДАТА не представилось возможным, так как путевки выделялись гражданам, имеющим аналогичные медицинские показания, но подавшие заявления ранее.

Суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся, надлежаще извещенных лиц.

Выслушав прокурора, представителя ответчика Ковальчук Т.А., исследовав письменные доказательства, суд находит иск прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Прокурор на основании обращения гражданина о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод или законных интересов вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина.

Судом установлено, что Кох Н.Д. обратился к прокурору с письменным заявлением, в котором просил обратиться в суд с исковым заявлением к Фонду социального страхования РФ в его интересах, в связи с нарушениями ответчиками его социальных прав, а именно не предоставление ему путевки на санаторно-курортное лечение (л.д.5).

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что прокурор г.Новоалтайска обосновано, в порядке ст. 45 ГПК РФ, обратился в суд в интересах Кох Н.Д.

Согласно ст.6.1 Закона от 17.07.1999г. №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее - Закон от 17.07.1999г. №178-ФЗ), право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют инвалиды.

Пунктом 1.1 ч.1 ст. 6.2 Закона от 17.07.1999г. №178-ФЗ предусмотрено, что в состав набора социальных услуг включается предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение.

Кох Н.Д. является инвалидом <данные изъяты>, что подтверждаете представленной суду справкой МСЭ-НОМЕР (л.д.11).

Из сообщения Государственного учреждения <данные изъяты> следует, что Кох Н.Д. отказался от набора социальных услуг ДАТА, с ДАТА возобновил свое право пользование услугой, предусмотренной п.1 и п.1.1 ч.1 ст. 6.2 Закона от 17.07.1999г. №178-ФЗ (л.д.14).

Следовательно, Кох Н.Д. относится к категории граждан, имеющих право на получение социальных услуг, в том числе и путевки на санаторно-курортное лечение.

Положениями ч.5 ст. 6.3 Закона от 17.07.1999г. №178-ФЗ предусмотрено, что порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития. Порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг устанавливается Правительством Российской Федерации (ч.3 ст. 6.5 Закона)

Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, в том числе инвалидам, утвержден Приказом Министерства здравоохранения и социального развития от 29.12.2004 года №328 (далее - Порядок)

Согласно п.3.3 Порядка путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются Фондом социального страхования Российской Федерации.

В силу п.3.7 указанного Порядка при наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в исполнительные органы Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - исполнительные органы Фонда СС РФ) или органы социальной защиты населения, с которыми исполнительный орган Фонда СС РФ заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение (далее - органы социальной защиты населения), по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в исполнительные органы Фонда СС РФ.

Исполнительные органы Фонда СС РФ и органы социальной защиты населения не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки и справки для получения путевки сообщают гражданину о возможности предоставления санаторно-курортной путевки, соответствующей заявленному профилю лечения, с указанием даты заезда (п.3.8 Порядка).

В силу ч.2. ст.6.3. Закона от 17.07.1999г. №178-ФЗ, периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год.

Как установлено в судебном заседании ДАТА Кох Н.Д. обратился в филиал №5 ГУ-АРО ФСС РФ с заявлением на предоставление путевки на санаторно-курортное лечение, приложив справку для получения путевки от ДАТА НОМЕР по форме №070/у-04 (л.д.6,7).

Право на обращение Кох Н.Д. с данным заявлением в Фонд социального страхования в ДАТА, а также право на получение истцом путевки на санаторно-курортное лечение в ДАТА ответчиками не оспаривается.

Уведомление о постановке на очередь на получение санаторно-курортной путевки получено Кох Н.Д. ДАТА, о чем указано в заявлении на предоставление путевки на санаторно-курортное лечение (л.д.6).

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что Кох Н.Д. соблюден установленный порядок обращения за предоставлением путевки, Кох Н.Д. имел право на обеспечение санаторно-курортным лечением в ДАТА, обратился с соответствующим заявлением в Фонд социального страхования РФ, однако ответчиками путевка на санаторно-курортное лечение не была предоставлена.

Довод ответчика ГУ-АРО ФСС РФ об отсутствие финансовой возможности предоставления путевки Кох Н.Д. в предусмотренный законом срок не может быть признан заслуживающим внимания, поскольку реализация прав граждан, предоставленных федеральным законом, не должна ставится в зависимость от финансирования.

Согласно ст.2 Конституции РФ человек, его права и обязанности являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодателей и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст.18 Конституции РФ).

В силу ст.ст.1, 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации, гражданин не является субъектом бюджетных правоотношений и его право на санаторно-курортное лечение законом не поставлено в зависимость от объема денежных средств, предусмотренных на финансирование набора социальных услуг.

