Решение по делу № 2-1344/2011 по заявлению Афанасьевой А.В. об оспаривании постановления администрации Боровихинского сельского совета о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка



                                                                                                      Дело № 2-1344/2011 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 мая 2011 года                                                                               г.Новоалтайск

Новоалтайский городской суд Алтайского края в составе:

председательствующего: Титовой В.В.,

при секретаре:                   Добротворской В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Афанасьевой А.В. об оспаривании постановления администрации Боровихинского сельского совета Первомайского района Алтайского края о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Афанасьева А.В. обратилась в суд с заявлением, котором указывает, что ДАТА администрацией Боровихинского сельского совета Первомайского района Алтайского края принято Постановление НОМЕР «О предоставлении Халатян Т.С. разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка в АДРЕС рядом с домом НОМЕР», которым нарушаются ее права собственника земельного участка и жилого дома АДРЕС. Постановление НОМЕР принято администрацией Боровихинского сельского совета с нарушением действующего законодательства. В нарушение положений статьи 39 Градостроительного Кодекса РФ, ее, правообладателя земельного участка, имеющего общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивалось разрешение, не известили о проведении публичных слушаний. В связи с отсутствием извещения о проведении публичных слушаний она не смогла представить в комиссию свои возражения, касающиеся указанного вопроса для включения в протокол публичных слушаний, что повлекло принятие незаконного решения. Одновременно Афанасьева А.В. просила восстановить ей срок на обжалование постановления, так как он пропущен по уважительной причине, поскольку о принятом решении ей стало известно ДАТА.

В судебном заседании Афанасьева А.В. на удовлетворении заявления настаивала, по изложенным в нем основаниям. Дополнительно суду пояснила, что установка продуктового киоска в данном месте влечет нарушение ее прав, так как киоск закрывает обзор при выезде из гаража, что препятствует безопасному выезду. Из-за близкого расположения киоска к гаражу зимой заметает снегом ворота гаража, возможная продажа спиртных напитков повлечет их распитие рядом с киоском и соответственно рядом с принадлежащим ей домом. Пояснила, что несмотря на то, что киоск в данном месте был установлен в октябре 2010 года, о проведенных публичных слушаниях и принятии постановления о предоставлении Халатян Т.С. разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка в АДРЕС рядом с домом НОМЕР узнала в ДАТА, когда пришли энергетики подключать киоск к электроэнергии. При установке киоска в ДАТА Халатян Т.С. обращалась к ее родителям за разрешением о его временном размещении на данном месте, при этом разговора о работе киоска не было. С момента установки киоска и до настоящего времени торговля в нем осуществлялась. К ней, как собственнику дома и земельного участка никто не обращался.

Представитель администрации Боровихинского сельского совета Первомайского района Алтайского края по доверенности Сапрыгина З.В. против удовлетворения заявления возражала. Суду пояснила, что перед принятием решения о проведении публичных слушаний Халатян Т.С. обращалась к владельцам дома АДРЕС за разрешением о размещении продуктового киоска рядом с домом, возражений от них не поступило, поэтому было принято решение о проведении публичных слушаний. Извещение о проведении публичных слушаний было опубликовано в газете «Первомайский вестник» и размещено в селе на досках объявлений в установленном порядке. Жители села на публичные слушания не явились, возражения относительно размещения киоска в комиссию не поступили. Публичные слушания проведены в отсутствие населения. По результатам проведения публичных слушаний главой сельского совета издано постановление НОМЕР «О предоставлении Халатян Т.С. разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка в АДРЕС рядом с домом НОМЕР». Непосредственно в адрес Афанасьевой А.В. извещение о проведении публичных слушаний не направлялось.

В ходе подготовки дела к судебному разбирательству судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Халатян Т.С..

Халатян Т.С. в судебном заседании заявление Афанасьевой А.В. поддержала. Суду пояснила, что разговор о размещении киоска рядом с домом НОМЕР у нее состоялся с родителями заявителя, которые представились владельцами дома и не возражали против его размещения. О том, что владельцем земельного участка и расположенного на нем жилого дома является Афанасьева А.В., ей известно не было, соответственно с ней она не разговаривала. Учитывая, что Афанасьева А.В. возражает относительно размещения продуктового киоска рядом с принадлежащим ей земельным участком, она не имеет намерений идти против владельца смежного земельного участка и осуществлять в этом месте торговлю.

Выслушав объяснения Афанасьевой А.В., представителя администрации Боровихинского сельского совета Первомайского района, Халатян Т.С. исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу, что заявление Афанасьевой А.В. подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено судом, земельный участок с расположенным на нем жилым домом по адресу: АДРЕС на праве собственности принадлежат Афанасьевой А.В. (л.д.29-30).

ДАТА Халатян Т.С. обратилась с заявлением на имя Главы Боровихинского сельского совета о согласовании размещения продуктового киоска в АДРЕС, рядом с домом НОМЕР и проведении публичных слушаний по данному вопросу.

