решение № 2-1257/2011 по иску о признании действий незаконными и возложении обязанности предоставить путевку на санаторно-курортное лечение. Вступило в законную силу.



Дело № 2-1256/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Новоалтайск                                                                                                ДАТА

        Новоалтайский городской суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи                Хохловой Е.В.,

при секретаре                                            Денисовой Н.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Алтайский прокурор по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах в интересах Макарова В.И. к Государственному учреждению - Алтайскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации, филиалу № 5, Государственного учреждения - Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации о признании действий незаконными и возложении обязанности предоставления путевки на санаторно-курортное лечение,

УСТАНОВИЛ:

        Алтайский прокурор по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах в интересах Макарова В.И. обратился в суд к вышеуказанным ответчикам с иском о признании бездействия по не предоставлению путевки на санаторно-курортное лечение незаконными и возложении обязанности предоставить Макарову В.И. путевку на санаторно-курортное лечение за ДАТА год за счет средств федерального бюджета. В обоснование иска прокурор указал, что в Алтайскую прокуратуру по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах поступило заявление Макарова В.И. с просьбой обратиться в суд в его интересах с иском к Фонду социального страхования о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение. В ходе проверки установлено, что Макаров В.И. является инвалидом <данные изъяты> группы по заболеванию системы кровообращения.. Макаров В.И. обратился ДАТА с заявлением в Государственное учреждение - Алтайскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации, филиалу № 5 о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, однако в ДАТА году и в истекшем периоде ДАТА года такая путевка предоставлена не была. Согласно медицинской справке инвалиду Макарову В.И. предписано санаторно-курортное лечение в условиях санатория с заболеванием системы кровообращения один раз в год, в любом сезоне. Согласно п.8 ст. 6.1 Федерального закона «О государственной социальной помощи» инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе на предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение.

В соответствии с ч. 2 ст.9 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» основные направления реабилитации инвалидов включают в себя санаторно-курортное лечение.

В силу ч.2 ст. 11 указанного закона индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами исполнительной власти, а также организациями независимо от организационно-правовых форм.

На основании ч.2 ст. 6.3 Федерального закона «О государственной социальной помощи» периодами предоставления гражданам социальных услуг является календарный год.

Согласно п.3.3 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 29.12.2004 года № 328, обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории РФ. В силу п.3.3. Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются Фондом социального страхования Российской Федерации. При этом гражданин должен обратиться с заявлением до 01 декабря текущего года. В данном случае все требования соблюдены, однако путевка не выделена по вине филиала № 5 Государственного учреждения - Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации. Исходя из ст.ст. 1 и 152 Бюджетного кодекса РФ гражданин не является субъектом бюджетных правоотношений, соответственно право инвалида на санаторно-курортное лечение не может быть поставлено в зависимость от объема денежных средств, предусмотренных на финансирование набора социальных услуг. Более того, закон не ограничивает право гражданина на обеспечение санаторно-курортным лечением в текущем году окончанием года, поскольку право гражданина осталось нереализованным из-за бездействия государственных органов. Алтайский прокурор по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах просит признать бездействие Государственного учреждения - Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, филиал № 5 по непредставлению в ДАТА и в истекшем периоде ДАТА года инвалиду Макарову В.И.путевки на санаторно-курортное лечение незаконным, обязать Государственное учреждение - Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, филиал № 5 предоставить инвалиду Макарову В.И. в ДАТА году путевку на санаторно-курортное лечение за ДАТА год за счет средств федерального бюджета.

        Материалами гражданского дела установлено, что истец Макаров В.И., ДАТА года рождения, согласно справке НОМЕР является инвалидом (л.д.17).

        Исходя из этого, суд считает, что Алтайский прокурор по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах обосновано, в порядке ст. 45 ГПК РФ (в ред. Федерального закона от 05.04.2009 года № 43-ФЗ) обратился в суд в интересах Макарова В.И..

        Истец Макаров В.И. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, расписка в деле.

        В судебном заседании Алтайский прокурор по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах Ельсуков А.А. исковые требования поддержал в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске, настаивал на их удовлетворении.

        Представитель ответчиков - Филиала № 5 Государственного учреждения - Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования РФ и Государственного учреждения - Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в судебное заседание не явился, извещен, уведомление в деле.

        Суд, с учетом мнения прокурора, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

        Выслушав прокурора, исследовав письменные доказательства, суд находит иск прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

        Судом установлено, что согласно справке НОМЕР Макаров В.И,. ДАТА года рождения, является инвалидом (л.д17).

       ДАТА Макаров В.И. обратился в филиал № 5 Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования РФ с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение. Наличие медицинских показаний для прохождения санаторно-курортного лечения было подтверждено справкой для получения путевки от ДАТА, выданной МУЗ «Городская больница» городского округа закрытого административно-территориального образования АДРЕС, по соответствующей форме НОМЕР/у-04, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 22.11.2004 года № 256 (л.д.7).

        Федеральным законом «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 года № 178-ФЗ (далее - Закон) предусмотрены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

        В силу ст. 6.1 Закона право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют, в том числе, и инвалиды.

        Согласно п.п. 1.1 ст. 6.2 Закона в состав предоставляемых гражданам набора социальных услуг включается предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании.

        Порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг, предусмотренных главой 2 ФЗ «О государственной социальной помощи», устанавливается Правительством РФ (ч. 3 ст. 6.5 Закона).