В Законе от 17.07.1999г. №178-ФЗ отсутствуют прямые указания об ограничении обязательств Фонда социального страхования по предоставлению путевок гражданам объемом средств, перечисляемых Фонду из Федерального бюджета.

Согласно Правилам финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.12.2004 года №864, финансирование расходов по предоставлению социальной помощи в виде санаторно-курортного лечения осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на соответствующий год Фонду социального страхования РФ.

Пунктами 11,19,20,21 Правил финансирования расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2004 года № 864, предусмотрено, что обязанность по выдаче путевок, а также формированию бюджетной заявки на финансирование расходов по предоставлению путевок возложена на Фонд социального страхования РФ. Финансирование расходов по предоставлению социальной помощи в виде санаторно-курортного лечения осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на соответствующий год Фонду социального страхования РФ.

В силу прямого указания в Законе от 17.07.1999г. №178-ФЗ на то, что инвалид имеет право на предоставление путевки на санаторно-курортное лечение, суд находит несостоятельным довод ответчика о том, что данный правовой акт не регулирует отношения, связанные с предоставлением гражданам льгот и мер социальной поддержки, а лишь закрепляет дополнительную форму социального обеспечения в виде социальных услуг, предоставление которых является правом федерального законодателя и не носит гарантийного характера, так как он не может являться основанием для отказа гражданину в предоставлении путевки.

Данный Закон закрепляет право определенной категории граждан на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе право на получение путевки санаторно-курортной лечение. Однако закон не устанавливает ограничений при равном праве граждан на получение путевки, по которым одним гражданам путевка выдается, а другим может быть отказано в ее предоставлении, тем более закон не предусматривает в качестве такого основания недостаточное финансирование.

В связи с чем, суд приходит к выводу о том, что при наличии права гражданина на получение путевки на санаторно-курортное лечение, соответствующий орган обязан ее предоставить.

Довод ответчика о том, что путевка Кох Н.Д. не предоставлена из-за того, что в ДАТА путевки выделялись гражданам, имеющим аналогичные медицинские показания, но подавшим заявление ранее, а объем денежных средств, выделенных на приобретение путевок на санаторно-курортное лечение, не позволил удовлетворить потребности всех нуждающихся в санаторно-курортном лечении, суд находит не основанным на положениях закона.

Согласно ст.309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Таким образом, судом установлено, что Кох Н.Д. имеет право на получение путевки на санаторно-курортное лечение, путевка ему не представлена, поэтому в силу ст.46 Конституции РФ он имеет право на судебную защиту своего нарушенного права.

Присуждение обязательства в натуре является одним из способов защиты гражданских прав (ст. 12 ГК РФ).

По вышеизложенным основаниям суд полагает, что надлежащим ответчиком по данному делу является Государственное учреждение - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, так как обязанность по предоставлению путевки на санаторно-курортное лечение лежит на исполнительном органе Фонда социального страхования.

Поскольку право на санаторно-курортное лечение у Кох Н.Д. за ДАТА не погашается истечением календарного года, не обеспечение его путевкой произошло по причинам, от него не зависящим, осталось не реализованным из-за бездействия государственных органов, нарушенное право подлежит восстановлению.

Сведений об исполнении ответчиками обязательств перед Кох Н.Д. суду не представлено.

Прокурором предоставлены письменные доказательства, свидетельствующие, о том, что санаторно-курортное лечение в настоящее время Кох Н.Д. не противопоказано.

Медицинские показания на санаторно-курортное лечение Кох Н.Д. на день рассмотрения дела в суде подтверждаются справкой МУЗ <данные изъяты> от ДАТА НОМЕР по форме №070/у-04 (л.д.9).

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора города Новоалтайска в интересах Кох Н.Д. подлежит удовлетворению в полном объеме.

В соответствии со ст.103 ГПК РФ, государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорциональной удовлетворенной части исковых требований.

Таким образом, с Государственного учреждения - Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования РФ подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, в размере <данные изъяты> рублей в доход местного бюджета.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 103,194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора города Новоалтайска в интересах Кох Н.Д. удовлетворить.

Признать незаконным действия Государственного учреждения - Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по не предоставлению в ДАТА Кох Н.Д. путевки на санаторно-курортное лечение.

Обязать Государственное учреждение - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации предоставить Кох Н.Д. путевку на санаторно-курортное лечение за ДАТА за счет средств федерального бюджета.

Взыскать с Государственного учреждения - Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования Российский Федерации государственную пошлину в доход местного бюджета в размере <данные изъяты> руб.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Новоалтайский городской суд в течение 10 дней со дня окончательной форме.

Председательствующий                                                           Л.В. Колесникова

Мотивированное решение составлено 30.05.2011 года