ДАТА администрацией Боровихинского сельского совета принято постановление НОМЕР о проведении публичных слушаний по вопросу предоставления Халатян Т.С. разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка в АДРЕС рядом с домом НОМЕР под размещение продуктового киоска с правообладателями земельных участков, расположенных рядом с земельным участком, применительно к которому запрашивается разрешение. Этим же постановлением создана комиссии для рассмотрения результатов публичных слушаний и подготовки рекомендаций для принятия решения о согласовании размещения продуктового киоска (л.д.14).

Население Боровихинского сельского совета о проведении публичных слушаний ДАТА оповещено через доску объявлений в АДРЕС, размещения объявлений в общественных местах и опубликование сообщения в газете «Первомайский вестник» НОМЕР от ДАТА (л.д.16,17,35).

По результатам проведения ДАТА публичных слушаний ДАТА администрацией Боровихинского сельского совета Первомайского района Алтайского края принято Постановление НОМЕР «О предоставлении Халатян Т.С. разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка в АДРЕС рядом с домом НОМЕР» (л.д.21).

Как усматривается из протокола публичных слушаний от ДАТА о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка в АДРЕС рядом с домом НОМЕР Халатян Т.С. под размещение продуктового киоска, Афанасьева А.В. на публичных слушаниях не присутствовала.

Конституция Российской Федерации, провозглашая человека, его права и свободы высшей ценностью и возлагая на государство обязанность по их соблюдению и защите (статья 2), устанавливает, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18); носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления (статья 3, части 1 и 2; статья 32, части 1 и 2).

Во исполнение названных установлений во взаимосвязи с другими положениями Конституции Российской Федерации, согласно которым в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, (статья 12), осуществляемое гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления (статья 130, часть 2), Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закрепляет общие принципы и гарантии участия граждан в местном самоуправлении как одной из форм осуществления народом своей власти, обеспечивающей - в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, указанных в федеральных законах, законами субъектов Российской Федерации, - самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций (статья 1).

К мерам, призванным обеспечивать реализацию гарантий права на местное самоуправление, относится выявление и учет мнения населения по вопросам, затрагивающим условия его проживания и жизнедеятельности. Преследуя цель выявления именно коллективного мнения либо ясно выраженных расхождений во мнениях, имеющих также коллективный, а не индивидуальный, характер, и исходя из того, что процедуры, в рамках которых должно проходить, не ограничиваясь сбором предложений и замечаний, публичное обсуждение таких вопросов, федеральный законодатель предусмотрел в их числе проведение публичных слушаний и закрепил перечень вопросов, по которым оно является обязательным, т.е. не зависит от усмотрения органов публичной власти или их должностных лиц.

Будучи публично-правовым институтом, призванным обеспечить открытое, независимое и свободное обсуждение общественно значимых проблем (вопросов), имеющих существенное значение для граждан, проживающих на территории соответствующего публичного образования, публичные слушания, по смыслу статьи 3 Конституции Российской Федерации и федерального законодательства, которым регулируется их проведение, не являются формой осуществления власти населением. Тем не менее, они предоставляют каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие которого принадлежит компетентным органам и должностным лицам, возможность участвовать в его обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определенным организациям и объединениям. Конечная цель такого обсуждения - выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта. Соответственно, процесс принятия управленческих решений становится более открытым для граждан, и эта открытость обеспечивается принудительной силой закона, обязывающего органы власти проводить публичные слушания по определенным вопросам.

В судебном заседании с достоверностью установлено, что публичные слушания проведены администрацией Боровихинского сельского совета с нарушением требований законодательства, что повлекло нарушение прав заявителя.

В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 28 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" на публичные слушания, в том числе должны выноситься вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Эти вопросы регулируются, в частности, законодательством о градостроительной деятельности, отношения в сфере которой имеют комплексный, межотраслевой характер.

Регламентация градостроительной деятельности направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания. Это корреспондирует и действующему земельному законодательству Российской Федерации, которое регулирует отношения по использованию и охране земли как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, как важнейшей и неотъемлемой части природы, основы осуществления хозяйственной и иной деятельности, чем обусловливается необходимость установления специальных правил в отношении правового режима земли (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 6 ноября 2003 года N 387-О), таких как закрепленная статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации обязанность собственников земельных участков соблюдать при их использовании требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.

Исходя из общих принципов градостроительного законодательства, требующих обязательного учета мнения населения при принятии градостроительных решений, Градостроительный кодекс Российской Федерации предусматривает проведения публичных слушаний по ряду вопросов градостроительной деятельности с участием заинтересованных лиц, чьи законные интересы могут быть нарушены в связи с реализацией на территории, применительно к которой осуществляется подготовка проекта, того или иного градостроительного решения (статьи 24, 28, 31, 39, 40 и 46).

Так, согласно статье 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования проводятся с участием граждан, проживающих в пределах территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок или объект капитального строительства, применительно к которым запрашивается разрешение (часть 3); комиссия в установленный срок направляет сообщения о проведении публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования правообладателям земельных участков, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, правообладателям объектов капитального строительства, расположенных на земельных участках, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение (часть 4); участники публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования вправе представить в комиссию свои предложения и замечания, касающиеся указанного вопроса, для включения их в протокол публичных слушаний (часть 5); заключение о результатах публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет" (часть 6); срок проведения публичных слушаний с момента оповещения жителей муниципального образования о времени и месте их проведения до дня опубликования заключения о результатах публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и не может быть более одного месяца (часть 7); на основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации (часть 8); на основании указанных в части 8 настоящей статьи рекомендаций глава местной администрации в течение трех дней со дня поступления таких рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения. Указанное решение подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет"(часть 9).

