Дело № 2-1675/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г. Новоалтайск 11 июля 2011 года Новоалтайский городской суд Алтайского края в составе: председательствующего Петрова Р.Э., при секретаре Деминой В.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора г. Новоалтайска в интересах Скоробогатовой Е.И. к Государственному учреждению - Алтайскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации, филиалу №5 Государственного учреждения - Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации о признании действий незаконными, возложении обязанности предоставить путевки на санаторно-курортное лечение, УСТАНОВИЛ: Прокурор г. Новоалтайска в интересах Скоробогатовой Е.И. обратился в суд с указанным иском к Государственному учреждению - Алтайскому региональному отделению Фонда социального страхования РФ, филиалу №5 Государственного учреждения - Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования РФ, в котором просил признать незаконным действия ответчиков, возложить на них обязанность предоставить путевки на санаторно-курортное лечение Скоробогатовой Е.И. В обоснование иска прокурор ссылается на то, что в прокуратуру г. Новоалтайска поступило заявление Скоробогатовой Е.И. с просьбой обратиться в суд в её интересах, с иском о возложении обязанности на Фонд социального страхования РФ предоставить путевку на санаторно-курортное лечение. В ходе проверки установлено, что Скоробогатова Е.И. является инвалидом и в соответствии со ст.6.1 Федерального закона №178-ФЗ от 17.07.1999г. «О государственной социальной помощи» имеет право на получение государственного социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе на предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение. Согласно п.3.7 Приказа Минздравсоцразвития Российской Федерации от 29.12.2004г. №328 «Об утверждении порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан», с заявлением на предоставление путевки гражданин должен обратиться в исполнительный орган Фонд социального страхования РФ (далее - ФСС РФ) по месту жительства до 1 декабря текущего года. ДАТА Скоробогатова Е.И. обратилась в филиал №5 Государственного учреждения - Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования РФ с письменным заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение в 2010 году, но до настоящего времени Скоробогатова Е.И. путевкой не обеспечен. В ответ на запрос прокурора директор филиала №5 Государственного учреждения - Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования РФ указал, что Скоробогатова Е.И. не обеспечена путевкой на санаторно-курортное лечение в силу того, что обязательства фонда ограничены объемом средств, перечисленных Фонду из федерального бюджета, средств из бюджета выделено было недостаточно, в связи с чем, не представилось возможным обеспечить всех граждан льготной категории путевками, заявления граждан по предоставлению санаторно-курортного лечения удовлетворялись в порядке очередности. В силу ст.1, 152 Бюджетного кодекса РФ гражданин не является субъектом бюджетных правоотношений и его право на санаторно-курортное лечение законом не поставлено в зависимость от объема денежных средств, предусмотренных на финансирование набора социальных услуг. В связи с тем, что Фондом социального страхования обязательства по предоставлению Скоробогатовой Е.И. путевки на санаторно-курортное лечение в 2010 году исполнены не были, у него сохранилось право на получение путевки в 2011 году. Истец Скоробогатова Е.И. в судебное заседание не явилась, извещена. В судебном заседании помощник прокурора г.Новоалтайска - Овчиникова С.С. исковые требования поддержала в полном объеме, по изложенным в иске основаниям, настаивала на их удовлетворении. Ответчик - Филиал №5 Государственного учреждения - Алтайского регионального отделения Фонда Социального страхования РФ в суд представителя не направил, о судебном заседании извещен надлежащим образом. Представитель ответчика Государственного учреждения - Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в судебное заседание не явился, извещен. Суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся надлежаще извещенных лиц. Выслушав прокурора, исследовав письменные доказательства, суд находит иск прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. Судом установлено, что Скоробогатова Е.И. обратился в прокуратуру г. Новоалтайска по вопросу непредставления ей путевки на санаторно-курортное лечение за 2010 год. Прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите инвалидов. В ходе проверки установлено, что Скоробогатова Е.И. в нарушение Федерального закона РФ от 17.07.1999г. №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» в 2010 году не обеспечена путевкой на санаторно-курортное лечение, так как путевки на санаторно-курортное лечение распределены гражданам-получателям набора социальных услуг, подавшим заявления ранее. Права Скоробогатовой Е.