        Согласно Правилам финансирования расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2004 года № 864, финансирование расходов по предоставлению социальной помощи в виде санаторно-курортного лечения осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на соответствующий год Фонду социального страхования РФ.

        В силу ч. 2. ст. 6.3. Закона, периодом предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой является календарный год.

        В соответствии с ч.5 ст. 6.3 Закона, порядок предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.

        Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан утвержден Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.12.2004 года № 328.

        В соответствии с п. 3.3 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан (далее - Порядок) путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются Фондом социального страхования.

        Согласно п. 3.7 указанного Порядка при наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в исполнительные органы Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - исполнительные органы Фонда) или органы социальной защиты населения, с которыми исполнительный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение (далее - органы социальной защиты населения), по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в исполнительные органы Фонда. Исполнительные органы Фонда и органы социальной защиты населения не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки и справки для получения путевки сообщают гражданину о возможности предоставления санаторно-курортной путевки, соответствующей заявленному профилю лечения, с указанием даты заезда (п. 3.8 Приказа).

        Право на обращение с данным заявлением, а также право на получение истцом путевки на санаторно-курортное лечение в ДАТА году ответчиками не оспаривается.

        При обращении к ответчику с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение в ДАТА году истцом в установленном порядке была предоставлена справка о нуждаемости в санаторно-курортном лечении.

        Поскольку истец Макаров В.И. в установленном порядке до ДАТА обратился к ответчикам по вопросу предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, то у него возникло право на получение путевки в ДАТА году. Не предоставление такой путевки в ДАТА году фактически свидетельствует об отказе в ее предоставлении в предусмотренный законом срок.

        Довод ответчика об отсутствии финансовой возможности предоставления путевки Макарову В.И.. в предусмотренный законом срок не может быть признан заслуживающим внимания, поскольку реализация прав граждан, предоставленных федеральным законом, не должна ставиться в зависимость от финансирования.

        Согласно ст. 2 Конституции РФ человек, его права и обязанности являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодателей и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18 Конституции РФ).

        В соответствии с п. 4 «Правил финансирования расходов по представлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2004 года № 864, финансирование расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, - на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение и проезду на междугороднем транспорте к месту лечения и обратно, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год Фондом социального страхования Российской Федерации.

        В силу ст. ст. 1, 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации, гражданин не является субъектом бюджетных правоотношений и его право на санаторно-курортное лечение законом не поставлено в зависимость от объема денежных средств, предусмотренных на финансирование набора социальных услуг.

        В Федеральном законе от 17.07.1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» отсутствуют прямые указания об ограничении обязательств Фонда социального страхования по предоставлению путевок гражданам объемом средств, перечисляемых Фонду из Федерального бюджета.

        Согласно п.п. 11, 19 Правил финансирования расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2004 года № 864, обязанность по выдаче путевок, а также формированию бюджетной заявки на финансирование расходов по предоставлению путевок возложена на Фонд социального страхования РФ. Финансирование расходов по предоставлению социальной помощи в виде санаторно-курортного лечения осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на соответствующий год Фонду социального страхования РФ.

        В силу прямого указания в Федеральном законе «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 года № 178-ФЗ на то, что инвалид имеет право на предоставление путевки, в связи с чем, довод ответчика о том, что предоставление социальных услуг является правом федерального законодателя и не носит гарантийного характера, является несостоятельным.

        Согласно ст. 309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

        Судом установлено, что истец имеет право на получение путевки на санаторно-курортное лечение, путевка ему не представлена, поэтому в силу ст. 46 Конституции РФ он имеет право на судебную защиту своего нарушенного права.

        Присуждение обязательства в натуре является одним из способов защиты гражданских прав (ст. 12 ГК РФ).

        По изложенным основаниям суд полагает, что надлежащим ответчиком по данному делу является ГУ - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, так как обязанность по предоставлению путевки на санаторно-курортное лечение лежит на исполнительном органе Фонда социального страхования, а также находит не убедительным довод ответчика о том, что объем денежных средств, выделенных на приобретение путевок на санаторно-курортное лечение, не позволил удовлетворить потребности всех нуждающихся в санаторно-курортном лечении в ДАТА году.

        При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что исковое заявление Алтайского прокурора по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах в интересах Макарова В.И. подлежит удовлетворению в полном объеме.

        В соответствии со ст. 89 ГПК РФ, ст. 333.36 НК РФ, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах, освобождаются истцы по искам неимущественного характера, связанных с защитой прав и законных интересов инвалидов.

        Согласно ст. 103 ГПК РФ, государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

        Поэтому с Государственного учреждения - Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования РФ подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, в размере <данные изъяты> рублей в доход местного бюджета.

        На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

                                                                РЕШИЛ:

        Исковые требования Алтайского прокурора по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах в интересах Макарова В.И. удовлетворить.

        Признать бездействие Государственного учреждения - Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по непредставлению в ДАТА и в истекшем периоде ДАТА года инвалиду Макарову В.И. путевки на санаторно-курортное лечение незаконным.

Обязать Государственное учреждение - Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации предоставить инвалиду Макарову В.И. в ДАТА году путевку на санаторно-курортное лечение за ДАТА год за счет средств федерального бюджета.

            Взыскать с Государственного учреждения - Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования Российский Федерации государственную пошлину в доход местного бюджета в размере <данные изъяты> руб.

        Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Алтайского краевого суда через Новоалтайский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления в окончательной форме.

Председательствующий                                                                 Е.В.Хохлова

Мотивированное решение изготовлено ДАТА