Представитель администрации Боровихинского сельского совета в судебном заседании пояснила, что публичные слушания были организованы и проведены в соответствии с утвержденным Положением о публичных слушаниях в муниципальном образовании «Боровихинский сельсовет». Данное Положение не предусматривает направление извещения непосредственно землепользователям, владельцам смежных земельных участков, поэтому извещение о проведении публичных слушаний в адрес Афанасьевой А.В. не направлялось, постановление НОМЕР в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов не опубликовывалось.

Согласно представленных документов, порядок организации и проведения публичных слушаний на территории Боровихинского сельского совета действительно установлен Положением о публичных слушаниях в муниципальном образовании «Боровихинский сельсовет», принятым решением Боровихинского Совета депутатов ДАТА НОМЕР. Данное Положение предусматривает извещение населения Боровихинского сельсовета через средства массовой информации о проводимых публичных слушаниях не позднее 10 дней до даты проведения. Комиссия может использовать и другие формы информирования населения о проводимых публичных слушаниях.

Вместе с тем, в силу требований статьи 39 Градостроительного Кодекса РФ публичные слушания по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования проводятся с участием граждан, проживающих в пределах территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок, применительно к которому запрашивается разрешение, в связи с чем часть 4 статьи 39 Градостроительного Кодекса РФ возлагает на комиссию обязанность направлять сообщения о проведении публичных слушаний по данному вопросу правообладателям земельных участков, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается разрешение.

Требования Градостроительного Кодекса РФ в этой части подлежат неукоснительному исполнению вне зависимости порядка извещения установленного Положением о публичных слушаниях в муниципальном образовании.

В судебном заседании с достоверностью установлено, что сообщение о проведении публичных слушаний по вопросу предоставления Халатян Т.С. разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка в адрес Афанасьевой А.В. Комиссией не направлялось, что представителем заинтересованного лица не оспаривалось.

Учитывая, что собственник смежного земельного участка Афанасьева А.В. в установленном порядке не была извещена о проводимых публичных слушаниях по вопросу предоставления Халатян Т.С. разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка в АДРЕС рядом с домом НОМЕР, в связи с чем не имела возможности принять в них участие и представить в комиссию свои предложения и замечания, касающиеся указанного вопроса, для включения их в протокол публичных слушаний, суд приходит к выводу, что администрацией Боровихинского сельского совета допущено нарушение права заявителя на участие в обсуждении поставленного вопроса и выражение своего мнения.

В связи с изложенным, принимая во внимание, что установленный порядок проведения публичных слушаний нарушен, постановление администрации Боровихинского сельского совета Первомайского района Алтайского края НОМЕР от ДАТА «О предоставлении Халатян Т.С. разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка в АДРЕС рядом с домом НОМЕР» следует признать недействительным.

Срок на обращение в суд с заявлением об оспаривании названного постановления Афанасьевой А.В. не пропущен.

Согласно ст.256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

Афанасьева А.В. суду пояснила, что о принятом постановлении узнала ДАТА, после чего сразу же обратилась в администрацию Боровихинского сельского совета с заявлением, в котором высказала свое несогласие с данным постановлением.

Факт обращения в администрацию Боровихинского сельского совета подтверждается представленной суду и исследованной в судебном заседании копией заявления от ДАТА (л.д.12).

Принимая во внимание, что о проводимых публичных слушаниях Афанасьева А.В. не извещалась, что постановление НОМЕР от ДАТА не было опубликовано в установленном статьей 39 Градостроительного кодекса РФ порядке, суд приходит к выводу, что о принятом администрацией постановлении НОМЕР заявитель узнала не ранее ДАТА.

Доказательств обратного представителем заинтересованного лица суду не представлено.

Более того, заинтересованное лицо Халатян Т.С. в судебном заседании поясняла, что размещение продуктового киоска согласовывала с родителями заявителя, к Афанасьевой А.В. не обращалась, поскольку не знала, что она является владельцем земельного участка. Что также подтверждает доводы заявителя.

Учитывая, что срок на обращение в суд с заявлением Афанасьевой А.В. не пропущен, оснований для его восстановления не имеется, данное ходатайство заявлено Афанасьевой А.В. излишне.

Руководствуясь ст.194, ст.198, 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Афанасьевой А.В. удовлетворить.

Признать Постановление НОМЕР от ДАТА администрации Боровихинского сельского совета Первомайского района Алтайского края о предоставлении Халатян Т.С. разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка в АДРЕС рядом с домом НОМЕР недействительным.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Алтайского краевого суда через Новоалтайский городской суд в течение 10 дней со дня принятия его судом в окончательной форме.

Председательствующий                                                           В.В.Титова

Мотивированное решение составлено 17.05.2011.