И. нарушены неисполнением Государственным учреждением - Алтайским региональным отделением Фонда социального страхования РФ (далее - ГУ-АРО ФСС РФ) своих обязательств. В соответствии со ст.39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Согласно ст.6.1 Закона от 17.07.1999г. №178-ФЗ, право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют инвалиды. Статьей 6.2 Закона от 17.07.1999г. №178-ФЗ в состав предоставляемого гражданам набора социальных услуг включается предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение. Скоробогатова Е.И. относится к категории граждан, имеющих право на получение социальных услуг, в том числе и путевки на санаторно-курортное лечение, так как она является инвалидом <данные изъяты>, что подтверждается справкой НОМЕР НОМЕР (л.д.11). Порядок обращения указанных лиц за предоставлением набора социальных услуг, а также порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг, устанавливается Правительством РФ (абз. 2 ст. 6.7 Закона от 17.07.1999г. №178-ФЗ). Согласно Правилам финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.12.2004 года №864, финансирование расходов по предоставлению социальной помощи в виде санаторно-курортного лечения осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на соответствующий год Фонду социального страхования РФ. Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан утвержден Приказом Министерства здравоохранения и социального развития от 29.12.2004 года №328 (далее - Порядок) Согласно п.3.3 Порядка путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются Фондом социального страхования Российской Федерации. В силу п.3.7 указанного Порядка при наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в исполнительные органы Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - исполнительные органы Фонда СС РФ) или органы социальной защиты населения, с которыми исполнительный орган Фонда СС РФ заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение (далее - органы социальной защиты населения), по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в исполнительные органы Фонда СС РФ. Исполнительные органы Фонда СС РФ и органы социальной защиты населения не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки и справки для получения путевки сообщают гражданину о возможности предоставления санаторно-курортной путевки, соответствующей заявленному профилю лечения, с указанием даты заезда (п.3.8 Порядка). В силу ч.2. ст.6.3. Закона от 17.07.1999г. №178-ФЗ, периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год. Как установлено в судебном заседании ДАТА Скоробогатова Е.И., обратилась в филиал №5 ГУ-АРО ФСС РФ с заявлением для получения путевки на санаторно-курортное лечение, приложив справку для получения путевки от ДАТА НОМЕР по форме НОМЕР/у-04 (л.д.6). Право обращения истца с данным заявлением, а также право на получение путевки ответчиками не оспаривалось. Уведомление о постановке на очередь на получение санаторно-курортной путевки получено Скоробогатовой Е.И. ДАТА, о чем указано в заявлении о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение (л.д.6). Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что Скоробогатовой Е.И. был соблюден установленный порядок обращения за предоставлением путевки, Скоробогатова Е.И. имела право на обеспечение санаторно-курортным лечением в 2010 году, обратилась с соответствующим заявлением в Фонд социального страхования РФ, однако путевка ответчиками не была предоставлена. Довод ответчика ГУ-АРО ФСС РФ об отсутствие финансовой возможности предоставления путевки Скоробогатовой Е.И. в предусмотренный законом срок не может быть признан заслуживающим внимания, поскольку реализация прав граждан, предоставленных федеральным законом, не должна ставится в зависимость от финансирования. Согласно ст.2 Конституции РФ человек, его права и обязанности являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодателей и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст.18 Конституции РФ). В силу ст.ст.1, 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации, гражданин не является субъектом бюджетных правоотношений и его право на санаторно-курортное лечение законом не поставлено в зависимость от объема денежных средств, предусмотренных на финансирование набора социальных услуг. В Законе от 17.07.1999г. №178-ФЗ отсутствуют прямые указания об ограничении обязательств Фонда социального страхования по предоставлению путевок гражданам объемом средств, перечисляемых Фонду из Федерального бюджета. Согласно п.п. 11,19 Правил финансирования расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2004 года № 864, обязанность по выдаче путевок, а также формированию бюджетной заявки на финансирование расходов по предоставлению путевок возложена на Фонд социального страхования РФ. Финансирование расходов по предоставлению социальной помощи в виде санаторно-курортного лечения осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на соответствующий год Фонду социального страхования РФ. В силу прямого указания в Законе от 17.07.1999г. №178-ФЗ на то, что инвалид имеет право на предоставление путевки на санаторно-курортное лечение, суд находит несостоятельным довод ответчика о том, что данный правовой акт не регулирует отношения, связанные с предоставлением гражданам льгот и мер социальной поддержки, а лишь закрепляет дополнительную форму социального обеспечения в виде социальных услуг, предоставление которых является правом федерального законодателя и не носит гарантийного характера, так как он не может являться основанием для отказа гражданину в предоставлении путевки. Данный Закон закрепляет право определенной категории граждан на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе право на получение путевки санаторно-курортной лечение. Однако закон не устанавливает ограничений при равном праве граждан на получение путевки, по которым одним гражданам путевка выдается, а другим может быть отказано в ее предоставлении, тем более закон не предусматривает в качестве такого основания недостаточное финансирование. В связи с чем, суд приходит к выводу о том, что при наличии права гражданина на получение путевки на санаторно-курортное лечение, соответствующий орган обязан ее предоставить. Довод ответчика о том, что путевка Скоробогатовой Е.И. не предоставлена из-за того, что в 2010 году путевки выделялись гражданам, имеющим аналогичные медицинские показания, но подавшим заявление ранее, а объем денежных средств, выделенных на приобретение путевок на санаторно-курортное лечение, не позволил удовлетворить потребности всех нуждающихся в санаторно-курортном лечении, суд находит не основанным на законе. Согласно ст.309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Таким образом, судом установлено, что Скоробогатова Е.И. имеет право на получение путевки на санаторно-курортное лечение, путевка ей не представлена, поэтому в силу ст.46 Конституции РФ она имеет право на судебную защиту своего нарушенного права. По смыслу ст.45 ГПК РФ прокурор имеет право обращения в суд в защиту прав гражданина в области социального обеспечения. Согласно п.1 ст.46, п.1 ст.48 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, а также право на получение юридической помощи. Исходя из этого, суд считает, что прокурор г. Новоалтайска обосновано, в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд в интересах Скоробогатовой Е.И. Присуждение обязательства в натуре является одним из способов защиты гражданских прав (ст. 12 ГК РФ). По вышеизложенным основаниям суд полагает, что надлежащим ответчиком по данному делу является ГУ - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, так как обязанность по предоставлению путевки на санаторно-курортное лечение лежит на исполнительном органе Фонда социального страхования. Поскольку право на санаторно-курортное лечение у Скоробогатовой Е.И. за 2010 год не погашается истечением календарного года, не обеспечение её путевкой произошло по причинам, от него не зависящим, осталось не реализованным из-за бездействия государственных органов, нарушенное право подлежит восстановлению. Сведений об исполнении ответчиками обязательств перед Скоробогатовой Е.И. суду не представлено. Прокурором предоставлены письменные доказательства, свидетельствующие, о том, что санаторно-курортное лечение в настоящее время Скоробогатовой Е.И. не противопоказано. Медицинские показания на санаторно-курортное лечение Скоробогатовой Е.И. на день рассмотрения дела в суде подтверждаются справкой от ДАТА НОМЕР по форме НОМЕР/у-04. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что исковое заявление прокурора г. Новоалтайска в интересах Скоробогатовой Е.И. подлежит удовлетворению в полном объеме. В соответствии со ст.103 ГПК РФ, государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорциональной удовлетворенной части исковых требований. Таким образом, с Государственного учреждения - Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования РФ подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, в размере 200 рублей в доход местного бюджета. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 103,194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора г. Новоалтайска в интересах Скоробогатовой Е.И. удовлетворить. Признать незаконным действия Государственного учреждения - Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования Российский Федерации по не предоставлению в 2010 году Скоробогатовой Е.И., путевки на санаторно-курортное лечение. Обязать Государственное учреждение - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации предоставить Скоробогатовой Е.И. путевку на санаторно-курортное лечение за 2010 год за счет средств федерального бюджета. Взыскать с Государственного учреждения - Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования Российский Федерации государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 200 руб. Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Новоалтайский городской суд в течение 10дней со дня изготовления в окончательной форме. Председательствующий Р.Э. Петров Мотивированное решение изготовлено 18.07.2011 года